Контрольная работа «Имидж современного педагога»
проект по теме
Контрольная работа «Имидж современного педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольная работа «Имидж современного педагога» | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Контрольная работа
«Имидж современного педагога»
Выполнил: Маслова Е.Н.
Коломна 2013
План.
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение.
Имидж – (от английского image – образ, облик,изображение). Определенный образ личности или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком. Так дано определение этого понятия в школьном словаре иностранных слов.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной.
Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков. Это умение общаться, искусство говорить и, особенно, слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяет тот образ, в котором мы предстаем перед учениками и коллегами. Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими
Американский психолог Миллер отобрал фотографии “красивых”, “обыкновенных” и“некрасивых” людей. Затем показал эти фотографии взрослым людям и попросил их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И педагог должен использовать его в своей работе.
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере он красноречив. Он должен помнить о тоне своей речи, от этого зависит работоспособность студентов. Многозвучным и разным должен быть голос. Однотонный голос не позволяет создавать ритм речи.
Понятие имидж может быть применимо не только к одному человеку, но и к организации, городу, даже к стране. Можно сказать, что имидж учебного заведения будет определяться и имиджем педагогов, работающих в ней.
Немаловажное значение имеет и образ жизни. Имидж образа жизни – это то, как люди воспринимают вашу личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, ваши моральные принципы, достоинство, поведение, характер. Как ни странно студенты проявляют живой интерес к личной жизни педагогов.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. Без интереса к личности, по мнению психологов, нет интереса к предмету. В последствие интерес к личности педагога угасает и разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя является средством активизации интереса к предмету. Образ педагога должен вдохновлять. Педагог обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.
2. Основная часть.
В середине 90-х годов появились первые серьезные отечественные разработки по имиджированию, посвященные психологическим аспектам формирования имиджа. Имидж будущего педагога исследовали М. А. Апраксина, Н. А. Тарасенков, В. Н. Черепанова, Е. В. Емельянова и др.
Краткий словарь современных понятий и терминов, под ред. В. А. Макаренко, дает свое определение имиджу. Имидж - это образ, фасадная часть личности, ее внешний эффект, целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
Имидж, с одной стороны, является результатом определенных психологических процессов проявления личности, а с другой — служит внешним источником формирования впечатления о данном человеке у партнеров по общению. Цель имиджа - установить, уточнить или поддержать свой образ в глазах других.
Восприятие всегда избирательно, благодаря этому, по утверждению В.А. Баранова происходит отбор, фильтрация, группировка информации о личности, чей имидж воспринимается. Процесс восприятия подразделяется на процессы понимания и суждения.
Процесс понимания определяется особенностями коммуникативной системы отношений в социальной группе, представленных в виде системы ценностей, представлений, установок, механизмов социального приписывания.
Процесс суждения реализуется через факторы, характеризующие мотивационно-потребительскую сферу воспринимающих имидж лиц.
Существуют три уровня воспринимаемого имиджа:
- биологический, когда существенную роль оказывает пол, возраст, состояние здоровья, темперамент, физические данные;
- психологический, когда на принятие имиджа влияют те качества или черты характера, которые приписываются или могут быть приписаны предъявителю имиджа: воля, память, мышление, характер, способности. Приписываемые качества могут быть объяснены или не объяснены. Важность этого уровня восприятия состоит в том, что благодаря ему учитываются цели, ценности, интересы социальной группы, а система отношений выстраивается в соответствии с провозглашенными требованиями;
- социальный, который представляет собой систему фактов, слухов, сплетен, легенд, формирующих в целом готовность воспринимающего к принятию или отказу предлагаемого имиджа.
Л.К. Аверченко выделяет три возможных подхода к имиджу, которые являются основанием для классификаций имиджа:
·функциональный, когда имиджи классифицируют по их функционированию;
·сопоставительный, когда проводят сравнение близких имиджей;
·контекстуальный, когда имиджи подразделяют в зависимости от контекста.
Функции имиджа педагога :
Профессиональная - обеспечение высокого качества обучения и воспитания;
Социальная - развитие творческой активности учащихся, повышение статуса и престижа профессии педагога, повышение общественной значимости этой профессии;
Духовно-нравственная - формирование личности студента, проявляющееся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (честность, доброта, уважение к другим людям);
Визуальная - формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности.
В.В. Бойко отмечает сложность структуры имиджа педагога и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:
1.Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.
2.Стиль поведения, т. е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.
3.Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.
4.Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности — мебель в офисе, машина, домашние животные и т. п.
5.Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив.
В.А. Баранова утверждает, что работа над имиджем педагога может включать четыре этапа:
1. Выявление того, каков образ данного человека на настоящий момент и насколько он соответствует представлениям о нем со стороны окружающих. Решается вопрос о привлекательности/непривлекательности образа в целом: внешний вид, действия, слова, манера говорить, двигаться, общаться.
Смысл имиджа образует три базовых элемента: внешняя (поведенческая) направленность личности; внутренняя ориентация личности; иерархия временных «Я» личности.
2. Собственно создание образа. Здесь работа идет в направлении поиска «публики», т. е. той группы, которой будут предназначаться имидж, отработка способов привлечения внимания и факторов привлекательности, выбора приемов формирования имиджа. Весьма эффективными оказываются приемы: многократного повторения, непрерывного усиления воздействия.
3. Поиск девиза (лозунга), под которым будет проходить создание имиджа. Девиз дает возможность человеку утвердиться в целевых ориентирах и кратко, лаконично их сформулировать в плане «громкой речи».
4. Создание легенд. Суть ее выражается в том, что в предлагаемом образе человек, его несущий, выделяясь среди окружающих, тем не менее остается одним из них .
3. Заключение
Из рассмотренного ранее можно сделать вывод о составных частях имиджа педагога. Имидж педагога состоит из следующих видов культур:
- интеллектуальная культура— это гибкость мышления, рефлексия и самосознание, связанная с развитием творческого начала и ростом профессионального мастерства личности педагога;
- габитарная (лат. habitus — внешность) культура — это культура личности, включающая в себя индивидуальность, которая определяет цветовую гамму, физические и психофизиологические особенности; стиль (романтический, спортивный, драматический), устанавливающий индивидуальную креативную характеристику в соответствии с требования профессии; моду, отражающую тенденции развития и помогающую педагогу быть современным и признанным в среде коллег и обучающихся.
- кинетическая (греч. kinesis — движение) культура, обусловленная мимикой и пантомимикой (жесты, выражение глаз, поза, телодвижение, походка и осанка);
- речевая культура — личностная культура, развивающаяся на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами, предполагающая чувство стиля, развитый вкус и эрудицию;
- средовая культура — материальная и социальная (окружение и аксессуары);
- артистическая культура — интегрированное качество личности, осуществляющее единство общей культуры и артистизма, эстетико-этического начала в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения.
Имидж представляет собой многоуровневую многофункциональную систему и является важнейшим компонентом педагогического мастерства. Он обеспечивает процесс профессиональной социализации через образ как представление о себе — к образному представлению себя обществу; от понимания и самопознания себя — к сущностной самоидентификации, и чрез процесс самосовершенствования и развития — к предъявлению себя обществу.
4. Список литературы:
- М. В. Зюзько. Психологические консультации для начинающего учителя. Москва,“Просвещение”, 1995 г.
2. Аверченко Л. К. Имидж и личностный рост: учеб. пособие. — Новосибирск, 1999. — 146 с.
3. Краткий словарь современных понятий и терминов / Н. Т. Бунимович, Г. Г. Жаркова, Т. М. Корнилова и др. / Сост. и общ. ред. В. А. Макаренко. — 3-е изд., дораб. и доп. — М.: Республика, 2000. — 670 с.
Московский государственный областной социально-гуманитарный институт деканат ФПК и ПП кандидату психологических наук, доценту Сухановой Т. П. от слушателя группы ПДП 1-13 преподавателя Масловой Е.Н.
Контрольная работа по теме «Имидж современного педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические указания по выполнению контрольной работы и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений СПО по дисциплине "Электротехнике и электронике" для заочного отделения
В методических указаниях представлены: примерная программа дисциплины с перечнем рекомендуемой литературы; общие методические указания с примерами решений; варианты контрольной работы; экзаменационные...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЕН. 01. МАТЕМАТИКА для студентов 3 курса заочной формы обучения специальность 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Общие методические указания по выполнениюдомашней контрольной работы Основной принцип изучения теоретического материала студента заочной формы обучения - это самостоятельная работа над учебным ма...
Контрольно-оценочные средства (контрольная работа)
приведены примеры контрольно- оценочных средств по общеобразовательной и общепрофессиональной дисциплинам...
Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных заданий
Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных заданий для студентов заочной формы обучения 4 курса по дисциплине УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ. по специальности 190631...
Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных заданий
Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных заданий для студентов заочной формы обучения 4 курса по МДК 02.01. ТИПОВЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ БЫТОВЫХ М...
Итоговая контрольная работа для 1 курса СПО Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса. . Цель контрольной работы: систематизировать и закрепить знания студентов по изученным темам
19.06.2019г. Итоговая контрольная работа 1 курса СПО. Итоговая контрольная работа предназначена для студентов 1 курса .Цель контрольной работы: систематиз...
Программа для организации работы с педагогами по мотивации участия в работе службы медиации, повышению навыков бесконфликтного общения и управлению конфликтами
Цель программы: распространение среди педагогов цивилизованных форм разрешения конфликтов; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в о...