Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
статья по теме
Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога. Как утверждал К.Д.Ушинский – учитель живет до тех пор, пока учится"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_-_odna_iz_form_povysheniya_professionalnogo_masterstva_pedagoga.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога
Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.
Г.М. Коджаспирова
Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится иногда менять поле деятельности, что произошло и со мной. Я – по профессии инженер-электрик, но уже 32 года работаю преподавателем спецдисциплин, преподавателем информатики и информационных технологий.
Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педагога. Как утверждал К.Д.Ушинский – учитель живет до тех пор, пока учится.
Современная система образования стремительно меняется. Меняются подходы к преподаванию, меняется образъ современного педагога. Преподаватель должен быть не просто «урокодателем», а человеком творческим, способным увлечь учащихся, пробудить в них тягу к знаниям.
Готовя информацию по теме самообразования, я хотела в первую очередь ответить на следующие вопросы:
- Как важно для педагога самообразование?
- Каковы пути и формы самообразования?
- Какие формы самообразования использую я?
Чтобы ответить на эти вопросы и в конечном итоге поделиться своим опытом самообразования, хочу отметить – самое важно для меня это компетентность в той области знаний, которую я преподаю учащимся. Для этого приходится много работать, систематически из года в год прорабатывать материал дисциплин, каждый раз продумывая, я бы сказала, исследуя, как лучше, эффективнее его преподнести.
Работая на вечернем отделении техникума, я всегда учитываю специфику вечернего обучения – у нас обучались и обучаются студенты, уже имеющие практические навыки работы, некоторый теоретический багаж профессиональных знаний, и мне, как преподавателю в общении с ними необходимо поддерживать свою компетентность на должном уровне.
Другими мотивами, побуждающими меня к самообразованию, являются:
- желание творчества – мне не хочется из года в год работать по одному и тому же поурочному плану, поэтому каждый раз я стараюсь вносить что-то новое в плане объема излагаемого материала или способа изложения;
- общественное мнение – мне не безразлично, считают меня «хорошим» или «плохим» специалистом. Быть плохим преподавателем обидно;
- изменения, происходящие в жизни общества – эти изменения отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека»;
- материальное стимулирование – без постоянного повышения профессионализма не добиться повышения квалификационной категории;
- интерес, учиться новому, прогрессивному просто интересно, конечно при наличии времени и других возможностей.
Самообразование направлено на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, которые предполагают:
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- изучение психолого-педагогической литературы по вопросам обучения и воспитания обучающихся;
- осмысление передового опыта работы коллег по организации различных форм проведения уроков и обобщение собственной практической деятельности;
- изучение нормативных документов руководящих органов российского образования;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Я, как преподаватель информатики, по поводу использования современных информационно-коммуникационных средств хочу сказать следующее: массовое оснащение учебных заведений компьютерами, проекторами, интерактивными досками, современными образовательными программами, доступ к ресурсам сети Интернет ставят перед преподавателями задачу – осваивать современную технику и эффективно использовать ее на своих занятиях. Я считаю, современный педагог должен уметь использовать все выше перечисленные технические и программные средства, хотя бы на уровне пользователя.
Что хочется сказать по поводу проектно-исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся?
Необходимо отличать самостоятельную исследовательскую деятельность преподавателя от исследовательской (как правило, проектной) деятельности учащегося под руководством преподавателя.
Важность приобщения учащихся к исследовательской деятельности бесспорна, потому что именно она дает мотивацию к обучению, увлекает, заинтересовывает, учащиеся самостоятельно добывают знания, а овладение навыками исследования является условием для подготовки учащегося к самостоятельной жизни.
Я считаю, что преподаватель, занимаясь проектно-исследовательской деятельностью с обучающимися, сам постоянно повышает профессиональную компетенцию, каждый раз открывая для себя, что-то новое. У меня есть некоторый опыт работы в данном направлении (например, учебное проектирование со студентами очно-заочной формы обучения), есть и определенные результаты работы со студентами дневного отделения, но хотелось бы и дальше совершенствоваться в этом направлении.
В группах СПО при изучении информационных технологий, я предлагаю студентам в качестве самостоятельной работы выполнять расчетные (исследовательские) задания профессиональной направленности, где они должны использовать знания по смежным дисциплинам (по логистике, экономике, бухучету), применять различные информационные технологии в одном проекте, решая данное задание.
Могу согласиться с высказываниями мастеров и преподавателей, которые выражают свою обеспокоенность по поводу того, что исследовательская деятельность далеко не каждому под силу. Но ведь исследовательские подходы к организации и изучению своей профессиональной деятельности реально может применить каждый педагог.
Мне кажется, в идеале собственная исследовательская деятельность должна присутствовать в процессе всей работы педагога. Когда педагог регулярно отслеживает результаты своей деятельности, анализируя «плюсы» и «минусы» проведенных уроков, то становится легче планировать шаги для достижения требуемого результата (например, усвоения определенной темы, раздела).
С появлением информационно-коммуникационных технологий у каждого преподавателя, мастера появилась уникальная возможность создания банка собственных методических материалов, его систематизации, изучения, а, следовательно, исследования... А дальше выбор за каждым: или оставлять материал, не обновляя его, или, изучая и исследуя его, продолжать развивать и проектировать дальше.
В плане самообразования любого педагога обязательно должен быть список результатов, которые были им, достигнуты за определенный срок. Хочу отметить свои результаты самообразования:
- повышение качества преподавания теоретических знаний и проведения лабораторно-практических работ;
- разработанные методические пособия по курсовому и дипломному проектированию по спецдисциплинам;
- разработанные дидактические материалы, тесты и др. наглядные материалы по дисциплинам;
- разработка портфолио преподавателя, УМК дисциплин, где была проведена систематизация и анализ наработанных материалов за последние годы работы;
- выработка методических рекомендаций по применению информационных технологий в профессиональной деятельности выпускников;
- обобщение педагогического опыта в виде самоотчета.
Конечно в работе преподавателя, мастера много трудностей и разочарований. Педагог не всегда имеет таких обучающихся, каких хотел бы. Но как становиться радостно на душе, когда ты видишь, что все-таки есть результаты твоей работы, они проявляются по-разному – в хорошей успеваемости по дисциплине, умению правильно поставить проблемный вопрос и ответить на него, провести сравнительный анализ каких-то понятий и т.д.
В заключение хочу сказать, что на каком бы этапе жизненного и профессионального пути не находился педагог, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную компетентность окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМООБРАЗОВАНИЕ – НЕОБХОДИМЫЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА
статья для научно-практической конференции...
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «ПЕДАГОГ, КОТОРОГО ЖДУТ»
Воспитательная деятельность педагогического коллектива ГБОУ СПО НАО «Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского» направлена на развитие личности студента, способной к духовно...
Роль участия в конкурсах методических разработок в повышении педагогического мастерства педагога
Сообщение на ПМо "Информатика и выичслительная техника" на тему "Роль участия в конкурсах методических разработок в повышении педагогического мастерства педагога". Для преподавателя ...
ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ
Роль изучения и внедрения передового опыта педагогов в образовательном процессе...
Педагогическое мастерство педагога
Педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззре...
«Современные подходы к оценке качества профессионального мастерства педагога»
Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность».Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знан...
Об исполнительском мастерстве педагога как средстве воспитания профессиональных компетенций
Принимая участие в беседах с педагогами-пианистами, связанных с обсуждением тех или иных профессиональных вопросов, я убедилась в том, что в нашем музыкальном образовании сейчас существуют ...