Сценарий проблемно-эвристического урока
план-конспект занятия на тему
Проблемно-эвристическое занятие реализует профориентационные цели и задачи в привлекательной для участников практической форме игры-пробы себя в следующих профессиях- парикмахер, стилист, модельер. карьерный консультант, дизайнер, художник.Проблемная ситуация задает привлекательный фон.Пробные "рабочие места" усиливают включенность в процесс освоения профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_problemno-evristicheskogo_uroka.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проблемно-эвристического урока
«Профессиональная проба- реальная самооценка профессиональных возможностей и предпочтений или игра?»
Авторы: Байкова Резеда Маратовна (учитель физики, педагог дополнительного образования), Рахманова Айсылу Мухаматаминовна (педагог-психолог І квал.категории).
Образовательное учреждение: МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Республики Татарстан.
Курс: Технология и профориентация.
Раздел: профессиональное самоопределение.
Тема: трудоустройство.
Ключевая компетенция: профессиональный выбор.
Класс: 8.
Учебно-методическое обеспечение: Кустобаева Е. К. Встреча с самим собой. Школа профессионального самоопределения ( для учащихся 8-9-х классов)-Казань:РИЦ»Школа»,»2007г.
Время реализации занятия: 1 час 30 минут (2 урока по 45 минут).
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.
Цели урока:
- через расширение и обобщение знаний обучающихся о правилах эффективного трудоустройства способствовать выработке у них собственной позиции по рассматриваемой проблеме;
- через получение обучающимися опыта погружения в профессию способствовать выработке у них понимания многомерности и многофакторности процесса профессионального выбора.
Задачи урока:
Образовательные: расширение и обобщение знаний обучающихся о профессиях модельера, карьерного консультанта, дизайнера интерьера, парикмахера. Развитие навыков работы с документами, схемами, иллюстрациями, инструментами профессиональной деятельности.
Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как учебно-познавательные- самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей), познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения; коммуникативные- умение работать в группе, навыки ведения дискуссии, навыки публичного выступления, навыки проведения самоанализа деятельности; информационные- навыки работы с информационными продуктами в POWER POINT; воспитательные- способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как конкурентоспособность, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, деловые качества; проблемные вопросы- можно ли за полтора часа научиться реально оценить свои возможности в выбираемой профессии, или это можно назвать только игрой, существуют ли аргументы в пользу альтернативной версии, какая из версий более убедительна, можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос.
Тип урока: проблемно-эвристический урок, урок анализа и синтеза знаний.
Форма урока: урок- исследование
Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких, как фронтальная и групповая работы, эвристическая беседа, учебная дискуссия на разных этапах урока.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, наборы инструментов и принадлежностей заданных профессий.
Методы: частично-поисковые, проблемно–эвристические, когнитивный, методика организации дискуссии.
