Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
статья по теме

Николаева Татьяна Сергеевна

Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы

в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Сегодня она понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.

Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

До введения ФГОС второго поколения все мы, учителя, работающие с детьми, не имели возможность заниматься внеучебной деятельностью в том количестве, в котором мы могли, и хотели ребята. В лучшем случае вели только 1 кружок, а вся остальная внеучебная деятельность организовывалась за счёт своего личного времени без всякой оплаты.

Совместно с родителями будущих первоклассников, администрацией МБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» нашли возможность изменить такую, на мой взгляд, плачевную ситуацию. Вот уже более 20 лет мы работаем над «полезной» организацией свободного времени детей после уроков (поэтому для меня и ребят моих классов эта система не нова). Об опыте организации и осуществления такой деятельности и хочу рассказать.

Анализируя свой опыт организации внеучебной деятельности обучающихся, сделала вывод, что запросы родителей ориентированы на организацию досуга ребёнка после уроков, работу по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни.

Поэтому совместно с психологом и педагогами центра дополнительного образования рассмотрели целесообразность введения дополнительных образовательных программ, аргументировали необходимость библиотечного часа, часа этических бесед об искусстве, занятий в с инструктором в бассейне, занятий в клубе. При этом рассматривали ожидаемые результаты внеурочной деятельности (они теперь чётко прописаны в стандарте). Таким образом, выявлялись оптимальные условия развития обучающихся данного класса с учётом их индивидуальных особенностей.

Наша система внеурочной деятельности складывалась годами, и теперь она выглядит следующим образом.

Работая по совмещению в МБОУ ДОД «Центре развития творчества детей и юношества» педагогом дополнительного образования в «Школе раннего эстетического развития», набираю первый класс. Благодаря такому взаимодействию с центром дополнительного образования у меня он сформирован уже к середине марта.

Сформировался прекрасный союз и с городским «Центром психологического диагностирования и консультирования». Психолог по дошкольному образованию психологического центра совместно с педагогом психологом центра дополнительного образования проводят комплексное диагностическое обследование будущих первоклассников на предмет готовности к школе. С результатами знакомят не только меня, как учителя, но и родителей (на родительском собрании и индивидуально).

На основе данных психолого-педагогического обследования и имеющихся возможностей нашего микрорайона по организации внеучебной деятельности детей вместе с родителями решаем: чем и где будут заняты ребята после уроков, как организовать наиболее благоприятно и безопасно передвижение детей из одного учреждения в другое и т.д. Необходимо обсудить и финансовую сторону этого вопроса!

Так как внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно ФГОС для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная  и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности рассматриваем как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основываем на видах деятельности (Приложение 1). Таким образом, формируется второе расписание для ребят – «Расписание дополнительных внеурочных занятий», которое соответствует и ФГОС второго поколения.

  1. Цель занятий художественно-эстетического направления - раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению работают педагоги дополнительного образования, которые осуществляют свою работу в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок, концертов.

2. Проектная деятельность осуществляется в клубе «Золотые ручки» и творческом объединении «Я и компьютер». Актуальность данных программ обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей названных программ является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Кроме того, одним из активных инструментов учебно-познавательной и проектной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На этой ступени обучения ИКТ используются для формирования первичных навыков работы с информацией. Дети начинают осваивать ИКТ-средства, приобретают навыки работы с общепользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций), с различными мультимедийными источниками, с некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего с Интернетом).

Формы организации занятий разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ, коллективные путешествия, посещение объектов с исследовательской целью, изучение возможностей офисных компьютерных программ, позволяющих расширить пространство для исследований и представления результатов.

3. Спортивно-оздоровительное направление реализуется через занятия по обучению детей плаванию и занятия в творческом объединении «Грация». Цель занятий лечебной физкультурой и плаванием: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

4. Гражданско-патриотическое направление осуществляется в клубе «Краевед». Программа данного клуба определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др.

5. Научно-познавательное направление. Занятия клуба «Английский + …» и библиотечный час ориентированы на расширение кругозора и знаний, развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них способности читать и понимать информацию на английском языке, а также умение формулировать и высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме. Формы организации занятий разнообразны: тематические праздники, викторины, конкурсы, логические игры, решение головоломок и др.

Приведу для сравнения два таких расписания.

