Особенности поведения подростков-сирот
учебно-методическое пособие на тему
Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остаётся очень сложной. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что происходят масштабные изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Возрастание психического напряжения социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые формы психологической помощи населению, и, в первую очередь,- социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к неблагополучным. Последняя группа людей более других нуждается в психологической поддержке, среди них есть подростки-сироты, воспитывающиеся вне семьи. Большинство из них дети, родители которых живы, но лишены родительских прав по причине разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания условия и пр.). Тем не менее родители остаются для ребёнка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни. И это надо учитывать при работе с детьми-сиротами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_povedeniya_podrostkov-sirot.docx | 980.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом 21»
Служба по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители
Хурба, 2015 г.
«Сироты, отвергнутые дети узнают чрезвычайно рано,
что они не такие, как «те другие», а гораздо хуже
и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности».
Ф. М. Достоевский
Проблема адаптации человека к постоянно меняющимся условиям окружающей среды была и остаётся очень сложной. В последние годы эта проблема приобрела особую актуальность в связи с тем, что происходят масштабные изменения в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны. Возрастание психического напряжения социальная и личностная нестабильность заставляют искать новые формы психологической помощи населению, и, в первую очередь,- социальным группам, которые по тем или иным критериям могут быть отнесены к неблагополучным. Последняя группа людей более других нуждается в психологической поддержке, среди них есть подростки-сироты, воспитывающиеся вне семьи. Большинство из них дети, родители которых живы, но лишены родительских прав по причине разного рода обстоятельств (алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, неспособность создать необходимые для воспитания условия и пр.). Тем не менее родители остаются для ребёнка значимыми субъектами на протяжении их дальнейшей жизни. И это надо учитывать при работе с детьми-сиротами.
Обобщённый портрет таких подростков можно описать следующим образом: интеллектуальное отставание, агрессивность, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе. Для них характерно большое количество межличностных контактов, но они все поверхностны, безэмоциональны, формальны. Друзья легко заменяются другими, если они не оправдывают ожиданий. Подростку сироте легче не испытывать привязанность к кому-либо, чем потом переживать разрыв отношений.
С детьми-сиротами необходимо добиваться, чтобы в основе послушания требованиям взрослых лежало доверие к ним, убеждённость в их правоте. В жизни такие отношения замечены не часто. Причина спрятана в прошлом подростков – в негативном опыте взаимоотношений со взрослыми – родителями и учителями.
Агрессивность является одной из характеристик личности подростка-сироты. Негативное и агрессивное отношение к другим людям является следствием недостаточности теплоты и принятия в обществе. Она проявляется в том, что любые действия окружающих воспринимаются подростком-сиротой как повод для конфликта. Межличностные отношения, как правило, недолговечны, формальны.
У детей-сирот, проживших какое-то время в детском доме и общаясь с ограниченным количеством людей в результате своеобразной идентификации друг с другом складывается детдомовское «МЫ», которое выражается в совместном обособлении от других, «чужих» людей и в результате этого возникает негативное отношение к ним, что создаёт внутренние условия, которые могут стать благоприятной почвой для правонарушений.
Взрослому важно учитывать и то, что подросток, воспитывающийся в детском доме, мог общаться постоянно с одной и той же группой лиц. Причём сам он не мог поменять её на какую-то другую или по своей инициативе быть исключённым из неё. Поэтому у таких детей высокая интенсивность контактов со сверстниками, хотя часто у таких подростков наблюдается недоразвитие интимноличностной стороны общения. В основе этого отставания лежит отсутствие сопереживания, сочувствия, умения и, главное, потребности разделять свои переживания с другим человеком.
Дети, которые выросли без близких и родных людей, не способны к сильным эмоциональным переживаниям, так как способность ребёнка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви получил он сам и в какой форме она выражалась.
При сильно выраженном стремлении подростков-сирот к общению со взрослыми и при этом повышенной зависимости от взрослых проявляются неоднозначные отношения подростка к последним в разных «трудных» жизненных ситуациях: запрет, замечания взрослых, столкновения различных интересов. Обвинения со стороны сверстников. Неумение брать на себя ответственность показывает «потребительское» отношение ко взрослым, возможность ожидать и даже требовать решения своих проблем от окружающих его людей. Агрессивные, грубые ответы подростков взрослым показывают на то, что у этих детей не сформирована «дистанция» в общении со взрослым.
Другой очень важной и существенной особенностью детей из детских домов является избыточное половое возбуждение (гиперсексуальность). Причина этого в том, что ребёнок, социально выбитый из колеи, не может использовать свою энергию позитивно.
Гиперсексуальность проявляется в повышенном интересе ко всему, что связано так или иначе с половой жизнью, в ранних половых связях, нецензурной брани и т. д. События и поведение людей, не имеющие никакой сексуальной подоплеки, они окрашивают в своём сознании в сексуальные оттенки.
