ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
статья на тему
Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью.
Динамика подростково-юношеского возраста за последние 10 лет
уменьшилась на 15-20%, при этом подростковая преступность увеличилась.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osobennosti_agressivnogo_povedeniya_podrostkov.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой жестокостью.
Динамика подростково-юношеского возраста за последние 10 лет
уменьшилась на 15-20%, при этом подростковая преступность увеличилась.
Исследование агрессивного поведения подростков,
предотвращение его наиболее жестких проявлений имеет значение не только для настоящего, но и для будущего, определяя собой направление развития взаимоотношений следующих поколений, и тем самым, предопределяя судьбу всего общества[1].
3.1. Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.
В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции[2] .
Речь вдет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.
Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса, о чем и было сказано в предыдущем параграфе. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.
Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено[3], что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной[4].
Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.
Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.
Многочисленные исследования[5] показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности[6].
На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.
Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.
Диагностические критерии агрессивности для подростков[7]
1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
2. Инициируют физические драки.
3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
6. Намеренная порча имущества.
7. Шантаж, вымогательство.
8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
9. Побег из дома.
10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают подростки, у которых в течение 6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Американский психолог М. Алворд выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных подростков, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты . Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных подростков являются предметом коррекционной работы.
Характерологические особенности агрессивных подростков[8]
1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
16.Имеют высокий уровень личностной тревожности;
17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
18.Чувствуют себя отверженными.
3.2.Причины проявления агрессивного поведения у подростков.
Выделяют четыре основные причины агрессивного поведения: социальные, внешние, индивидуальные и биологические.
Агрессию порождают социальная среда - это, прежде всего слова и поступки со стороны окружающих, а также внешние факторы - особенности среды или ситуации обитания (жара, шум, теснота, загрязненный воздух, воздействие средств массовой информации). Поток кино- и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия, научающих подростка агрессивности приводит к не контролируемому росту агрессивности.
Ключевая роль в развитии агрессивности принадлежит индивидуальным и личностным детерминантам (устойчивые черты характера, наклонности: эмоциональная чувствительность, тревожность, установки, ценностные ориентации, самосознание личности и другие черты). Истоки агрессивности находятся на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность и раздражительность, уровень тревожности, некоторые эмоции входящие в комплекс враждебности - гнев, отвращение и призрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям. В подростковом возрасте роль индивидуальных причин агрессии чрезвычайно велика потому, что агрессивность проявляет себя спонтанно, непроизвольно, так как отсутствуют развитые механизмы контроля и самоконтроля. Именно поэтому детский и отчасти подростковый период -это период преимущественного проявления агрессивности, нежели агрессивного поведения. По мере формирования и развития самой личности, ее самосознания агрессивность становится все более контролируемым параметром.
Агрессивное поведение подростков становится источником страданий не только родителей, но и самих подростков, которые часто становятся его жертвами со стороны сверстников. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей, тем более, что качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждает детей к послушанию, другая часть не интересуется потребностями ребенка, третья - переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тем стереотипам, которые предлагаются различными средствами массовой информации. Обилие «боевиков» провоцирует агрессивные формы поведения подростков, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью. Таким образом, подростковый возраст является самым благоприятным для проявления агрессии, а сложная социльно-экономическая обстановка в нашей стране подстегивает проявление данного поведения[9].
3.3. Формы проявления агрессии у подростков.
1. Мотивационная или смысловая агрессия.
Одним из главных и наиболее очевидных факторов, определяющих
формирование этого поведения, являются особенности мотивационной
сферы субъекта. Устойчивость мотивации обеспечивает стабильность
отношения субъекта к ситуации. Важное значение, имеет значимость актуализированного мотива, его место в структуре мотивационной сферы личности. Чем значимее мотивы, тем труднее субъекту отказаться от их реализации. В ряде случаев проявление агрессивного поведения является целесообразной формой поведения, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей субъекта и его выживание. Причем устойчивость мотивации, в свою очередь, определяется рядом разнообразных факторов: субъективных и объективных. В соответствии с современными представлениями о структуре деятельности главным звеном формирования социально ориентированного поведения человека является содержание ведущих устойчивых мотивов личности, ее основных ценностных ориентации. Именно эти образования личности определяют направленность поведения. Существенным моментом при анализе любого поведения является этап формирования цели этого поведения и способов ее достижения. Цель поведения, являясь глубоко личностным образованием, ставится человеком на основе всего его прошлого опыта, его социальных установок, направленности личности, общения, под влиянием социальных требований, норм морали, ценностных ориентации.
