Проектная работа "Растим патриотов России!"
проект по теме
Данная работа была выполнена как защита курсового проекта по повышению квалификации педагога. по воспитательной работе.В презентации использованы фотоматериалы автора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_patrioticheskogo_vospitaniya_2009.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА И ЖКХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 5
АВТОРСКИЙ ПРОЕКТ:
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
АВТОР ПРОЕКТА: Панченкова Ирина Ивановна, преподаватель общественных дисциплин ГОУ НПО ПУ № 5 г. Белгорода, высшая квалификационная категория
Белгород 2011
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТАПрограмма патриотического воспитания учащихся разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов Российской Федерации “О Воинской обязанности и воинской службе”, “Об обороне”, “О гражданской обороне”, письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. №1133/14 – 12, Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 гг.» утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. № 358-пп.
Кризис в сфере воспитания, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требуют осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы, использование межпредметных связей и усиление воспитательной роли уроков гуманитарного цикла в образовательном процессе.
Программа предполагает тесное взаимодействие учебного заведения с различными государственными структурами и общественными объединениями, Белгородско-Старооскольской епархией в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи.
В настоящее время любое учебное заведение наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов, призвано выступать как устойчивый институт социализации личности, который должен противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении молодежи, способствовать формированию патриотизма и гражданской активности молодежи как через учебный процесс, так и посредством различных форм внеучебной деятельности.
Патриотическое воспитание должно представлять собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у молодежи патриотических качеств личности, чувства верности своему Отечеству, заботы о его интересах, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Важное место в патриотическом воспитании учащихся должны занимать события Великой Отечественной войны и те люди, которые завоевали Великую Победу. Это связано, прежде всего, с тем, что общество и подрастающее поколение обязаны ещё при жизни ветеранов войны воздать им дань уважения и благодарности за жизнь нынешних россиян.
В организации и проведении работы по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи важно учитывать и то, что Россия - это огромная многонациональная страна. Поэтому необходимо в стенах учебного заведения уделять особое внимание формированию у будущих специалистов национальной и религиозной толерантности.
Для того чтобы достичь этих целей, необходима целенаправленная деятельность, ориентированная на непрерывную связь образования и воспитания, системный, комплексный подход, охватывающий все стороны формирования личности будущего специалиста.
Всё вышеизложенное доказывает необходимость разработки и реализации целевой программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Программа «Растим патриотов России» носит комплексный характер и рассчитана на 2011-2015 годы. Она включает в себя следующие компоненты: цели, задачи, основные направления, формы работы и систему мер по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
- Создание необходимых научно-методических, организационных, информационных и других условий для совершенствования деятельности по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию учащихся направленному на гражданское становление личности, возрождение патриотизма и русской духовной культуры.
- Обеспечение систематической и целенаправленной деятельности по формированию у обучающейся молодежи патриотических качеств личности, чувства верности своему Отечеству, заботы о его интересах, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Воспитание патриота и гражданина своего Отечества предполагает решение следующих задач:
- Прививать учащимся высокие моральные качества, психологически и физически подготовить к военной службе.
- Активное изучение учащимися исторических страниц воинской славы русского оружия.
- Формирование такого мировоззрения, которое достойно гражданина и патриота своей Родины.
- Проведение комплекса профориентационных мероприятий по пропаганде профессии защитника Отечества.
- Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями в г. Белгороде.
- Укрепление учебно-материальной базы, оборудования кабинета ОБЖ., истории, училищного музея.
- Развитие самоуправления и повышения общественной активности учащихся, формирования активной жизненной позиции.
- Осуществление комплекса мероприятий по патриотической работе с учащимися с привлечением военнослужащих запаса, ветеранов войны и труда.
- Установление тесных связей с учреждениями культуры г. Белгорода.
- Сосредоточение работы в историко-краеведческом клубе «Истоки», в клубе «Патриот», в театральной студии.
III. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ ПРОГРАММЫ
Формирование на примерах отечественной истории, культурных ценностей личности гражданина-патриота.
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Решению обозначенных в Программе целей и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
- Духовно-нравственное воспитание.
- Историческое воспитание.
- Политико-правовое воспитание.
- Патриотическое воспитание.
- Воспитание на воинских традициях.
V. РАБОЧИЙ ПЛАН
Сентябрь
Месячник безопасности жизнедеятельности учащихся
- Организация работы спортивных, туристических кружков на базе училища, дня здоровья (1-3 курс).
- Лекторий: «Безопасное поведение на улицах и перекрёстках города» (1-3 курс).
- Уголок Памяти «Россия против террора» (проведение информационных классных часов).
- Посещение музея-выставки пожарной безопасности в государственном историко-краеведческом музее г. Белгорода.
- Беседа «Противопожарная безопасность». Встреча с представителем противопожарной службы. (1-3 курс).
