Выступление на региональном научно - методическом семинаре "Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС" по теме "Использование возможностей социальных сетей в воспитательной работе"
методическая разработка по теме

Елхимова Ольга Алексеевна

Елхимова О.А.

Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях

 

Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащимися и является их руководителем, но с другой стороны студенческая группа в значительной степени существует самостоятельно. Эта позиция и определяет задачи классного руководителя:

 

  1. уметь видеть качества личности каждого студента, находить индивидуальный подход к нему, видеть перспективу в его личностном развитии;
  2. должен видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного студенческого коллектива
  3. учитывая возможности и способности каждого студента, а также уровень сформированности коллектива, организовывать систему воспитательных и внеклассных мероприятий таким образом, чтобы по результам своей деятельности достичь наибольшего воспитательного эффекта.

Реализации всех этих задач в той или иной мере способствуют возможности социальных сетей. К понимаю этого факта я пришла не сразу, хотя и была зарегистрирована в «Одноклассниках», в «Контакте». Знакомство со студентами группы началось с изучения личных дел, но сухие факты и документы не давали возможности создать объективную характеристику личности каждого. Изначально была боязнь вторжения в личную жизнь студентов, нежелание быть на виду у них, опасение было и по поводу возникновения неформального общения.

Но мне очень повезло с группой, студенты в большинстве своем были открыты и коммуникабельны. Поэтому на начальном этапе инициатива общения посредством социальных сетей исходила от них самих. Девочки, ненавязчиво, но настойчиво разыскивали меня там и устанавливали контакт, от которого я не могла отказаться.

Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей». Пользователи регистрируются в сети, находят друг друга, высылают предложения дружбы и начинается общение.

На момент начала применения Интернета в своей деятельности классного руководителя в группе 1н1 было 24 студента, из них все были уже зарегистрированы в социальных сетях.

Студенты на своих страничках писали о своих увлечениях, интересах, выкладывали фотографии, звуковые дорожки и т.д. Насколько объективны, могут быть данные, полученные таким образом?

В данном случае очень интересен анализ вариантов самопрезентации людей.

Свойственные юности самолюбование в виртуальном мире усиливаются, так как социальная сеть позволяет создавать идеальный образ. Молодые пользователи зачастую «приукрашают» себя. Однако вырисовывая наиболее комфортный и привлекательный образ, подсознательно лчеловек начинает к нему стремиться и в реальной жизни. Отображаются лучшие свои качества, именно те, которые сам человек считает лучшими. Выкладываются самые удачные фотографии, размещаются видео с расчетом, что его будут смотреть друзья, знакомые, а иногда и совершенно чужие люди, и создавать впечатление о внутреннем мире человека, пишутся цитаты, указываются интересы, любимые фильмы и т.д. опять с ориентацией на публику.

Интересна функция, называемая «статус» - то есть выражение, отражающие, текущие мысли владельца страницы. Таким образом очень удобно сообщать о новостях, о своем настроении, тем самым помогая найти темы для разговора актуальные для собеседника в текущий момент. Прослеживая историю статусов, даже можно составить некоторое представление об образе мыслей человека: кто-то выставляет шутливые фразы, кто-то философские, например, «Ты в этом мире сможешь все найти повторно, кроме отца и матери», о любви, о смысле жизни а иные не пишут ничего. Поэтому именно в социальных сетях я могу узнать человека больше и продолжить общение на другом уровне, социальные сети стимулируют живое общение, способствует проявлению некоторых качеств личности, которые не так уж легко заметить в нашей повседневной спешке.

В группе есть студентка, которая на начало учебного года лежала в больнице с ангиной. Не зная ее лично, мы наладили с ней общение, и Ира не чувствовала себя оторваной от группы. Контакт был налажен.

 

Анализируя заполненные странички и сопоставляя их с характерами владельцев, можно условно вывести три психотипа:

  • в общении стремятся к дистанцированию, соблюдают безопасное расстояние. Осмотрительны, пытаются разобраться, с кем и чем имеют дело, не эмоциональны.
  • уверенны в своем мнении, и изменить их решение труднее всего, .Он может быть хорошим организатором, по шагам выстаивая целостную цепочку к достижению цели Как исполнитель точен до мелочей, умеет убеждать.
  • Несомненные лидеры, очень активны, обращают на себя внимание, любят находиться в центре событий. У них на страничке можно встретить интересную информацию: различное видео, нестандартные высказывания, необычные фотографии. Они умеют себя красиво презентовать у них большой список друзей.