Межпредметные связи: литература (написание резюме), информатика.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
1. Организационный момент: приветствие, знакомство с темой, мотивация, целеполагание. | 3 мин |
2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности). 2.1 Постановка проблемного задания 1 (определить пути доказательства проблемных версий) 2.2 Выполнение проблемного задания 1. 2.3 Промежуточная рефлексия. 2.4 Постановка проблемного задания 2 (Как помочь устроиться на работу молодой художнице). 2.5 Выполнение проблемного задания 2. 2.6 Промежуточная рефлексия. 2.7 Постановка проблемного задания 3 (Ученики знакомятся с профессиями карьерного консультанта, модельера, парикмахера, дизайнера интерьера, задачами в связи с решением проблемы и занимают рабочие места). 2.8 Выполнение проблемного задания 3. 2.9 Промежуточная рефлексия. | 37 мин 1 мин 2 мин 2 мин 3 мин 2 мин 2 мин 1 мин 2 мин 2 мин |
3. Выполнение проблемных заданий в группах (каждая группа профессионалов выполняет задание в связи с трудоустройством молодого специалиста- художницы :парикмахерская группа делает ей деловую прическу, модельеры подбирают деловую одежду, карьерные консультанты составляют резюме и портфолио, дизайнеры оформляют паспарту картин). 3.1 Выполнение заданий в группах. 3.2 Представление результатов работы групп. 3.3 Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов. | 40 мин 14 мин 13 мин 13 мин |
4.Учебная дискуссия | 4 мин |
5.Заключительная часть урока: общие выводы, рефлексия. | 4 мин |
6. Задание на дом. | 1 мин |
Карта урока:
Название этапа | Время (мин.), слайд (номер) | Развитие личностных качеств и психологических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности | Продуктивные формы деятельности | ||
Уроку предшествовала работа творческих групп, перед которыми были поставлена задача: найти, подготовить информацию и инструменты для освоения профессий: группа №1 – «модельер» группа №2 – «парикмахер» группа №3 –«дизайнер интерьера» группа №4 – «карьерный консультант» Каждая группа должна была подготовить информационный продукт (мини-презентацию в POWER POINT) для сопровождения устного выступления. | Мышление; Внимание; Память; Организованность; Самостоятельность; | Любознательность; Системность; Аналитичность; Рефлексивность; Точность; Уместность; Выразительность речи; Самостоятельность Активность; Ответственность; Коммуникативная культура; Информационная культура | |
Приветствие, объявление темы урока, мотивация, в ходе обсуждения формулировки темы постановка проблемных вопросов и цели урока. | 3 мин. Сл. 1, 2. | Внимание; Мышление | Активное Слушание; Культура эмоций; Коммуникативная Культура; Аналитичность; Точность речи |
Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности): Работа над проблемными заданиями 1, 2 и 3 проводится по следующей схеме: - проблематизация ситуации (используются мнения учащихся, учебников, выступления членов групп; - выработка учащимися собственного образовательного продукта (используется работа с профессиональными документами и др. источниками, инструментальное освоение профессиональных навыков в ходе решения проблемной задачи); - сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией; - формулирование выводов; - промежуточная рефлексия. | 37 мин. Сл. 3- 23 | -Внимание, мышление, память -Внимание, мышление, память | -Активное слушание, культура эмоций -Коммуникативная культура, аналитичность, точность речи, активное слушание -Коммуникативная культура, активность, самостоятельность глубина рассуждений, системность, аналитичность, рефлексивность, глубина рассуждений, способность определять причинно-следственные связи. |
Выполнение проблемных заданий в группах . - выполнение заданий в группах (4 группы);
- представление результатов работы групп; - коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов; - промежуточная рефлексия. | 40 мин. | Внимание; Память; Мышление | - Культура эмоций, коммуникативная культура. - Активность, самостоятельность -Глубина рассуждений, системность, аналитичность, рефлексивность, уместность, выразительность речи, любознательность. -Глубина рассуждений, способность определять причинно-следственные связи |
Учебная дискуссия (по одному представителю от группы приглашаются к доске, для корректного убеждения присутствующих в собственной правоте). | 4 мин | Внимание; Память | Аналитичность; Точность; Уместность; Выразительность речи; Системность; Коммуникативная культура |
Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы, положение о многофакторности процесса выбора профессии), а также проводит рефлексию. | 4 мин Сл. 24 | Внимание; Мышление; Память | Рефлексивность; Точность,; Уместность; Выразительность речи; Коммуникативная культура; |
Домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также творческое задание – сочинение (от 15 до 30 предложений) по теме урока, где использовать фразы: - считаю скорее достоверным…; - считаю скорее недостоверным…; - аргументы, доказательства; - изложение своего мнения по проблеме | 1 мин | Внимание; Мышление; Память | Аналитичность; Рефлексивность; Точность; Уместность, Выразительность речи; Системность; Ответственность |
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, знакомство с темой (мотивация) .
Учитель кратко говорит о том, как отвечали на этот вопрос его знакомые, обращает внимание на формулировку (знак вопроса, наличие двух альтернативных версий), затем просит учащихся сформулировать вопросы, которые у них возникли.
