Рабочая программа по географическому краеведению Саратовской области
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 40»
«Согласовано» Руководитель МО ________ /Л. В. Конакова / Протокол № _______ от «__» _________20____г. | «Согласовано» Зам. Директора по УВР МОУ «СОШ № 40» _________ Е. И. Артюшина. от «__» _________20_____г. | «Согласовано» Директор МОУ «СОШ № 40» __________Н. К. Донник. Приказ № ______________ от «__» _________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Ф.И.О. Кулдашевой Елены Владимировны
предмет Географическое краеведение
класс 6 а, б, в.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета МОУ «СОШ № 40»
Протокол № ____ от__________20___г.
Саратов 2013-2014 год
общеобразовательных школ
авторы Л.В. Макарцева, Р.В. Маркина
Пояснительная записка
(34 ч., 1 ч. в неделю, резерв времени)
Главным объектом изучения является родной край. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями Познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе и в 5 классе. В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии краеведов, учёных. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе - формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основной подход в географическом краеведении - геоэкологический. Он означает изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; состояние природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться в городской и сельской местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка.
Цель - создание природного образа малой родины.
Главные задачи курса «Географическое краеведение» состоят в следующем:
- сформировать знания учащихся о рельефе, климате, вод суши, биосфере, на местном материале ввести понятия о природном комплексе;
- показать положительное и отрицательное влияние человека на компоненты и природный комплекс;
- научить читать топографический план, физико-географическую картину своей области;
- продолжить работу по обучению школьников приёмам пространственного ориентирования в условиях своего населённого пункта и в сельской местности;
- создавать основу для приобщения учащихся к простейшей исследовательской деятельности; в практической деятельности использовать метод наблюдения полевых исследований, сравнительный и картографический.
Учебный процесс необходимо построить так, чтобы географические знания стали фундаментом практической деятельности в краеведении.
На уроках географического краеведения целесообразно использовать следующие формы, методы, приёмы обучения:
- практические работы на местности;
- наблюдения за окружающей средой;
- экскурсии и походы;
- работу с краеведческой литературой;
- познавательные игры.
В результате изучения краеведения в 6 классе учащиеся должны приобрести умения:
- определять географическое положение родного края, города, посёлка; определять координаты района;
- составлять календарь погоды своей местности;
- объяснять особенности взаимодействия человека и природы родного края;
1.Введение.
Что изучает географическое краеведение? Знание о своём районе, посёлке. Роль района в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением -1
II. История исследования Саратовской области, методы исследования - 3
Изучение природы нашего края со 2 в н.э., первые сведения о Волге. Путешественники, иностранные послы: араб Ибн Батут, французский посол - Гильом Рубрук (1254 г.), венецианский путешественник Марко Поло (1261 г.), венецианский посол Контарини (1476 г.). Картографические сведения в 16 в., «Большой чертёж» 18 в. географы И.В. Кириллов, ВН. Татищев, П.И. Рычков. 1768-1774 - исследование Поволжья - П.С. Паллаом, И.П. Фальком, И.И.Лепехиным, С. Никитиным (описание рельефа), П.П. Семёновым (природа края). Практическая работа:
Организация наблюдения за высотой солнца над горизонтом, погодой, сезонными изменениями состояния водоёмов, растительности животного мира.
Определите формы поверхности и характера залегания пород. Особенности их использования.
III. Особенности географического положения области, района - 2
Расположение на материке, части света. Площадь. Сравнение с другими областями г странами. Областной центр. Пограничные территории. Благоприятное географическое положение.
Практическая работа с картосхемой «Географическое положение Саратовской области», выявить наибольшие районы и наименьшие по площади. Назвать города на Волге. Охарактеризовать географическое положение своего района, населённого пункта. Определение координат Саратова, своего пункта.
IV. Строение земной карты. Минералы и горные породы - 2
Геологическое строение. Путешествие по берегам морей, которых никто никогда не видел. Изменение территории по геологическим эпохам. Различия в геологическом строении правобережья и левобережья, горные породы вашей местности. Профессия геолога.
Практическая работа. Определение горных пород по образцам. Научиться различать осадочные и магматические йороды по внешним признакам.
V. Рельеф Саратовской области, своего района - 2
Формы рельефа. Особенность рельефа. Рельеф правобережья. Наиболее высокие участки правобережья. Особенности рельефа левобережья. Отображение особенностей рельефа в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе. Профессия землемера. Практическая работа - на контурную карту Саратовской области нанести основные формы рельефа. Дать оценку рельефа местности, где вы живёте (какие формы поверхности образуют рельеф, назовите полезные ископаемые своей местности). Полезные ископаемые и их хозяйственное значение.
Горючие полезные ископаемые - нефть, газ. Газопровод Саратов-Москва (1943 г.) Горючие сланцы - торф. Химическое сырьё - каменные и калийные соли. Фосфориты. Строительные материалы - известняки, доломиты, глина, пески. VI. Воды суши Саратовской области - 4
Воды суши: подземные и поверхностные.