Таким образом, наиболее очевидной формой проявления агрессии у подростков является мотивационная агрессия, формирующаяся как осознанная произвольная деятельность, носящая мотиво-целесообразный характер.
2. Агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. Стабильность отношения к ситуации может определяться особенностями познавательной деятельности несовершеннолетних. Выбор данной формы агрессивного поведения в значительной степени определяется наличием у субъекта опыта поведения в таких ситуациях и широтой репертуара имеющихся стратегий их разрешения.
У подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется высокой социальной зависимостью подростков (отсутствием социального статуса, материальной и финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями: недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Будучи неспособным конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Все другие стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысливание и переконструирование ситуации) требуют определенного уровня личностной зрелости. Агрессия же не требует от субъекта ничего, кроме значительных энергозатрат, направленных на разрешение ситуации. Довольно часто проявление агрессии у ребенка рассматривается как нормальная реакция здорового ребенка на ненормальную ситуацию в семье или в среде сверстников. В то же время подкрепление этой поведенческой программы приводит к ее фиксации, что в дальнейшем облегчает ее актуализацию в ситуациях, оцениваемых субъектом как сходные. Аффекту предшествует целый ряд неудачных попыток субъекта справиться с конфликтной ситуацией. Как показывают исследования Н.Б. Морозовой, особенно тяжелые аффективные реакции у подростков возникают на фоне психогенного развития личности, формирующегося под воздействием пролонгированного психогенного травмирования. По мнению И.А. Кудрявцева, в ходе длительного переживания конфликтной ситуации происходит перестройка личности,обнаруживающаяся прежде всего как деформация его смыслового
уровня [10].
3. Агрессия как результат неадекватной оценки ситуации подростком.
Выбор той или иной поведенческой программы связан прежде всего
с субъективной оценкой ситуации. Недостаточное развитие познавательной
деятельности несовершеннолетних и в первую очередь недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, затруднения дифференциации
существенного и второстепенного, проблемы установления причинно-
следственных связей, приводит к возникновению у них затруднений в
принятии решений, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу
этого целый ряд объективно сложных ситуаций остаются для подростка
непонятными, а потому угрожающими, и вызывают защитную реакцию.
В целом ряде случаев склонность к агрессивному поведению проявляют
подростки, имеющие разные формы мозговой патологии. В то же время
целый ряд специалистов полагают, что влияние этих факторов в этиологии
агрессивного поведения сильно преувеличено. Исследования
несовершеннолетних преступников, совершивших убийства, далеко не всегда
выявляют у них признаки органической церебральной патологии. По данным
J. H. Satterfield и A.M. Schell в лонгитюдном исследовании у детей 12-14 лет
были обнаружены две психологически неотличимые формы
гиперактивности, отличающиеся только по показателям электроэнцефалограммы. Одна из этих форм успешно излечивалась, тогда как другая приводила в подростковом возрасте к развитию асоциальных форм поведения. Первая форма требует медикаментозного лечения и психологической коррекции, другая - улучшения социальных и социально-психологических условий жизни ребенка. Несомненно психологу необходимо учитывать сведения о перенесенных ребенком черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях[11].
4. Аффективная агрессия.
Эмоции играют важную роль в формировании агрессивного поведения. Поскольку эмоции отражают значимость ситуации для субъекта, то именно благодаря им обеспечивается сила и устойчивость мотивации. Для обеспечения высокого энергетического уровня, необходимого для разрешения ситуации и преодоления препятствий необходимо наличие определенного психического состояния, характеризующегося сочетанием высокого уровня активации со столь же высоким уровнем эмоционального напряжения. В этом плане эмоции способствуют повышению общего нервно-психического напряжения, общего уровня активации, обеспечивая энергетический потенциал необходимый для проявления агрессивного поведения. Кроме того сильные эмоции затрудняют процесс принятия решений, приводят к проявлению неадаптивных, примитивных форм поведения.