Вопросы: является ли верным утверждение о том , что можно за короткое время познать глубины профессии? Существуют ли аргументы в пользу альтернативной версии? Какая из версий более убедительна?
Учитель ставит цель – ответить на данные вопросы в конце урока.
Учитель говорит о заданиях, которые группы учащихся получили заранее и о том, что такая работа поможет сократить на уроке время на поиск нужной информации.
2. Коллективное выполнение проблемных заданий (знакомство с технологией деятельности).
2.1 Постановка проблемного задания 1 (к нам обратилась молодая художница с просьбой помочь ей устроиться на работу).
Учитель: К нам обратилась молодая художница с просьбой помочь устроиться на работу. Как выяснилось, у нее много трудностей- начиная от оформления портфолио, составления резюме и кончая созданием соответствующего деловому стилю общения внешнего вида. Предлагаю вам разделиться на профессиональные группы( Дом моды, Салон красоты, Дизайн- студия и Карьерная консультация) и попробовать ей помочь.
Группы распределяются по предпочтениям и готовятся к представлению результатов своей работы.
2.2 Выполнение проблемного задания 1.
- Работа в группах: обсуждение.
- Выслушиваются предположения от групп (по одному выступающему от группы).
- Формулирование выводов (выбор способов помощи).
2.3 Промежуточная рефлексия .
Учащиеся по желанию отвечают на вопросы: Легко ли было лично тебе назвать возможные способы? Группа помогла тебе или ты помог группе? Совпали ли ваши предположения ?
О чем это говорит?
Учитель предлагает рассмотреть названные способы помощи с разных точек зрения для выработки собственной позиции.
2.4 Постановка проблемного задания 2 ( можно ли оказать за короткое время профессиональную помощь в трудоустройстве молодой художнице ( иными словами: погрузиться в профессию и освоить ее основы?).
Учитель: Как вы думаете , можно ли оказать ей такую помощь?
Ученики высказывают мнения .
Выполнение проблемного задания 2.
Работа в группах по профессиональным направлениям.
Проблематизация ситуации. Путем профессиональных проб и ошибок учитель подводит учащихся к мысли, что первое мнение заслуживает внимания .
Обсуждение и формулирование промежуточного вывода, к которому приходят учащиеся, и возникающих у них вопросов: Какая же из версий верна? Что необходимо, чтобы выработать свою собственную точку зрения по данному вопросу?
2.5 Выполнение проблемного задания 2:
Для выработки учащимися своей позиции по данному вопросу используется:
а) работа с профессиональными документами и др. источниками (создание образовательного продукта), работа с профессиональными инструментами- (профессиональная проба ).
Учащиеся знакомятся с профессиональными документами данных профессий , осваивают профессиональные инструменты с целью оказания помощи художнице.
б) сопоставление полученного результата с уже имеющейся информацией.
В ходе обсуждения учащиеся отвечают на вопросы учителя:
Какую версию поддерживают профессионалы в данных областях профессий? Соответствует ли точка зрения учеников полученному результату?
в) формулирование выводов по данному вопросу.
Вывод: За относительно короткое время можно глубоко погрузиться в профессию и познать многое в этой области.
2.6 Промежуточная рефлексия: ответы на вопросы – что знал(а) до выполнения задания, что узнал(а), что хочу узнать.
Возникновение нового проблемного вопроса: каково мое отношение к изведанной профессии?
2.7 Постановка проблемного задания 3 (как сложилось мое отношение к профессии в ходе ее освоения).
Учитель: Выслушаем мнения по этому поводу.
Выполение проблемного задания 3.
Учащиеся высказывают мнения.
Вывод: Каждый ученик может определить для себя степень предпочитаемости и доступности выбираемой профессии через ее опробование .
3. Представление результатов работы групп.
Каждая группа выступает с защитой форм помощи художнице, описывает ход работы и свои впечатления от проделанного.
