урок по детской литературе "Писатели-природоведы"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия – « Писатели - природоведы».
Педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества;
- ИКТ ( информационно – коммуникационные технологии);
- проблемное обучение;
Цель учебного занятия: Формирование умений и навыков работы с первоисточниками, умение анализировать и делать выводы, добиться освоения знаний о писателях - природоведах на уровне их практического применения,
Задачи учебного занятия:
- Добиться освоения знаний о современных писателях -
природоведах, их биографиях, особенностях творчества.
- Продолжать формировать умение выделять особенности
творчества, обобщать изучаемые факты и доказывать это примерами из текстов произведений.
- Развивать творчество, творческую самостоятельность через
создание образа писателя, его творческого портрета.
- Воспитывать ответственность за порученное дело, культуру
общения на уроке, умение рассуждать и принимать участие в беседе.
Тип учебного занятия: урок - практическое занятие,
Форма проведения:
Игровая – «музыкальный аукцион знаний».
Материалы и оборудование:
детские произведения писателей - природоведов, портреты писателей, критические статьи.
План урока:
№п/п | Время | Ход урока | Материал | Методы и приемы педагога | Деятельность студентов |
1. | 5 мин | Организацион-ный момент | Запись на доске | Постановка цели и задач урока, сообщение об игровой форме его проведения | Запись темы в тетрадь |
2. | 40 мин. | Сообщения Анализ сообщений
| Компьютер, проектор, экран. | Знакомство с биографией современных писателей | Сообщения студентов по теме, анализ творчества писателей, Студенты анализируют сообщения, делают выводы |
3. | 35 мин | Основная часть | Хрестоматии по детской литературе. | Характеристика и особенности творчества М.М. Пришвина. Характеристика особенности творчества писателей -природоведов. В.В. Бианки и Е.И. Чарушина, их сравнительный анализ. Постановка проблемы. | Студенты делают выводы по изучаемой теме, о роли творчества писателей - Выполнение практических заданий. |
4. | 10 мин. | Итог урока. Опрос па изученной теме. Задание на дом.
| Запись д/з на доске. | Общая и дифференцированная оценка активности студентов на занятии. Домашнее задание. | Ответы на итоговые вопросы педагога. Запись домашнего задания. |
Ход урока:
I часть. Тема нашего урока « Писатели - природоведы и особенности их творчества»
Скажите, кого из писателей – природоведов вы знаете?
Что вы знаете о М.М. Пришвине, В.В.Бианки, Е. И. Чарушине?
Какие произведения писателей вы знаете?
II часть.
1 вопрос. А сейчас мы заслушаем 3 сообщения о биографиях писателей – природоведов (Пришвина, Чарушина, Бианки), на каждое выступление отводится 7 минут.
Зашипите вопросы для анализа:
- Содержание (полнота, важность фактов),
- Наличие примеров;
- Логика изложения материала;
- Оформление;
- Используемая литература;
- Пожелания выступающему.
2 вопрос. Характеристика творческой манеры М.М. Пришвина 1873 — 1954гг.
Найдите в книгах примеры и подтверждения ... М.М. Пришвин писатель — философ (Кого называют философом? Найдите это в произведениях).
В конце урока за активную и творческую работу будет поставлена оценка.
Пример: «Дедушкин валенок» - «Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечны».
- Рассказы М.М. Пришвина всегда сюжетны? Пришвин говорил «нет
природы отдельно от человека»
- Особенности сюжетов, связь между человеком и всем миром живого
в природе.
- Эмоциональность рассказов («Ребята и утята» - волнение)
- Лаконичность («Глоток молока», «Осинкам холодно» - учет
особенностей детского восприятия)
- Язык письма, манера письма (простота, образность, мягкая
разговорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям, показать необыкновенное обыкновенным).
«Нигде не нужна так простота языка, - писал он, - как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такой рассказ, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».
М.М. Пришвин
- Пришвинский антропоморфизм (очеловечивание природы);
- Пришвинские миниатюры - могут состоять всего из одной строчки -
«Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешки».
Из 2-х предложений — «Думал случайный ветерок шевельнул старым листком, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок».