- Лекции врачей-специалистов.
- Музейная гостиная «Гроза 12 года».
Октябрь
- Лекторий «Первоначальная постановка граждан на воинский учёт. Обязанности граждан по воинскому учёту» (1-3 курс).
- Литературная гостиная «Стихи военных лет».
- Городской конкурс чтецов, посвященный 67-летию Победы в ВОВ.
Ноябрь
- Посещение краеведческого музея
- Совместное заседание клубов «Триумф» и «Истоки»
Декабрь
- Первоначальная постановка учащихся училища, достигших приписного возраста, на воинский учёт.
- Музейная гостиная «От Клина до Берлина».
- Неделя правовых знаний.
Январь – февраль
- Месячник оборонно-массовой работы Встречи с ветеранами войн и вооруженных конфликтов, военнослужащими.
- Слет «Вперед, мальчишки!».
- Конкурс рисунков «Дети об армии».
- «А ну-ка, парни».
- Фестиваль солдатской песни.
- Конкурс военного плаката.
- Участие в городском фестивале «Лира в солдатской шинели».
Март
- Конкурс исследовательских работ «Моя родословная как страничка истории моей страны»
- Подготовка мероприятий ко Дню Победы:
- Музыкально-литературная композиция о войне.
- Читательская конференция по книге Е. Велтистова «Прасковья».
Апрель
- Выпуск боевых листков о ветеранах Великой Отечественной войны нашего микрорайона.
- Выпуск тематических стенных газет ко Дню Победы.
- Экскурсия в морской музей школы №29 им. Д.Б. Мурачёва
- Спортивные соревнования, посвящённые Дню Победы.
Май
- Уроки мужества (все группы).
- Военно-полевые сборы.
- Музейная гостиная в клубе «Победители».
- Тематические выпуски стенгазет по Дням воинской славы.
VI. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Участие во Всероссийской викторине «Россия-родина моя».
- Общеучилищные мероприятия по тематике «Защита Отечества - почётная обязанность гражданина России» (беседы, лекции, доклады).
- Месячник защитника Отечества.
- Кинофестивали или просмотр отдельных фильмов по военно-патриотической тематике.
- Фестиваль военно-патриотической песни.
- Конкурсы на лучшую музыкальную композицию военных песен.
- Конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику.
- Театральные постановки военно-патриотической направленности.
- Походы школьников по местам боевой и трудовой славы.
- Поисковая работа.
- Шефство над инвалидами и ветеранами войны своего микрорайона.
- Встречи с ветеранами войны и труда.
- Оформления выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков.
- Организация и работа военно-патриотических и спортивных кружков.
- Проведение спортивных игр.
- Дни памяти полководцев Жукова Г.К., Ватутина Н.Ф., Апанасенко И.Г.
- Участие в смотрах военно-патриотической работы.
- Соревнования по военно-прикладным видам спорта.
- Экскурсии в воинские части и военно-учебные заведения.
- Встречи с воинами – выпускниками училища.
- Участие в интернет-конкурсах.
- Совместная работа клуба «Истоки» ПУ №5 с клубом «Триумф» государственного историко-краеведческого музея и клубом «Победители» музея–диорамы г. Белгорода.
- Связь с Советом ветеранов ВОВ г. Белгорода.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Укрепление физического и психологического здоровья учащихся.
- Воспитание качеств личности: уважение и любовь к Родине и ее истокам, традициям, символике.
- Воспитание гуманности, способности к сотрудничеству, трудолюбия, честности, самостоятельности.
- Формирование личности учащегося, готового к защите Отечества.
- Участие в областных конференциях, семинарах, конкурсах научных работ и молодёжных проектов по гражданско-патриотической и правовой тематике;
- Обобщение и распространение лучшего опыта работы по гражданско-патриотическому становлению будущих специалистов, издание методических материалов в помощь кураторам академических групп;
- Укрепление и расширение сотрудничества с областными музеями, государственными структурами и общественными объединениями в граж-данско-патриотическом воспитании студенческой молодёжи.
XIII. СИСТЕМА ПАРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
- Морально - психологическая подготовка осуществляется на уроках общественно - исторического и гуманитарного цикла.
Внеурочная работа:
- кружки по предметам;
- уроки мужества;
- конкурсы сочинений на военно-патриотическую тему;
- обсуждение книг, кинофильмов;
- военно-шефская работа;
- Военно-техническая подготовка
Внеурочная работа:
кружки по предметам;
технические кружки и секции;
- Военно-физическая подготовка. Осуществляется на уроках ОБЖ и физкультуры.
Внеурочная работа:
- сдача нормативов по ГО;
- спортивные секции;
- соревнования по военно-прикладным видам спорта;
- спортивные лагеря;
- военизированные походы, военно-спортивные праздники и вечера.
