Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования профессиональных компетенций
презентация к уроку на тему
На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие «компетенция» имеет широкий спектр толкований. Мы рассмотрим компетенцию, как основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться в работе высоких результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.ppt | 706.5 КБ |
konkurs_professionalnogo_mastersva_kak_odna_ikh_form_formirovaniya_professionalnykh_kompetentsiy.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конкурс профессионального мастерства как одна из форм формирования
профессиональных компетенций
Формирование направленности на профессиональную деятельность учащихся является одним из ключевых элементов профессиональной компетентности. Для формирования у учащихся профессиональных компетенций в нашем колледжепроводятся не только традиционные уроки производственного обучения, но и совместные уроки с работодателями, урок на предприятии, выставки технического творчества, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства. Такие формы проведения уроков производственного обучения дают учащимся возможность освоить профессиональные тонкости будущей профессии, понять смысл осуществляемой деятельности, почувствовать уверенность в своих силах.
На примере конкурса профессионального мастерства «Электромонтажник» я хочу рассказать о работе, которую мы проводим по формированию ключевых и профессиональных компетенций. Понятие «компетенция» имеет широкий спектр толкований. Мы рассмотрим компетенцию, как основную характеристику личности, обладатель которой способен добиться в работе высоких результатов.
Конкурс проводился в группах первого курса среди обучающихся по профессии «Электромонтер» и «Наладчик КИПиА», как итоговое занятие после освоения на производственном обучении темы «Электромонтажные работы». Цели и задачи конкурса профессионального мастерства: формирование ключевых компетенций учащихся, профессионально важных качеств личности, мотивации на профессиональную деятельность.
В конкурсе приняли участие три команды, состав команды – 4 человека. Традиционно конкурс состоял из теоретического и практического заданий. В состав жюри были приглашены представители работодателей от Смоленской АЭС и Акционерного общества «Энергоцентрмонтаж», которые проводили в этих группах мастер-класс по темам «Разделка кабеля» и «Подключение кабеля».
В качестве домашнего задания участникам было предложено подготовить визитную карточку и представление своей профессии. Это задание побуждает учащихся осмыслить значимость своей профессии, ее перспективы. Подготовка визитной карточки и эмблемы требует от учащихся поиска, переработки и оформления информации, полученной из печатных изданий, Интернета. Все это формирует у учащихся информационную составляющую ключевых компетенций.
Мы отказались от теоретического задания в форме тестов и предложили участникам задание в форме «Своя игра» с использованием интерактивной доски. На доске были выведены порядок и правила ведения «игры», пожелания участникам конкурса. Всего было предложено 39 вопроса на сумму 660 балов.
Команды по очереди выбирают вопрос и отвечают на него. При правильном ответе на счет команды поступают баллы, при неправильном ответе– нет. Правильным считается ответ, в котором указаны ключевые слова, участники увидят их на интерактивной доске, когда будет показан эталон ответа.
Кроме обычных вопросов на поле есть и вопросы-мины, правильный ответ на который удваивает стоимость вопроса, а неправильный – вычитает стоимость из командной суммы баллов.
Предусмотрены как простые, так и составные вопросы, в которых баллы начисляются за все существенные части ответа. Например, вопрос: «Полная электрическая цепь состоит… предполагает три составляющие ответа (1- источника ЭДС, 2-нагрузки, 3- соединительных проводников)», и цена вопроса соответственно суммируется за каждую часть ответа.
Для вопросов из категории «Разделка и оконцевание проводов и кабелей» были подготовлены образцы, на которых участники должны были, визуально, определить дефекты.
Очередность выбора вопросов определяет жребий. Вопросы составлены по темам:
- провода, шнуры, кабели;
- разделка и оконцевание проводов и кабелей;
- прокладка электропроводок;
- соединение проводов;
- пайка и лужение.
Далее на интерактивной доске появляется игровое поле, состоящее из пяти категорий вопросов, номеров вопросов и стоимостью правильного ответа в баллах.
Участники команды при помощи маркера, играющего роль мыши, выбирают категорию и номер вопроса, и на доске появляется формулировка вопроса. После ответа учащийся нажатием маркера открывает эталон ответа.
Теоретическое задание в такой форме способствует формированию
таких профессиональных компетенций как:
- личностная (персональная), которая характеризуются такими качествами личности как осознание ответственности и долга;
- профессиональная компетенция – владение на высоком уровне теоретическими знаниями, способность на основе знаний организованно и самостоятельно решать соответствующие задачи;
- социальная компетенция – способность формироваться и жить в социальном взаимодействии, понимать и соблюдать правила и принципы рациональной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими.