У несовершеннолетних эмоциональная неустойчивость определяется рядом причин. Прежде всего надо отметить, что в подростковом возрасте происходит мощная эндокринная перестройка, что приводит к общей дестабилизации эмоциональной сферы. Период полового созревания характеризуется повышением активности центральной нервной системы, нарушением соотношения нервных процессов в сторону преобладания возбуждения. На поведенческом уровне это обнаруживается в целом ряде неадекватных реакций на внешние воздействия. Так, например, сильные и слабые раздражители могут вызывать у подростков одинаковую по силе ответную реакцию. Возможны и формы парадоксального реагирования, когда подросток не реагируя на сильные раздражители, дает мощную неадекватную реакцию на слабые воздействия. Среди возрастных особенностей эмоционального реагирования подростков указывается облегченность возникновения эмоциональных реакций, беспричинная смена настроения, повышенная обидчивость[12].
Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении, что усугубляется неустойчивостью их самооценки, отсутствием социального статуса.
В силу этих возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих
3.4. Мотивация агрессивного поведения подростков
Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей (при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Так, для возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений, желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознанно субъектами как таковое; во-вторых необходимо, чтобы субъекты общения не захотели пойти на компромисс, и в-третьих, чтобы между ними возникли взаимные неприязненные отношения – враждебность.
Нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей), так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость, «ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность») подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость, мстительность.[13]
Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения. Как показал Реан А.А.влияет и такая особенность личности (характера), как «демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести впечатление на других, привлечь к себе внимание. Это реализуется в тщеславном поведении. Часто нарочито демонстративном.
Шляхтина О.О. показала зависимость уровня агрессивности от социального статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и «отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а во втором – неудовлетворенностью своим положением.
Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию. Все это вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния – досаду, обиду, злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание наказать обидчика, устранить его как источник конфликта.
Возникновение намерения наказать, отомстить ведет к поиску конкретного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается вторая стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта, установки на разрешение конфликтов.
Пропустив все эти способы через «внутренний фильтр», субъект переходит к третьей стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта. На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, то есть принимается решение. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование сложного психологического комплекса, в который входят потребность личности отреагировать на конфликтную ситуацию. Способ и средство этого реагирования и обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется обоснование агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел к пониманию необходимости такого поведения (что побудило), что он хочет достичь (какова цель).
3.5. Фантазия как компонент психической жизни подростка
В зарубежной литературе сущность и функции мечты рассматриваются с психоаналитических и бихевиористических позиций как замещение реального действия, поведения, как способ уйти от реального совершения того, что связанно со слишком большим риском или трудом.
Фешбах С. показал, что после «агрессивных» мечтаний реальная агрессивность уменьшается. Таким образом, в западной психологии мечта понимается как способ разрядки возникшего потребностного напряжения.
Мечта всегда проявляется в воображении, рождая образы желаемого будущего; она имеет яркую эмоциональную окраску; она осознанна и прочно закреплена в личности, то есть обладает устойчивостью. Додонов Б.И. выделяет мечту-игру, характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по сути, речь идет о фантазии). Чаще всего дети и подростки прибегают к таким мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения».
Фантазии – неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни подростка. Фантазия подростка движется от конкретного наглядного образа, через абстрагирование к воображаемому образу.
По мнению Выготского, именно для подростка характерен период от пассивного и подражательного фантазирования ребенка к активной и подражательной фантазии. Он полагал, что самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Первое – продукт начавшейся интенсивной гормональной перестройки, второе – использование в качестве строительного материала внешних впечатлений.
Современные представления о значении фантазии уходят корнем в гипотезу Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. Фрейд считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена – агрессии и сексуальности, если они не удовлетворяются в реальности, то их энергия переносится в мир фантазий , наполняя его агрессивными и сексуальными образами.
Две стороны фантазии:
релаксационная, направленная на слияние сексуального и агрессивного напряжения субъективно управляемая и сублимируемая в реальную просоциальную деятельность.
