Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
В школе есть предмет «Информатика», где учащиеся учатся работать на компьютере, постигают азы работы в Интернете. Создаются различные компьютерные диски для обучения, тесты, всевозможные энциклопедии и репетиторы. Это очень удобно – вставил диск и получил всю необходимую информацию.
Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т.д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, например, на музыкальном. Важно, что вы будете использовать. Сам компьютер не дает никакой информации по предмету, нужны определенные программы.
Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
• Музыкальные проигрыватели
• Программы для пения караоке
• Музыкальные конструкторы
• Музыкальные энциклопедии
• Обучающие программы
• Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Первая группа программ знаком любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройтезрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.
(Рисунок 1) (Рисунок 2)
Зрительные образы (WinAmp , Windows Media Player)
Если вы преподаете пение, то используйте такие программы как VocalJam или сочиняйте свою собственную композицию с помощью KarMaker. Эти программы построены по одному принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний зайдите в раздел Викторина, где вам предложат различные вопросы и музыкальные фрагменты.
На своих уроках музыки я использую такую программу, как «Шедевры музыки». В ней содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой.
(Рисунок 3) (Рисунок 4)
Интерактивные окна программы «Шедевры музыки»
Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.
Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.
Не менее интересна программа «Музыкальный класс», где есть возможность заниматься как музыкой, так и познавать азы музыкальной грамотности. Эта программа обучающего характера идеально подходит для учащихся младших классов.
На своих уроках я активно использую эту программу. Учащиеся имеют возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки.
(Рисунок 5)
Интерактивное окно программы «Музыкальный класс»
В разделе «Теория музыки» учащиеся самостоятельно выбирают один из предложенных уроков, прослушивают его и делают упражнения для проверки усвоения знаний.
Какой ребенок не любит игры? Дети готовы сидеть и работать в музыкальных играх «Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики», где они определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты и составляют музыкальный диктант из кубиков.
(Рисунок 6) (Рисунок 7)
Интерактивные окна игр «Музыкальные кубики» и «Крестики-нолики»
(CD «Музыкальный класс»)
Прекрасно дополняют друг друга разделы «История музыкальных инструментов» и «Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов. Такое сочетание дает хорошие результаты, так как дети не только теоретически изучают инструменты, но и виртуально играют на них.
(Рисунок 8)
Интерактивное окно «Истории музыкальных инструментов»
(CD «Музыкальный класс»)
Кроме этого, в программе «Музыкальный класс» есть замечательный «Киберсинтезатор», позволяющий создать собственное произведение в одном из современных стилей. Музыкальный конструктор прост в обращении, не требует специальных знаний. Для вовлечения учащихся в творческий процесс создания музыки, для отдыха это хороший способ.
Более сложные программы для создания собственного музыкального произведения - Cubase, FL Studio, Dance eJay и т.д. Эти программы требуют детального изучения, навыков и умений. Самое главное, они требуют времени, которого не хватает на уроках.
Существуют программы для написания нотного текста, для его редактирования, например, Final. Эту программу можно использовать для сочинения мелодии, для аранжировки, для инструментовки музыкального произведения.
Интересный синтез представляет собой использование на уроках синтезатора и компьютера. Детям интересно и послушать произведение в исполнении преподавателя, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.
Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к вашим урокам. Нужно шагать в ногу со временем, пересматривать старые программы, вводить новые интересные предметы, связанные с музыкой и тем, что так понятно и интересно нашим детям – компьютерными технологиями.