После подведения итогов за представление команд и теоретическое задание участники конкурса и жюри перешли в «Электромонтажную мастерскую» для выполнения практического задания.
Практическое задание проходило в пять этапов, что позволило комплексно оценить профессиональные компетенции учащихся во всех аспектах производственной деятельности. Участники, успешно справившиеся с заданием на одном из этапов, допускаются авторитетным жюри к следующему этапу. Участники, допустившие ошибки получают штрафные баллы, и после исправления замечаний также переходят в следующий этап конкурса.
Каждой команде было предложено два вида работ: сборка схемы управления реверсивным пускателем, которое должна выполнять бригада из двух участников команды, и распайка штепсельного разъема, которое выполняли индивидуально, два других участника команды. Такой выбор заданий был продиктован желанием сформировать учащихся, работающих в бригаде владение совместной профессиональной деятельностью, ответственность за результаты труда, сотрудничество, а у участников, работающих индивидуально, сформировать целостное профессиональное самосознание.
На первом этапе участники должны получить от жюри «допуск» по ТБ и электробезопасности. На втором этапе команда должна применить теоретические знания на практике и на основании электрической схемы составить алгоритм выполнения практического задания (технологическую последовательность).
Третий этап состоит в организации рабочего места, подборе инструментов, материалов и оборудования для сборки и монтажа изделия.
Команда, справившаяся с этим заданием, получает «добро» на выполнение четвертого этапа конкурса, в котором участники команды выполняют производственную работу, применяя рациональные трудовые приемы, соблюдая все технологические требования, следят за качеством выполнения работ и нормой времени.
На заключительном пятом этапе участники проверяют правильность монтажа и работоспособность схемы путем включения кнопки «пуск», а штепсельный разъем проверяют прозвонкой с помощью мультиметра.
Жюри на протяжении всего конкурса заносило результаты участников в сводную ведомость оценок, и после выполнения практического задания были объявлены результаты конкурса. Первое место заняла команда группы 1-КИПиА, второе – команда группы11-КИПиА, третье – команда группы 12 – ЭМ.
Участники конкурса с честью выдержали все испытания, проявили целеустремленность и показали умение работать под грузом ответственности за порученное дело на всех этапах конкурса. Работа в бригаде и индивидуальная работа способствовали личностному самовыражению и саморазвитию учащихся, пробуждало в них дух соревнования, желание быть первыми, работать на общий успех команды.
В таблице приведены виды деятельности, предложенные участникам конкурса и компетенции, которые формируются у учащихся в процессе выполнения конкурсных заданий.
Виды деятельности | Формируемые компетенции |
Домашнее задание: визитная карточка и представление команд участниц. | Информационная – способы приема, оформления передачи информации |
Теоретическое задание. Практическое задание | Профессиональная – готовность и способность самостоятельно решать производственные задачи, оценивать результаты своей деятельности |
Теоретическое задание конкурса. Практическое задание – работа в бригаде | Коммуникативная – обмен информацией, активное взаимодействие с окружающими |
Теоретическое задание Практическое задание | Социальная – владение совместной профессиональной деятельностью |
Теоретическое задание - вопросы-мины, составные вопросы | Личностная – личностное самовыражение и саморазвитие |
Теоретическое задание Практическое задание | Индивидуальная – целостное профессиональное самосознание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Исследовательская деятельность педагога как одна из форм его профессионального становления и роста».
Быть СОВРЕМЕННЫМ учителем, профессионалом своего дела, успешно пройти процесс социализации ученику помогает исследовательская культура участников образовательного процесса....
Организация работы в методической комиссии как одна из форм повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.
Красникова Луиза Сахиуловна, председатель методической комиссии профессий нефтехимического профиля филиал ГОУ ВПО «ТюмГНГУ»...
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого квалифицированного специалиста – это навык самообразования. Особенно это важно для педаго...
Конкурс профессионального мастерства КГБПОУ «Яровской политехнический техникум» Задание по компетенции – «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО» 2015г., 2016г.
В данном материале разработанные конкурсные материалы...
«Мастер - класс как современная форма повышения профессионального мастерства»
Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дошкольного, предъявляет серьезные требования к педагогу, основной функцией которого является управление процессом образовани...
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» среди государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений ДЗМ (октябрь-ноябрь 2020), (октябрь 2021)
Номинация «Лучший онлайн-классный руководитель 2020»....
Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»
Протокол отборочного этапа городского конкурса педагогического мастерства «Золотая астра 2022» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Д...