4. Коллективное обсуждение полученных результатов, формулирование общих выводов.
Выводы: действительно, за короткое время, при серьезном подходе, можно попробовать себя в роли профессионала в данных профессиях и познать основы труда, заодно оценить свои возможности и профессиональные предпочтения.
5. Работа в группах – подготовка выступлений:
Учащиеся получают задание: в группах подготовить выступления по двум противоположным позициям, названным в начале урока .Учитель обращает внимание, что даже если мнения членов группы не совпадают с доставшейся позицией, её необходимо защитить, используя как можно больше аргументов.
6. Учебная дискуссия.
По одному представителю от группы приглашаются к доске , при этом ставится задача корректно убедить соперников в собственной правоте.
7. Заключительная часть урока.
Учитель делает общие выводы (анализ проделанной работы). При этом особое внимание уделяется положению о многомерности и многофакторности процесса профессионального выбора. Учитель подчеркивает, что на уроке было приведено слишком мало аргументов, чтобы считать альтернативную версию единственно верной. Тем не менее оценочный подход к процессу выбора профессии принципиален сегодня и опыт такой деятельности полезен и важен.
Учитель проводит рефлексию, предлагая учащимся ответить на вопросы:
Можешь ли ты дать ответы на поставленные в начале урока вопросы? Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?
Поставь себе оценку (от 2 до 5): уровень интереса на уроке; активность на уроке; общее настроение.
Торжественное вручение сертификатов по освоенным профессиям.
8. Учащиеся получают домашнее задание: заполнить карточку «Рефлексия», а также написать сочинение (от 15 до 30 предложений) по теме урока, в котором необходимо использовать следующие положения:
- считаю скорее достоверным…
- считаю скорее недостоверным…
- аргументы, доказательства
- изложение своего мнения по проблеме.
Список использованной литературы и интернет- ресурсов.
- Баксанский О. Е. , Чистова М. В. Проблемное обучение: обоснование и реализация /О. Е. Баксанский. М. В.Чистова // Наука и школа.-2000.-номер1.-с.19-25.
- БрушлинскийА. В.Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский.-М.:Знание, 1983.-96с.
- Какрамова К., Терещенко Н. Проблемное обучение: проблема образования или общества? /К. Какрамова Н.,Н. Терещенко //Наука и школа(т).-2002.-номер11.-с.35-37.
- Селевко Г. К. Проблемное обучение./Г. К.Селевко // Школьные технологии.-2006.-номер2.-с. 61-65.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.-Москва.: Народное образование.1998.-256с.
- www.pedsovet/ru
- www/psylist.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».
Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года» Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...
Сценарий открытого урока истории
Открытый урок "Отечественная война 1812 года" дан в игровой форме. На экране демонстрируются слайды презентации, которые развивают ассоциативное мышление, фрагменты КВН, где студентам предлагается уви...
Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы)
Сценарий урока-концерта из цикла "Жизнь замечательных людей", посвященного 85-летнему юбилею Г.Вишневской (из опыта работы), подготовлен и проведён преподавателем ГОУСПО "Балашовское музыкальное учили...
сценарий праздника Последнего звонка "Последний звонок на последний урок"
Сценарий Посденего звонка...
сценарий проблемно - эвристического урока
Проблемноия.-эврестический урок, тема - "Школьные кружки в Англии и России". Имеется технологическая карта и авторская презентация....
Проблемно-эвристический интегрированный урок "Общее и различное в структуре сложноподчинённого предложения в русском и немецком языке".
Это интегрированный урок русского и немецкого языка, проводимого в форме интеллектуального кафе.Тип урока:обобщение и систематизация знаний умений и навыков по теме "Структура сложного пред...
Методическая разработка и сценарий урока с использованием инновационных педагогических технологий. Тема урока: «Классификация сварных конструкций и основные требования к ним»
Методическая цель урока - активизация позновательной деятельности обучаемых профессии "Сварщик" на разных этапах урока теоретического обучения через использование развивающихся и...