МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО КРИТЕРИИ
статья на тему
Одним из основных элементов системы менеджмента качества образования является воспитательный процесс, а ведущим показателем результативности воспитательного процесса образовательного учреждения любого уровня является уровень воспитанности учащихся. Ряд ученых-педагогов понимают под воспитанностью личности наличие у неё устойчивых морально-волевых качеств, умений и навыков.
Мониторинг является необходимым условием развития и совершенствования воспитательного процесса в учебном заведении, его неотъемлемым элементом.
Любое профессиональное образовательное учреждение, ориентирующееся на качественную организацию процесса воспитания учащихся как целенаправленного руководства личностным развитием, присвоением учащимися нравственных и профессиональных ценностей должно учитывать те существенные изменения, которые происходят в современном обществе. Процессы, происходящие в современной социальной жизни, ведут за собой переосмысление и концепции воспитания: целей, содержания, принципов, условий, критериев и т.п. Остановимся более подробно на критериях, применительно к конкретному образовательному учреждению.
Критериями воспитательного процесса в ГОУ НПО ПУ № 90 являются:
· Изучение состояния воспитательной работы путем непосредственного наблюдения за ней.
· Оценка состояния воспитательной работы.
· Прогноз развития воспитательной работы.
· Выработка мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
В соответствии с приказом Минобразования РФ воспитательная работа оценивается по двум основным критериям:
1. Наличие в училище условий для внеучебной воспитательной работы с обучающимися.
2. Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов для развития личности.
Мониторинг включает в себя 2 группы показателей:
В первую группу входят объективные статистические показатели:
· успеваемости и посещаемости
· количество правонарушений, совершенных учащимися
· количество обучающихся состоящих на внутриучилищном учете Совета профилактики правонарушений, а также в КДН, ОДН и т.д.
· участие обучающихся в училищных, городских, областных, конкурсах и проектах
· процент охвата обучающихся горячим питанием
· количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с педагогами).
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности воспитательного процесса:
· диагностика уровня развития группы (социометрия)
· диагностика уровня воспитанности обучающегося, группы и училища в целом (уровень воспитанности), куда входят такие показатели:
ü учебная и социальная активность
ü морально-волевые качества
ü коммуникативные качества
ü здоровье, здоровый образ жизни
ü эмоциональный настрой группы.
Критериями эффективности воспитательной деятельности мастеров производственного обучения и преподавателей являются:
· Обеспечение жизни и здоровья обучающихся
· Обеспечение позитивных межличностных отношений
· Содействие освоению обучающимися образовательных программ
· Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания
· Профилактическая работа.
Также критерием эффективности воспитательной деятельности являются личные достижения мастера, педагога и их воспитанников:
· Участие в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях методических объединений по вопросам воспитания; награждения мастера, педагога.
· Результативность воспитательной деятельности (грамоты, дипломы, участие и призовые места в различных училищных конкурсах и мероприятиях)
· Участие группы в различных городских, зональных и областных конкурсах.
· Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика)
· Работа с родителями (активность родителей в жизни училища и группы, контроль с их стороны)
· Дежурство по училищу
· Соблюдение делового стиля учащихся.
Успешное решение сложных и ответственных задач воспитания во многом зависит от уровня подготовленности педагогов-воспитателей, их педагогической культуры, от знания закономерностей, принципов и методов воспитания. На современном этапе в воспитательной работе педагога, к сожалению, встречается больше трудностей, чем в организации учебной деятельности учащихся. Анализ традиционной практики воспитания позволяет выделить следующие трудности, с которыми сталкиваются педагоги-воспитатели:
· При постановке и решении педагогических задач (затруднения в балансировке обучающих задач с развивающими и воспитывающими, допуская упущение последних);
· В организации педагогических воздействий (неумение изучать учащегося, видеть его как целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития);
· В оценке воспитанности, когда педагог больше внимания обращает на внешнюю сторону поведения и дисциплину, а не на мотивы поступков;
· В организации воспитательного процесса (педагоги не проявляют инициативу, не учитывают возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, предпочитают массовые формы работы, проводят мероприятия шаблонно);
· В выборе методов воспитания (стремление навязать способы поведения в готовом виде, а не создание ситуации морального выбора; оценивание отдельных поступков учащегося вне контекста его общего поведения);
· В организации собственной деятельности в частности в самоконтроле и самокоррекции своего труда (недостаточная полнота и системность психологических знаний, недостаточная рефлексия и низкая критичность по отношению к себе).
Уровень профессиональной компетентности педагога определяет результат воспитания. Именно поэтому, необходимо рассматривать проблему готовности педагога и педагогического коллектива к воспитательной работе в профессиональном образовательном учреждении.
Критерии готовности педагогов к воспитательной работе включают в себя:
· систему знаний, умений и навыков по воспитанию учащихся;
· мотивационно-целостное отношение к воспитательной работе;
· способность самостоятельно строить методику воспитательной работы, используя новые воспитательные технологии;
· постоянное самосовершенствование необходимых личностных качеств и воспитательных умений;
· способность к импровизации в сфере воспитания, самореализации на основе внутренней профессиональной мотивации;
· рефлексию своего личностного и профессионального поведения.
Таким образом, мониторинг позволяет оценить состояние воспитательной работы в училище, прогнозировать его развитие и выработать предложения и меры по развитию позитивных и предупреждению негативных процессов, является одним из стимулов для повышения качества профессиональной деятельности мастеров и педагогов. А диагностика готовности педагога к реализации воспитательных задач должна носить комплексный характер, быть направленной на изучение всех составляющих педагогической компетентности в области воспитания и являться неотъемлемым звеном системы менеджмента качества образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
Показатели и критерии оценки устных ответов студентов
Показатели и критерии оценки устных ответов студентов...
Критерии оценивания презентаций
Многократно учавствуя в различных публичных мероприятиях, где требуется воспроизведение презентации, как сопровождение выступления, я пришла к выводу, что, несмотря на все многообразие красок, шаблоно...
Критерии оценки экономической политики государства
В нашем мире нет ничего идеального. Госудасрство, свобода, демократия, план, социализм, рынок - всё имеет свои теневые и светлые стороны. традиционно одной из основных целей государственной экономичес...
Урок по теме: «Проблемы общественного прогресса, его критерии" (с применением ТРКМ)
Урок с применением технологии развития критического мышления вызывает огромный интерес у студентов, занятие проходит насыщенно, и как следствие, материал лучше запоминается. На уроке по обществознанию...
Критерия и методы отслеживания одаренных детей
Я хочу рассказать об оперативном и поисковой диагностировании детей, по выявлению самых способных и одаренных к танцу....
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И ЕГО КРИТЕРИИ
Данная публикация познакомит с понятием личностного роста, его критериями и поможет понять, как эту информацию можно применить на практике. Публикация по своему содержанию подходит как для педагогов д...