Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эвристика и инсайт. Что это?
ЭВРИСТИКА( от греч.) - "отыскиваю", "нахожу", "открою") — частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений: анализировать ее условие; преобразовывать осн. проблемы в ряд частных, подчиненных главной; проектировать план и этапы решения; формулировать гипотезу; синтезировать различные направления поисков; проверять решение и т.д. Система специально разработанных учебных задач помогает школьнику овладеть умением самостоятельно выполнять каждый из этапов решения. Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи. — метод учебно-воспитательного процесса, основанный на поисковых средствах.
Инсайт (от англ. insight – проницательность, проникновение в суть) понятие, введенное в 1925 г. американским психологом немецкого происхождения Вольфгангом Келером. Обозначает внезапное разрешение проблемной ситуации. Специфика инсайта в том, что решение задачи происходит как внезапное озарение - путем постижения ситуации в целом, а не в результате анализа или продумывания.
Существует четыре этапа инсайта:
Первый. Этап сбора информации и проверки своего прошлого опыта. Этот этап еще можно назвать этапом усердной умственной работы. Человек работает с имеющейся информацией, добывает новую, анализирует. И если решение не находится, то наступает следующая стадия.
Второй этап— инкубационный период. Еще мы можем назвать эту стадию созреванием. Человек отвлекается от проблемы и поиска решения, начинает заниматься отвлеченными делами: смотрит фильм, ходит на прогулки, читает книгу,занимается спортом. Именно в моменты отвлеченной деятельности чаще всего и происходит озарение.
Вспомните как это было у Архимеда, Энштейна или Ньютона. Например, мой коллега в момент прогулки с ребенком увидел, как мальчик копается в песочнице, что вызвало у него определенные ассоциации и он понял как ему дальше продолжать свою терапию с одним очень сложным клиентом.
В отличие, например, от катарсиса, когда просветление приходит через муки и страдания от погружения в проблему, инсайт предполагает отстранение от задачи и полное погружение в другой процесс.
Третий этап — инсайт. Яркое эмоциональное переживание озарения, ни с чем не перепутать. Наверняка и у вас хоть раз в жизни случалось подобное. Когда вы сидите на совещании, или едете в поезде и вдруг решение проблемы словно само приходит к вам. Как я писала выше, порой нам подсовывают ложные озарения, которые по силе не уступают истинным.
Четвертый — проверка решения на практике. На этой стадии человек проверяет найденное решение и отправляет его к себе в опыт, ведь столкнувшись с подобной проблемой в будущем, у него уже будет готовая инструкция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода оценки к решению уравнений
Применение метода оценки к решению уравненийУрок - творческая лаборатория Математика всегда была неотъемлемой и существенной составной частью человеческой культуры, она является ключом к по...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).
Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....
Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании
Презентация «Опыт интегрированного применения метода проекта в курсовом (дипломном) проектировании и дополнительном образовании» подготовлена к выступлению на методическом семинаре, прошедшем 27 октяб...
Презентация: Деятельностный подход в обучении: методы и приемы по ФГОС
Деятельностный подход в обучении: методы и приемы по ФГОС...
Аспекты интегрированного подхода к изучению математики и английского языка учащимися старших классов
В работе обоснована необходимость интегрированного подхода к изучению математики и английского языка, имеет целью понимание учащимися специальной математической терминологии, формирования языковой, ре...