Практико-значимый проект: «Современный урок – современный педагог»
проект по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_praktiko-znachimyy_proekt_sovrem_urok.docx | 53.3 КБ |
prilozhenie_6.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Введение……………………………………………………….………………..3
2.Практико-значимый проект: педагогический совет «Современный урок –
современный педагог»…………….…………………………...……………….4
3.Заключение…………………………………………………………………….11
4.Литература……………………………………………………………………..12
5.Приложения……………………………………………………………………13
Введение
Современное образовательное учреждение обновляется и перестраивается. Сегодня образовательные учреждения получили достаточно самостоятельности в выборе собственных ориентиров и целевых установок. Сама жизнь подвела их к необходимости выработать свои собственные позиции и направления. Это самое необходимое и самое трудное из того, что приходится делать образовательным учреждениям.
Изменения педагогического мышления – проблема проблем. И этому необходимо учиться. Обновление педагогических взглядов происходит прежде всего на педагогических советах, научно-практических конференциях, творческих объединениях, т.е. там, где педагоги учатся работать по-новому, анализируя свою деятельность, знакомясь с опытом находки.
Педсовет берёт на себя сложнейшую миссию: создать условия для переоценки педагогических ценностей, попытаться изменить мнения, взгляды, суждения и представление преподавателя об обучающемся, о своём профессиональном предназначении, пробудить желание научиться учить и воспитывать по-новому.
Цель практико-значимого проекта: педагогический совет «Современный урок – современный педагог» - рассмотрение способов моделирования урока в контексте профессиональной деятельности преподавателя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся.
Педсовет "Современный урок - современный педагог"
Цель: рассмотреть способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности преподавателя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся.
Участники: педагоги колледжа.
Регламент: 1 час 30 минут .
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы.
Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы (комплект приложение 1-7) .
Рабочая группа педсовета: директор колледжа, заместитель директора по УВР, научный руководитель ГЭП, зав. отделением технических дисциплин, зав. отделением гуманитарных дисциплин, зав. отделением естественных дисциплин, воспитатель, педагог-психолог.
Ход педсовета:
- Информационный блок.
Директор. Модернизация современного общества охватила все его стороны. Реализация долгосрочных планов экономического, социального развития общества, обеспечения благосостояния граждан требует наличия высокопрофессиональных, грамотных людей. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем.
Изменения охватили и систему российского образования. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
В 2009 г. разработан проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», ключевые параметры которой должны получить распространение в 2011-2015 гг. Позвольте напомнить основные направления работы:
- Обновление образовательных стандартов.
Они должны включать три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения. Требования к результатам освоения образовательных программ должны включать не только знания, но и умения их применять, т.е. выпускник должен быть всесторонне компетентным в процессе его социализации. Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без изменения в системе оценки качества образования. Она должна включать оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения к другой, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных учреждений, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах РФ.
2. Система поддержки талантливых детей.
Необходимо создать как специальную систему поддержки талантливых обучающихся, так и общую среду для проявления и развития способностей. Расширить систему олимпиад, соревнований, конкурсов и т.д. Разработать и осуществлять модели дистанционного, заочного, очно-заочного обучения. Учение через всю жизнь.
- Развитие учительского потенциала.
Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием. Вводится новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования. Центральное место в обновленных квалификационных требованиях занимают профессиональные педагогические компетентности.
- Современная инфраструктура ОУ.
Облик ОУ, как по форме, так и по содержанию, должен измениться. Расширение самостоятельности образовательных учреждений в решении хозяйственных вопросов. Расширение взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: культуры, здравоохранения, спорта, досуга.
- Здоровье обучающегося.
Большое внимание уделять качественному горячему питанию, медицинскому обслуживанию, спортивным занятиям обучающихся. Применение новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения.
Модернизация системы образования предполагает переход в компетентностное образование и здесь большую роль играет учитель. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать у обучающихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях. Сегодня на педсовете мы будем говорить о тех компетентностях, которыми должен обладать сам преподаватель и которые должны развиваться у обучающихся, чтобы процесс обучения был успешным.
