урок по детской литературе "Творчество Н.Н.Носова"
план-конспект урока по теме

Зубкова Елена Борисовна

Урок для студентов пед.колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosov.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия – «Произведения Н.Н. Носова в чтении дошкольникам»

Педагогические технологии:

- игровые технологии

- технологии групповой работы

- технологии сотрудничества

- технологии развития творческих способностей

- элементы опережающего обучения (опережающее домашнее задание - подготовка конкурса для детей).

Цель учебного занятия: вызвать интерес к использованию произведений писателя в работе с детьми - уточнить знания о жизни и творчестве писателя, его произведениях - вырабатывать активную позицию, ответственность за результаты учебной деятельности, осознание путей и способов применения знаний

Задачи урока:

  1. способствовать самостоятельной творческой выработке решений.
  2. повышение степени мотивации и эмоциональности, развитие творческих способностей студентов, желание использовать материал, полученный на уроке, на педагогической практике.
  3.  формировать умение работать в командах, развивать коммуникативные качества.

Тип учебного занятия:   обобщающее.

Материалы и оборудование:

книги для выставки, портрет Н.Н. Носова, листочки с заданиями, материалы для жюри и для зрителей.

 Предварительная подготовка студентов: 

познакомиться с произведениями автора из сб. «Затейники», «Мишкина каша» Подобрать интересные факты о жизни и творчестве Н.Носова. Разделиться на 2 команды, продумать представление, название с использованием рассказов Н.Носова.

Ход урока.

 На доске: Названия команд.

                  Таблица конкурсов от 1 до 9.

  1. Вступление.

 Сегодня мы уточним ваши знания о жизни и творчестве Н. Н. Носова, будем учиться работать в подгруппах, в игровой форме вчитываться в произведения Н. Н. Носова, анализировать и выделять их особенности подбирать задания по произведениям автора для детей. Марк Твен: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды. Можно смешить читателя, но это пустое занятие, если в корне произведения не лежит любовь к людям».

Валентин Катаев: «Носов – умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора, автор поистине классических книг и множества маленьких шедевров в две-три странички, каждый из которых блестит, как яркая жемчужина в довольно объемистом ларце нашей детской литературы». ТОЛЬКО САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫТОЕ И ОСОЗНАННОЕ ЗНАНИЕ СТАНОВИТСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА, С КОТОРОЙ ОН ВРЯД ЛИ СКОРО РАССТАНЕТСЯ.

 2. ОСНОВНАЯ часть.

- Начинаем Конкурс Знатоков Представление членов жюри (преподаватель д. литературы, студенты 31 гр.) Представление команд. Назовите команду, обоснуйте название. Разминка для команд « А знаете ли Вы что» Мы познакомились с командами, членами жюри, а теперь давайте обратимся к жизни и творчеству Н.Н. Носова. Проверим подготовку домашнего задания. Отвечаем по очереди, каждый ответ – 1 балл, выигрывает команда, которая назовет последний факт, получая дополнительно 2балла. - Вы подобрали интересные факты из жизни и творчества Н.Носова. Провести проверку в виде ответов с места « А знаете ли Вы что», подвести итоги, отметить самые интересные факты. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережал всех. - Чем вы пользовались при подготовке этого задания.

 Конкурс 1. «Назови произведение».

 Вы перечитали произведения Н. Носова. Вспомним их названия, а их великое множество. Каждая команда говорит название по очереди, не повторяя уже названные произведения, выигрывает та команда, кто последней назовет произведение. Дополнительно получает 2 балла. Итоги. Конкурс 2.

«Чей это портрет?» В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью, которым часто достаётся за их затеи. Вам предлагается описание одного из героев, а вы попробуйте узнать, о ком идёт речь. Правильный ответ оценивается в 1 балл. А если команда назовёт и произведение, то получает еще 1 балл. Команды отвечают по очереди. Другая команда может получить баллы, если первая не ответила. 1. «У него были замечательные штаны. Он их очень любил и всегда хвастался: - Смотрите, какие у меня штаны, солдатские!» Бобка, «Заплатка». 2. «Милая мамочка, разреши мне держать щеночка маленького, и я его очень люблю. За это я всегда буду слушаться и хорошо учиться» Мишка, «Дружок». 3. «Мама недавно подарила ему аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка, красивая! Первое время он очень интересовался рыбкой, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить. Виталик, «Карасик». 4. «Ах ты, чучело! Из-за тебя пришлось милиционеру врать. Вот натвори еще чего-нибудь, ни за что не буду тебя выгораживать!» Саша, «Саша». 5. Они сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы. Мишутка и Стасик. «Фантазеры». 6. «Я мастер, да не такой, как вы. Вы вот все врете, да без толку. А я вчера соврал, мне от этого польза». Игорь, « Фантазеры» 7. Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шел горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. Котька «На горке». 8. Однажды стекольщик замазывал на зиму рамы, а они стояли рядом и смотрели. Когда стекольщик ушел. Они отковыряли от окон замазку и стали лепить из нее зверей. Только звери у них не получались. Костя и Шурик «Замазка» Итоги.

Конкурс 3.

«Каков герой» Мальчишки Н. Носова – собирательный образ. Это любимые герои автора, которые обладают определенными чертами, они не идеальны: умны и наивны, наделены чувством юмора и, вместе с тем, серьёзны. Привлекает их принципиальность, взволнованность, одухотворенность, они имеют свою позицию, нравственный стержень. Герои-мальчишки Н.Носова всегда вызывают сочувствие, симпатию и уважение. Писатель проникает в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят Используя цитаты из произведений Н.Носова о мальчишках, докажите с психолого-педагогической позиции основные черты характера, собирательного образа мальчишки Н. Носова. Жюри может дополнить 2 балла за доказательность. Пока команды продумывают ответы, зрителям мы хотим предложить придумать всего по одному заданию-вопросу командам, как дополнительные к этому конкурсу, записав на листке. Можно работать совместно. Жюри отберет всего два Итоги самостоятельной работы и ответов на вопросы зрителей.

Конкурс 4.

«Говорящие предметы» (проводят члены жюри) В рассказах Н. Носова запоминаются герои, ситуации, в которые они попадают, предметы, которые обыгрывает автор. Давайте проверим. Надо отгадать, в каком произведении упоминаются данные предметы. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Всего по 5 рассказов. Капитаны по очереди достают из конверта задания, если не отвечает одна команда, балл за правильный ответ может получить другая. Пистолет, диван, старушка (Саша). Билеты, рама, стулья, пряник (Замазка). Детский сад, лестница, Валя. (Ступеньки). Коньки, снег, песок, ступеньки. (На горке). Буфет, стул, сахарница (Леденец). Аквариум, котенок, свисток (Карасик). Сказка, стол, одеяло, волк (Затейники). Забор, иголка, лоскуток (Заплатка). Воспитательница, фотокарточка, рамочка, букет (Бабушка Дина). Комод, клюшка, картошка (Живая шляпа). Итоги.

Конкурс 5.

Юмор Н.Н. Носова. Н. Носова называли «Теоретиком смешного». Юмор и сатира основа его творчества, обращенного к детям, Это был настоящий юмор, тот самый, о котором говорил Марк Твен: «Только тот юмор будет жить, который возник на основе жизненной правды. Можно смешить читателя, но это пустое занятие, если в корне произведения не лежит любовь к людям». Эта любовь, особенно к маленьким детям, светится в каждой книге Н. Носова. Смех – главный двигатель его творчества. Вы дома познакомились с интересной статьей «Ради счастья детей» о творчестве Н. Носова. Автор статьи - критик детской литературы Сивоконь Сергей Иванович. На доске выделены, отмеченные им особенности смеха Н.Н. Носова. 1. В произведениях автора полная смеховая палитра (юмор, сатира, ирония, сарказм и, порой, гротеск). 2. Смех Н.Н. Носова служит не столько увеселению, сколько задачам воспитания. 3. Смех помогает глубокому осмыслению детской жизни, детских характеров Выберете конверт и докажите одну из двух первых особенностей, приведя примеры из произведений автора (можно словами автора, можно своими). Жюри может оценить этот сложный конкурс от3 до 5 баллов. Итоги. Чтобы зрители не скучали, пока команды готовят задание, проведем со зрителями конкурс, в котором времени на раздумье практически нет.

Конкурс для зрителей ( проводит член жюри) «Литературный аукцион».

  1. Герои рассказов Н.Носова: (Костик, Мишка, Саша, Вовка, Стасик, Вадик, Шурик, Игорь, Ирочка, Павлик, Петя, Валя, Марина, Виталик, Бобка, Ниночка, Андрюха, Вася, Светлана, Алик, Славик, Витя,, Толя, Наточка, Алёнка, Андрюшка, Костик, мама, папа) 2. Говорящие имена героев произведений Н. Носова о Незнайке ( Незнайка, Знайка, Пончик, Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Тюбик, Скуперфильд, Синеглазка, 3. Клички собак, которые встречаются в произведениях Н. Носова. (Бобик, Барбос, Дружок) 4. В каких рассказах рассказывается о двух героях: Мишке и его друге. (Мишкина Каша, Телефон, Дружок, Бенгальские огни, Фантазеры, Автомобиль). 5. В каких рассказах главные герои собаки (Бобик в гостях у Барбоса, Дружок), Подведение итогов по конкурсу № 5. Конкурс Капитанов 6. «Кроссворд». Решите кроссворд. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если решили полностью, дополнительно 2 балла. Пока капитан решает кроссворд, для знатоков очень быстрый конкурс, без времени на обдумывание, по 10 вопросов каждой команде. По 1 баллу за правильный ответ.

Конкурс 7. «Читаем внимательно». Блиц.

Рассказы Н. Носова очень короткие, характеристики героев яркие, детали тоже хорошо запоминаются. Проверим. Вопросы в конверте, на листочках. Вытягивают по очереди члены команды. 1. Какого цвета был щенок из рассказа «Дружок», которого мальчишки везли в чемодане. (Весь рыжий, а ухо черное). 2. Назовите цвет штанов Бобки из рассказа «Заплатка» (Зеленые, вернее сказать, защитного цвета). 3. Что ответил сторож на вопрос Павлика из рассказа «Огурцы»: Дедушка, а этот вот огурец, что я съел, как будет считаться? (Ну, считай, что я тебе подарил его) 4. Назовите полное название рыбки из рассказа «Карасик». (Серебристый карасик) 5. Из какого рассказа герои: дядя Федя, дядя Ваня и дядя Кузьма (Три охотника) 6. Кто принес пистолет Саше. (Милиционер) 7. Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа» (Васька). 8. У кого в гостях был Бобик (У Барбоски). 9. Фамилия Мишки из рассказа «Дружок» (Миша Козлов) 10. Что упустили в колодец мальчики из рассказа «Мишкина каша». (ведро, чайник). 11. Какого цвета был хвост котенка из рассказа «Живая шляпа» (Серый). 12. Жил-был Барбоска. У него был друг – кот…. (Васька). 13. Какую рыбу наловили мальчики из рассказа «Мишкина каша» (пескариков). 14. Что захотел еще научиться делать Бобка из рассказа «Заплатка», после того, как пришил заплатку (пуговицы пришивать). 15. Где лежал леденец, который съел Миша из рассказа «Леденец» (в сахарнице) 16. Куда спрятался от милиционера Саша из одноименного рассказа (под диван). До скольких научился считать в детском саду Петя из рассказа « Ступеньки». (До десяти). 17. На сколько частей разделили порцию мороженого ребята из рассказа «Фантазеры» (на три части: Мишутке, Стасику и Ире). 18. Что делали Вовка и Вадик из рассказа «Живая шляпа», когда вдруг позади них что-то плюхнулось. (Они сидели за столом и раскрашивали картинки). 19. На что, по словам Шурика, была похожа змея, слепленная Костей из замазки. (На ливерную колбасу). 20. У кого жил Бобик из рассказа «Бобик в гостях у Барбоса» (У дедушки). Итоги. Конкурса команд и конкурса капитанов. Последний конкурс.

Конкурс 8. «Самый интересный».

Дома каждая студентка подготовили всего один конкурс, чтобы обыграть его. В своей команде обсудите, выберите самый интересный и проведите его с другой командой. Зрители могут отдать свой голос любой команде, по числу голосов будут присуждены дополнительные 3 балла команде. Последний конкурс. Конкурс 8. «Самый интересный». Дома каждая студентка подготовили всего один конкурс, чтобы обыграть его. В своей команде обсудите, выберите самый интересный и проведите его с другой командой. Зрители могут отдать свой голос любой команде, по числу голосов будут присуждены дополнительные 3 балла команде.

3.Итоги Подведение общих итогов.

Как вы себя чувствовали по ходу урока, сейчас, почему Что нового, полезного узнали по теме, о своих друзьях, себе Ваши выводы для себя по использованию материала этого урока.

 Домашнее задание. На основе аудиторной работы, продумать конспект игрового занятия с детьми по творчеству Н.Н. Носова (можно в паре). Письменно раскрыть (на доске) приемы автора в изображении комического на примере 1 или нескольких его произведений для детей. Вопросы к кроссворду (для конкурса капитанов.)

1. В каком журнале впервые были опубликованы рассказы Н. Носова? 2. В каком поселке проходило детство Н. Носова? 3. Автобиографическая повесть «... на дне колодца»? 4. Профессия Н.Носова после окончания киноинститута … учебного кино? 5.Как по-другому Носов называет скрытую насмешку? 6. Кем является Н. Носову Игорь, из повести «О моем друге Игоре»? 7. С кем из авторов детской литературы сближает Н.Носова умение доступно и интересно рассказывать о самых сложных вещах? 8. Что Н. Носов называет юмористической окраской произведения? 9. Н. Носов в детской литературе чистокровный ....? 10. В каком рассказе Н. Носов говорит о замечательных Бобкиных штанах? 11. У кого в гостях был Бобик? 12.Астроном из города коротышек? 13. Рассказ Н. Носова в небылицах? 14. Имя одного из героев Носова? 15. Коротышка, который любил пончики? 16. Кем в юности работал Н. Носов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по детской литературе "Малые жанры фольклора".

Урок для студентов  пед. колледжа на тему " Малые жанры фольклора"....

урок по детской литературе "Писатели-природоведы"

Урок для студентов пед.колледжа....

РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В МИНИАТЮРАХ КУРСКОГО ПИСАТЕЛЯ Е. И. НОСОВА

РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В МИНИАТЮРАХ КУРСКОГО ПИСАТЕЛЯ Е. И. НОСОВА...

Исследовательский проект Носова Павла

Исследовательский проект Носова Павла...

Презентация к открытому уроку "Краски "Детского альбома"

Презентация к открытому уроку по предмету «Слушание музыки»...

Статья "Творческая деятельность педагога на уроке в детском музыкальном театре" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.

Развитие творческих способностей детей, их рост, развитие и потенциал начинаются с создания творческой образовательной среды."Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в ду...