сценарий проблемно - эвристического урока
план-конспект урока по теме
Проблемноия.-эврестический урок, тема - "Школьные кружки в Англии и России". Имеется технологическая карта и авторская презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.zip | 598.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Орликова Евгения Александровна
Образовательное учреждение: БМА ОУ гимназия №5
Курс: английский язык
Раздел: Hello! Nice to see you again!
Тема: Talking about school clubs.
Класс:
Учебно-методическое обеспечение:
Английский язык: Английский с удовольствием /Enjoy English: Учебник для 5 кл. общеобраз. учрежд. / М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н Трубанева –Обнинск: Титул,2012.
Время реализации занятия: 40 мин.
Презентация: «School clubs in Russian and English school.»
Цель урока: активизация речемыслительной деятельности и навыков поискового чтения по теме «Школьные клубы», формирование благоприятных условий в рамках темы для развития самостоятельно мыслящей личности.
Задачи занятия
Образовательные
- семантизация лексики по теме «Школьные клубы»;
- совершенствование навыков поискового чтения с извлечением необходимой информации;
- создание условий для формирования навыка устной речи в форме обсуждения и дискуссии;
- развитие критического мышления.
Развивающие
- развитие умения выказывать и аргументировать свою точку зрения;
- развитие способности анализировать, сравнивать и систематизировать предлагаемый материал;
- развитие способности к критическому мышлению.
Воспитательные
- воспитание толерантности;
- формирование умения работать в коллективе;
- воспитание уважения к собеседнику.
Тип урока: вводный урок.
Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.
Формы обучения:
• индивидуальная работа
• парная работа
• групповая работа
- фронтальная работа
Оборудование:
• компьютер, проектор, операционная среда – Microsoft Windows XP, 2000, Microsoft Power Point, компьютерный медиапродукт – авторская презентация;
Методы:
- объяснительно-иллюстративные;
- частично-поисковые, проблемно-эвристические ;
- ТРКМ
Пояснительная записка
Сегодня обучение иностранным языкам вступило на новый этап. Все большее количество наших учащихся стало выезжать за границу. Вопрос мотивации обучения иностранным языкам не стоит теперь так остро, и так понятно, зачем учить язык. Однако теперь первейшей задачей учителя стало сделать язык не статичным, непонятным, а живым и практическим. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Для этого необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед учениками в ходе урока, были не только поняты, но и внутренне приняты. Любой учебный материал должен приобрести значимость для учащихся и найти отклик в их переживаниях.
Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос. Он, в свою очередь, предполагает выдвижение одной или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии и обсуждения.
Я предлагаю проблемно-эвристический урок английского языка, который проводился в 5 классе по теме «Школьные клубы», включает в себя все три аспекта проблемного обучения. Он адресован учителям английского языка, работающим в среднем звене и применяющим в своей практике проблемное обучение. Наряду с этим на предлагаемом уроке использовались элементы таких современных технологий, как ТРКМ, ИКТ (информационно-коммуникативные технологии).
Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и карту урока. Карта состоит из сценария урока и показывает, как на каждом его этапе происходит развитие личностных качеств и психических процессов учащихся. Некоторые этапы урока сопровождаются компьютерной презентацией.
Целесообразность использования медиапродукта на уроке вызвана недостаточным количеством иллюстративно-информационного материала в существующих учебно-методических пособиях. ИКТ способствуют повышению эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов и развивают наглядно-образное мышление учащихся.
Чтобы вызвать интерес к изучаемой теме, мы начали свой урок с обсуждения вопроса «Посещаешь ли ты какой-либо кружок?», какие кружки есть в нашей школе, а какие бы хотелось иметь.
Далее учащиеся сами формулируют вопросы, связанные с клубами в школе, на которые они хотели бы найти ответы на данном уроке, или последующих уроках, и определяют главный проблемный вопрос урока: В России и Англии дети посещают одни и те же школьные клубы?
Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их, составляют кластер по теме «Школьные клубы», читают текст, предлагаются возможные пути решения проблемного вопроса урока.
После такого урока домашнее задание (составить рекламу школьного клуба ) становится логичным и понятным учащимся.
Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде.
