урок по детской литературе "Малые жанры фольклора".
план-конспект урока по теме
Урок для студентов пед. колледжа на тему " Малые жанры фольклора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanry_detskoy_literatury.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема учебного занятия: Малые жанры фольклора.
Педагогические технологии:
педагогика сотрудничества, игровые технологии, разноуровневое обучение, организация дискуссии.
Цель: Дать понятие детского фольклора, познакомить с жанрами детского фольклора и их особенностями.
Задачи:
1.Образовательная: дать понятие детского фольклора, познакомить студентов с основными жанрами детского фольклора, их особенностями, образцами казахского и русского детского фольклора.
2. Воспитательная: воспитывать бережное и чуткое отношение к УНТ, богатству языка, формировать культуру речи.
3. Развивающая: развивать речь, мышление, кругозор учащихся.
Тип учебного занятия: лекционно-практическое.
Материалы и оборудование:
музыкальный центр, таблички с надписями для подгрупп, карточки с заданием, хрестоматии по детской литературе.
№п/п | Время | Ход урока | Материал | Методы и приемы педагога | Деятельность студентов |
1. | 5 мин | Организационный момент | Запись на доске | Постановка цели и задач урока. Вводное слово. | Запись темы в тетрадь |
2. | 55мин. | Основная часть. Лекция. Ознакомление с основными жанрами УНТ, использование примеров. | Хрестоматии по детской литературе. | Знакомство с разными жанрами УНТ, использование примеров. | Обсуждение. Аргументация. Выводы. Работа в тетради. |
3. | 20 мин | Ролевая игра. Конкурс «Профессиональное мастерство». | Таблички с надписями для подгрупп, карточки с заданием | Выполняют групповые задания. | |
4. | 10 мин. | Итог урока. Задание на дом.
| Запись д/з на доске. | Общая и дифференцированная оценка активности студентов на занятии дискуссии , в ролевой игре . Домашнее задание. | Ответы на итоговые вопросы педагога. Запись домашнего задания. |
Ход урока.
«Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества,
объединяющую мир детей и мир взрослых,
включающую целую систему поэтических
и музыкально-поэтических жанров фольклора»
М.Н.Мельников
1. Понятие детского фольклора. Виды детского фольклора.
Детский фольклор. Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, сочиненные самими деть ми, а также перешедшие к детям из устного творчества взрослых.
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.
К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка В.И.Даль при составлении знаменитого четырехтом ного «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в Рос сии, были «Детские песни» (1868), собранные П.А.Бессоновым. В этой книге предпочтение отдано тем песням, в которых яснее все го проступает педагогическое наполнение текстов, отличающихся и совершенством художественной формы. Интерес к народной культуре, возникший в начале XIX века и не угасавший на всем его протяжении, способствовал многочисленным публикациям фольклорных произведений, в том числе и детских. К народному творчеству обращаются поэты и прозаики, интерпретируя и об рабатывая его или заимствуя его формы.
В 60-е годы XIX века в России интенсивно развивается педаго гическая мысль. Идеи К.Д.Ушинского распространяются и на сферу изучения детского народного творчества, на определение его места в общей системе воспитания подрастающего поколения. Наибольшую известность в то время получили статьи и книги А.Н.Афанасьева - выдающегося исследователя и систематизатора фольклора. В 1870 году вышли собранные им «Русские детские сказки» - книга, ставшая на долгие годы хрестоматией народной педагогики. Составитель сборника писал: «Я решился выпустить для детей отдельное издание, не удерживая областных особенно стей говора, не обременяя книги примечаниями и выбравши из не скольких вариантов лучшие по рассказу; при этом удобно будет и опустить те сказки, которые не должны попадать в руки детей...»
Следующая волна интереса к народному творчеству, в частности к детскому, поднимается с начала 20-х годов XX века. Среди многочисленных сборников и исследо ваний того времени и более позднего выделяются труды Г.С.Ви ноградова, О.Е.Капицы, К.И.Чуковского. Виноградов выпустил! такие работы, как «Детский народный календарь», «Народная педагогика», «Детский фольклор и быт» и многие другие. Капице; принадлежит множество исследований и сборников фольклорных текстов, например: «Детский быт и фольклор», «Живая вода», «Детский фольклор». Собранные данные и многочисленные на блюдения привели Капицу к выводам о возможностях использо вания фольклора в воспитании ребенка. Эти выводы легли в ос нову созданной ею методики обработки фольклорного материала для приспособления его к детскому мировосприятию. Чуковский включил записи детского словотворчества, а также свои размыш ления и научные выводы в неоднократно издававшуюся книгу «От двух до пяти»; особое внимание он обращал именно на связь дет ского творчества с фольклором.