Общение в социальных сервисах обладает рядом преимуществ по сравнению с живым общением, которые играют ключевую роль для людей с низким уровнем социализации. Это высокая степень анонимности, отсутствие фактора внешности, невозможность физической агрессии. Это все благотворно сказывается на начальных этапах формирования коллектива группы, помогает студенту раскрыться с иных сторон, показать свои хобби, увлечения, интересы, или наоборот скрыть то, что пока демонстрировать не желательно. В этом отношении сети очень лояльны и личностно-ориентированы. Таким образом, сайты этого типа способствуют раскрытию личности именно до того уровня, который является в данный момент более предпочтительным.

Кроме того, социальные сети способствуют нахождению общих интересов. Зачастую, общаясь с человеком вживую, мы не имеем представления о том, на сколько он разносторонен или интересен, потому что чаще всего имеем возможность соприкасаться лишь в одной сфере: работы, учёбы и т.д. В социальных сетях человек пишет о своих увлечениях, интересах, выкладывает соответствующие фотографии, звуковые дорожки и т.д.. Поэтому именно рода социальных сетей мы можем узнать человека больше и продолжить общение на другом уровне.

Одним из важных шагов в благоприятной реализации воспитательных аспектов деятельности педагога является формирование коллектива группы.

Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя»,  причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие. Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия.

Признаки сформированности коллектива:

1) ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

2) ощущение защищенности каждого члена;

3) активность;

4)привычка к сдержанности в эмоциях и словах

Таким образом, знание этапов формирования коллектива, признаков сформированности студенческого коллектива, структуру неформальных взаимоотношений и то, на чем они основаны, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы и эффективность студенческого воспитания.

Одной из важнейших задач классного руководителя является формирование благоприятной атмосферы в коллективе группы, сплочение студенческого коллектива, формирования благоприятного психологического климата внутри коллектива, а также благотворных отношений между преподавателями-предметниками с одной стороны и студенческой группой в целом и отдельными студентами - с другой.Кроме того, для достижения этой цели, кроме терпения, необходимы соответствующая обстановка, место для общения и установки дружеских отношений, а для всего этого требуется время, которого в условиях колледжа зачастую катастрофически не хватает. Зато в сетях эту задачу можно частично решить одним кликом мыши, отправкой доброго стихотворения, позитивной открытки или даже песни.

Социальные сети помогают не только студентам раскрыться перед одногруппниками и преподавателем, но и преподавателю предстать перед студентом в несколько ином, более теплом и позитивном свете. Студентам нравится осознавать наличие «обычности» в преподавателе, милых слабостей и «пунктиков». Это благотворно сказывается на установлении дружеских, партнерских отношениях.

Но, в самом начале общения необходимо определиться о степени допуска студентов в свою жизнь, т.е. заранее решить, какие увлечения, какое хобби, виды отдыха стоит открывать, показывать, а какие лучше оставить для своей личной жизни и не освещать в социальных сетях.

Кроме того, необходимо постоянно следить за фотографиями, за заметками, не допускать вольностей на форумах даже со своими близкими друзьями, регулярно проверять почту, дабы не допустить пропущенных сообщений и т.д.

 

Но все это общение в сети Интернет должно строиться на принципе добровольности и доброжелательности, иначе смысла в этом не будет.

Многие возможности и сервисы социальных сетей можно плодотворно использовать в формировании микроклимата студенческого коллектива, гармоничных и плодотворных отношений между его участниками.

Кроме того, социальные сети являются мощным инструментом для координации встреч и подготовки тех или иных совместных мероприятий.

Также, социальные сети дают возможность преподавателю предстать перед студентом в несколько ином, более теплом и позитивном свете. демократичном

Наша работа по сплочению коллектива продолжается: реализуется  на начальном этапе идея создании сайта группы, где хочется показать наши достижения и победы, пусть небольшие (1 место в конкурсе поделок из природного материала), подготовка и проведение новогоднего фестиваля сказок, успехов в учебе и труде, не все еще получается и опыта маловато, но желание творить и искать новые пути решения проблем — есть.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elkhimova_o.a._doklad_na_pedsovet.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Елхимова О.А.

