Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога
учебно-методический материал на тему
Календарно-тематический план
повышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведений
Форма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 часов с выдачей удостоверения государственного образца
Название программы: Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога
Категория: педагогическое совершенствование для всех категорий преподавателей НПО и СПО, имеющих высшее образование
Лектор, ведущий занятия: кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Татьяна Алексеевна
В программу включены 3 модуля:
1. Психолого-педагогический модуль раскрывает теоретические подходы к обоснованию девиантного поведения подростков, знакомит с теорией и практикой психолого-педагогической работы, обеспечивающий высокое качество психопрофилактического процесса. Первый модуль включает 40 часов.
2. Модуль психической саморегуляции ориентирован на управление педагогом собственными психологическими и физиологическими состояниями. Второй модуль включает 16 часов.
3. Атрибутивно-рефлексивный модуль направлен на процесс осознанного, управляемого педагогом личностного развития. Третий модуль включает 16 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_povysheniya_k-tsii.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
повышения квалификации преподавателей начальных и средних специальных учебных заведений
Форма повышения квалификации преподавателей: краткосрочные курсы повышения квалификации в объеме 72 часов с выдачей удостоверения государственного образца
Название программы: Девиантное поведение подростка: психологическая готовность реагирования педагога
Категория: педагогическое совершенствование для всех категорий преподавателей НПО и СПО, имеющих высшее образование
Лектор, ведущий занятия: кандидат психологических наук, доцент Бондаренко Татьяна Алексеевна
В программу включены 3 модуля:
1. Психолого-педагогический модуль раскрывает теоретические подходы к обоснованию девиантного поведения подростков, знакомит с теорией и практикой психолого-педагогической работы, обеспечивающий высокое качество психопрофилактического процесса. Первый модуль включает 40 часов.
2. Модуль психической саморегуляции ориентирован на управление педагогом собственными психологическими и физиологическими состояниями. Второй модуль включает 16 часов.
3. Атрибутивно-рефлексивный модуль направлен на процесс осознанного, управляемого педагогом личностного развития. Третий модуль включает 16 часов.
Программа программы
«Девиантное поведение подростка:
психологическая готовность реагирования педагога»
№ п/п | Наименование модуля | Всего, час. | В том числе | Дата проведения | ||
лекция | с.-п. тренинг | сам. работа | ||||
I. | Модуль I. Девиантное поведение подростков как объект изучения и психолого-педагогического воздействия | |||||
1.1. | Особенности подросткового возраста как биопсихосоциального феномена. Причины первичной девиации. Типичные нарушения поведения подростков по М.Э. Вайнер. | 8 | 8 | 27.02. | ||
1.2. | Поведенческие реакции подростка с девиантным поведением. | 8 | 8 | 06.03. | ||
1.3. | Психолого-педагогический анализ причин первичной и вторичной девиации подростка. | 8 | 8 | 13.03. | ||
1.4. | Анализ психолого-педагогического воздействия с учетом морально-нравственной деформации подростка. | 8 | 8 | 20.03. | ||
1.5. | Приемы психологического воздействия на подростка с делинкветным поведением. | 8 | 8 | 27.03. | ||
II. | Модуль II. Эмоционально-волевая саморегуляция педагога | |||||
2.1. | Выявление негативных психических состояний педагога. | 8 | 8 | 03.04. | ||
2.2. | Формирование психологической устойчивости педагога к стрессу. | 8 | 8 | 10.04. | ||
III. Каузальная атрибуция и рефлексия педагога | ||||||
3.1. | Анализ психологии формирования девианного и аддиктивного поведения подростка. Рефлексия социальной роли личности педагога. | 8 | 8 | 17.04. | ||
3.2. | Итоговый контроль | 8 | защита | 24.04. |
Модуль I. Девиантное поведение подростков как объект изучения и психолого-педагогического воздействия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Поведенческие реакции подростка с девиантным поведением
Задание: Ведение дневника наблюдения за поведенческими реакциями 3-х подростков с девиантным поведением. Дневник наблюдения на каждого подростка заполняется отдельно. Название дневника соответствует имени подростка (имя может быть вымышленное). Дневник наблюдения заполняется на листе формата А4 в печатном или письменно виде в следующей последовательности:
1. возраст, пол;
2. посещаемость занятий:
2.1. провести анализ предметов, которые реже или чаще посещает подросток;
2.2. узнать у него, почему он любит или не любит эти предметы;
3. успеваемость:
3.1. узнать, какие взаимоотношения были с первым учителем в школе;
3.2. узнать, хорошо или плохо учился в школе;
3.3. провести анализ занятий, по которым подросток в колледже (техникуме) показывает лучшие показатели, а по каким худшие;
3.4. узнать у подростка причины успеваемости или неуспеваемости по конкретным предметам в колледже (техникуме);
3.5. методами наблюдения и опроса выявить, на каких предметах, у каких преподавателях проявляет активность – пассивность;
