Коррекция агрессивного поведения ребенка
методическая разработка на тему

Осокина Ирина Александровна

Отчет по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_otkloneniya_v_povedenii_1.docx19.09 КБ
Файл celi_korrekcionnoy_raboty_1.docx10.6 КБ

Предварительный просмотр:

Над данной темой работаю второй год. Считаю её очень актуальной в работе с нашими детьми. Проблема отклонения в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля учителей и воспитателей. Нередко это стремление приводит к конфликтным ситуациям, агрессивному поведению. По форме агрессивные действия могут быть разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты. Причины агрессивного поведения различны. В практике своей работы я считаю наиболее часто встречаемые - это:

- столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами.

-отсутствие игровых навыков и социально приемлемых способов общения у детей.

-влияние теле- и видео- продукции, где в той или иной мере присутствуют мотивы насилия.

-агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов ребёнка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – "времени праздного существования и безделья" за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие любимым делом, спортом, и т.д. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости "хорошо себя вести". Приведу несколько способов поведения в конфликтной ситуации, которые я  использую в работе:

 Уход от конфликта (например, переход на другую тему или же прерывание общения): это не решение проблемы, а оттягивание развязки. И хотя таким способом можно выиграть время для принятия оптимального решения, напряженность во взаимоотношениях, скорее всего, будет возрастать.

      Сглаживание конфликта: одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с предъявляемыми претензиями, но только в данный момент. Фактически это также не решение проблемы, скорее, попытка успокоить ребёнка.

      Компромисс: открытое обсуждение мнений, позиций, направленное на поиск наиболее удобного и приемлемого для обеих сторон решения.

 Наиболее приемлемыми являются компромисс и в какой-то мере сглаживание. Уход от конфликта может демонстрировать либо психологическую слабость, либо равнодушие одного из партнеров.

В этом году  особое внимание я  уделяла формированию умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, уметь правильно сгладить конфликт. Приведу несколько упражнений, которые я использую в своей работе:

Упражнение № 1:

Ребенку предлагается один из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Предполагается, что «отвечая за другого», ребенок  легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Это упражнение можно использовать как индивидуально, так и в группе. В индивидуальной работе используется очень важный прием: просят  прочесть вслух написанные ответы ( важно отметить интонацию голоса, тон и прочее).

Инструкция:  «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенной ситуации. Человек слева что-то говорит и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что может ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай «побыстрее».
Или другой вариант инструкции: « На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит воспитатель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал ». После упражнения очень важно обсудить и проанализировать с ребенком его выбор.

Упражнение №2 «Разукрась шары»

Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета – "добрые"? Объясните почему.

Упражнение №3 «Конкурс художников»

Воспитатель заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т. п. При этом можно устроить конкурс - чей персонаж выглядит добрее всех?

Немало агрессивных поступков подростки совершают в результате эмоционально напряженных ситуаций. Задача взрослого – снизить уровень агрессии. Типичные ошибки взрослых: угрожающий тон разговора, повышение голоса;  насмешки и высмеивание; негативная оценка личности ребенка; привлечение в конфликт посторонних людей; демонстрация власти (фразы: "Воспитатель  всегда прав!", "Будет так, как я сказала!"); проповеди и чтение морали; обобщения типа "Ты, как всегда...".

Один из способов снижения агрессии – установить с ребенком обратную связь, используя при этом определенные приемы. Например, выразить собственные чувства по отношению к данному поступку ("Мне не нравится, когда на меня кричат" или "Мне неприятно, когда со мной так разговаривают"). Вскрыть мотивы агрессии ("Ты хочешь меня обидеть?"). Напомнить о правилах ("Мы же с тобой договорились…"). Дать определение происходящему ("Ты ведешь себя грубо").

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребенка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения ситуации.

В момент проявления агрессии не стоит анализировать ее причины.
Об этом следует задуматься, когда все успокоятся, однако и откладывать надолго решение вопроса – не следует. Ребенок очень тяжело переживает публичное осуждение и всячески старается его избежать. Плохая репутация и полученная негативная оценка в коллективе могут быть стимулом к проявлению дальнейшей агрессии. Чтобы не испортить ребенку репутацию в коллективе, можно "на людях" свести к минимуму вину подростка, но в личной беседе дать объективную оценку случившегося.

С помощью некоторых приемов можно показать ребенку пример конструктивного поведения. А именно – внимательно выслушивать ребёнка, предоставить ему возможности высказаться. Обеспечить спокойную обстановку невербальными способами (спокойная мимика и жестикуляция взрослого), признанием чувств ребенка ("я понимаю, тебе обидно…"). Поможет пауза, позволяющая ребенку успокоиться, и, конечно, чувство юмора.

У агрессивных детей отличается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч. Поэтому после использования данных упражнений ребенок нуждается в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делают агрессивного ребенка более уравновешенным, спокойным, а также позволяют ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева.

Приведу несколько примеров релаксационных упражнений:

Упражнение «На полянке»

Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза — поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули

Упражнение «Апельсин»

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

“Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...”.

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

В заключение хочется добавить, что агрессивным детям необходимо уделять чуточку больше внимания, чем обычным сверстникам. Такого ребенка важно научить избавляться от накопившегося напряжения, дать ему использовать переполняющую его энергию в «мирных целях».



Предварительный просмотр:

Цели коррекционной работы:

- обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.

-формирование умений конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.

-формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Задачи коррекционной работы:

Воспитать и развить в детях конкретные жизненно - необходимые навыки и умения:

-эффективно взаимодействовать и общаться.

-справляться со стрессом.

-делать выбор и принимать решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»

Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....

Статья "Агрессивное поведение детей и подростков"

Доклад для семинара цикловой методической комиссии кураторов...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой ж...

Педагогическая конференция на тему: "Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП)".

Современное поколение - это дети, которые практически не играют вместе - группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формиру...

Тренинг для коррекции агрессивного поведения у студентов 1 и 2 курсов на тему: "Агрессию под контроль!"

Цель тренинга: предупреждение и преодоление агрессивного поведения; формирование чувства эмпатии; и т.д....

ПРОГРАММА для обучающихся ГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА» по коррекции агрессивного поведения «НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ»

ПРОГРАММА для обучающихсяГБПОУ «САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА»по коррекции агрессивного поведения «НА ТРОПЕ ДОВЕРИЯ»...