ФГОС и внеурочная деятельность
статья на тему
« Федеральные государственные стандарты общего образования и внеурочная деятельность на основе сотрудничества образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_i_vneuroch_deyat._kiselyova_l.yu_.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Саха (Якутия)
Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан»
« Федеральные государственные стандарты общего образования и внеурочная деятельность на основе сотрудничества образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей».
Автор:
Киселёва Людмила Юрьевна,
тренер-преподаватель.
2012
Содержание
1.Введение________________________________________________________________ 3
2.ФГОС___________________________________________________________________3
2.1 ФГОС как совокупность требований, обязательных при реализации образовательными учреждениями основной образовательной программы.________________________________________________________________3
2.2 ФГОС и внеурочная деятельность на основе сотрудничества образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей_______________6
3.Заключение.______________________________________________________________8
4.Список использованной литературы.________________________________________8
1.Введение
Жизнь стремительно меняется. Человечество живет в условиях информационной цивилизации, наша страна наметила планы построения инновационной экономики, в которой главным источником экономического роста являются знания и информация. В новых условиях не может быть эффективным человек, не способный к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию. Именно поэтому появилось новое поколение образовательных стандартов, определяющих такие требования к результатам образования, которые обеспечат готовность выпускника к эффективной самореализации в условиях современного общества и производства.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Данные нормативные документы создают предпосылки для развития учреждений дополнительного образования в плане сотрудничества с общеобразовательными школами, т.к. требованиями стандартов общего образования в основной образовательной программе предусмотрена внеурочная деятельность.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Поскольку я работаю в системе дополнительного образования, меня волнует, насколько данные законодательные акты повлияют на ситуацию в области работы спортивных школ страны, каковы перспективы развития учреждений дополнительного образования детей (УДОД), в частности, детско-юношеских спортивных школ, в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов.
2.ФГОС
2.1 ФГОС как совокупность требований, обязательных при реализации образовательными учреждениями основной образовательной программы.
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
1.Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основная образовательная программа общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением (ОУ) через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, разрабатывается она на основе примерной основной образовательной программы общего образования.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности определяет образовательное учреждение.
Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
-пояснительную записку;
-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;
-систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел должен определять общее содержание общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
программу развития универсальных учебных действий;
программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;
программу воспитания и социализации обучающихся на данной ступени общего образования;
программу коррекционной работы.
Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса и механизм реализации компонентов основной образовательной программы, включая при этом:
-учебный план общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;
-систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.
Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.
Обязательная часть основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (согласно проекту стандарта) составляет 40%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 60 % от общего объёма основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма.
Соответственно, в основной образовательной программе начального общего образования эти цифры составляют 80 % и 20 %.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся( в том числе этнокультурные) и внеурочная деятельность.
2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровому, финансовому, материально-техническому, медико-социальному, учебно-материальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому обеспечению.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление здоровья обучающихся;
преемственной по отношению к начальному и основному общему образованию и соответствующей специфике образовательного процесса на данной ступени общего образования, а также возрастным психофизическим особенностям развития обучающихся.
3) Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия,
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области.
2.2 ФГОС и внеурочная деятельность на основе сотрудничества и интеграции образовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования детей.
Согласно ФГОС в начальной школе, например, в примерных учебных планах выделяется 10 часов в неделю внеурочной деятельности и при этом определены её 6 направлений: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность.
При таком подходе ОУ не представляется возможным самостоятельно обеспечить в полной мере организацию образовательного процесса и отбор содержания курсов по заданным направлениям внеурочной деятельности. Стратегически грамотным решением руководителей ОУ будет построение сетевого взаимодействия с УДОД. Это позволит не только сохранить систему дополнительного образования детей, но и придать ей новый импульс для поступательного развития. Таким образом, ОУ и УДОД должны составить целостную разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого образовательного пространства.
Условиями осуществления интеграции могут служить:
- анализ потенциала учреждений дополнительного образования детей в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
- анализ возможностей ОУ в реализации внеурочной деятельности;
- построение содержательной линии образовательных программ основного и дополнительного образования.
Интегративный подход при разработке образовательных программ и проектировании организации образовательного процесса может быть выражен в следующей схеме: Согласование общих целей и механизмов реализации образовательных программ между ОУ и УДОД.
При детальном рассмотрении этого вопроса объективно существует ряд проблем:
- Отсутствует практика обобщения и распространения передового педагогического опыта работы учреждений, педагогов по теме интеграции общего и дополнительного образования.
- Не получило должного развития данное направление в работе методических служб муниципальных образований.
- Существует проблема вовлечения обучающихся в проектную и общественно-значимую деятельность.
- Сложно решаются вопросы мотивационных механизмов стимулирования труда педагогов, работающих в условиях интеграционного процесса.
- Требует совершенствования система организации и управления этим процессом.
Однако верно сделанный выбор моделей интеграции позволяет обеспечить реальные результаты.
В качестве финансовых механизмов интеграции между учреждениями общего и дополнительного образования детей может быть организация взаимодействия:
- на договорной основе по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе школы (учреждения дополнительного образования);
- за счет выделения ставок педагогов дополнительного образования, которые обеспечивают реализацию общеобразовательными учреждениями широкого спектра программ внеурочной деятельности.
3.Заключение
Эффективное развитие системы образования в настоящее время требует создания системы сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства региона.
Основными направлениями этого взаимодействия должны быть следующие:
- работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);
- развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В каждом из этих направлений интеграции со стороны руководителей муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений должна осуществляться взвешенная политика по организации и координации действий, разработке нормативных актов, обеспечивающих создание условий для формирования единого образовательного пространства с учетом специфики территории.
4.Список использованной литературы:
1.Федеральный закон «Об образовании»
2.Серия «Стандарты второго поколения» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
4. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
5. «Федеральный государственный образовательный стандарт полного общего образования» (Проект).
6. Плетнёва Е.Ю. «Развитие дополнительного образования детей в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты в системе образования Новосибирской области». Материалы научно-практической конференции НИПК ИПРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
Елхимова О.А.Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащим...
ДОП -37 «Подготовка педагога к организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» по теме «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»
Тема «Взаимосвязь содержания, формы результативной и внеурочной деятельности»...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДfРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ООО)
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При...
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта...
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»
«Внеурочная деятельность в школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования»...
педсовет ФГОС доклад - Внеурочная деятельность в ГБОУ РМЭ « Нартасская школа-интернат»
доклад на педсовете...