Использование возможностей социальных сетей в воспитательных целях

Позиция классного руководителя в студенческой группе специфична, с одной стороны он проводит много времени с учащимися и является их руководителем, но с другой стороны студенческая группа в значительной степени существует самостоятельно. Эта позиция и определяет задачи классного руководителя:

  1. уметь видеть качества личности каждого студента, находить индивидуальный подход к нему, видеть перспективу в его личностном развитии;
  2. должен видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход и влиять на формирование и развитие сплоченного студенческого коллектива
  3. учитывая возможности и способности каждого студента, а также уровень сформированности коллектива, организовывать систему воспитательных и внеклассных мероприятий таким образом, чтобы по результам своей деятельности достичь наибольшего воспитательного эффекта.

Реализации всех этих задач в той или иной мере способствуют возможности социальных сетей. К понимаю этого факта я пришла не сразу, хотя и была зарегистрирована в «Одноклассниках», в «Контакте». Знакомство со студентами группы началось с изучения личных дел, но сухие факты и документы не давали возможности создать объективную характеристику личности каждого. Изначально была боязнь вторжения в личную жизнь студентов, нежелание быть на виду у них, опасение было и по поводу возникновения неформального общения.

Но мне очень повезло с группой, студенты в большинстве своем были открыты и коммуникабельны. Поэтому на начальном этапе инициатива общения посредством социальных сетей исходила от них самих. Девочки, ненавязчиво, но настойчиво разыскивали меня там и устанавливали контакт, от которого я не могла отказаться.

Одна из обычных черт социальных сетей — система «друзей». Пользователи регистрируются в сети, находят друг друга, высылают предложения дружбы и начинается общение.

На момент начала применения Интернета в своей деятельности классного руководителя в группе 1н1 было 24 студента, из них все были уже зарегистрированы в социальных сетях.

Студенты на своих страничках писали о своих увлечениях, интересах, выкладывали фотографии, звуковые дорожки и т.д. Насколько объективны, могут быть данные, полученные таким образом?

В данном случае очень интересен анализ вариантов самопрезентации людей.

Свойственные юности самолюбование в виртуальном мире усиливаются, так как социальная сеть позволяет создавать идеальный образ. Молодые пользователи зачастую «приукрашают» себя. Однако вырисовывая наиболее комфортный и привлекательный образ, подсознательно лчеловек начинает к нему стремиться и в реальной жизни. Отображаются лучшие свои качества, именно те, которые сам человек считает лучшими. Выкладываются самые удачные фотографии, размещаются видео с расчетом, что его будут смотреть друзья, знакомые, а иногда и совершенно чужие люди, и создавать впечатление о внутреннем мире человека, пишутся цитаты, указываются интересы, любимые фильмы и т.д. опять с ориентацией на публику.

Интересна функция, называемая «статус» - то есть выражение, отражающие, текущие мысли владельца страницы. Таким образом очень удобно сообщать о новостях, о своем настроении, тем самым помогая найти темы для разговора актуальные для собеседника в текущий момент. Прослеживая историю статусов, даже можно составить некоторое представление об образе мыслей человека: кто-то выставляет шутливые фразы, кто-то философские, например, «Ты в этом мире сможешь все найти повторно, кроме отца и матери», о любви, о смысле жизни а иные не пишут ничего. Поэтому именно в социальных сетях я могу узнать человека больше и продолжить общение на другом уровне, социальные сети стимулируют живое общение, способствует проявлению некоторых качеств личности, которые не так уж легко заметить в нашей повседневной спешке.

В группе есть студентка, которая на начало учебного года лежала в больнице с ангиной. Не зная ее лично, мы наладили с ней общение, и Ира не чувствовала себя оторваной от группы. Контакт был налажен.

Анализируя заполненные странички и сопоставляя их с характерами владельцев, можно условно вывести три психотипа:

  • в общении стремятся к дистанцированию, соблюдают безопасное расстояние. Осмотрительны, пытаются разобраться, с кем и чем имеют дело, не эмоциональны.
  • уверенны в своем мнении, и изменить их решение труднее всего, .Он может быть хорошим организатором, по шагам выстаивая целостную цепочку к достижению цели Как исполнитель точен до мелочей, умеет убеждать.
  • Несомненные лидеры, очень активны, обращают на себя внимание, любят находиться в центре событий. У них на страничке можно встретить интересную информацию: различное видео, нестандартные высказывания, необычные фотографии. Они умеют себя красиво презентовать у них большой список друзей.