- Практический блок.
Участники педсовета распределяются на группы по отделениям.
Зам.директора: Какие ассоциации у вас возникают при упоминании понятия «компетентность»? Обсудите вопрос в группах. Время для обсуждения 5 минут.
Представление групп. Варианты ответов группы оформляют на листах, каждой группе выдано 5 листов (по одной ассоциации на лист). Листы вывешиваются на доску и определяются характеристики, представленные группами. Делается вывод о многогранности понятия «компетентность».
Зам.директора: Существует много трактовок понятия “компетентность”, вот некоторые их них:
Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)
Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций. (Соловова Е.Н.)
Есть еще одно понятие, которое так же часто используется в свете модернизации российского образования – это компетенция.
Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом.
Понятия "компетенция" и "компетентность" часто используют как синонимы – это не грамотно. "Компетенция" - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин «компетентность» определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т.е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.
Рассмотренные нами понятия являются ключевыми в компетентностном подходе в современном образовании.
Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.
Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования.
В образовательной практике ОУ выделяются следующие компетенции:
- ключевые (надпредметные), т.е. те, которые мы можем развивать на любом предмете.
- специальные, которые формируются в рамках отдельного предмета.
Сегодня на педсовете мы будем вести речь о моделировании урока, на котором эффективно формируются ключевые компетенции обучающихся.
Общие требования к образованности выпускника можно отнести к ключевым компетенциям.
Выступления зав. отделениями по заданию: Как можно развивать компетенции обучащегося на уроке (из опыта работы).
Выступление психолога о мотивации. Самодиагностика преподавателя (Анкета "Деятельность преподавателя на уроке")
Выполнение заданий группами: проанализируйте деятельность преподавателя на уроке с позиции компетентностного подхода.
Зам. директора: Рассмотрим критерии экспертизы компетентностного урока (Приложение 5). Очевидно, что анализировать придется по-новому. По каждому традиционному параметру – четыре уровня педагогического мастерства. Первые два фиксируют умение преподавателя спланировать и проанализировать соответствующие элементы урока. Третий свидетельствует о том, что учитель умеет грамотно реализовать свои планы. Четвертый уровень реализуют те, кто не только уверенно владеет теорией и практикой, но и может по ходу занятия реагировать на изменения ситуации в классе, импровизировать, достраивать, менять сценарий разных компонентов урока.
Возьмем стандартный набор параметров, по которым обычно анализируют урок: цель, учебный материал, формы, методы, структура урока, межэтапные связи. Добавим очень важную позицию – «содержание образования», поскольку компетентностный (деятельностный) подход предполагает обучение не материалу, а способам деятельности. Теперь наполним эти параметры содержанием в соответствии с компетентностным (деятельностным) подходом и определим уровневые показатели обучающей деятельности учителя на уроке.
Каждый преподаватель принес с собой конспект урока и карту наблюдения этого урока (Приложение 6), заполненную коллегами.
Задание: провести самоанализ урока с позиции компетентностного подхода, обсудить с коллегами, посетившими урок, полученные результаты. На обсуждение группы вынесены повторяющиеся проблемы, совместно выработаны пути выхода из затруднений.
Схема работы в группе (памятка у каждой группы):
- работа индивидуально с таблицами (Приложение 6,7);
- обсуждение в паре, группе;
- оформление результатов: на отдельных листах записываются яркие (по мнению группы) приемы формирования компетентностей;
- представление итогов обсуждения: лидер группы.
III. Подведение итогов
Решение педсовета
- Отметить положительный опыт преподавателей эффективного применения современных технологий и пропаганду опыта работы через систему открытых уроков, семинаров, педсоветов.
- Систематизировать опыт преподавателей с целью создания банка идей и единого образовательного пространства на основе принципов личностно-ориентированного обучения.
- Педагогам пересмотреть свои темы самообразования на следующий учебный год.
- Развивать обмен опытом преподавателей в рамках декад методического мастерства, семинаров, круглых столов.