4. уровень конфликтности подростка:
4.1. с кем чаще конфликтует – подростками или преподавателями;
4.2. какой стратегии разрешения конфликтов чаще всего придерживается: компромисс, избегание, борьба, уступка, сотрудничество;
4.3. какие поведенческие реакции демонстрирует после конфликта;
4.4. способы разрядки после конфликта: вербальная, невербальная, физическая;
5. семейные условия:
5.1. с кем проживает;
5.2. есть или нет братья и сестры, старше или младше его;
5.3. есть ли у него личное пространство: своя комната, стол для занятий;
5.4. работают родители или нет;
5.5. кто из родителей интересуется жизнью подростка;
5.6. кто является для него референтным лицом;
5.7. стиль воспитания, которому придерживаются родители при общении с подростком;
5.8. взаимоотношения супругов между собой;
5.9. наличие – отсутствие конфликтов в семье, роль подростка в этих конфликтах;
5.10. наличие – отсутствие физического наказания в семье;
6. Приемы самовыражения подростка:
6.1. слэнг;
6.2. стиль;
6.3. символика, мода, манера;
6.4. поступки;
6.5. проведение личного времени;
6.6. наличие хобби.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ № 1
Психолого-педагогический анализ причин
первичной и вторичной девиации подростка
Анализ принципов возрастной психологии.
Деловая игра «Соответствие форм работы возрасту подростка».
Самоанализ паралингвистических категорий педагога.
Деловая игра «Моделирование невербальных методов воздействия педагога: темп, тембр, интонация, пауза, нарочитость, громкость».
Психодиагностика позиции педагога и позиции подростка (транзактный анализ по Э. Берну).
Деловая игра «Коррекция взаимоотношений педагога и подростка с позиции «родитель» - «взрослый» - «дитя»».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Анализ психолого-педагогического воздействия
с учетом морально-нравственной деформации подростка
Задание: составление программы психолого-педагогического воздействия на 3-х подростков, по которым велись дневники наблюдения:
1. воспитательная:
1.1. восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности;
1.2. обращение к воспоминаниям подростка о счастливых событиях его жизни и добрых делах, совершенных им;
2. компенсаторная:
2.1. формирование у подростка стремления компенсировать любой из своих социальных недостатков усилением деятельности в той области, где он способен добиться успехов;
2.2. стимулирование у подростка мотивации реализовать свои возможности и потребность в самоутверждении;
3. стимулирующая:
3.1. активизация положительной социально полезной деятельности подростка;
3.2. анализ заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка со стороны педагога (обратная связь);
4. корректирующая:
4.1. исправление отрицательных качеств личности подростка;
4.2. применение психологических, педагогических методов, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, определяющих общий фон отношения к окружающей действительности и поведения подростка.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ № 2
Приемы психологического воздействия на подростка
с делинквентным поведением
Психодиагностика анализа психологического состояния подростка на занятиях.
Деловая игра «Создание мотивации, организация работы в группах».
Психодиагностика формы психологической защиты подростка с девиантным поведением: «циник», «проныра», «безразличный», «трус».
Деловая игра «Психологическое воздействие на подростка с учетом формы психологической защиты».
Психодиагностика самооценки и уровня притязаний подростка с девиантным поведением.
Деловая игра «Психокоррекция поведения подростка с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний».
Модуль II. Эмоционально-волевая саморегуляция педагога
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3
Выявление негативных психических состояний педагога
Задание: Подвергнуть анализу свое психическое самочувствие. Заполняется на листе формата А4 в печатном или письменно виде в следующей последовательности:
1. бессонница – повышенная сонливость;
2. наличие – отсутствие грудной боли;
3. кашель или постоянное характерное покашливание для «очистки горла»;
4. сексуальная удовлетворенность - неудовлетворенность;
5. потеря аппетита, вкуса к еде или, наоборот, переедание;
6. эмоциональный дисбаланс (перепады настроения);
7. синдром «хронической усталости»;
8. способы реагирования педагога на вызывающее поведение девиантного подростка.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ № 3
Формирование психологической устойчивости педагога к стрессу
Психодиагностика негативных психических состояний педагога.
Деловая игра «Реагирование на агрессивное поведение».
Аутогенная тренировка.
Медитативные техники.
Приемы экстренной психологической помощи при стрессе.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4
Анализ психологии формирования девианного и аддиктивного поведения подростка.
Рефлексия социальной роли личности педагога
Выпускная работа оформляется слушателями с учетом требований, предъявляемых к оформлению текстовых документов. Выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297мм). Текст работы излагается на одной стороне листа.