регрессивная, замыкающая индивида в рамках фантастического мира, который воспринимается им как особым образом организованная реальность. Настоящая реальность редуцируется ввиду невозможности индивида удовлетворять через нее свои базисные потребности. Подобный уход в суррогатную реальность не снимает сексуального и агрессивного напряжения, а лишь переводит его в деструктивную плоскость.
Мир фантазий подростка – это мир тайно вынашиваемых грандиозных планов пульсирующих сексуальных желаний, амбивалентных чувств и переживаний. Дисбаланс физического, психологического и духовного развития накладывает заметный отпечаток на воображение подростка, которое структурируется вокруг новых ценностей – своей возрастной группы и своей Я-концепции. Подросток при всей своей нацеленности на независимость все же больше ориентируются на поведенческую эмансипацию, чем на разрыв экономической или эмоциональной связи с родителями.
Направленность разрушительной злобы и агрессии на близких людей, причем без достаточно мотивированного повода, представляет собой своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия подростка направлены на разрыв кровных связей – жизненной основы его существования.
Все это находит отражение в фантазиях подростков. В них встречаются значительно больше агрессивных образов нежели в фантазиях детей.
Для подростка агрессия не столько действие воспринимаемое как таковое им самим сколько поведение, идентифицируемое как агрессивное группой сверстников[14].
«Материалом» для агрессивного фантазирования служат психотравмирующие ситуации, которые в пубертатной фазе усложнены гормональной революцией и активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период подросток наиболее сензитивен к макро- и микро- средовым воздействиям, которые воспринимаются далеко не адекватно. Подросток постоянно находится в состоянии внутренней напряженности в стрессовых условиях. Уход в фантазию – бегство от стресса, но не только. Это и уникальное средство интроспекции, возможность до беспредельных масштабов расширять пространство для психофизиологического экспериментирования, которое в реальной жизни связано с жесткими ограничениями и запретами. В фантазии эксперимент не наказуем, более того, он позволяет испытывать переживания связанные с тайными, но страстными желаниями.
В фантазиях подростка также отражается стремление к устранению лидера той референтной группы, которая наиболее значима для него, с целью занятия места прежнего лидера или же стремление к укреплению своего социального статуса в группе. У фантазирования есть опасная сторона: бессознательное узнавание в чужой фантазии своего собственного вытесненного желания может послужить соблазном для его актуализации. Ибо при нарушении равновесия между реальностью и фантазией кажется, что преодолевается граница, за которой желание становится всемогущим. Тогда фантазии могут все более и более овладевать человеком, по крайней мере, это будет выглядеть так со стороны, хотя сам он может считать, что его фантазии и есть настоящая реальность. Или же независимо от его воли будут повторяться определенные фантазии или фантастические структуры, как это, например, бывает в случае так называемой игроманией. В конце концов человек теряет способность жить нормальной человеческой жизнью.
Желания, возникающие в ответ на отказы в удовлетворении элементарных потребностей и проявляющиеся в фантазиях о величии собственного «Я», ведут к самоослеплению миром супергероев и других могущественных персонажей.
[1] Зеленский А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении харьков. 2006
[2] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18..
[3] Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996
[4] Реан А.А. Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов – 1999 №3
[5] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
[6] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
[7] Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей – 4 –е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
[8] Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей – 4 –е изд.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
[9] Кривцов С.В. Подросток на перекрёстке эпох.- М. , 1999
[10] Кудрявцев В.Н. Криминальная мотивация. –М.: Наука, 1998
[11] Семенюк Л.М. психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.М., 1998
[12] Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. 2005
[13] Ковалев П. Возрастно – половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения.- Спб., 1998
[14] Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков : метод.пособие/ под ред. И. Соковни.- 20е изд.- М.: Просвещение ,2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»
Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....
Агрессивное поведение подростков и его коррекция
Курсовая работа...
Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"
Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...
статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"
Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....
Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога
Календарно-тематический планповышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведенийФорма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификац...
Коррекция агрессивного поведения ребенка
Отчет по самообразованию...
Особенности поведения подростков-сирот
Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остаётся очень сложной. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что происходят ма...