урок по детской литературе "Творчество писателей 2 половины 19 века"
план-конспект урока по теме

Зубкова Елена Борисовна

Урок для студентов пед.колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_polovina.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема учебного занятия – «Творчество писателей 2 половины 19 века. К.Д. Ушинский».

Педагогические технологии:

-  обучение в сотрудничестве,  

-  информационно-коммуникационные технологии,

-  проблемное обучение (элементы).

Цель учебного занятия: вызвать интерес к использованию произведений писателя в работе с детьми - уточнить знания о жизни и творчестве писателя, его произведениях.

Задачи урока:

  1. Познакомить студентов с творчеством К.Д. Ушинского – выдающегося педагога и детского писателя.
  2. Показать многообразие тематики произведений К.Д. Ушинского.
  3. Вырабатывать у студентов потребность думать над текстом и анализировать его.
  4. Формировать представления о главных особенностях художественного текста;
  5. Воспитывать желание читать произведения К.Д. Ушинского.

Тип учебного занятия:   лекционно-практическое.

Материалы и оборудование:

Хрестоматии по детской литературе для младшего и старшего дошкольного возраста, Программа «Воспитания и обучения в д/с», презентация.

Ход урока.

Этапы

                               Содержание урока

Примечания

Деятельность студентов

Вводная часть

Орг.

 момент

Сообщение темы урока, нацеливание на работу

Первичное восприятие материала

 

Объяснение.

 

Объяснение.

 

Объяснение преподавателя

Объяснение.

Объяснение преподавателя

Создание проблемной ситуации.

Создание проблемной ситуации.

рефлексивно-оценочный этап.

беседа по теме (закрепление материала)

 

Сегодня у нас, друзья мои, очень серьезный урок и очень важный. В чем важность урока – это нам с вами предстоит выяснить.

Но прежде, определите с произведениями какого автора мы будем сегодня работать?

- Этот человек жил более 150 лет назад. Великий русский педагог. Он создал Азбуку  для детей. (К.Д.Ушинский)

Значительный вклад в развитие детской литературы внёс Константин Дмитриевич Ушинский - великий русский педагог, автор классических трудов по вопросам воспитания.

Работа Ушинского в области детской литературы вытекала из его педагогической деятельности, из практических потребностей народного образования и ещё раз подтверждает ту очевидную истину, что детская литература, являясь искусством слова, всегда тесно связана с педагогикой, с состоянием просвещения эпохи.

К.Д. Ушинский родился в 1824 г. в г. Туле. Окончив Новгород-Северскую гимназию, шестнадцати лет поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы его интересы не ограничивались рамками будущей профессии: увлекался он русской и зарубежной литературой, писал стихи, серьёзно изучал истории и географию России, занимался точными науками. Но больше всего его привлекала педагогическая деятельность. Это и привело его в Ярославский Демидовский юридический лицей, где более двух лет (1846-1848 гг.) он исполнял обязанности профессора. С первых шагов своей практической деятельности Ушинский старался по-новому вести преподавание, добиться тесного контакта и взаимопонимания со своими учениками, вызвать в них интерес к науке, желание быть полезными родине.

С 1852 года начинается его сотрудничество в популярных русских журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Сын отечества», «Журнал для воспитания». Его статьи по вопросам воспитания, литературно-художественные очерки, рецензии и переводы приобрели большую известность.

С 1854 г. как талантливого литератора-педагога Ушинского приглашают преподавателем в Гатчинском, а затем, 1859 году, в Смольный институт, где он вскоре становится инспектором и проводит ряд реформ с целью дать воспитанникам широкое современное образование.

Эти реформы вызвали недовольство начальства, и Ушинский, вынужденный оставить работу, выхлопотал себе разрешение выехать за границу для лечения, где провёл 5 лет. За этот период Ушинский в русских журналах опубликовал большое количество статей о Школах Западной Европы, написал ряд оригинальных работ по вопросам воспитания и обучения, закончил серию учебных книг для детей - «Родное слово» и создал классический труд «Человек как предмет воспитания».

Вернувшись из-за границы, Ушинский поселился в Киеве, где продолжал свою научную работу.

Он умер в декабре 1870 г. в период наивысшего расцвета творческой работы.

Ушинский впервые в России создал педагогическую теорию. Но в условиях крепостнической России немногое удалось ему осуществить.

В работе над детскими книгами нашло отражение многостороннее дарование Ушинского - выдающегося учёного, блестящего практика и экспериментатора в области народного образования, талантливого писателя. Все эти качества наиболее ярко проявились при работе над «Детским миром» и «Родным словом».

Книга Ушинского под названием «Детский мир», вышла в начале 1861 года. Она предназначалась для чтения на уроках родного языка в первых классах Смольного института, где тогда работал Ушинский.

Несмотря на препятствия, чинимые царским министерством просвещения «Детский мир» разошёлся по России в огромном количестве экземпляров.

«Детский мир» состоит из 2-х частей, каждая из которых в свою очередь делится на две книги: собственно «Детский мир» и хрестоматия к нему.

В целом все 4 книги знакомя читателя с природой, с историей России, со вселенной, Землёй и народами, с русской литературой и народным творчеством.

Основное место в «Детском мире» занимают небольшие статьи научного характера. В них наиболее ярко проявился талант Ушинского - популяризатора научных знаний. Его статьи отличаются доступностью и увлекательностью.

Одним из важнейших элементов воспитания в духе народности Ушинский считал знакомство с родиной: этой цели служили материалы по географии и особенно по истории.

Ушинский первый широко ввёл современную литературу в школу, и в этом его огромная заслуга. В то же время нельзя пройти мимо его неверной установки: придавать литературным произведениям лишь дополнительное прикладное значение, а так же избегать произведений критического направления.

В хрестоматии Ушинского большинство стихотворных произведений, в том числе и все басни Крылова, напечатаны в строку, как проза. Это объясняется тем, что Ушинский рекомендовал и читать их как прозу, так как школьная привычка скандировать стихи, по его мнению, искажает их, делает их смысл не понятным для детей.

В «Детском мире» ярко проявился талант Ушинского как автора художественных произведений для детей. Здесь, прежде всего, следует отметить два рассказа, которыми начинается книга - «Дети в роще» и «Дети в училище», рассказ «Поездка в деревню», большой очерк в письмах «Путешествие по Волге», а так же маленькие рассказы и прозаические басни в первой хрестоматии. В тематическом и стилистическом отношении они представляют собой органическую часть книги, являются звеньями одной цепи, и поэтому очень трудно говорить о них в отрывке от конспекта всей книги.

Но наибольший интерес представляют маленькие рассказы и прозаические басни. В них автору удалось реализовать те требования, которые он предъявлял к детской литературе. Большинство их написано по мотивам народных сказок, пословиц, притч, появляются вполне оригинальные произведения.

Все четыре книги «Детского мира» занимали в первом издании 660 страниц, только 80 страниц из них занято произведениями, заимствованными из творчества известных писателей и поэтов. Это преимущественно стихи. Остальные 580 страниц написаны самим Ушинским.

Ещё одним из выдающихся произведений Ушинского является его учебник «Родное слово», состоящий из трёх книг и впервые изданный в 1864 г.

«Родное слово», как учебник, предназначено для первоначального обучения в городских школах, а также в семье и адресуется, как говорил сам автор, детям «мещанства и мелкого дворянства», т.е. более широкому кругу читателей.

Первая часть «Родного слова» читалась детям в школе и дома после «Азбуки». Она делится на 36 тематических уроков. Главное место в них занимают художественные тексты, перед которыми ставится задача оживить материал и закрепить знания детей. Это произведения разнообразных жанров - рассказы, народные басни, стихи русских поэтов, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки и т.д. как видно из этого наречия, основное место здесь занимают произведения народного творчества.

Книги Ушинского являются не только энциклопедиями знаний, но и энциклопедиями жанров детской литературы. Деловые научно-популярные и яркие научно-художественные статьи, прозаические миниатюры, очерки, сказки, рассказы, стихи - в них можно найти почти все малые жанры детской литературы.

Научно-художественные энциклопедии Ушинского о животных до сих пор поражают краткостью, содержательностью и точностью, эмоциональной окрашенностью. Такие его произведения, как «На лугу летом», «Летнее утро», «На поле летом», «В лесу летом», с полным правом можно назвать маленькими художественными поэмами в прозе.

Излюбленным автором Ушинского, вслед за Пушкином, является Крылов. Во вторую книгу он поместил семь его басен. Большинство басен даётся в сокращённом виде, без моральных концовок и вступлений.

Почему?

При таком подходе социальная сущность стихотворений нередко затушевались. И несмотря на всё это, Ушинский сделал значительный шаг вперёд, поместив в своих книгах стихи Некрасова, Пушкина, Никитина, Кольцова и многих других поэтов.

«Родное слово», несмотря на его недостатки, занимает одно из первых мест среди книг для детей XIX века.

Ушинский открыл школьные двери для современной русской литературы, народного творчества и естественных наук. Он знакомил детей с русской природой, русским народным творчеством и создавшим его народом.

Успех книги Ушинского был торжеством новой, более передовой педагогики, основанной на доверии к ребёнку, учёте его интересов и способностей. Она помогла воспитывать целые поколения русских людей, учила их мыслить, интересоваться окружающим, любить родину, родной язык и народ, создавший его.

Ушинский сыграл значительную роль в истории русской литературы. Его имя символизирует единство педагогических требований к ней. Много из того, что было впервые найдено им на основе глубокого изучения особенностей детского возраста, что было практически претворено им в жизнь в своих произведениях для детей, творчески развивается детскими писателями и поэтами - художниками слова.

3. Чтение и анализ произведений:

Рассказы о животных: «Бишка», «Петушок», «Курица и цыплята».

Вопросы к анализу:

- Жанр произведения.

- Для какого возраста может быть использовано? Почему?

- С какой целью можно использовать это произведение в работе с детьми?          Докажите. Приведите примеры.

- Найдите слова, выражающие идею произведения.

Рассказы о детях. «Четыре желания», « Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания», «Сила не право».

Вопросы к анализу:

- Жанр произведения.

- Для какого возраста можно использовать?

- Раскрыть мораль произведения, подобрав слова из текста.

- С какой интонацией необходимо читать произведение? Почему?

Рассказы познавательного характера: «Как рубашка в поле выросла», «История одной яблоньки».

Вопросы к анализу:

- Жанр произведения?

- Для какого  дошкольного возраста может быть использовано?

- Какова мораль произведения.

- Какие средства выразительности необходимо использовать для передачи основной идеи?

- С произведениями какого автора мы сегодня работали?

- Какое слово характеризовало бы рассказы К.Д. Ушинского, которые мы сегодня читали: познавательные, смешные, поучительные, удивительные, занимательные, юмористические

- Так в чем же важность нашего урока? (Каждый человек должен знать что хорошо, а что плохо)

- Я рада, что вы это понимаете. Наш урок окончен. Спасибо всем за работу.

 

Использование

презентации

 

Использование презентации.

Использование презентации

 

 Использование презентации.

 

 

Запись в тетрадь

 

Использование хрестоматий.

 

 

Запись темы урока

Работа в тетради

Запись в тетради по ходу лекции.

Запись в тетради.

Конспектирование материала.

Ответы студентов.

Выразительное чтение произведений, их анализ.

Ответы студентов.

Ответы на вопросы.

Литература по теме.

1.Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М, 1997.

2.Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.

3.Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по детской литературе "Писатели-природоведы"

Урок для студентов пед.колледжа....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ТЕМУ"ТРИ СТРАНИЦЫ ПОЗАПРОШЛОГО ВЕКА"

ДАННЫЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ЯРКО ПРЕДСТАВИТЬ СОБЫТИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА,РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ,ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ,ПОЭЗИИ РУССКИХ КЛАССИКОВ....

Разработка уроков письма 1 класс Школа 21 века

Предлагаю конспекты уроков письма в 1 классе для учителей, работающих по программе Школа 21 век...

Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"

Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого  - раскрыти...

Творческий проект "Использование имен собственных в творчестве писателей XIX века"

Есть много различных способов вызвать интерес к изучаемому материалу. Работа над языком художественных произведений - всегда увлекательнейшее исследование, конечный результат которого  - раскрыти...

конспект урока по литературе "Русская литература Серебряного века"

Серебряный век русской истории это особый отрезок жизни России, отмеченный небывалым подъемом во всех областях: живописи,музыки, литературы....

3.4. Открытый урок № 4 ." Революционное народничество второй половины 60-х — начала 80-х гг. XIX в».

3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения  открытого урока) Эк...