Информационно-компьютерные технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в ДМШ
учебно-методический материал на тему
Данная методическая разработка описывает компьютерные технологии обучения. Раскрывает вопросы использования данной технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе или школе искусств. Может быть полезна преподавателям – теоретикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_razrabotka_moya.docx | 31.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Информационно- компьютерные технологии на уроках
музыкально-теоретического цикла в ДМШ
Данная методическая разработка описывает компьютерные технологии обучения. Раскрывает вопросы использования данной технологии на уроках музыкально-теоретического цикла в детской музыкальной школе или школе искусств. Может быть полезна преподавателям – теоретикам.
Введение.
Информационно – компьютерные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Компьютер с его возможностями привлекателен, прежде всего тем, что по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. С компьютером практически исчезает недоступность каких-либо материалов: книг, статей, нот, аудио- и видео записей.
Применение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предметы этого цикла, как никакие другие, располагают возможностями для творчества, так как они - есть предметы сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на уроке. Помочь преподавателю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Радость познания - важная составляющая часть урока. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса.
Возможности компьютера в оснащении музыкально-теоретических дисциплин можно определить следующими тремя позициями:
- Обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
- Поддержка контроля знаний и навыков;
- Организация различных форм креативной деятельности.
Музыкально-теоретическими называют практические дисциплины, изучающие средства музыки, развивающие слуховые и творческие навыки. Т.е. это те дисциплины, в которых преподносится знание в теоретической форме - музыкальная литература, слушание музыки, и, конечно, сольфеджио.
Каковы функции компьютера в педагогической деятельности
преподавателя теоретических дисциплин?
- Источник (учебной, музыкальной) информации
- Наглядное пособие
- Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
- Средство подготовки выступлений.
Если говорить об использовании информационных технологий на уроках теоретического цикла, то здесь они помогают решить ряд задач:
- Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, преподаватель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
- Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным обучающимся специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
- Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ученика и гармоничного развития личности в целом.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к урокам музыкальной литературы, слушания музыки или сольфеджио, перед преподавателем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным и занимательным, т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у учащихся к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
С помощью компьютера легко и органично увеличивается объём аудиовизуальной презентации. С компьютером можно обеспечить сколько угодно иллюстраций из музыкальной литературы в оригинальном звучании и с видеорядом. И совсем несложно делать с помощью компьютера свои подборки для пения-сольфеджирования. Нотный набор, сканирование нот, сохранённая в файле реально исполненная аудио- или видеопесня - её прослушивание и повтор за образцом (имитация) позволяет постепенно и систематически приучать читать ноты внутренним слухом.
Одной из самых современных новаторских идей является идея компьютеризации уроков музыкальной литературы и слушания музыки. С помощью компьютера можно прибегнуть к показу партитуры и попробовать вместе с учащимися проследить развитие музыки по нотам. В любом случае процесс слежения за музыкой и слияния с ней должен стоять на первом месте. На экране могут быть выделены: название урока, главные идеи учебного материала; фрагменты из биографий великих композиторов вместе с их портретами и звучащими произведениями в разном исполнении, основные для урока музыкальные термины.
На этих уроках преподавателю нужно не только поддерживать интерес обучающихся к музыке, но и, в более сложной форме: думать, размышлять, анализировать, создавать изобразительные или поэтические аналоги звучащей музыке, объяснять появление в творчестве композиторов некоторых сочинений, уметь объединять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки и т.д.
Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает преподавателю пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.
Используя возможности программы Power Point можно обеспечить наглядность в предпонесении любой учебной информации. Это – презентации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тесты, использовать презентации различных информационных блоков в письменной работе (реферат) обучающихся.
Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у обучающихся: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.
Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации для всех предметов музыкально-теоретического цикла.
Большое внимание надо уделить заготовкам информации. Кто владеет технологией компоновки пакета слайдов в программе Power Point, наверное удивится этому. Однако это не просто заготовки. Так можно называть все виды информации. Такие материалы являются самостоятельными дидактическими ресурсами. И работа над ними, поначалу в стихийном порядке, в случайном выборе жанров и видов, - это полноценная методическая работа по внедрению ИКТ. По существу, любые компьютерные иллюстрации на уроках, даже без какого-либо оформления, уже являются электронными методическими ресурсами.