- Психолого-педагогической службе на основе психологической диагностики оказывать адресную помощь обучающимся, родителями, педагогическому коллективу с целью ориентации их в проблемах личностного и социального развития обучающихся.
- Разработать тематику выступлений преподавателей на следующий учебный год и провести научно-методическую конференцию преподавателей с целью активизации учебной деятельности, методической, практической работы по данной теме.
- Развивать систему накопительной оценки деятельности преподавателя с помощью технологии портфолио.
Директор: Закончить педсовет хочется притчей...
Притча: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научился сам творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Заключение
На данном педагогическом совете было рассмотрено понятие компетентности, говорили о тех компетентностях, которыми должен обладать сам учитель и которые должны развиваться у обучающихся, чтобы процесс обучения был успешным, понятие компетентностного подхода, критерии экспертизы компетентностного урока, проанализирована деятельность учителя на уроке с позиции компетентностного подхода. Проведено:
- задание по самоанализу урока с позиции компетентностного подхода (работа индивидуально с таблицами);
- обсуждение в паре, группе;
- оформление результатов: на отдельных листах записаны яркие (по мнению группы) приемы формирования компетентностей;
- представлены итоги обсуждения: лидер группы.
Осуществлена цель педсовета (рассмотрены способы моделирования урока в контексте профессиональной деятельности преподавателя, необходимые для реализации учебного успеха обучающихся).
Литература
- Бондаревская Е.В. Учителю о личностно ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. - Ростов-на-Дону., 2010.
- Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2010.
- Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока // Научно-практический журнал Завуч, № 6, 2010.
- Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока // Научно-практический журнал Завуч, 2011, № 3.
- М.М.Поташник Требования к современному уроку. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2007
- Т.И. Шамова, В.П. Симонов "Критерии современного анализа и эффективности урока" М., 2006
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Памятка преподавателю к анализу урока
Приучите себя к самоанализу урока.
Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
- работа с книгой;
- использование справочников и словарей;
- развитие устной и письменной речи обучающихся;
- самоконтроль обучающихся за своей учебной деятельностью;
- самостоятельная работа.
2.Сколько обучающихся не справились с самостоятельной работой? Как вы поработали с обучающимися по ликвидации пробелов в их знаниях? 3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями обучающихся на уроке? Учли ли вы следующее:
- какова доля фронтального опроса?
- насколько эффективно использовались ТСО, наглядные средства?
- включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
- каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
4. Динамика работоспособности обучающихся во время урока. Максимальная работоспособность длится всего 19 минут (с 4 по 23 минуту урока), поэтому следует придерживаться четкого плана для организации деятельности обучающихся на каждом этапе урока.
Приложение 2
Памятка преподавателю «Мониторинг»
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая может судить и прогнозировать состояние объекта в любой момент времени. Для учителя:
- Система мониторинга
- Параметры результативности (что измеряем).
- Процедуры оценки результативности (как измеряем).
- Формы представления результатов.
- Анализ полученных данных, рекомендации по коррекции.
Параметры мониторинга состояния обученности ОУН
- Читать осмысленно, понимать прочитанное
- Запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст
- Чертить, рисовать
- Монологически высказываться
- Вести учебный диалог
- Читать карту, таблицу, диаграмму
- Отвечать на вопросы, решать задачи, проблемы
- Ставить вопросы, формулировать задачи, видеть проблемы
- Выделять главную мысль
- Составлять простой и сложный план
- Составлять тезисы, конспекты
- Составлять структурные и логические схемы
- Записывать содержание урока
- Пересказывать текст устно, излагать письменно
- Создавать текст по образцу
- Действовать по инструкции, алгоритму
- Создавать текст по заданной теме, виду, жанру
- Использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации
- "Переносить" - использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации
Для обучающихся:
Контрольно-методический срез (КМС) на обучаемость
- Напишите, что вы узнали нового.
- Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
- Выполните задание по образцу.
- Выполните задание в измененной ситуации.
- Примените полученные знания в новой ситуации.
Приложение 3
Памятка для преподавателя
1. Компетенция – это осознанная человеком способность (возможность) реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями обучающихся, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности.
2. Компетенции предполагают способность обучающихся взаимодействовать с реальным миром, например, устанавливать рабочие отношения в группе, интерактивно использовать те или иные знания, действовать в природной среде - в условиях природной стихии и т.п.
3. Оценить в полной мере компетенции студента может только человек, который видит его в ходе взаимодействия с изучаемой реальностью и способен оценить опыт и результаты компетентного владения соответствующими знаниями и способами деятельности. Таким человеком является преподаватель.
4. Предлагаемые уровни сформированности компетенций ориентированы не только на результат, но и на процесс его достижения. Задача преподавателя – внимательное, заинтересованное наблюдение за своими обучающимися с целью мониторинга формирования ключевых компетенций.
5. Мониторинг (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату. Это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным образовательным аспектам на различных уровнях.
6. Мониторинг и оценка сформированности компетенций требует четкого определения:
- проверяемого содержания,
- умений или видов деятельности, которые должен продемонстрировать обучающийся,
- ситуаций, в которых обучающимся предлагалось применить свои знания.
7. Ситуации, которые задают контекст задания, должны предполагать специфичность решения с точки зрения формируемой компетенции (например: личная жизнь, обучение, профессиональная деятельность, здоровье, окружающая среда и т.д.)
8. Мониторинг формирования ключевых компетенций строится на следующих принципах:
- Переориентация оценки: внимание не только результатам, но и процессу обучения;
- Оцениваются не отдельные, изолированные умения, а компетенции (метапредметные результаты);
- Студенты уходят от пассивного ответа на заданный вопрос к активному конструированию содержания ответа;
- Больше внимания к общеучебным умениям, самоконтролю, самооценке, рефлексии обучающихся.
9. Проведение мониторинга и итоговой оценки уровня формирования ключевых компетенций предполагает:
- Использование открытых (со свободными ответами), закрытых (с заранее запланированными ответами) учебных заданий. Целесообразно использовать задания с «закрытым конструируемым ответом», при решении которых студенты создают ответ, но он заранее ограничен отдельными словами (числами). Также возможно применение вопросов с готовыми ответами, из которых надо выбрать один верный.
- Использование практико-ориентированных ситуаций – как для постановки проблемы (введение в задание), так и для ее непосредственного решения.
- Использование технологий (заданий), позволяющих организовать внутреннюю, то есть субъектную оценку деятельности студентов, что включает:
- использование заданий с определенным контекстом (ситуаций);
- включение заданий с несколькими правильными ответами;
- ориентация оценки на стандарты, известные обучающимся;
- оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся.
Приложение 4
Проблемный урок
Приёмы создания проблемной ситуации
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (более) положениями | 1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения 2. Столкнуть разные мнения студентов вопросом или практическим заданием |
Между житейскими представлениями и научными фактами | 3. Шаг 1. Обнажить житейские представления студентов вопросом или заданием «на ошибку» Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью |
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1. о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? | Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? |
После формулирования учебной проблемы в виде вопроса (не совпадающего с формулировкой темы) следует сразу переходить к поиску решения. Открыв новое знание, даем ответ на изначальный вопрос.
Тема урока может быть объявлена не в начале урока!
При выходе из проблемной ситуации обязательно обеспечить два творческих действия: осознание противоречия и формулирование проблемы.
Если проблемная ситуация не возникла - обучающиеся справились с заданием, разумен выход "Все это сделали? Чуть позже посмотрим, как вы это сделали. Чем это задание отличается от предыдущих. В чем его новизна".
Что делать, если вдруг?
Заклинило на ошибках | Простимулируйте подсказкой рождение решающей гипотезы |
Идея невразумительна | Побудите автора к переформулированию идеи: «Попробуй выразить свою мысль иначе» |
Раз – и в дамки | Если гипотеза одна и сразу верная (сильная группа), подбросьте ошибочную идею для проверки |
Стойко молчат | Дать подсказку или сразу сообщить правильную гипотезу (в слабой группе), организовать ее проверку |
Приложение 5
Цель урока
Критерий: насколько четко преподаватель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли студентов в постановку цели на уроке. При постановке развивающей цели мы исходим из того, что развитие ребенка возможно через развитие способов его деятельности. Для определения цели преподавателя нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать студент на этом уроке?