У подростков из детских домов импульсивность в удовлетворении своих потребностей часто сочетается с приступами агрессии. Агрессивные реакции часто бывают жестокими, даже садистскими. Такие люди свои побуждения считают неотложными и неумолимыми. Откладывать их реализацию или заменить чем-либо другим немыслимо. Удовлетворение таких побуждений ведёт к распущенности, состоянию пресыщения, но не к чувству счастья с присущим ему чувством повышения самоуважения.
Такие реакции можно наблюдать, например, тогда когда подростку-сироте надо соблюдать формальные правила социального поведения. При получении различных социальных пособий, стипендии, пенсии т. п. эти дети очень агрессивно себя ведут, если им приходится стоять в очереди, сходить с просьбой по другому адресу. Собирать различные необходимые документы и т. п. В таких случаях воспитанники детских домов, как правило, показывают не только психическую , но и физическую агрессию, причём последняя может быть направлена на самого себя и на окружающих.
У подростка-сироты, как правило, складывается заниженная самооценка. Это происходит из-за недостатка родительской любви и как следствие - отсутствие у ребёнка чувства уверенности в себе. Низкая самооценка проявляется у сирот в их нерешительности, избегании нового, неуверенности в незнакомой ситуации. Они стараются выбирать такие ситуации и жизненные задачи, в которых им был бы гарантирован успех. Неуверенность в своих возможностях способствует формированию у социальных сирот пассивность. Лень, нежелание делать то, что могло бы принести неудачу.
В результате того, что у ребёнка нет постоянной заботящейся значимой фигуры и постоянная необходимость приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни, развивается зависимость от других, что делает подростков-сирот лёгкой добычей для криминальных структур.
У сирот слабо сформировано чувство Я. Причина этого заключается в том, что дети-сироты очень мало знают о себе и о своём прошлом, о своей семье. Необходимо объяснить ребёнку в простой, понятной и правдивой форме о том, что с ним было раньше и как обстоит сейчас. Это способствует его успокоению, приобретению им жизненной уверенности. Отношение к себе у подростков сирот повторяет оценку окружающих.
Таким образом, личностное развитие детей-сирот и их психическое развитие носит специфический характер. Все особенности развития подростков-сирот определяются теми условиями, в которых они жили и живут. Наиболее значимым условием развития является отсутствие близкого взрослого человека, который бы любил и принимал ребёнка безоговорочно. Очень большое влияние на становление подростка оказывает негативное отношение к этим детям со стороны социума. Всё это приводит к формированию агрессивной, но очень ранимой, неуверенной в себе личности, которая в большей степени защищается от внешнего мира, а не взаимодействует с ним.
Задачи приемных родителей по отношению к детям-сиротам и детям, лишённым родительского попечительства состоят в умении создать у этих детей правильную позицию по отношению к людям, в умении исключить позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к тем взрослым и сверстникам с которыми вынужден общаться, но и к людям вообще.
Эти подростки нуждаются в особом гуманистическом и профессиональном сопровождении, Подростку-сироте нужен друг, способный понять его, тот человек, который поможет правильно ориентироваться в жизни.
Литература:
- Арямов,И.А. Изучение ребёнка в детском доме.// Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия. Под ред. В.С. Мухиной. М.: Просвещение. 1991
- Березин,С,В,, Евдокимова Ю,Б, «Социальное сиротство: дети и родители»: Материалы к курсу « Педагогическая психология: Самара: Издательство «Универс-групп», 2003.
- Байбородова, Л,В, Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль,1997.
- Божович,Л,И, Проблемы формирования личности,// Под ред. Д,И, Фельдштейна, 2-е изд. М.: Воронеж,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о пом...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Рост проявления агрессивного поведения, особенно у подростков, вызывает тревогу у всего общества. В структуре подростковой преступности растет число насильственных преступлений, совершенных с особой ж...
Культура поведения и формирование навыков поведения за столом воспитанников
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫ И НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМЧтобы воспитать культуру поведения и формировать навыки поведения за столом у дошкольника мы рекомендуем родителям воспитанников, обратить вним...
«Особенности трудовой деятельности учащихся 7 класса с учетом индивидуальных особенностей».
Одной из важнейших задач коррекционной школы 8го вида является подготовка учащихся к общественно полезной трудовой деятельности. Как и массовая школа, коррекционная школа 8го вида призвана уделя...
Статья. Особенности психологической коррекции поведения паттерна типа «А»
В статье обсуждаются психологические подходы к коррекции коронарного поведения пациентов в виде паттерна типа «А», которые должны были ориентированы на обеспечение психологической поддержк...
«Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте»
1. Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних. Социально - психологические.. Психобиологические. Социальные2.Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение н...
Классный час на тему "Правила поведения на льду в весенний период". 2 марта в группе № 48 прошёл классный час «Правила поведения на льду в весенний период»
Цель: расширение представления обучающихся о правилах поведения на льду.Задачи:Повторить правила поведения на воде.Обучить правилам безопасного поведения на льду.Учить способам самоспасения.Обучить сп...