Необходимость начального этапа – этапа накопления и создания электронной информации – вполне объяснима. Собирать и копить материалы, понимая, что это и актуальные разработки, и одновременно заготовки будущих цельных ресурсов, целесообразно. Разумеется, без них невозможно комплектовать презентацию. Но отдельные заготовки имеют вполне самостоятельный смысл и ценность.
В рамках презентации используются графические материалы, текст, видео и фотографии, в том числе и организованные в виде слайд-шоу, анимационные вставки, элементы трехмерной графики, и, конечно же звуковое сопровождение, включая фоновую музыку и дикторские пояснения.
Среди наиболее ярких отличий мультимедийной презентации от прочих способов подачи информации можно выделить высокую насыщеность информацией и высокую интерактивность. Презентация может очень гибко адаптироваться под реакцию слушателей, например, меняя темп подачи информации, если при создании заложить такую возможность.
В рамках учебного процесса можно выделить основные цели проведения компьютерной презентации: освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний.
Презентация может не только преподносить учебный материал в аудитории, но и обслуживать все дидактические формы. Объяснение, контроль и креативные виды заданий в «мониторном» формате сопровождаются компоновкой мультимедийных информационных объектов для показа на экране. В музыкальных дисциплинах такой показ, разумеется, включает звучание. Теоретическая информация – заголовки, формулировки, описания – компонуются на мониторе и стационарном экране не только с изобразительным, но и еще и со звучащим (голосовым и музыкальным), а также видеосопровождением. Вариантов расположения материалов, так называемых алгоритмов, великое множество, и в первую очередь зависят они от степени творческого воображения педагога.
Например, одна из таких схем – более традиционный вариант:
- Теоретический текст с фактами, общей характеристикой, разбором.
- Иллюстрации звучания и нотные примеры для анализа.
- Просмотр видеофрагментов (прослушивание целых номеров или сцен).
- Изобразительные материалы (могут добавляться «инкрустациями» в теоретический текст).
Создавая компьютерную презентацию – конкретную разработку урока на основе предварительно собранных материалов можно избрать более динамичный вариант – открыть презентацию, например, не названием темы, а видеоиллюстрацией, звучанием музыки, поэтическим эпиграфом. Сама тема может прозвучать потом, главное, максимально эстетизировать подачу учебного материала и теоретической идеи.
Что касается презентации теоретической информации, то здесь также много возможностей. Визуальная форма представления информации, конечно, способствует ее лучшему запоминанию: такая форма вызывает любопытство. Чисто текстовые фрагменты будут скучны, поэтому лучше пользоваться комбинированными страницами - с изобразительными объектами и одновременным звучанием музыки.
Звучание музыки и показ видеоматериалов как элементы компьютерной презентации позволяют во много раз увеличить наглядность в преподнесении музыкального знания и сэкономить много организационных усилий.
Самый большой эффект наглядности обучения с компьютером в сфере компьютерной презентации музыкального материала достигается одновременной трансляцией звучания и визуального обзора нотного текста. Презентация нот с помощью компьютера – это всего лишь эффективная современная форма наглядности учебной информации. Нотный текст на экране (после устного объяснения, предъявления в экранном режиме теоретических фрагментов) удобен для визуального обзора. Таким образом, экран (монитор) становится примитивной электронной доской. Методический прием «слушание музыки нотами» - не единственный в арсенале презентации нотного текста при электронной поддержке уроков. «Нарезка» нужных строк, а также пометки, которые необходимо сделать в нотном тексте при объяснении в области теории музыкального языка, средств выразительности, аналитического разбора.
Создание слайдов позволяет многоканально воздействовать на восприятие. Слово преподавателя и экспонированные на экране словесные формулировки и ноты, в сочетании со звуковой и видео иллюстрацией, создают комплекс знаний, эмоционально окрашенный и точно ориентированный.
Возможна также и изобразительная хрестоматия - очень полезная и необходимая для музыкального обучения. Она комплектуется из репродукций и фото любых материалов: портретов композиторов и исполнителей, музыкальных инструментов, декораций спектаклей, документов и так далее. Аналогично можно представить видеохрестоматию, составленную из концертов, фильмов, интересных видеофактов и тому подобное.
Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Визуальная насыщенность учебного материала делает урок ярким, убедительным, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Также необходимо отметить, что презентация дает возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Для уроков музыкальной литературы и слушания музыки мною были выполнены презентации:
- «Побеждая, а непобедим…» (О кантате С.Прокофьева « Александр Невский»)
- «Ф.Шопен»;
- «Семь чудес Калмыкии»;
- «Образы оперы А.Бородина «Князь Игорь»;
- «О чем может рассказать музыка»
В последнее время, в моей педагогической практике все большее внимание
уделяется исследовательской работе учащихся.
Научно-исследовательская деятельность учащихся является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, способствует развитию интеллектуальной инициативы, создает предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям. Учащиеся моего класса, принимающие участие в научно-практических конференциях, теоретических конкурсах и олимпиадах стали использовать в своих докладах и сообщениях собственные презентации.
Использование презентаций в этой форме работы также способствует решению многих задач обучения:
-развитие познавательных навыков учащихся;
-умения самостоятельно конструировать свои знания;
-умения ориентироваться в информационном пространстве;
-развитие творческого мышления.
Приведу несколько примеров удачных презентаций, выполненных для различных конкурсов:
- «Волшебный мир танца». (Сеитова Марзия, 6 кл.)
- «Дети рисуют музыку». (Шульц Элина, 6 кл.)
- «К проблеме интерпретации в опере-балете «Джангар»
П.О. Чонкушова». (Асадова Анастасия, 6 кл.)
- «Дмитрий Дмитриевич Шостакович». (Шульц Элина, 7 кл.)
- «Николай II». (Хворост Анастасия, 4 кл.)
- «Святая Елена». (Железняк Елена, 3 кл.)
Мультимедиа технологии - это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла способствует решению основных задач предметов.
Мультимедийный проект является одним из самых современных способов подачи информации. Он может быть представлен как в виде презентации, так и в виде видеоролика, может включать в себя репродукции картин, фотографии, текстовый материал, музыку, видеофрагменты. На уроках музыкальной литературы и слушания музыки мультимедийный проект может, скорее, выполнять художественную, чем информативную, функцию, воздействуя на эмоциональном уровне.
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании.
Навыки поиска музыкальной информации – сегодня креативный дидактический объект. Компьютер замечательно тренирует лексический состав речи, стилистику, чувство речевой композиции, потому как происходит обработка информации – накопление заготовок, вставки, переброска текстов. Нужно ли говорить, как важна риторическая способность для развития мышления музыканта.
Так же по-разному можно применять в учебном процессе минусовые фонограммы: и как средство обеспечения наглядности в тренировочном контексте, и как тренажер развития слуха.
Таким образом, использование компьютера не только дает возможность накопить дидактический материал в электронном виде, это дает возможность подойти к вопросу обучения предмету с качественно новой стороны. Использование ИКТ повышает интерес детей к учебе, а это и есть одна из основных целей педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий на предметах музыкально-теоретического цикла в детской школе искусств
Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной методической разработке: • Понятие информационных технологий, их виды • Методическое и педагогическое обоснование использования информационных технолог...
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла в ДШИ ( из опыта работы МКОУ ДОД «Краснополянская ДШИ»)
Данная статья была напечатана в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно...
Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки
Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти...
Активизация познавательной деятельности студентов и использование информационно-компьютерных технологий на уроках теоретического и производственного обучения.
В современной преподавании применяются разнообразные формы обучения – занятие, практикум, семинары, собеседования, консультации, конференции, лекции, домашние занятия. Характерной особенностью ф...
Использование информационно-компьютерной технологии на уроках биологии
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным ли...
Доклад "Использование информационно - компьютерных технологий на уроке физики"
В докладе говорится о профессиональной задаче педагога через внедрение ИКТ в образовательный процесс повысить эффективность проведения уроков, усилить привлекательность подачи учебного материала, созд...
Использование интерактивных технологий на уроках естественно-научного цикла
Статья посвящена проблемам современного образования, повышения интереса обучающихся к изучаемым предметам. В статье рассматривается вопрос применения на уроках интерактивных технологий и приводится пр...