1-й уровень: преподаватель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать обучающийся – различать, получить, освоить – способ, понятие, модель, схему, алгоритм…).
2-й: преподаватель формулирует цели диагностично, измеримо (например, студенты не только знакомятся с правилом, законом и т.п., но и научатся пользоваться этим знанием, разработав на его основе алгоритм действий).
3-й: преподаватель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи студентами.
4-й (сценарный): преподаватель вовлекает обучающихся в корректировку, уточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации.
Содержание образования
Критерий: различает ли преподаватель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке студентов в проектирование способа деятельности.
Если для определения цели преподаватель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать студент на данном уроке, то по этой позиции нужно ответить на вопрос: как я, преподаватель, делаю это сам?
1-й уровень: преподаватель назвал единицу содержания образования и различил ее с учебным материалом (например, учебный материал – правило, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора примеров в соответствии с правилом).
2-й: преподаватель разработал и представил модель единицы содержания (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделил все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения).
3-й: единица содержания может быть не только названа учителем, но и на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии.
4-й (сценарный): на уроке преподаватель, реагируя на ошибки студентов, "включает" незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (коррекция деятельности в возникшей образовательной ситуации содержания образования).
Содержание учебного материала
Критерий: насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования на основе мотивации учеников.
1-й уровень: преподаватель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности подобранного учебного материала.
2-й: преподаватель обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации).
3-й: подбор учебного материала позволил студентам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса.
4-й (сценарный): преподаватель с учетом результатов диагностики по ходу урока импровизационно подбирает, конструирует, заново структурирует учебный материал.
Структура урока
Критерий: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности обучающихся.
1-й уровень: преподаватель обосновал соответствие запланированного им набора этапов урока поставленной цели.
2-й: преподаватель выстроил структуру урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности студента: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов).
3-й: на уроке этапы организуются в соответствии с планом; все запланированные этапы организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не должно вести к увеличению его «личностной цены»).
4-й (сценарный): преподаватель при необходимости на основе педагогической диагностики меняет запланированную структуру в силу изменения ситуации (возвращается к уже пройденным этапам, например постановочному и мотивационному, включает новые или исключает какие-либо этапы).
Межэтапные связи
Критерий: выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание студентов.
1-й уровень: преподаватель выстроил внешнюю логику при переходе от этапа к этапу на основе учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»).
2-й: преподаватель выстроил и обосновал внутреннюю логику при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является запланированная единица содержания).
3-й: преподаватель владеет приемом организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организует работу с пониманием студентами логики переходов от одного этапа к другому (какова была задача этапа, что уже сделано, что предстоит делать далее по отношению к поставленной цели, готовность к переходу на новый этап).
4-й (сценарный): преподаватель не только обсуждает со студентами логику "движения" на уроке, но и вносит оперативные изменения в структуру урока на основе педагогической диагностики.
Формы обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная и другие)
Критерий: соответствует ли выбор форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии обучающихся на уроке.
1-й уровень: преподаватель обосновал формы обучения и их соответствие поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых репродуктивных заданий).
2-й: преподаватель обосновал выбор форм обучения данными педагогической диагностики и детской рефлексии на предыдущем уроке.
3-й: на уроке преподаватель применяет запланированные формы обучения, организует итоговую экспресс-диагностику результатов студентов в соответствии с запланированными целями.
4-й (сценарный): преподаватель на основе оперативной педагогической диагностики по ходу урока при необходимости вносит изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для уточнения группой задачи и др.).
Методы обучения
Критерий: в какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.
1-й уровень: преподаватель обосновал выбор методов в соответствии с целями урока и особенностями изучаемой единицы содержания.