План занятия
Этапы занятия | Временная реализация |
1.Приветствие. Организационный момент. Вызов. Введение в тему урока: вопрос и его обсуждение. Создание проблемной ситуации. Объявление темы. | 4 минуты |
2.Прием «мозговой штурм». Постановка познавательной задачи. Групповая работа. Составление кластера. | 6 минут |
3. Решение познавательной задачи. Составление маркировочной таблицы. Поисково-просмотровое чтение текста. | 10 минут |
4. Обсуждение выявленных проблем и формулирование главного проблемного вопроса урока. | 5 минут |
5.Элементы диалогового обсуждения по теме. Систематизация путей решения проблемного вопроса урока. | 5 минут |
6.Закрепление полученной информации. Составление синквейна. | 5 минут |
7.Рефлексия. Подведение итогов урока. | 3 минуты |
8.Домашнее задание. | 2 минуты |
Карта урока
Комментарий хода урока | Время ( мин) № Слайда | Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
После приветствия, учитель предлагает вниманию учащихся вопрос и спрашивает учащихся, одинаковы ли школьные клубы в России и Англии. | 4мин Слайд №1,2,3 | Внимание Ясность речи | Активное слушание Рефлексивность Культура эмоций |
Учитель предлагает учащимся сформулировать вопросы по теме «Школьные клубы», на которые они хотели бы получить ответы. Далее предлагается творческая работа в группах: составляется кластер « Школьные клубы» и идет обсуждение в группах. | 6мин Слайд №4,5 | Мышление Ясность речи | Рефлексивность Самостоятель- ность Критическое мышление Аргументиро-ванность |
Отработка лексических и фонетических навыков учащихся. Составление маркировочной таблицы «ЗХУ». Поисково-просмотровое чтение текста. | 10мин Слайд №6,7 | Мышление Память | Ассоциация Креативность Самостоятель-ность Рефлексивность |
Обсуждение выявленных проблем в группах. Работа с таблицей. Обмен мнениями ( диалог-диспут). Формулируется главный проблемный вопрос урока: «В России и Англии дети посещают одни и те же школьные клубы?» | 5мин Слайд №8 | Мышление Ясность речи | Активность Рефлексивность Системность Аналитичность Аргументиро-ванность |
После обсуждения от каждой группы на доску заносятся возможные пути решения проблемного вопроса урока. Предполагаемые варианты решения: -можно узнать, изучив дополнительную литературу, посмотрев ТВ или видео; -необходимо общение со сверстниками (e-mail, internet- chat). Ставится вопрос на следующий урок, «Какие школьные клубы наиболее популярны у английских и американских учащихся?». | 5мин Слайд №9,10 | Память Мышление Внимание Понимание материала | Рефлексивность Гибкость мышления Глубина рассуждения Точность и Аргументиро-ванность Аналитичность Активность Речевая инициатива |
Учитель предлагает составить синквейн по теме «Школьные клубы». | 5мин Слайд №11,12 | Память, Точность, Самостоятель ность | Аналитичность Системность Рефлексивность Творческая активность |
Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала. Рефлексия с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно). | 3мин Слайд №13,14 | Внимание Память Мышление | Рефлексивность Ответственность Любознательность |
Домашнее задание | 2мин Слайд №15,16 | Внимание Память | Активное слушание |
Ход урока
1. Организационный этап. [1] (слайд №1)
T-: Cl
- Good morning, children. (Good morning, teacher.)
- I am glad to see you. (We are glad to see you too,)
- Are you fine today? (We are fine, thanks. And how are you?)
- I am fine too, thank you. Who is absent today? (All pupils are present.)
- Will you sit down.
T- Do you attend any school clubs or sections? [1](слайд №2)
What do you think do English students attend any school clubs? Why do you think so?
Учащиеся читают и переводят вопрос. Учитель интересуется, ученики в Англии и Америке тоже посещают какие-либо клубы.
Учитель просит учащихся объяснить, почему они так думают.
Учащиеся выдвигают свои собственные гипотезы и мнения, обсуждают.
T- What do you think will be the theme of our lesson?
Учащиеся выдвигают свои варианты формулировки темы. В итоге объявляется тема урока « Today we’ll have a talk about school clubs in Russia and England » [1](слайд №3)
2. «Мозговой штурм». Постановка познавательной задачи.
T-: Let’s think of the most interesting things you want to know about School clubs. Make up questions.
Учитель, мотивируя познавательную активность учащихся, просит сформулировать вопросы, связанные с увлечениями, на которые ребята хотели бы найти ответы на данном уроке.
Учащиеся придумывают вопросы.
Do Russian and English like visiting the same clubs?
What are their and our hobbies?
Do we have different school clubs?