Оптимальный объем дипломной работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста (включая список литературы. При этом приложения не нумеруются).
Текст работ следует печатать, соблюдая следующие требования:
- текст набирается шрифтом Times New Roman кеглем 14, строчным, без выделения, с выравниванием по ширине;
- абзацный отступ должен быть одинаковым и равен по всему тексту 1,27см;
- строки разделяются полуторным интервалом;
- поля страницы: верхнее, нижнее и левое - 20 мм, правое - 10 мм;
- полужирный шрифт, курсив и подчеркивания не применяется;
- нумерация страниц и глав должна быть обозначена арабскими цифрами без точки в конце;
- номера страниц проставляются внизу страницы справа, титульный лист не нумеруется;
- каждую главу начинать с нового листа;
- список литературы должен включать не менее 10 наименований и ссылку на информационный источник.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ РАБОТ
1. Психология сироты.
2. Психология детдомовца.
3. Когнитивно-поведенческая терапия фиксированных форм поведения у подростка с девиантным поведением.
4. «Ригидная» семья – «ригидный» ребенок – «ригидный» взрослый (роль семьи в ригидизации личности ребенка).
5. Невербальные формы фиксированного поведения у подростка с девиантным поведением.
6. Фиксированные формы речевого поведения у подростка с девиантным поведением.
7. Психология профессионально-личностной деформации педагога.
8. Фиксированные формы поведения педагога.
9. Фиксированные формы поведения как защитное поведение у подростка с девиантным поведением.
10. Психическая ригидность как защитный механизм у подростка с девиантным поведением.
11. Уровни и варианты, отношения с флексебильностью у подростка с девиантным поведением.
12. Психопрофессиограмма профессиональной деятельности педагога.
13. Девиации поведения – психологические механизмы, возможности профилактики и психокоррекции.
14. Фиксированные формы поведения у подростка с девиантным поведением – психологические механизмы, возможности профилактики и психокоррекции.
15. Ригидность мотивов у подростка с девиантным поведением: диагностика и коррекция.
16. Личностное развитие и личностный рост педагога.
17. Пути и способы деригидизации личности подростка с девиантным поведением.
18. Модификация поведения подростка с девиантным поведением.
19. Психопрофилактика и психокоррекция алкогольной зависимости.
20. Психология аддиктивного поведения.
21. Психопрофилактика наркотической зависимости.
22. Психология семьи: взаимодействие с педагогом при психопрофилактике девиантного поведения подростка.
23. Семья – открытая или закрытая система: учет педагогом при работе с подростком.
24. Профилактика и коррекция интолерантных установок и поведения подростка.
25. Интолерантность как фактор деструктивных конфликтов подростка.
26. Невербальные методы установления психологического контакта с подростком с отклоняющимся поведением.
27. Методы установления психологического контакта на вербальном уровне с подростком с девиантным поведением.
28. Учет психологических аспектов, мешающим установлению психологического контакта с подростком с отклоняющимся поведением.
29. Психологическая защита от манипулятивного воздействия подростка с девиантным поведением.
30. Психодиагностика лжи при общении с подростком с девиантным поведением.
31. Свидетельства о значительных эмоциональных нарушениях в поведении подростка.
32. Группа несовершеннолетних правонарушителей как объект психолого-педагогического воздействия.
33. Биологические причины формирования девиантного поведения.
34. Типичные ошибки педагогов и родителей при работе с подростком с девиантным поведением.
35. Психологические причины формирования девиантного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа старшего вожатого с детьми девиантного поведения
Курсовая работа...
Презентация "Девиантное поведение подростков"
В презентации содержится материал о причинах появления девиантного поведения, типах, формах девиантного поведения....
Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков
Просветительская лекция для педагогов о природе девиантного поведения подростков, причинах возникновения и т.д. Лекция предполагает дальнейшее обсуждение с педагогами вариантов контроля и профилактики...
Занятие- тренинг с подростками : «Психологическая природа конфликта. Основные виды поведения в конфликте и его разрешение».
Цели: дать определение конфликта, его структуру, сферу, динамику; ознакомить с причинами конфликтов; дать представления о видах поведения в конфликте, отработать выбор определенного стиля поведе...
Работа социального педагога с подростками девиантного поведения в школе
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава I. ПОДРОСТКОВАЯ ДЕВИАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. 1.1 Девиантное поведение, сущность ...
Рекомендации педагогам при работе с учащимися девиантного поведения
Рекомендации психолога по работе с учащимися девиантного поведения...
Рабочая программа курса "Повышение профессиональной готовности к работе с детьми с девиантным поведением"
Данная программа разработана полностью на курс, в ней описаны разделы, основные вопросы для изучения, а также представлены дифференцированные по уровню сложности задания....