2-й: преподаватель обосновал выбор методов данными психологической (особенности контингента обучающихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках.
3-й: преподаватель применяет запланированные методы обучения, что позволяет включить студента в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
4-й (сценарный): преподаватель вносит изменения в запланированные методы обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики (например, может перейти от запланированных репродуктивных методов к продуктивным – поисковым, проблемным – в случае необходимости: для уточнения задач или перепроектирования уже полученного, но "не работающего" способа).
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Карта урока "Технологии реализации компетентностного подхода в обучении"
Тема урока, группа, предмет | Цель урока | преподаватель | |||||||||
|
|
| |||||||||
Этап | Задачи | Формируемые компетентности | |||||||||
Стадия вызова |
| Ключевые (отметить какие именно) | Ведущий метод формирования | Эффективно ли формирование? | Предметные (указать какие именно) | Ведущий метод формирования | Эффективно ли формирование? | ||||
да | частично | нет | да | частично | нет | ||||||
1. Образовательная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2. Коммуникативная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3. Информационная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4. Социальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Этап | Задачи | Формируемые компетентности | |||||||||
Осмысление |
| Ключевые (отметить какие именно) | Ведущий метод формирования | Эффективно ли формирование? | Предметные (указать какие именно) | Ведущий метод формирования | Эффективно ли формирование? | ||||
Да | частично | нет | да | частично | нет | ||||||
1. Образовательная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2. Коммуникативная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3. Информационная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4. Социальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Этап | Задачи | Формируемые компетентности | |||||||||
Рефлексия | | Ключевые (отметить какие именно) | Ведущий метод формирования | Эффективно ли формирование? | Предметные (указать какие именно) | Ведущий метод формирования | Эффективно ли формирование? | ||||
да | частично | нет | да | частично | нет | ||||||
1. Образовательная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
2. Коммуникативная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
3. Информационная |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4. Социальная |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 7
Эффективность формирования компонентов компетентностей
Форма 1
Формируемая компетентность | Методы формирования знаний | Методы формирования ценностных отношений | Методы формирования готовности применения | Методы формирования позитивного опыта |
|
|
|
|
Форма 2
Критерии анализа | Показатели | Степень соответствия целям и задачам формирования компетентностей обучающихся | ||
полная | частичная | не соответствует | ||
Педагогический стиль работы преподавателя |
|
|
|
|
Психологическая атмосфера на уроке |
|
|
|
|
Использование приемов активизации познавательной активности (каких) |
|
|
|
|
Использование приемов релаксации (каких) |
|
|
|
|
Наличие интриги, коллизии, проблемы урока (какой) |
|
|
|
|
Возможности диалогического и полилогического общения (какие) |
|
|
|
|
Учет индивидуальных, возрастных и половых психологических особенностей |
|
|
|
|
Педагогический такт |
|
|
|
|
Самостоятельность обучающихся |
|
|
|
|
Форма 3
Личностные УУД | Методы формирования | Регулятивные УУД | Методы формирования | ПознавательныеУУД | Методы формирования | Коммуникативные УУД | Методы формирования |
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект "Универсальные учебные действия на уроке математики".
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обно...
Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"
Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...
Контрольная работа «Имидж современного педагога»
Контрольная работа «Имидж современного педагога»...
Практико-значимая работа
В данной работе представлен собственный опыт преподавания специальных дисциплин в колледже с помощью применения на занятиях элементов проблемного обучения студентов. Работа включает в себя ...
Эссе "Портрет современного педагога"
Формирования моих профессиональных принципов, как педагога....
Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки (1- для начальной школы, 1- для основной школы) с описанием универсальных учебных действий»
Итоговая практико-значимая работа «Разработка сценариев уроков музыки" по итогам прохожения курсов повышения квалицикации АСОУ...
Практико - значимый проект: "Современный урок. Каким ему быть?"
Проблемное поле. Результаты образования - от ориентации на преподавателя к ориентации на студента. Особенности проектирования современного урокаОтличительные особенности современного урока....
Комментарии
Современный урок
Очень полезный материал. Спасибо.