- Достоверность, научность;
Родился в Петербурге, отец ученый – орнитолог (птицевод) Валентин Львович. В квартире Бианки, от пола до потолка – клетки с птицами, в аквариумах – рыбки, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. Вся семья была в курсе музейных проблем (Валентин Львович работал в Зоологическом музее Академии наук). | Родился в Вятке, отец художник - архитектор. В доме часто собирались люди искусства. Мать – животновод и огородник. Женя вырос среди животных, в доме постоянно жили цыплята, куры, поросята, индюшата. |
- Герои рассказов (люди, дети, природа);
- Какой жанр наиболее характерен (примеры, рассказы, сказка-быль)
Записать названия: «Лисичкин хлеб», «Вася Васечкин», «Гаечки»,
«Самон», «Беличья память», «Кладовая солнца» и др.
- Тема природы переходит в тему Родины.
«Кладовая солнца»
- Слова текста, определяющие название произведения.
- Соответствие в этом произведении определению жанра сказка – быль.
Сказка | Быль |
Традиционное начало: В одном селе дети жили одни, без родителей и сами справлялись со всем хозяйством. Вымышленные герои: страшный волк, серый помещик, золотая курочка. Прием антропоморфизма: очеловечивание деревьев. Стабильные образы: волк, хитрая лиса. Идеалы: злые и добрые. Тофтология, повторение Кульминационный момент. | Дети живут после Великой отечественной войны. Место, где жили герои. Труд детей, участие в разных реальных событиях и действиях. Достоверность, научность. Много описаний природы. Герои не идеализированы: хорошие и плохие качества. Колхозы, детский дом - реальные события. |
Подведем итог, каковы особенности творческой манеры М. М. Пришвина? (ответы студентов)
3 вопрос. Характеристика и особенности творчества Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, их сравнительный анализ.
Вспомните, в какое время жил и творил М. Пришвин (1873-1954) (в то же время, следовательно, их пути не могли пересечься).
Сравните, одинаковые ли условия окружали их?
Виталий часто бывал в музее, он долго не мог поверить, что животные неживые, ему казалось, что их можно оживить. Летом семья выезжала под Петербург, в Лебяжье, где и прошло отрочество и юность Виталия (рыбалка, ловля рыбы и т.д.) Интересный факт: мальчик рано | стал охотиться. Первым учителем был отец. Он знакомил сына с природой и приучал его вести наблюдения и записывать их. К 27 годам у Виталия накопились целые тома дневников. К чему это могло привести? Тягу к путешествиям в природу Бианки сохранил до старости. Путешествовал по стране с ружьем и записной книжкой. | Может именно здесь и зародилось бережное, трогательное отношение к животным. У Жени была возможность наблюдать за детенышами, заботиться о них. Как вы считаете? Рисовать начал рано — уже в 4 года, когда он начал посещать коммерческое училище. Рано Евгений пробует свои силы и в литературе - в 15 лет с причтилями организовал союз поэтов и художников («СОПОХУД») Он писал стихи о лесе и животных. На любого человека детство закладывается в детстве. Все его |
Куда могло привести такое детство, кем стали В. Бианки и Е. Чарушин?
Виталий учился на факультете естественных наук Санкт – Петербургского университета. | Евгений учился в Петроградских государственных сводных художественных мастерских. |
Добавьте свои примеры, факты биографии,
Вывод: привлечь студентов.
Детство оказало неоспоримую роль в становлении и творчестве писателей.
В. Бианки – ученый натуралист | Е. Чарушин - художник |
Приведите примеры из книг!? (что видит в бабочке один и другой: ученый – особенности жизни, питания, художник – красоту, настроение) | |
Главной целью В. Бианки было Приведите примеры из книг!? Вывод: характерно слияние искусства и науки. Сказка, рассказ, повесть, очерк, объявление, загадка, для малышей - рассказы-анекдоты. | Чарушин в своих рассказах выступает как рассказчик - анималист с острым зрением художника, умеющим передавать словом и рисунком повадки животных. Главная цель - показать красоту, наблюдательности, чтобы он мог увидеть красоту и трогательность животного мира, Приведите примеры из книг!? Вывод: характерно слияние 2-ух видов искусства – изобразительного и литературы. |
Кто из писателей по своим взглядам ближе к М.Пришвину. Почему?