Общение в социальных сервисах обладает рядом преимуществ по сравнению с живым общением, которые играют ключевую роль для людей с низким уровнем социализации. Это высокая степень анонимности, отсутствие фактора внешности, невозможность физической агрессии. Это все благотворно сказывается на начальных этапах формирования коллектива группы, помогает студенту раскрыться с иных сторон, показать свои хобби, увлечения, интересы, или наоборот скрыть то, что пока демонстрировать не желательно. В этом отношении сети очень лояльны и личностно-ориентированы. Таким образом, сайты этого типа способствуют раскрытию личности именно до того уровня, который является в данный момент более предпочтительным.

Кроме того, социальные сети способствуют нахождению общих интересов. Зачастую, общаясь с человеком вживую, мы не имеем представления о том, на сколько он разносторонен или интересен, потому что чаще всего имеем возможность соприкасаться лишь в одной сфере: работы, учёбы и т.д. В социальных сетях человек пишет о своих увлечениях, интересах, выкладывает соответствующие фотографии, звуковые дорожки и т.д.. Поэтому именно рода социальных сетей мы можем узнать человека больше и продолжить общение на другом уровне.

Одним из важных шагов в благоприятной реализации воспитательных аспектов деятельности педагога является формирование коллектива группы.

Особенности коллектива: сплоченность, взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя»,  причастность, взаимопомощь, взаимоответственность, доброжелательность, бескорыстие. Коллектив имеет большое влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия.

Признаки сформированности коллектива:

1) ощущение собственного достоинства, вытекающего из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

2) ощущение защищенности каждого члена;

3) активность;

4)привычка к сдержанности в эмоциях и словах

Таким образом, знание этапов формирования коллектива, признаков сформированности студенческого коллектива, структуру неформальных взаимоотношений и то, на чем они основаны, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы и эффективность студенческого воспитания.

Одной из важнейших задач классного руководителя является формирование благоприятной атмосферы в коллективе группы, сплочение студенческого коллектива, формирования благоприятного психологического климата внутри коллектива, а также благотворных отношений между преподавателями-предметниками с одной стороны и студенческой группой в целом и отдельными студентами - с другой.Кроме того, для достижения этой цели, кроме терпения, необходимы соответствующая обстановка, место для общения и установки дружеских отношений, а для всего этого требуется время, которого в условиях колледжа зачастую катастрофически не хватает. Зато в сетях эту задачу можно частично решить одним кликом мыши, отправкой доброго стихотворения, позитивной открытки или даже песни.

Социальные сети помогают не только студентам раскрыться перед одногруппниками и преподавателем, но и преподавателю предстать перед студентом в несколько ином, более теплом и позитивном свете. Студентам нравится осознавать наличие «обычности» в преподавателе, милых слабостей и «пунктиков». Это благотворно сказывается на установлении дружеских, партнерских отношениях.

Но, в самом начале общения необходимо определиться о степени допуска студентов в свою жизнь, т.е. заранее решить, какие увлечения, какое хобби, виды отдыха стоит открывать, показывать, а какие лучше оставить для своей личной жизни и не освещать в социальных сетях.

Кроме того, необходимо постоянно следить за фотографиями, за заметками, не допускать вольностей на форумах даже со своими близкими друзьями, регулярно проверять почту, дабы не допустить пропущенных сообщений и т.д.

Но все это общение в сети Интернет должно строиться на принципе добровольности и доброжелательности, иначе смысла в этом не будет. 

Многие возможности и сервисы социальных сетей можно плодотворно использовать в формировании микроклимата студенческого коллектива, гармоничных и плодотворных отношений между его участниками.

Кроме того, социальные сети являются мощным инструментом для координации встреч и подготовки тех или иных совместных мероприятий.

Также, социальные сети дают возможность преподавателю предстать перед студентом в несколько ином, более теплом и позитивном свете. демократичном

Наша работа по сплочению коллектива продолжается: реализуется  на начальном этапе идея создании сайта группы, где хочется показать наши достижения и победы, пусть небольшие (1 место в конкурсе поделок из природного материала), подготовка и проведение новогоднего фестиваля сказок, успехов в учебе и труде, не все еще получается и опыта маловато, но желание творить и искать новые пути решения проблем — есть.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования».

Предлагаю вашему вниманию статью "Внеурочная деятельность, как условие развития социально-важных качеств обучающихся в учреждениях профессионального образования....

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)

Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. (Зотова Н. В. - заместитель директора по воспитательной работе МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска)...

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья ИГРА «БРЕЙН-РИНГ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС СПО

В рамках реализации ФГОС СПО внеурочная  деятельность  является неотъемлемой частью образовательного процесса. Во внеурочной деятельности на занятиях  по спецдисциплинам широко использу...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...