Реки. Речная система. Влияние рельефа на направление и характер течения реки. Тип питания рек Саратовской области.
Реки Волжского бассейна, реки бассейна Дона, реки бессточного бассейна, грунтовые воды.
Волга - главная река области, её значение в жизни населения области, искусственные водоёмы.
Озёра области. Питание озёр. Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.
Практическая работа: нанесение на контурную карту области объекта гидрологии. Составление по карте характеристики реки. Определение глубины малых рек.
VII. Атмосфера. Климат области - 5
Метеорологические элементы. Типичные погоды местности. Наблюдения за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средние температуры воздуха (за сутки, месяц) в населённом пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение ветра по флюгелю и по местным признакам. Роза ветров. Осадки. Значение осадков в жизни людей. Климат области, своего района, населённого пункта. Влияние климатических условий на жизнь людей, его здоровье. Профессия климатолога.
Практическая работа. Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населённого пункта.
VIII. Природные комплексы Саратовской области - 3
Типы почв Саратовской области, своего района. Факторы, влияющие на формирование почв. Охрана почв.
Растительность области и своего района. Лекарственные растения. Животный мир. Охрана растительного и животного мира.
Природные зоны: лесостепь, степь, полупустыня. Особенности каждой зоны. Охраняемые памятники природы правобережья, левобережья. Экологические проблемы Саратовской области. Практическая работа: экскурсия в природный комплекс.
IX. План местности - 5
Условные топографические знаки. Способы определения направлений и расстояний на плане. Масштаб. Горизонтали. Чтение плана на местности. Ориентирование по плану и компасу. Движение по азимуту. Профессия топографа.
Глазомерные съёмки (маршрутные и площадные). Воображаемое путешествие по физической карте своей местности. Топонимика области и своего населённого пункта. Практическая работа: Описание маршрута по плану местности. Ориентирование по плану своего населённого пункта.
X. Население области,"своего района - 3
История заселения, освоения области, своего населённого пункта. Народы, национальные и культурные традиции. Ремёсла. Экскурсия в музей.
Резерв времени - 4.
Литература для учителя.
- Востряков А.В., Ковальский Ф.И. Геология и полезные ископаемые Саратовской области. - Издательство СГУ, 1986.
- География Саратовской области/ под ред. Н.В. Тельтевской. Издательство Саратовского университета, 1993.
- Горцев В.И. Саратовская область в географических названиях.
- Доклад о состоянии окружающего природной среды Саратовской области в 2005 г. - Саратов, 2006.
5. Практические работы по географии 6-9 класс/ под ред. И.И. Бариновой. - Москва. «Школа-Пресс», 2001.
6. Саратовской губернии чертежи: сост. В.Х. Валеев. - Саратов. Приволжское издательство, 1997.
7. Семенов В.Н. Саратов геологический. - Издательство СГУ, 2000.
8. Хижняк Л.Г., Новоженова З.Л. Зелёный остров, Серый ключ, Красная речка. - Приволжское книжное издательство, 1990.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. - Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.
Литература для учащихся.
- А.М. Демин, Л.В. Макарцева, С.В. Уставщикова. География Саратовской области. - Саратов. Издательство «Лицей», 2005.
- Леденцов Н.И. Страна загадок и чудес. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
- Палькин Н.Е. О, Волга! - М., Молодая гвардия, 1985.
- Студенцов Н.Н. Две загадки Саратова. - Саратов. Издательство СГУ, 1989.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей которых никто никогда не видал. - Саратов. Приволжское издательство, 1980.
- Чигуряева А.А. Опасайтесь потерять друзей. - Саратов. Приволжское книжное издательство, 1983.
Географическое краеведение
2013-2014 учебный год
Классы________6____________
Учитель __Кулдашева Е. В._____
Количество часов
Всего__34________час; в неделю____1____час,
Плановых контрольных уроков ________, зачетов___1____
Тестов __2___, лабораторных работ_________
практических работ____9_____
Административных контрольных уроков _______ч.
Планирование составлено на основе
1. Примерной программы основного общего образования для образовательных
учреждений;
2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного)
общего образования по _________________ География_____________
3. Авторской программы под руководством Л.В. Макарцева ________
Учебники Л.В. Макарцева « Географическое краеведение Саратовской области»
У М К: Географический атлас: 6 класс. - М.: Дрофа, 2008. Сиротин, В. И._______
Рабочая тетрадь по географическому краеведению. 6 класс.- М.: Дрофа, 2008._______
название, автор, издательство, год издания
Учебно-тематичёский план по ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ для 6 класса _______ на 2013-2014 учебный год.
Учитель_______Кулдашева Е.В___________________
(Фамилия, имя, отчество)
№ урока | Название темы урока | Количество часов | Планируемые результаты | Сроки проведения |
Раздел 1. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА (6 часов) | ||||
1. | Введение. Что изучает географическое краеведение? | 1 | Знание о своем районе, поселке. | |
2. | История исследования Саратовской области. Практическая работа. | 1 | Наблюдение за явлениями погоды. | |
3. | История исследования Саратовской области. | 1 | Периоды исследования края. | |
4. | История исследования Саратовской области, методы исследования. Практическая работа. | 1 | Определять формы поверхности и характер залегания пород. Особенности их использования. | |
5. | Особенности географического положения области. | 1 | Определить географические координаты Саратова, охарактеризовать географическое положение своего края. | |
6. | Особенности географического положения области. | 1 | Знать город на Волге, работать с картосхемой «Географическое положение Саратовской области» | |
Раздел II. ПРИРОДА ЗЕМЛИ (13 часов) | ||||
7. | Строение земной коры. | 1 | Знать геологическое строение Саратовской области. | |
8. | Минеральные и горные породы. Практическая работа. | 1 | Определение горных пород по образцам. | |
9. | Рельеф Саратовской области | 1 | Знать формы рельефа Саратовской области. | |
10. | Изменение рельефа под влиянием деятельности людей. Практическая работа. | 1 | На контурную карту наносить основные формы рельефа Саратовской области. | |
11. | Воды суши Саратовской области. Подземные и поверхностные | 1 | Знать понятие поверхностных и подземных вод. | |
12. | Воды суши Саратовской области. Реки. Практическая работа | 1 | Знать речную систему Саратовской области составлять по карте характеристику реки. | |
13. | Тип питания рек Саратовской области. | 1 | Знать и помнить особенности направления реки , их зависимость от рельефа(устанавливать взаимосвязь). | |
14. | Озера, пруды Саратовской области. Практическая работа. | 1 | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в своей местности. | |
15. | Использование и охрана, вод своего края. | 1 | Рациональное и нерациональное использование вод Саратовской области. | |
16. | Климат области. Местные признаки погоды | 1 | Обработка и анализ метеорологических наблюдений | |
17. | Атмосфера. Климат области. | 1 | Уметь составлять таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры области» Построение и анализ диаграмм. | |
18. | Основные климатические показатели Саратовской области. | 1 | Уметь описывать погоду за сутки. | |
19. | Построение розы ветров. Практическая работа. | 1 | Построение графика температуры и облачности, розы ветров; уметь выделять преобладающий тип погоды за период наблюдения. | |
20. | Атмосфера. Климат области. | 1 | Предсказание погоды по местным признакам. | |
21. | Влияние климата на жизнь и здоровье людей. | 1 | Находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата своей области | |
Раздел III ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ (часов). | ||||
22. | Растительный мир своего края. | 1 | Знать видовой состав растительности Саратовской области | |
23. | Животный мир своего края. | 1 | Знать видовой состав животного мира Саратовской области. Выявлять закономерность распределения животных по территории области | |
24. | .Природные комплексы. Природные зоны родного края. | 1 | Знать природные зоны Саратовской области. Характеризовать природу отдельных частей области | |
25. | Экологические проблемы Саратовской области. | 1 | Знать экологические проблемы Саратовской области. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. | |
26. | Почва своего края. Тестирование. | 1 | Знать типы почв. Объяснять понятие почва и их размещение на территории области | |
27. | Знакомство с планом города Саратова. Практическая работа. | 1 | Знать условные топографические знаки. | |
28. | План местности. | 1 | Определять направление и расстояние на плане. | |
29. | Описание маршрута по плану. | 1 | Уметь описывать маршрут по плану. Уметь ориентироваться по плану и компасу. | |
30. | Население области. История заселения. | 1 | Изучить национальный состав, плотность населения, очаги его концентрации. | |
31. | Народы. Национальные и культурные традиции. | 1 | Этническое разнообразие. Расширить знание об обычаях, традициях народа. Дать знания о народных художественных промыслах. | |
32. | Численность населения Саратовской области. Демографическая ситуация. | 1 | Половозрастной состав населения. Особенности размещения населения. крупные города. | |
33. | Города, сёла, деревни Саратовской области. Практическая работа. | 1 | Крупные города. | |
34. | Итоговая проверка знаний по курсу «Географическое краеведение». Тест-зачет. | 1 | ||
Резерв времени (2 часа) | ||||
В нижней части таблицы часы суммируются | ||||
Итого:34 |
Корректировка прохождения учебного материала
( причины отставания и меры, принятые для их устранения ).
1 четверть_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 четверть_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 четверть_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 четверть_______________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по дисциплине "Экономика организации" на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере ОАО "Трансмаш" г.Энгельс, Саратовской области)
Исследовательская работа на тему "Прибыль и рентабельность промышленного предприятия"(на примере фирмы города Энгельса Саратовской области ОАО "Трансмаш")....

Рабочая программа "Рисунок, живопись, композиция" в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...

Рабочая программа "Рисунок, живопись, композиция" в области музыкального искусства "Народные инструменты"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Краеведение".
Рабочая программ дисциплины «Краеведение» разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов, предназначена для изучения истории Воронежского края в у...

Рабочая программа профессионального модуля Преподавание в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования....