урок по детской литературе "Творчество писателей 2 половины 19 века"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия – «Творчество писателей 2 половины 19 века. К.Д. Ушинский».
Педагогические технологии:
- обучение в сотрудничестве,
- информационно-коммуникационные технологии,
- проблемное обучение (элементы).
Цель учебного занятия: вызвать интерес к использованию произведений писателя в работе с детьми - уточнить знания о жизни и творчестве писателя, его произведениях.
Задачи урока:
- Познакомить студентов с творчеством К.Д. Ушинского – выдающегося педагога и детского писателя.
- Показать многообразие тематики произведений К.Д. Ушинского.
- Вырабатывать у студентов потребность думать над текстом и анализировать его.
- Формировать представления о главных особенностях художественного текста;
- Воспитывать желание читать произведения К.Д. Ушинского.
Тип учебного занятия: лекционно-практическое.
Материалы и оборудование:
Хрестоматии по детской литературе для младшего и старшего дошкольного возраста, Программа «Воспитания и обучения в д/с», презентация.
Ход урока.
Этапы | Содержание урока | Примечания | Деятельность студентов |
Вводная часть Орг. момент Сообщение темы урока, нацеливание на работу Первичное восприятие материала
Объяснение.
Объяснение.
Объяснение преподавателя Объяснение. Объяснение преподавателя Создание проблемной ситуации. Создание проблемной ситуации. рефлексивно-оценочный этап. беседа по теме (закрепление материала) |
Сегодня у нас, друзья мои, очень серьезный урок и очень важный. В чем важность урока – это нам с вами предстоит выяснить. Но прежде, определите с произведениями какого автора мы будем сегодня работать? - Этот человек жил более 150 лет назад. Великий русский педагог. Он создал Азбуку для детей. (К.Д.Ушинский) Значительный вклад в развитие детской литературы внёс Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, автор классических трудов по вопросам воспитания. Работа Ушинского в области детской литературы вытекала из его педагогической деятельности, из практических потребностей народного образования и ещё раз подтверждает ту очевидную истину, что детская литература, являясь искусством слова, всегда тесно связана с педагогикой, с состоянием просвещения эпохи. К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в г. Туле. Окончив Новгород-Северскую гимназию, шестнадцати лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался он русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет (1846-1848 гг.) он исполнял обязанности профессора. С первых шагов своей практической деятельности Ушинский старался по-новому вести преподавание, добиться тесного контакта и взаимопонимания со своими учениками, вызвать в них интерес к науке, желание быть полезными родине. С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных русских журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Журнал для воспитания». Его статьи по вопросам воспитания, литературно-художественные очерки, рецензии и переводы приобрели большую известность. С 1854 г. как талантливого литератора-педагога Ушинского приглашают преподавателем в Гатчинском, а затем, 1859 году, в Смольный институт, где он вскоре становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанникам широкое современное образование. Эти реформы вызвали недовольство начальства, и Ушинский, вынужденный оставить работу, выхлопотал себе разрешение выехать за границу для лечения, где провёл 5 лет. За этот период Ушинский в русских журналах опубликовал большое количество статей о Школах Западной Европы, написал ряд оригинальных работ по вопросам воспитания и обучения, закончил серию учебных книг для детей - «Родное слово» и создал классический труд «Человек как предмет воспитания». Вернувшись из-за границы, Ушинский поселился в Киеве, где продолжал свою научную работу. Он умер в декабре 1870 г. в период наивысшего расцвета творческой работы. Ушинский впервые в России создал педагогическую теорию. Но в условиях крепостнической России немногое удалось ему осуществить. В работе над детскими книгами нашло отражение многостороннее дарование Ушинского - выдающегося учёного, блестящего практика и экспериментатора в области народного образования, талантливого писателя. Все эти качества наиболее ярко проявились при работе над «Детским миром» и «Родным словом». Книга Ушинского под названием «Детский мир», вышла в начале 1861 года. Она предназначалась для чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института, где тогда работал Ушинский. Несмотря на препятствия, чинимые царским министерством просвещения «Детский мир» разошёлся по России в огромном количестве экземпляров. «Детский мир» состоит из 2-х частей, каждая из которых в свою очередь делится на две книги: собственно «Детский мир» и хрестоматия к нему. В целом все 4 книги знакомя читателя с природой, с историей России, со вселенной, Землёй и народами, с русской литературой и народным творчеством. Основное место в «Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского - популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью. Одним из важнейших элементов воспитания в духе народности Ушинский считал знакомство с родиной: этой цели служили материалы по географии и особенно по истории. Ушинский первый широко ввёл современную литературу в школу, и в этом его огромная заслуга. В то же время нельзя пройти мимо его неверной установки: придавать литературным произведениям лишь дополнительное прикладное значение, а так же избегать произведений критического направления. В хрестоматии Ушинского большинство стихотворных произведений, в том числе и все басни Крылова, напечатаны в строку, как проза. Это объясняется тем, что Ушинский рекомендовал и читать их как прозу, так как школьная привычка скандировать стихи, по его мнению, искажает их, делает их смысл не понятным для детей. В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей. Здесь, прежде всего, следует отметить два рассказа, которыми начинается книга - «Дети в роще» и «Дети в училище», рассказ «Поездка в деревню», большой очерк в письмах «Путешествие по Волге», а так же маленькие рассказы и прозаические басни в первой хрестоматии. В тематическом и стилистическом отношении они представляют собой органическую часть книги, являются звеньями одной цепи, и поэтому очень трудно говорить о них в отрывке от конспекта всей книги. Но наибольший интерес представляют маленькие рассказы и прозаические басни. В них автору удалось реализовать те требования, которые он предъявлял к детской литературе. Большинство их написано по мотивам народных сказок, пословиц, притч, появляются вполне оригинальные произведения. Все четыре книги «Детского мира» занимали в первом издании 660 страниц, только 80 страниц из них занято произведениями, заимствованными из творчества известных писателей и поэтов. Это преимущественно стихи. Остальные 580 страниц написаны самим Ушинским. Ещё одним из выдающихся произведений Ушинского является его учебник «Родное слово», состоящий из трёх книг и впервые изданный в 1864 г. «Родное слово», как учебник, предназначено для первоначального обучения в городских школах, а также в семье и адресуется, как говорил сам автор, детям «мещанства и мелкого дворянства», т.е. более широкому кругу читателей. Первая часть «Родного слова» читалась детям в школе и дома после «Азбуки». Она делится на 36 тематических уроков. Главное место в них занимают художественные тексты, перед которыми ставится задача оживить материал и закрепить знания детей. Это произведения разнообразных жанров - рассказы, народные басни, стихи русских поэтов, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и т.д. как видно из этого наречия, основное место здесь занимают произведения народного творчества. Книги Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, очерки, сказки, рассказы, стихи - в них можно найти почти все малые жанры детской литературы. Научно-художественные энциклопедии Ушинского о животных до сих пор поражают краткостью, содержательностью и точностью, эмоциональной окрашенностью. Такие его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом», с полным правом можно назвать маленькими художественными поэмами в прозе. Излюбленным автором Ушинского, вслед за Пушкином, является Крылов. Во вторую книгу он поместил семь его басен. Большинство басен даётся в сокращённом виде, без моральных концовок и вступлений. Почему? При таком подходе социальная сущность стихотворений нередко затушевались. И несмотря на всё это, Ушинский сделал значительный шаг вперёд, поместив в своих книгах стихи Некрасова, Пушкина, Никитина, Кольцова и многих других поэтов. «Родное слово», несмотря на его недостатки, занимает одно из первых мест среди книг для детей XIX века. Ушинский открыл школьные двери для современной русской литературы, народного творчества и естественных наук. Он знакомил детей с русской природой, русским народным творчеством и создавшим его народом. Успех книги Ушинского был торжеством новой, более передовой педагогики, основанной на доверии к ребёнку, учёте его интересов и способностей. Она помогла воспитывать целые поколения русских людей, учила их мыслить, интересоваться окружающим, любить родину, родной язык и народ, создавший его. Ушинский сыграл значительную роль в истории русской литературы. Его имя символизирует единство педагогических требований к ней. Много из того, что было впервые найдено им на основе глубокого изучения особенностей детского возраста, что было практически претворено им в жизнь в своих произведениях для детей, творчески развивается детскими писателями и поэтами - художниками слова. 3. Чтение и анализ произведений: Рассказы о животных: «Бишка», «Петушок», «Курица и цыплята». Вопросы к анализу: - Жанр произведения. - Для какого возраста может быть использовано? Почему? - С какой целью можно использовать это произведение в работе с детьми? Докажите. Приведите примеры. - Найдите слова, выражающие идею произведения. Рассказы о детях. «Четыре желания», « Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания», «Сила не право». Вопросы к анализу: - Жанр произведения. - Для какого возраста можно использовать? - Раскрыть мораль произведения, подобрав слова из текста. - С какой интонацией необходимо читать произведение? Почему? Рассказы познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «История одной яблоньки». Вопросы к анализу: - Жанр произведения? - Для какого дошкольного возраста может быть использовано? - Какова мораль произведения. - Какие средства выразительности необходимо использовать для передачи основной идеи? - С произведениями какого автора мы сегодня работали? - Какое слово характеризовало бы рассказы К.Д. Ушинского, которые мы сегодня читали: познавательные, смешные, поучительные, удивительные, занимательные, юмористические - Так в чем же важность нашего урока? (Каждый человек должен знать что хорошо, а что плохо) - Я рада, что вы это понимаете. Наш урок окончен. Спасибо всем за работу. |
Использование презентации
Использование презентации. Использование презентации
Использование презентации.
Запись в тетрадь
Использование хрестоматий.
| Запись темы урока Работа в тетради Запись в тетради по ходу лекции. Запись в тетради. Конспектирование материала. Ответы студентов. Выразительное чтение произведений, их анализ. Ответы студентов. Ответы на вопросы. |
Литература по теме.
1.Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М, 1997.
2.Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.
3.Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по детской литературе "Писатели-природоведы"
Урок для студентов пед.колледжа....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"
ДАННЫЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ЯРКО ПРЕДСТАВИТЬ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА,РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ,ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ,ПОЭЗИИ РУССКИХ КЛАССИКОВ....
Разработка уроков письма 1 класс Школа 21 века
Предлагаю конспекты уроков письма в 1 классе для учителей, работающих по программе Школа 21 век...
Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"
Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого - раскрыти...
Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"
Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого - раскрыти...
конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"
Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....
3.4. Открытый урок № 4 ." Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в».
3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения открытого урока) Эк...