Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования профессиональных компетенций
презентация к уроку на тему

Лукашенко Елена Петровна

На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие  «компетенция» имеет широкий спектр толкований. Мы рассмотрим компетенцию, как основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться в работе высоких результатов. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования

профессиональных компетенций

        Формирование направленности на профессиональную деятельность учащихся является одним из ключевых элементов профессиональной компетентности. Для формирования у учащихся профессиональных компетенций в нашем колледжепроводятся не только традиционные уроки производственного обучения, но и совместные уроки с работодателями, урок на предприятии, выставки технического творчества, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства. Такие формы проведения уроков производственного обучения дают учащимся возможность освоить профессиональные тонкости будущей профессии, понять смысл осуществляемой деятельности, почувствовать уверенность в своих силах.

        На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие  «компетенция» имеет широкий спектр толкований. Мы рассмотрим компетенцию, как основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться в работе высоких результатов.

        Конкурс проводился в группах первого курса среди обучающихся по профессии «Электромонтер»  и «Наладчик КИПиА», как итоговое занятие после освоения на производственном обучении темы «Электромонтажные работы». Цели и задачи конкурса профессионального мастерства: формирование ключевых компетенций учащихся, профессионально важных качеств личности, мотивации на профессиональную деятельность.

         В конкурсе приняли участие три команды, состав команды – 4 человека. Традиционно конкурс состоял из теоретического и практического заданий.  В состав жюри были приглашены  представители работодателей от Смоленской АЭС и Акционерного общества «Энергоцентрмонтаж», которые проводили  в этих группах мастер-класс по темам «Разделка кабеля» и «Подключение кабеля».

        В качестве домашнего задания  участникам было предложено подготовить визитную карточку и представление своей профессии. Это задание побуждает учащихся осмыслить значимость своей профессии, ее перспективы. Подготовка визитной карточки и эмблемы требует от учащихся поиска, переработки и оформления информации, полученной из печатных изданий, Интернета. Все это формирует у учащихся информационную составляющую ключевых компетенций.        

        Мы отказались от теоретического задания в форме тестов и предложили участникам  задание в форме «Своя игра» с использованием интерактивной доски. На доске были выведены порядок и правила ведения  «игры», пожелания участникам конкурса. Всего было предложено 39 вопроса на сумму 660 балов.

        Команды по очереди выбирают вопрос и отвечают на него. При правильном ответе на счет команды поступают баллы, при неправильном ответе– нет. Правильным считается ответ, в котором указаны ключевые слова, участники увидят их на интерактивной доске, когда будет показан эталон ответа.

        Кроме обычных вопросов на поле есть и вопросы-мины, правильный ответ на который удваивает стоимость вопроса, а неправильный – вычитает стоимость из командной суммы баллов.

        Предусмотрены как простые, так и составные вопросы, в которых баллы начисляются за все существенные части ответа. Например, вопрос: «Полная электрическая цепь состоит… предполагает  три составляющие ответа (1- источника ЭДС, 2-нагрузки, 3- соединительных проводников)», и цена вопроса соответственно суммируется за каждую часть ответа.

        Для вопросов из категории «Разделка и оконцевание проводов и кабелей»  были подготовлены образцы, на которых участники  должны были, визуально, определить дефекты.

         Очередность выбора вопросов определяет жребий. Вопросы составлены по темам:

        - провода, шнуры, кабели;

        - разделка и оконцевание проводов и кабелей;        

        - прокладка электропроводок;

        - соединение проводов;

        - пайка и лужение.

        Далее на интерактивной доске появляется  игровое поле, состоящее из пяти категорий вопросов, номеров вопросов и стоимостью правильного ответа в баллах.  

Участники команды при помощи маркера, играющего роль мыши, выбирают категорию и номер вопроса, и на доске появляется формулировка вопроса. После ответа  учащийся нажатием маркера открывает эталон ответа.

        Теоретическое задание в такой форме способствует формированию

таких профессиональных компетенций как:

        - личностная (персональная), которая характеризуются такими качествами личности как осознание ответственности и долга;

        - профессиональная компетенция – владение на высоком уровне теоретическими знаниями, способность на основе знаний организованно и самостоятельно решать соответствующие задачи;

        - социальная компетенция – способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, понимать и соблюдать правила и принципы рациональной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими.

         После подведения итогов за представление команд и теоретическое задание участники конкурса и жюри перешли в «Электромонтажную мастерскую» для  выполнения практического задания.

         Практическое задание проходило в пять этапов, что позволило  комплексно оценить профессиональные компетенции учащихся во всех аспектах производственной деятельности. Участники, успешно справившиеся с заданием на одном из этапов, допускаются авторитетным жюри к следующему этапу. Участники, допустившие ошибки получают штрафные баллы, и после исправления замечаний также переходят в следующий этап конкурса.

         Каждой команде было предложено два вида работ: сборка схемы управления реверсивным  пускателем, которое должна выполнять бригада из двух участников команды, и распайка штепсельного разъема, которое выполняли  индивидуально, два других участника команды. Такой выбор заданий был продиктован желанием сформировать учащихся, работающих в бригаде владение совместной профессиональной  деятельностью, ответственность за результаты труда, сотрудничество, а у участников, работающих индивидуально, сформировать целостное профессиональное самосознание.

        На первом этапе  участники должны получить от жюри «допуск» по ТБ и электробезопасности. На втором этапе команда должна применить теоретические знания на практике и на основании электрической схемы составить алгоритм выполнения практического задания (технологическую последовательность).

Третий этап состоит в организации рабочего места, подборе  инструментов, материалов и оборудования для сборки и монтажа изделия.

         Команда, справившаяся с этим заданием, получает «добро» на выполнение четвертого этапа конкурса, в котором участники команды выполняют производственную работу, применяя рациональные трудовые приемы, соблюдая все технологические требования,  следят за качеством выполнения работ и нормой времени.

        На  заключительном пятом этапе участники проверяют правильность монтажа и работоспособность схемы путем включения кнопки «пуск», а штепсельный разъем проверяют прозвонкой с помощью мультиметра.

        Жюри на протяжении всего конкурса заносило результаты участников в сводную ведомость оценок, и после выполнения практического задания были объявлены результаты конкурса. Первое место заняла команда группы 1-КИПиА, второе –  команда группы11-КИПиА,  третье – команда группы 12 – ЭМ.

        Участники конкурса с честью выдержали все испытания, проявили целеустремленность и показали умение работать под грузом ответственности за порученное дело на всех этапах конкурса. Работа в бригаде и индивидуальная работа способствовали личностному самовыражению и саморазвитию учащихся, пробуждало в них дух соревнования, желание быть первыми, работать на общий успех команды.         

        В таблице приведены виды деятельности, предложенные  участникам  конкурса и компетенции, которые формируются у учащихся в процессе выполнения  конкурсных заданий.

Виды деятельности

Формируемые компетенции

Домашнее задание: визитная карточка и представление команд участниц.

Информационная – способы приема, оформления передачи информации

Теоретическое задание. Практическое задание

Профессиональная – готовность и способность самостоятельно решать производственные задачи, оценивать результаты своей деятельности

Теоретическое задание конкурса.

Практическое задание – работа в бригаде

Коммуникативная – обмен информацией, активное взаимодействие с окружающими

Теоретическое задание

Практическое задание

Социальная – владение совместной профессиональной деятельностью

Теоретическое задание  - вопросы-мины, составные вопросы

Личностная – личностное самовыражение и саморазвитие

Теоретическое задание

Практическое задание

Индивидуальная – целостное профессиональное самосознание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».

Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса....

Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...

«Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства»

 Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, предъявляет серьезные требования к педагогу, основной функцией которого является управление процессом образовани...

Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»

Протокол  отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022»   Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Д...