Своеобразие жанров
Назовите произведения этих писателей. Определите их жанры!?
Сказка, рассказ, повесть, очерк, загадка для малышей – рассказы – анекдоты. Самый популярный жанр – научные сказки («сказки – несказки») Моделью для этих сказок послужили народные сказки («Теремок», «Терентий Тетерев») Вспомните особенности народных сказок!?
3. Специфические речевые формы: повторения: летела, летела, |из сил выбилась. Примеры... 4. Образы персонажей поэтичны и антропоморфичны - рассуждают как люди. Примеры... Поэтичность: «Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки на булавочках. «Медвяная роса — капельками» | Маленькие рассказы и сказки. Цель: показать образ, портрет животного с любовью и восхищением. Он изображает своих героев в движении времени (показать их крупным планом, их индивидуальность). Такие портреты (живописные и словесные) необычайно удавались Е. Чарушину («Маленький котенок», ходит большеголовый котеночек, хвост короткий – не хвоста хвостишко. Мордочка пучеглазая. Глаза глупые. А ростом он с полкошки всего». («Лесной котенок») Кто это? (рысенок) Используются элементы фольклора: «Он с двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле» («Волчишко») Приведите примеры? |
Проблема: Какой из жанров наиболее приемлем для дошкольников? Почему?
Герои произведений
Живут в естественных условиях (рысь, лось и т. д.) Животные показаны с научной точки зрения. | Изображение детенышей животных или птиц. С чем может быть связан такой выбор? (наиболее близки ребенку, сам любил в детства маленьких зверей) Звери не говорят, но умеют показать настроение, испуг, сон, радость. Внутреннее состояние передается через поведение, свойственное этому зверю. Характерен для изображений: юмор, доброта, нежность, которые звучат даже в названиях. «Волчишко», «Лисята», «Олешки». Найдите в книге подтверждение |
Сравните и сделайте вывод, чем отличаются герои произведений Бианки и Чарушина?
Особенности языка
Находят те слова, которые наиболее точно характеризуют его облик. Примеры… Использует сравнения, доступные детям. Использует язык народных сказок – лаконичный, образный. Использует подлинно научные слова – дубонос и др. | Искусство словесной живописи подчинено восприятию малыша (легче воспринять простую фразу по конструкции, основная роль в которой принадлежит глаголу). (Кого сорока увидит, стрекочет). Выразительные описания – И вдруг передо мной сел тетерев. |
Сделайте вывод, чей язык более приспособлен ребенку?
Вывод по уроку (привлечь студентов)
В чем ценность произведений писателей – природоведов?
Произведения какого писателя вам близки и интересны. Почему?
Домашнее задание: Разработать рекомендации для родителей по использованию произведений писателей – природоведов в младшем и старшем дошкольном возрасте.
Литература по теме.
1.Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М, 1997.
2.Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.
3.Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по детской литературе "Малые жанры фольклора".
Урок для студентов пед. колледжа на тему " Малые жанры фольклора"....
урок по детской литературе "Творчество Н.Н.Носова"
Урок для студентов пед.колледжа....
урок по детской литературе "Творчество писателей 2 половины 19 века"
Урок для студентов пед.колледжа....
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».
Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....
Открытый урок по специальности " Музыкальный инструмент" с воспитанником детского сада на отделении ранне-эстетического развития. Тема урока" Активизация творческих способностей воспитанника ОРЭР на индивидуальных занятиях"
Для развития детей очень важно приобщать их к искусству, особенно к музыке, как можно раньше. В 4-х летнем возрасте творче...
Презентация к открытому уроку "Краски "Детского альбома"
Презентация к открытому уроку по предмету «Слушание музыки»...
Статья "Творческая деятельность педагога на уроке в детском музыкальном театре" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.
Развитие творческих способностей детей, их рост, развитие и потенциал начинаются с создания творческой образовательной среды."Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в ду...