2005 – 2009 (4 года обучения)

2009 – 2013 (4 года обучения)

Понедельник

«Хореография»

«Игра на ложках»

Вторник

«Английский + …»

«Актёрское мастерство»

Среда

«Лечебная гимнастика»

«Бумагопластика»

Четверг

«Хореография»

«Актёрское мастерство»

Пятница

«Бумагопластика»

«Английский + …»

Суббота

«Шахматы»

«Лечебная гимнастика»

«Игра на ложках»

Понедельник

«Краеведение»

«Лечебная гимнастика»

Вторник

«Бисероплетение»

«Информатика»

Среда

«Этические беседы об искусстве»

«Танцы»

«Английский + …»

Четверг

«Бисероплетение»

«Информатика»

Занятия в бассейне

Пятница

«Актёрское мастерство»

Библиотечный час

Суббота

«Английский + …»

Исследовательская деятельность (клуб «Золотые ручки)

В течение периода обучения (4 лет) это расписание варьируем в зависимости от рекомендаций психологов, педагогов дополнительного образования, работающих с детьми, возможностями учреждений (спортивный комплекс, городская детская библиотека, киноконцертный зал «Россия»).

Конечно, возникает вопрос о перегруженности детей. Опираясь на свой многолетний опыт работы в таком режиме, могу смело говорить о том, что перегруженности у детей не наблюдается. Этот факт подтверждён данными диагностических исследований, проведённых психологом по дошкольному и начальному образованию «Психологического центра диагностики и консультирования». Исследование проводится в течение 10 дней в октябре, феврале, апреле (в каждом моём первом классе). Кроме того, данные диагностики свидетельствуют, что такая система организации внеурочной деятельности к концу дня не уменьшает, а наоборот увеличивает активность ребят. Причиной этому служит следующее.

Во-первых, между уроками в школе и дополнительными занятиями 45-60 минут. За это время мы обедаем, перемещаемся из школы в центр дополнительного образования, гуляем на свежем воздухе (руководителем центра и родителями учащихся оборудовано место для игр детей на территории центра)

Во-вторых, проводя 2-3 дополнительных занятия (их количество зависит от интенсивности и насыщенности, а так же физических нагрузок), делим учащихся по подгруппам 10-14 человек.

В-третьих, выполняем домашнее задание только по основным предметам (математика, русский язык).

В-четвёртых, после двух дополнительных занятий проводим динамическую паузу, содержание которой зависит от вида деятельности ребят на дополнительных занятиях (например, если занятия были направлены больше на физическую нагрузку, то динамическую паузу организуем в комнате психологической разгрузки с легкой успокаивающей музыкой и настольными играми; если занятия были направлены на интеллектуальную деятельность, то динамическая пауза активна – прогулки на воздухе или подвижные игры в фойе)

В-пятых, по просьбе родителей для дополнительного питания ребят организован буфет.

Таким образом, такая форма организации работы взаимовыгодна всем её участникам:

  • Ребята получают дополнительное развитие тех психических свойств личности, которые были выявлены в ходе диагностики. Кроме того, получают дополнительно в игровой, занимательной форме новые знания (расширяют кругозор), участвуют в конкурсах, концертах. Для них организуются праздники, посиделки, мастер-классы и другие воспитательные мероприятия. Поэтому дети очень отличаются от своих сверстников, которые предоставлены сами себе после уроков (данные психологического исследования).
  • У родителей есть возможность спокойно трудиться, зная, что дети заняты полезным делом, под присмотром классного руководителя, сыты, были на свежем воздухе.
  • Для меня как учителя – возможность заниматься с ребятами дополнительно, индивидуально, идёт сплочение классного коллектива.
  • Для центра творчества – наполняемость кружков, занятость руководителей творческих объединений, помощь родителей в благоустройстве территории и кабинета для занятий.
  • Для городской детской библиотеки – увеличение числа постоянных читателей.

Кроме того, интеграция учебной и внеучебной деятельности взаиморасширяет образовательные возможности уроков и дополнительных занятий вне их. Например:

  • урок - наблюдение – опыт – обобщение – проектная деятельность;
  • заочная экскурсия на уроке – экскурсия в музей, в природу – наблюдение - обсуждение – сборник творческих работ – отзывов;
  • чтение и слушание на уроке – посещение библиотеки школы – Дом книги или городская детская библиотека – произведения собственного сочинения;
  • знакомство с новым научным материалом – опыт – экскурсия в парк, сад – мини-доклад, мини-реферат;
  • урок - исследование - анализ – обсуждение – мини–конференция;
  • урок – сказка - Детская музыкальная, художественная школы – посещение театра – свой мини-спектакль.

