Рабочая программа по внеурочной деятельности "Краеведение и туризм"
рабочая программа
Направленность программы: спортивно- оздоровительная. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области туризма и краеведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_kraevedenie_i_turizm_alevskaya.docx | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной образовательной деятельности:
«Краеведение и туризм»
8б класс основного общего образования
Срок реализации программы 2022/2023 учебный год
Разработчик рабочей программы:
Алевская Татьяна Юрьевна
Педагог первой категории
г. Миасс, 2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС. Туристские походы и экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Направленность программы: спортивно- оздоровительная. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области туризма и краеведения.
Актуальность Современное общество стремится к здоровому образу жизни. В частности, это выражается в том, что граждане желают активно проводить досуг, перемещаясь по странам и регионам, совмещая проведение свободного времени с познанием и оздоровлением. Естественно думать, что подобный отдых они желали бы организовать и для своих детей. Активные, одаренные школьники, наделённые естественной жаждой знаний, повышенной, по отношению к взрослым, двигательной активностью, стремлением увеличить объём знаний и расширить свой кругозор не только через обучение за школьной партой, всегда проявляют интерес к самым разнообразным путешествиям.
Поскольку туризм предоставляет возможность организовывать досуг школьников, совмещая отдых с оздоровлением и познанием, то общество должно быть, заинтересовано в школьном туризме. Туризм является надёжной и эффективной формой воспитательного процесса. Педагогическая целесообразность образовательной программы: Образовательная функция туризма школьников заключается в том, что во время занятий закрепляются школьные знания по географии, истории, обществоведению, приобретаются новые знания. Наиболее важной функцией туризма является оздоровительная функция. Смена привычной обстановки, повышенная двигательная активность, самых разнообразных двигательных действий, соблюдение правил личной гигиены в условиях самоконтроля способствуют укреплению здоровья ребёнка, повышению функциональных возможностей его организма. В целом, школьник решает задачи физического воспитания, соблюдая баланс повышения уровня развития двигательных качеств, умений, навыков, умственного, эстетического и нравственного развития. В связи с этим, можно утверждать, что возможности влияния туризма на школьников весьма велики.
Отличительные особенности программы
Содержание программы рассчитано на занятия с учащимися, проявляющими интерес к естествознанию, физической культуре, туризму и краеведению. Программа предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Каждая тема занятий предполагает, как организацию активной оздоровительно-спортивной деятельности (физические упражнения, подвижные игры, мини-соревнования, состязания в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки, экскурсии, походы), так и познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, коллективное чтение и обсуждение художественных произведений о природе и путешественниках, просмотр видеосюжетов, разработка маршрутов). При работе с учащимися применяются игровые методы обучения: игры, викторины, конкурсы, соревнования.
Образование учащихся проходит через такие области, как биология, естествознание, искусство, физическая культура и оздоровительно-познавательный туризм, психологическая культура и др. Что способствовует освоению обучающимися основ краеведения, приобретению санитарно - гигиенических навыков, ориентирования
на местности, формированию физкультурно-туристских знаний, умений и навыков, обучению двигательным навыкам и действиям, общему укреплению здоровья и закаливанию организма, развитию физических качеств, овладению техникой преодоления простейших естественных и искусственных препятствий во время экскурсий на природу, туристских прогулок.
Адресат программы: учащиеся 13-15 лет.
Объем программы: 34 часов.
Формы обучения и виды занятий по программе: групповая очная; лекции, практические работы, беседа, викторина, деловая игра, защита проектов. Срок освоения программы: 9 месяцев Режим занятий:
№ | Направленность программы | Возрастная категория | Наполняемость группы | Количество занятий в неделю | Число и продолжительность занятий в день |
1 | Спортивнооздоровительная | 13-15 лет | 10-20 человек | 1 | 1 по 40 минут |
Цели программы
Развитие двигательной, функциональной и познавательной активности одаренных учащихся, укрепление здоровья детей, психическое и физическое оздоровление организма в процессе туристско-познавательной деятельности, привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу.
Задачи:
Обучающие:
Обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях.
Расширение знаний по географии, биологии, экологии, полученных в школе.
Развивающие:
Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма.
Развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала
Расширение знаний об окружающем мире
Оздоровление учащихся на занятиях в условиях природной среды Формирование координационных функций
Воспитательные:
Воспитание патриотизма посредством занятий краеведением
Воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению.
Воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и общения, самообладания.
Формирование умения видеть красоту окружающего мира.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Коррекция отклоняющегося поведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ КУРСА
Универсальными компетенциями учащихся на этапе формирования здорового и безопасного образа жизни являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются получение знанй:
— о природе, истории, культуре родного края
— овладеть навыками изучения и описания природных объектов, навыками разработки предложений по их рациональному использованию и охране; позитивного общения с окружающими
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по туризму являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по туризму являются следующие умения:
— использовать туристско-краеведческий материалов образовательном процессе
— владеть техникой и тактикой туризма,
— ориентироваться на местности
— оказывать первую доврачебную помощь;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания. Установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Краеведение
История родного края. История своего населенного пункта. Экскурсия по городу.
Основы туристской подготовки
Туристские путешествия, история развития туризма
Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков.
Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны.
Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристики каждого вида. Понятие о спортивном туризме, экскурсионный и зарубежный туризм.
Законы туристов. Техника безопасности при занятиях туризмом.
Личное и групповое туристское снаряжение
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для 1-3 дневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних походов.
Подготовка личного снаряжения к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток и их назначения, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи, половник и др. Особенности снаряжения для зимнего похода.
Практические занятия
Укладка рюкзаков, подгонка снаряжения. Работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий Дисциплина в походе и на занятиях – основа безопасности.
Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице.
Правила поведения при переездах группы на транспорте.
Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Правила пользования альпенштоком.
Использование простейших улов и техника их вязания.
Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практические занятия
Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Организация переправы по бревну с самостраховкой.
Техника пешего туризма
Основные приемы страховки. Узлы, классификация по использованию. Страховочная система. Основные и вспомогательные веревки. Карабины. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.
Практические занятия
Вязание узлов на время: «прямой», «восьмерка», стремя, встречный, академический, шкотовый, булинь, простой проводник, двойной проводник и т.д..
Надевание страховочной системы на время.
Отработка элементов техники пешего туризма: подъем и спуск по склону спортивным способом; траверс склона по перлам; преодоление водных преград; навесная переправа, переправа по броду.
Прохождение туристской полосы препятствий.
Топография и ориентирование
Понятие о топографической и спортивной карте
Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.
Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации.
Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.
Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические координаты. Определение координат точки на карте.
Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практические занятия
Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте.
Условные знаки
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.
Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.
Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.
Практические занятия
Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини-соревнования.
Ориентирование по горизонту, азимут
Основные направления на стороны горизонта: С, В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта.
Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»).
Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный.
Практические занятия
Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.
Компас, работа с компасом
Компас. Типы компасов. Устройство компаса Правила обращения с компасом.
Ориентир, что может служить ориентиром. Визирование и визирный луч. Движение по азимуту, его применение.
Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка.
Практические занятия
Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков.
Измерение расстояний
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг.
Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия
Измерение своего среднего шага (пары шагов), построение графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины.
Измерение кривых линий на картах разного масштаба ниткой.
Ориентирование по местным предметам.
Действия в случае потери ориентировки.
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.
Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.
Практические занятия
Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде.
Основы гигиены и первая доврачебная помощь
Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание).
Гигиена обуви и одежды. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность.
Профилактика инфекционных и паразитических заболеваний.
Практические занятия
Разучивание комплекса гимнастических упражнений. Подбор одежды и обуви для тренировок, уход за ними.
Специальная физическая подготовка
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов.
Место специальной физподготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы. Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки.
Основная цель тренировочных походов — приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость): постепенность, систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.
Практические занятия
Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.
Учебно-методическое обеспечение:
Техническое оборудование: палатки, карты, санитарно-гигиенические принадлежности, веревки, карабины, страховочные системы, блокировки, прусики для самостраховки, компасы, реп- шнур.
Итоговое занятие; На итоговом занятии учащиеся участвуют в школьных соревнованиях по спортивному туризму среди 5 классов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ зеняти я | Наименование тем |
| Кол-во часов | |
1 | Основы туристической подготовки (пешеходный туризм) История развития туризма | 1 | 1 |
|
2-3 | Изучение истории родного края Достопримечательности родного края | 2 | 2 |
|
4-5 | Топографическая и спортивная карты Определение масштаба. Составление схемы маршрута | 2 | 1 | 1 |
6 | Компас. Работа с компасом | 1 | 1 |
|
7 | Измерение расстояний | 1 |
| 1 |
8-9 | Способы ориентирования Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки | 2 | 1 | 1 |
10-11 | Ориентирование по компасу | 2 |
| 2 |
12 | Соревнование по ориентированию | 1 |
| 1 |
13 | Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний | 1 | 1 |
|
14 | Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений | 1 | 1 |
|
15 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 1 | 1 |
|
16 | Приемы транспортировки пострадавшего | 1 |
| 1 |
17 | Влияние физических упражнений на строение и функцию организма человека | 1 | 1 |
|
18-21 | Общая физическая подготовка | 4 |
| 4 |
22-25 | Специальная физическая подготовка | 4 |
| 4 |
26 | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях | 1 | 1 |
|
27 | Гигиена туриста | 1 | 1 |
|
28 | Личное и групповое туристское снаряжение Организация туристского быта | 1 | 1 |
|
29-33 | Наведение переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы | 5 |
| 5 |
34 | Поход выходного дня на местности | 1 | 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела программы и тема урока | Дата проведения |
1 | Основы туристической подготовки (пешеходный туризм) История развития туризма |
|
2 | Изучение истории родного края Достопримечательности родного края |
|
3 | Топографическая и спортивная карты Определение масштаба. Составление схемы маршрута |
|
4 | Топографическая и спортивная карты Определение масштаба. Составление схемы маршрута |
|
5 | Топографическая и спортивная карты Определение масштаба. Составление схемы маршрута |
|
6 | Компас. Работа с компасом |
|
7 | Измерение расстояний |
|
8 | Способы ориентирования Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки |
|
9 | Способы ориентирования Ориентирование по местным признакам. Действия в случае потери ориентировки |
|
10 | Ориентирование по компасу |
|
11 | Ориентирование по компасу |
|
12 | Соревнование по ориентированию | |
13 | Профилактика различных заболеваний |
|
14 | Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений |
|
15 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи |
|
16 | Приемы транспортировки пострадавшего |
|
17 | Влияние физических упражнений на строение и функцию организма человека |
|
18 | Изучение истории родного края Достопримечательности родного края |
|
19 | Общая физическая подготовка |
|
20 | Общая физическая подготовка |
|
21 | Общая физическая подготовка |
|
22 | Специальная физическая подготовка |
|
23 | Специальная физическая подготовка |
|
24 | Специальная физическая подготовка |
|
25 | Специальная физическая подготовка |
|
26 | Обеспечение безопасности в туристском походе, на тренировочных занятиях |
|
27 | Гигиена туриста |
|
28 | Личное и групповое туристское снаряжение Организация туристского быта |
|
29 | Наведение переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы | |
30 | Наведение переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы |
|
31 | Наведение переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы |
|
32 | Наведение переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы |
|
33 | Наведение переправы через овраг, по бревну, спуски и подъемы |
|
34 | Поход выходного дня на местность |
|
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НА ИТОГОВОМ ЗАНЯТИИ
По окончании изучения программы каждый учащийся участвует в школьных соревнованиях по спортивному туризму среди 5 классов. Во время соревнований учащиеся показывают все знания и навыки, полученные на занятиях. Уровень знаний на соревнованиях оценивается согласно регламенту по виду спорта «спортивный туризм»
( «Туристско-спортивный союз России» Регламент по виду спорта «спортивный туризм» проведения соревнований по группе дисциплин « Дистанция пешеходная» Москва, 2009 год)
Литература
- Э.Н. Кодыш. Соревнования туристов. Москва «Физкультура и спорт»1990г.
- А.Ильин. Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. М-ЭксмоЭкспресс-2010г.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. «Просвещение» 2009г.
- Программа для системы дополнительного образования детей. «ЦДЮТУР» 2009г.
- Туристско-краеведческие кружки в школе- М. «Просвещение» 2010г.
- Е. Плешалов. «Я+Природа»- 2010г.
- Общеобразовательные программы по основным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей. Воронеж 2002г.
- Растим патриотов России- под. Редакцией Росляевой Г.Н. Кириченко Н.И.Геворкян М.М.- . «Истоки» 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"
В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Город мастеров" для 1-4 классов, рассчитана на 4 года обучения, включает в себя пояснительную записку,цели, задачи, планируемые результаты и т. д....
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей "Образовательные путешествия".
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы«Школа № 1392» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУР...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФОТОГРАФИИ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС). Рабочая программа ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире искусства».
нравственно-эстетическое воспитание и целостное развитие обучающихся средствами различных видов художественной деятельности, внедрение эффективных форм занятости студентов, привлечение к систематическ...
Рабочая программа профессионального модуля "Спортивно-оздоровительный туризм"
Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы СПО (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм у...