IX. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
1. Функции управления:
- целеполагание – педагогический анализ;
- разработка моделей готовности к защите Отечества – координация;
- переход к организационным задачам - контроль.
2. Состав и структура системы управления:
- администрация;
- ученический совет;
- МО классных руководителей;
- МО учителей-предметников;
- ученическое самоуправление;
- клуб «Истоки»;
- клуб «Патриот»;
- театральная студия.
3. Методическое обеспечение:
- внедрение нового содержания, форм и методов патриотического воспитания;
- организация методической учебы коллектива.
X. ПРИНЦИП ПРОГРАММЫ
Воспитание личности безопасного типа, гражданина, защитника Отечества, способного мобилизовать все приобретённые качества в экстремальных условиях.
XI. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ УЧИЛИЩА
Директор училища осуществляет:
- общее руководство патриотическим воспитанием, подбор, воспитание и расстановка кадров;
- анализ состояния патриотической работы, её планирование, согласование планов с общественными организациями, базовыми предприятиями;
- выдвижение инициативных решений по совершенствованию патриотической деятельности, педагогического мастерства учителей, организаторов внеклассной и внешкольной работы, преподавателей ОБЖ;
- внутриучилищный учёт и контроль за выполнением патриотической работы;
- создание необходимых материальных, социальных и морально психологических условий для организации патриотического воспитания.
Является председателем общественного совета по патриотическому воспитанию.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- выявляет возможности учебных программ для решения задач патриотического воспитания, реализует их в учебно-воспитательном процессе;
- обеспечивает единство и взаимосвязь урочной и внеурочной работы по подготовке молодёжи к защите Отечества;
- заботится о методическом обеспечении патриотической направленности учебно-воспитательного процесса;
- осуществляет помощь в преподавании предмета ОБЖ в учебное время и проведение факультативных занятий во внеурочное время, создаёт с помощью директора училища необходимую для этого материальную базу;
- обеспечивает межпредметные связи ОБЖ с общеобразовательными дисциплинами;
- организует кружковую работу патриотической направленности;
- руководит подготовкой и проведением военно-спортивных праздников, смотров, соревнований;
- поддерживает постоянные деловые контакты с военкоматом, городским штабом ГО, воинскими частями и подразделениями;
- использует помощь шефствующих предприятий, воинских частей, общественных организаций в повышении качества военно-патриотического воспитания учащихся.
Классный руководитель
- осуществляет руководство целенаправленной патриотической деятельностью классного коллектива;
- планирует и координирует соответствующую работу учителей, занимающихся с данной группой, общественных организаций, родителей по формированию у учащихся готовности к защите Родины;
- ведёт систематические психолого-педагогические наблюдения за развитием патриотического сознания учащихся, формированием умений и навыков, необходимых будущим защитникам Отечества;
- корректирует процесс военно-патриотического воспитания, привлекает к этой деятельности специалистов дополнительного образования.
Преподаватели:
- обеспечивают военно-патриотическую направленность учебно-воспитательного процесса, формирование средствами своего предмета личности будущего защитника Родины;
- систематически вносят военно-патриотические аспекты в воспитательные цели урока, подбирают соответствующий фактический материал, а также активные методы его изложения.
XII. МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
- Федеральные Законы “О воинской обязанности и воинской службы”, “Об обороне”;
- Постановление Правительства №1441 от 31.12.99 г. “О подготовке к военной службе”.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы, 2011-2015 годы»
- Приказ Министерства Образования и Министерства Обороны от 3.05.01 г. “Об обучении граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки к военной службе”.
- Г.В.Средин, Учебное пособие “Основы военно-патриотического воспитания”, 2003.
- Долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы»
XIII ЛИТЕРАТУРА
- Андреева И.Н., Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга.
- Божович Л.И., Личность и её формирование в детском возрасте.
- Вестник военной информации – 2010-2011 год.
- Жуков И.М., Военно-патриотическое воспитание старшеклассников.
- Катуков А.М., Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальному военному обучению.
- Кулаков В.Ф., Военная психология и педагогика.
- Ларшин О.В., Эстетическое развитие и воспитание молодёжи.
- Иванова Л.П., На службе Отечеству, С-Пб., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Растим Патриотов России"-фотопрезентация
В фотопрезентации представлены материалы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в Кинельском государственном техникуме.В результате осуществления мероприятий программы по патриотическому...
Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».
«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....
Статья "Растим патриотов России"
В настоящее время воспитанию патриотизма у российских граждан отведена роль важнейшего направления деятельности общества и государства. Цель его - развитие в российском обществе вы...
Патриоты России
Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм пре...
"Растим патриотов России" (программа)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач. Ведь детство и юность самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине.В последние го...
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ГРАЖДАНИН - ПАТРИОТ РОССИИ»
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В его основе лежит развитие нравственных чувств. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм &nda...
Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"
Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...