Необходимо отметить, что такая система организации внеучебной деятельности имеет стабильные положительные результаты. Мои ученики  - активные участники, победители и лауреаты творческих конкурсов, предметных олимпиад разного уровня: Всемирных детских творческих конкурсов «Дети рисуют свой русский мир: Мир русского слова» (2011, 2012 гг.); международных детских фестивалей «Южный полюс», «Апельсин», «Звёзды нового века» (2010 - 2012 гг.), международной детской творческой олимпиады KIDOLIMP (2011, 2012 гг.), Российского семейного открытого конкурса «Мы вместе!» (2011 г.); Всероссийских конкурсов «Мой любимый герой мультфильма» (2010, 2011 гг.), «Герои произведений С. Михалкова» (2011 г.), «Космос и океан» (2011 г.); «Талант с колыбели» (2012 г.), «Навстречу зиме» (2012 г.); «Знание – сила!» (2012 г.); межрегиональных фестивалей проектов (2011 г.), рефератов «Мой предметный интерес» (2012 г.), конкурсов - «Экологическая сказка» (2011 г.), «Удивительное в природе» (2011 г.), «Делу время – потехе час!» (2011 г.), «Сибирь, земля моя бескрайняя…» (2012 г.), «Жизнь и творчество художников» (2012 г.), «Кем я буду, когда вырасту?» (2012 г.)

Обучающиеся также активные участники, победители и призеры учебно-исследовательских конференций всех уровней: российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» (2010 г.); всероссийская научно-практическая конференция «Научное творчество молодёжи» (2011, 2012 г.); региональный дистанционный конкурс исследовательских проектов (2011 г., 2012 г.); II Всероссийский конкурс детских исследовательских (проектных) работ «Мои первые открытия» (2011 г.); межрегиональный конкурс «Профилактика – путь к здоровью!» (2011 г.), региональная научно-практическая конференция «Мир науки глазами детей» (2012 г.), российский заочный конкурс «Юный исследователь» (2011, 2012 гг.).

Их работы опубликованы в электронном сборнике исследовательских работ международной научно-практической конференции школьников «Проба пера» (г. Новосибирск, 2012 г.), в рамках всероссийского проекта для одарённых детей социальной сети работников образования «Алые паруса» (2012 г.), в сборнике творческих работ межрегионального конкурса «Клуб юных путешественников» (2011 г.).

Таким образом, образовательное пространство отдельно взятого классного коллектива и школы в целом связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

  1. МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»;
  2. Городская детская библиотека;
  3. Спортивно-оздоровительный комплекс «Ассоль»;
  4. Музей декоративно-прикладного творчества при МБОУ ДОД ЦРТДЮ.

О своём опыте социального взаимодействия делились вместе с заведующей методическим отделом МБОУ ДОД ЦРТДЮ Савельевой Ольгой Владимировной на

  • областном семинаре-практикуме для руководителей образовательных учреждений «Особенности социального взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей города» (2008 г.);
  • курсах повышения квалификации, организованных КРИПКиПРО (г. Кемерово), для учителей начальных «Система работы классного руководителя по организации внеурочной деятельности обучающихся» (2009 г.);
  • семинаре МБОУ «СОШ № 28» «Роль классного руководителя в развитии системы организации внеурочной деятельности обучающихся» (2010 г.).

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе и в центре дополнительного образования обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Литература

  1. Ивакина Е. А. «Информационно-коммуникативные технологии – инструментарий универсальных учебных действий и деятельностный подход в предметах начальной школы». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/187-1-0-15493
  2. Мазуренко С.В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/
  3. Молоднякова А.В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost
  4. Молоднякова А.В. Основные положения федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://numi.ru/fullview.php?id=19913
  5. Сахапова Л. М. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные проблемы введения. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/131-1-0-11571
  6. Ушакова О.Б. ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.edc.samara.ru/files/august/pro_sek/gor_sek


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фильмотерапии (мультфильмотерапии) на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе»

Статья представленная в сборнике XIV Научно-практической конференции "Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения" 21-22 апреля 2016г.  Направление: "Арт-терапия в рабо...

Организация внеурочной деятельности по общекультурному направлению в рамках освоения ФГОС.

Программа внеурочной деятельности младших школьников направление (Общекультурное «Волшебная кисточка») разработана на основе Примерной основной программы с учетом образовательных потребнос...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям дополнительного образования и групп продленного дня, в нем рассматриваются направления, виды, формы и типы программ внеурочной деятельност...

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усили...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации для учителей начальных классов, студентов педагогического колледжа...

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальной школе.

О проектно-исследовательской деятельности в начальной школе....

«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение

Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями...