Информационно-компьютерные технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в ДМШ
учебно-методический материал на тему

Мищенко Елена Дмитриевна

Данная методическая разработка описывает  компьютерные     технологии обучения. Раскрывает вопросы использования данной технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе или школе искусств. Может быть полезна преподавателям – теоретикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka_moya.docx31.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Информационно- компьютерные технологии на уроках  

музыкально-теоретического цикла  в ДМШ

Данная методическая разработка описывает  компьютерные     технологии обучения. Раскрывает вопросы использования данной технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе или школе искусств. Может быть полезна преподавателям – теоретикам.

Введение.

Информационно – компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер  с его возможностями привлекателен, прежде всего тем, что по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. С компьютером практически исчезает недоступность каких-либо материалов: книг, статей, нот, аудио- и видео записей.

Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла  можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предметы  этого цикла, как никакие другие, располагают возможностями для творчества, так как они  - есть предметы сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.

  Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на  уроке. Помочь  преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.

Возможности компьютера в оснащении музыкально-теоретических дисциплин можно определить следующими тремя позициями:

  • Обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
  • Поддержка контроля знаний и навыков;
  • Организация различных форм креативной деятельности.

Музыкально-теоретическими называют практические дисциплины, изучающие средства музыки, развивающие слуховые и творческие навыки. Т.е. это те дисциплины, в которых преподносится знание в теоретической форме - музыкальная литература, слушание музыки, и, конечно, сольфеджио.

          

Каковы функции компьютера в педагогической деятельности

 преподавателя теоретических дисциплин?

  1. Источник (учебной, музыкальной) информации
  2. Наглядное пособие
  3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
  4. Средство подготовки выступлений.

Если говорить об использовании информационных технологий на уроках теоретического цикла, то здесь они помогают решить  ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом,  преподаватель  может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным  обучающимся специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала  ученика и гармоничного развития личности в целом.

                Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к  урокам музыкальной литературы, слушания музыки или сольфеджио, перед  преподавателем стоит задача: сделать  урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у  учащихся к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки  обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

С помощью компьютера легко и органично увеличивается объём аудиовизуальной презентации. С компьютером можно обеспечить сколько угодно иллюстраций из музыкальной литературы в оригинальном звучании и с видеорядом. И совсем несложно делать с помощью компьютера свои подборки для пения-сольфеджирования. Нотный набор, сканирование нот, сохранённая в файле реально исполненная аудио- или видеопесня - её прослушивание и повтор за образцом (имитация) позволяет постепенно и систематически приучать читать ноты внутренним слухом.

                Одной из самых современных новаторских идей является идея компьютеризации уроков музыкальной литературы и слушания музыки. С помощью компьютера можно прибегнуть к показу партитуры и попробовать вместе  с учащимися  проследить развитие музыки по нотам. В любом случае процесс слежения за музыкой и слияния с ней должен стоять на первом месте. На экране могут быть выделены: название урока, главные идеи учебного материала; фрагменты из биографий великих композиторов вместе с их портретами и звучащими произведениями в разном исполнении, основные    для урока музыкальные термины.

                На этих уроках  преподавателю нужно не только поддерживать интерес  обучающихся к музыке, но и, в более сложной форме: думать, размышлять, анализировать, создавать изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыке, объяснять появление в творчестве композиторов некоторых сочинений, уметь объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки и т.д.

Большую помощь при подготовке и проведении  уроков оказывает  преподавателю пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

           Используя возможности программы Power Point можно  обеспечить наглядность в предпонесении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование такой  информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

          Используя возможности программы Power Point  можно разработать и использовать презентации  для всех предметов музыкально-теоретического цикла.        

Большое внимание надо уделить заготовкам информации. Кто владеет технологией компоновки пакета слайдов в программе Power Point, наверное удивится этому. Однако это не просто заготовки. Так можно называть все виды информации. Такие материалы являются самостоятельными дидактическими ресурсами. И работа над ними, поначалу в стихийном порядке, в случайном выборе жанров и видов, - это полноценная методическая работа по внедрению ИКТ. По существу, любые компьютерные иллюстрации на уроках, даже без какого-либо оформления, уже являются электронными методическими ресурсами.

Необходимость начального этапа – этапа накопления и создания электронной информации – вполне объяснима. Собирать и копить материалы, понимая, что это и актуальные разработки, и одновременно заготовки будущих цельных ресурсов, целесообразно. Разумеется, без них невозможно комплектовать презентацию. Но отдельные заготовки имеют вполне самостоятельный смысл и ценность.

В рамках презентации используются графические материалы, текст, видео и фотографии, в том числе и организованные в виде слайд-шоу, анимационные вставки, элементы трехмерной графики,  и, конечно же звуковое сопровождение, включая фоновую музыку и дикторские пояснения.

Среди наиболее ярких отличий мультимедийной презентации от прочих способов подачи информации можно выделить высокую насыщеность информацией и высокую интерактивность. Презентация может очень гибко адаптироваться под реакцию слушателей, например, меняя темп подачи информации, если при создании заложить такую возможность.

           В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.

Презентация может не только преподносить учебный материал в аудитории, но и обслуживать все дидактические формы. Объяснение, контроль и креативные виды заданий в «мониторном» формате сопровождаются компоновкой мультимедийных информационных объектов для показа на экране. В музыкальных дисциплинах такой показ, разумеется, включает звучание. Теоретическая информация – заголовки, формулировки, описания – компонуются на мониторе и стационарном экране не только с изобразительным, но и еще и со звучащим (голосовым и музыкальным), а также видеосопровождением. Вариантов расположения материалов, так называемых алгоритмов, великое множество, и в первую очередь зависят они от степени творческого воображения педагога.

Например, одна из таких схем – более традиционный вариант:

  1. Теоретический текст с фактами, общей характеристикой, разбором.
  2. Иллюстрации звучания и нотные примеры для анализа.
  3. Просмотр видеофрагментов (прослушивание целых номеров или сцен).
  4. Изобразительные материалы (могут добавляться «инкрустациями» в теоретический текст).

Создавая компьютерную презентацию – конкретную разработку урока на основе предварительно собранных материалов можно избрать более динамичный вариант – открыть презентацию, например, не названием темы, а видеоиллюстрацией, звучанием музыки, поэтическим эпиграфом. Сама тема может прозвучать потом, главное, максимально эстетизировать подачу учебного материала и теоретической идеи.

Что касается презентации теоретической информации, то здесь также много возможностей. Визуальная форма представления информации, конечно, способствует ее лучшему запоминанию: такая форма вызывает любопытство. Чисто текстовые фрагменты будут скучны, поэтому лучше пользоваться комбинированными страницами - с изобразительными объектами и одновременным звучанием музыки.

Звучание музыки и показ видеоматериалов как элементы компьютерной презентации позволяют во много раз увеличить наглядность в преподнесении музыкального знания и сэкономить много организационных усилий.  

Самый большой эффект наглядности обучения с компьютером в сфере компьютерной презентации музыкального материала достигается одновременной трансляцией звучания и визуального обзора нотного текста. Презентация нот с помощью компьютера – это всего лишь эффективная современная форма наглядности учебной информации. Нотный текст на экране (после устного объяснения, предъявления в экранном режиме теоретических фрагментов) удобен для визуального обзора. Таким образом, экран (монитор) становится примитивной электронной доской. Методический прием «слушание музыки нотами» - не единственный в арсенале презентации нотного текста при электронной поддержке уроков. «Нарезка» нужных строк, а также пометки, которые необходимо сделать в нотном тексте при объяснении в области теории музыкального языка, средств выразительности, аналитического разбора.

Создание слайдов позволяет многоканально воздействовать на восприятие. Слово преподавателя и экспонированные на экране словесные формулировки и ноты, в сочетании со звуковой и видео иллюстрацией, создают комплекс знаний, эмоционально окрашенный и точно ориентированный.

Возможна также и изобразительная хрестоматия -  очень полезная и необходимая для музыкального обучения. Она комплектуется из репродукций и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, документов и так далее. Аналогично можно представить видеохрестоматию, составленную из концертов, фильмов, интересных видеофактов и тому подобное.

         Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Для уроков музыкальной литературы и слушания музыки мною были выполнены презентации:

  • «Побеждая, а непобедим…» (О кантате С.Прокофьева  « Александр Невский»)
  • «Ф.Шопен»;
  • «Семь чудес Калмыкии»;
  • «Образы оперы А.Бородина «Князь Игорь»;
  • «О чем может рассказать музыка»

 В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание

уделяется  исследовательской работе учащихся.

Научно-исследовательская деятельность учащихся  является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса,  принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурсах и олимпиадах стали использовать в своих  докладах и  сообщениях собственные презентации.

 Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:

-развитие познавательных навыков учащихся;

-умения самостоятельно конструировать свои знания;

-умения ориентироваться в информационном пространстве;

-развитие творческого мышления.

Приведу несколько примеров удачных презентаций, выполненных для различных конкурсов:

  1. «Волшебный мир танца». (Сеитова Марзия, 6 кл.)
  2. «Дети рисуют музыку». (Шульц Элина, 6 кл.)
  3. «К проблеме интерпретации в опере-балете «Джангар»

 П.О. Чонкушова». (Асадова Анастасия, 6 кл.)

  1. «Дмитрий Дмитриевич Шостакович». (Шульц Элина, 7 кл.)
  2. «Николай II». (Хворост Анастасия, 4 кл.)
  3. «Святая Елена». (Железняк Елена, 3 кл.)

 

                Мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках  музыкально-теоретического цикла способствует решению основных задач предметов.  

Мультимедийный проект является одним из самых современных способов подачи информации. Он может быть представлен как в виде презентации, так и в виде видеоролика, может включать в себя репродукции картин, фотографии, текстовый материал, музыку, видеофрагменты. На уроках музыкальной литературы и  слушания музыки мультимедийный проект может, скорее, выполнять художественную, чем информативную, функцию, воздействуя на эмоциональном уровне.

                В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании.  

Навыки поиска музыкальной информации – сегодня креативный дидактический объект. Компьютер замечательно тренирует лексический состав речи, стилистику, чувство речевой композиции, потому как происходит обработка информации – накопление заготовок, вставки, переброска текстов. Нужно ли говорить, как  важна риторическая способность для развития мышления музыканта.

Так же по-разному можно применять в учебном процессе минусовые фонограммы: и как средство обеспечения наглядности в тренировочном контексте, и как тренажер развития слуха.

Таким образом, использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств

Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной методической разработке: • Понятие информационных технологий, их виды • Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технолог...

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)

Данная статья была напечатана в сборнике  материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти...

Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.

В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...

Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...

Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"

В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...

Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла

Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пр...