What are their favorite school clubs?
Do we have the same school clubs?
T: And how can you explain the meaning of the word “school club”?
Учитель провоцирует учащихся дать разъяснение понятию «школьный клуб».
Учащиеся активно выдвигают свои определения.
T: Let’s generalize our ideas and make up a cluster “School clubs”.
Учитель предлагает, суммировать всю известную информацию и построить кластер “School clubs”, а в конце урока ещё вернуться к нему. [1] (слайд №4)
Учащиеся в 4-х группах подбирают ассоциации, делают выводы, составляют основной скелет кластера, оставляя часть его незаполненной. Учитель фиксирует его на доске. [1] (слайд №5)
Кластер “School club”
- sport clubs
1) swimming
2) …….
3)……
- creative clubs
1) drawing/painting
2) …..
3)…….
3. intellectual clubs
1) computer/chess/English
2) …….
3)……
4. explore clubs
1) traveling
2) ……..
3)…….
T-:Let’s listen to the new words and repeat them after the speaker.
Прослушивают и повторяют за диктором новые слова и выражения. (слайд №6) (Приложение № 2 “ Clubs in school”)
T-: Now you can make the phrases and the sentences we need to talk.
Используя текст на стр. 30 упр. 95 ученики выбирают выражения и предложения, которые понадобятся им в дальнейшем для обсуждения, затем их зачитывают друг другу в парах.
T-: Discuss what you think about our school clubs.
Учитель спрашивает, какие школьные кружки есть в нашей школе. ( Работа в группах)
Учащиеся открывают учебники и обсуждают в группах из 4-х человек (ех.99 р.32). Составленный кластер служит опорой их рассказа.
T: Do you know anything about English hobbies?
Учитель интригует ребят, интересуется, знают ли учащиеся что-нибудь о школьных кружках англичан.
P1-:Yes, we do, but not many.
Учащиеся выражают сомнения, что знают много об увлечениях англичан. У них зарождается любопытство и интерес к дальнейшим исследованиям.
3. Решение познавательной задачи. Составление маркировочной таблицы. Поисково-просмотровое чтение текста.
T-:It’s time to make K/W/L table.
Учитель предлагает составить таблицу, которую будут заполнять на протяжении всего урока.
Составляют «маркировочную таблицу» (K/W/L (знаю-хочу узнать -узнал)) по теме “School clubs”. [1] (слайд №7)
Учащиеся записывают в левую колонку всё то, что знали и вспомнили о школьных кружках за рубежом.
T-: To have more information to discuss we start to read this text about School clubs.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью о том, какие школьные кружки распространены в Великобритании. ( Приложение №3“ English scholl Clubs”)
Учащиеся работают с текстом индивидуально.
4. Обсуждение выявленных проблем и формулирование главного проблемного вопроса урока.
T-: Now we continue to work with our table.
Предлагает продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально.
Учащиеся самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу.
T-: Let’s discuss what you wrote in the third column of your table.
Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы.
Учащиеся участвуют в обсуждении, вносят дополнения.
Учитель, после обсуждения заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое».
Учитель просит обобщить все сказанное и сформулировать тему сегодняшнего урока.
Учащиеся формулируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь, а учитель на доске. ”Do we have the same school clubs in Russia and in England?” [1]( слайд №8)
5. Элементы диалогового обсуждения. Систематизация путей решения проблемного вопроса урока .
T-: And now let’s discuss what you wrote in your second column of the table.
Предлагает обсудить данные, записанные учащимися самостоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать».
Диалог-обсуждение. Учащиеся бурно участвуют в обсуждении.
P1-: As for me I’d like to know if students attend nature club.
P2 - I’d like to know if students attend school club every day.
P3-: As for me I’d like to know if students pay for school clubs.
Учитель заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.
T-: Most of you want to know what clubs are popular among English students? O.K. We’ll talk about it next lesson.
(Учитель подводит к теме следующего урока.) Учитель отмечает, что многие ребята хотят узнать о том, какие увлечения наиболее популярны у английских и американских учащихся. Это и будет обсуждаться на следующем уроке.[1] (cлайд №9)
T-: What your questions we can answer now? Remember them and ask your classmates?
Учитель интересуется, на какие вопросы учащиеся нашли ответы во время работы на уроке, просит вспомнить их и задать одноклассникам.
Учащиеся вспоминают вопросы и задают их одноклассникам, отвечают на вопросы.
P1-:What did you know about English school clubs?
P2-:Do we attend the same school clubs?
P3-:Do we have the same hobbies?
P4-:What school clubs are the most popular in England?
В процессе обсуждения выясняют, что у нас много общего с иностранцами, но есть и различия. Выяснили, что информации для точного ответа недостаточно.
Учащиеся ищут варианты ответа на поставленный ими же в начале урока вопрос «Ученики в Англии и России посещают одинаковые школьные клубы?»
T-: How can we solve this problem and answer the question?
Учитель интересуется, каким образом можно решить проблему и найти ответ.
Учащиеся предлагают варианты решения проблемы.[1](слайд №10)
P1-: We should learn more from newspapers, magazines/можно узнать, изучив дополнительно материалы газет, журналов;
P2-: We can watch TV or video/ мы можем посмотреть ТВ или видео;
P2-: We could talk to teenagers/ surf the Internet (e-mail/ internet-chat)/необходимо общение со сверстниками (эл.почта, интернет -форумы ).
6. Закрепление полученной информации. Составление синквейна.
T-: Let’s look at our cluster and add some new information. This cluster can help us to discuss English school clubs next lesson.
Учитель предлагает учащимся вновь обратиться к кластеру и дополнить его новой информацией, полученной в процессе чтения и обсуждения статьи. Напоминает, что этот кластер поможет учащимся в обсуждении хобби английских учащихся на следующем уроке.
Учащиеся добавляют полученную информацию к кластеру, тем самым расширяя его. Учитель дописывает на доске.
T-: What do you think about school clubs now?
Учитель интересуется, как они теперь представляют себе понятие «Школьный кружок».
Учитель: Let’s remember everything we’ve told and make up a Cinquain.
Учитель предлагает учащимся обобщить все изученное на уроке и составить
(Это и будет ответ на вопрос, как они представляют себе хобби.)
Учитель: Help me, please. What are the rules of making-up a Cinquain?
Просит напомнить правила составления Синквейна.
Учащиеся называют правила.
На экране появляются правила. Синквейн. [1] (слайд №11)
We have to make only 5 points.
1. What are we talking today about? (1 word)
2. Give 2 adjectives characterizing it.
3. Give 3 verbs.
4. Give a sentence (only 4 words), describing school clubs.
5. Give only one word, a synonym.
Заслушиваются 2-3 синквейна.( На следующем уроке заслушиваются остальные.)
Например:[1] (слайд №12)
School clubs
Interesting , amusing
Sing, photo, dance
Creativity is the best!
Knowledge
7.Подведение итогов урока. Рефлексия с помощью инструмента «PMI» (плюс, минус, интересно).
T- : Let’s look at our cluster and add some new information. This cluster can help us to discuss English school clubs next lesson. (слайд №13)
Учитель предлагает учащимся вновь обратиться к кластеру и дополнить его новой информацией, полученной в процессе чтения и обсуждения статьи. Напоминает, что этот кластер поможет учащимся в написании письма и в обсуждении школьных кружков у английских учащихся на следующем уроке.
Учащиеся добавляют полученную информацию к кластеру, тем самым, расширяя его. Учитель дописывает на доске.
T-: Our lesson is going to the end. Let’s remember what did we know at this lesson?
Учитель интересуется у учащихся, что они узнали на уроке. Учащиеся кратко подводят итоги.
Учитель просит ребят заполнить таблицу «PMI» .(Приложение №3)
T-: Look at the table. [5] Now I’d like you to fill in the table. Will you write what was interesting for you in column “interesting”, what was new for you or what did you like in column “plus”, and what you didn’t like at the lesson in column “minus”. [1](слайд№14)
Заполняют таблицу.
8. Домашнее задание. [1]
T-: Would you like to share your thoughts about your school clubs with foreign students? How can you do it?
Учитель интересуется, хотели бы ребята поделиться мыслями о своих школьных кружках с другими учащимися и как это сделать.
Учащиеся обсуждают форму написания рекламы школьного клуба. Это и будет их домашней работой. (слайд№15)
T-: Write an advertisement about any school club.
Be ready to have a talk about it and learn of school clubs. The phrases in the text can help you (p.30-31).
Домашнее задание: написать рекламу школьного кружка (составленный на уроке кластер служит опорой).
T -: Now the lesson is over. Thank you for the lesson, children. Goodbye!
Cl-: Thank you teacher. Goodbye!
(слайд №16)
Список использованной литературы:
- Прищепа Т.А Некоторые аспекты проблемно-эвристической дидактики и методики или как построить урок открытий. – Томск: ТОИПКРО, 2008.
- Английский с удовольствием/Enjoy English 5-6 классы, «Титул», Обнинск 2009. Учебник.
- Интернет- ресурсы: www.notsoboringlife.com/popular-hobbies/
Приложения
1.Медиапродукт-авторская презентация.
3.Приложение №3 Маркировочная таблица “K/W/L” (Знаю-Хочу узнать -Узнал)
4.Приложение № 4 TEXT “Hobbies”
Hobbies differ like tastes. If you have chosen a hobby according to your character and taste you are lucky because your life becomes more interesting. A hobby is a means to achieve satisfaction. A hobby plays an important role in one's life to give the peace of mind one desperately needs when he comes home after an exhaustive day at work. Hobbies play the vital role of fulfilling an interest of the person and provide emotional value in his life. A hobby helps develop one's personality as a person's thinking changes with the choice of hobbies one has. A person gets a lot of time to introspect about himself when he spends some time in a hobby.
Another important role of a hobby is to flaunt one's achievements through a hobby. For example, collection of stamps, antiques, etc. are used to flaunt to one's friends, relatives and people in general. It gives great pride in sharing one's collection or displaying it where everyone can see it. Gaining respect and reputation through one's collections or different hobbies is an important encouragement to pursue a hobby.
Hobbies are divided into four large groups: doing things, making things, collecting things, and learning things.
The most popular of all hobby groups is doing things. It includes a wide variety of activities, from gardening to travelling and from chess to volleyball.
Gardening is one of the oldest man's hobbies. It is a well-known fact that the English are very fond of gardening and growing flowers, especially roses. Most English people love gardens, their own above all, and this is probably one reason why so many people prefer to live in houses rather than flats. They spend much leisure time working among their flowers, trees and vegetables. The British take part in numerous flower-shows and vegetable shows with very good prizes. To many gardeners the process of growing the plants and taking care of them seems more important than the pleasure of looking at the flowers or the prospect of eating vegetables. So this is the most favorite hobby of the British people.
Both grown-ups and children are fond of playing different computer games. This is a relatively new hobby but it is becoming more and more popular.
Making things includes drawing, painting, making sculpture, designing costumes, handicrafts. Two of the most famous hobby painters were President Eisenhower and Sir Winston Churchill. Some hobbyists write music or play musical instruments. President Bill Clinton, for example, plays the saxophone.
Almost everyone collects something at some period in his life: stamps, coins, matchboxes, books, records, postcards, toys, watches. Some collections have no real value. Others become so large and so valuable that they are housed in museums and galleries. Many world-famous collections started in a small way with one or two items. People with a good deal of money often collect paintings, rare books, and other art objects. Such private collections are sometimes given to museums, libraries and public galleries so that others might take pleasure in seeing them.
No matter what kind of hobby a person has, he always has the opportunity of learning much from it. By reading about the things he is interested in he is adding to what he knows. Learning new things can be the most exciting aspect of a hobby.
5.Приложение №5 Таблица «PMI» для рефлексии.
Plus | Minus | Interesting |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.
На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...
Сценарий проблемно-эвристического урока
Проблемно-эвристическое занятие реализует профориентационные цели и задачи в привлекательной для участников практической форме игры-пробы себя в следующих проф...
Публикация «Познавательно-эвристические возможности художественного произведения в процессе воспитательной работы со студентами»
В статье затрагивается проблема использования познавательно-эвристических возможностей художественных произведений различных жанров в процессе воспитательной работы со студентами в системе среднего пр...
Проблемно-эвристический интегрированный урок "Общее и различное в структуре сложноподчинённого предложения в русском и немецком языке".
Это интегрированный урок русского и немецкого языка, проводимого в форме интеллектуального кафе.Тип урока:обобщение и систематизация знаний умений и навыков по теме "Структура сложного пред...
Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта
Что такое эвристика и инсайт...
«Работа над техникой в произведениях с применением метода технической фразировки»(Урок разработан по технологии «Проблемного урока» Мельниковой Е.Л.).
Технологическая карта по МДК 03.03.01. «ОСНОВНОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» Тема урока: «Работа над техникой в произведениях с применением метода технической фразировки»...
Эвристическая технология
Эвристическаие технологии как способ стимулирования мозговой активности, критического мышления....