Заметной вехой стала работа В.П.Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», вышедшая в конце 50-х годов.
Позже Ани кин составил многотомный труд «Мудрость народная. Жизнь че ловека в русском фольклоре», первый выпуск которого посвящен младенчеству и детству.
Одна из последних по времени крупных работ - книга М.Н.Мельникова «Русский детский фольклор» (1987). По опреде лению Мельникова, «детский фольклор представляет специфиче скую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора».
Виды детского фольклора.
Детский фольклор делится на несколько групп:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки
Календарный - заклички и приговорки
Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки,поддёвк ,перевёртыши.
дидактический - скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
2. Поэзия пестования (материнская поэзия)
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и пес ни, созданные для самых маленьких
«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.
Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.
В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. По существу, это эстетический объект поэзии. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.
Нежные, монотонные песни необходимы для перехода ребенка из бодрствования в сон. Из такого опыта и родилась колыбельная песня. Здесь сказались врожденное материнское чувство и органически присущая народной педагогике чуткость к особенностям возраста. В колыбельных отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем.
Как вы думаете, зачем в колыбельных очень часто встречается кот-коток?
Ответы.
В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Это «серенький коток», «красная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлик»... Слов-понятий в колыбельной обычно немного - лишь те, без которых первичное познание окружающего мира невозможно. Сло ва эти дают и первые навыки родной речи.
Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:
Баюшки-баю!
Сохрани тебя
И помилуй тебя
Ангел твой –
Сохранитель твой.
От всякого глазу,
От всякого плачу,
От всех скорбей,
От всех напастей:
Сколько в этой песне любви и горячего стремления охранить свое дитя! Простые и поэтичные слова, ритм, интонация - все на правлено на почти магическое заклинание. Нередко колыбельная и была своего рода заклинанием, заговором против злых сил. Слышатся в этой колыбельной отзвуки и древних мифов, и хри стианской веры в Ангела-хранителя. Но самым главным в колыбельной песне на все времена остается поэтически выраженная забота и любовь матери, ее желание оберечь ребенка и подготовить к жизни и труду.
Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. Неко торые исследователи полагают, что упоминания о нем навеяны древней магией. Но дело еще и в том, что кот много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.
Нередко упоминаются в колыбельных, а также в иных детских фольклорных жанрах и другие животные и птицы. Говорят и чув ствуют они, как люди. Наделение животного человеческими качествами называется антропоморфизмом. Антропоморфизм - отра жение древнейших языческих верований, согласно которым жи вотные наделялись душой и разумом и потому могли вступать в осмысленные отношения с человеком.
Народная педагогика включала в колыбельную не только доб рых помощников, но и злых, страшноватых, не очень иногда даже и понятных (например, зловещего Буку). Всех их нужно было за дабривать, заклинать, «отводить», чтобы не причиняли они вреда маленькому, а может быть, даже и помогали ему.
Знаток фольклора В.П.Аникин оценивал ее роль очень высоко: «Колыбельная песня - своего рода прелюдия к музыкальной симфонии детства. Пением песен приучают ухо младенца различать тональность слов, интонационный строй родной речи, а подрастаю щий ребенок, уже научившийся понимать смысл некоторых слов, ов ладевает и некоторыми элементами содержания этих песен».
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мой милый, засыпай.
Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки (от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разги бает ручки и ножки, приговаривая, например:
Потягушки-потягунушки,
Поперёк-толстунушки,
А в ножки - ходунушки,
А в ручки - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в голову - разумок.
Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание и связано с определен ными физическими действиями. Набор поэтических средств в пестушках также определен их функциональностью. Пестушки лаконичны. «Сова летит, сова летит», - говорят, например, когда ма шут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели», -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси лете ли, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»
Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.
Сорока-белобока кашу варила, деток кормила…
Потешки - более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:
Тра-та-та, тра-та-та,
Вышла кошка за кота!
Кра-ка-ка, кра-ка-ка,
Попросил он молока!
Дла-ла-ла, дла-ла-ла,
Кошка-то и не дала!
Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. К тому времени, когда ребенок сможет воспринимать смысл, а не только ритмику и музыкальный лад, они принесут ему первые сведения о множественности предметов, о счете. Маленький слушатель по степенно сам извлекает такие знания из игровой песенки. Иными словами, она предполагает известное умственное напряжение. Так в его сознании начинаются мыслительные процессы.
Сорока, сорока,
Бело-белобока,
Кашку варила,
Гостей наманила.
Кашку-то на стол,
А гостей на двор.
Первому - кашки,
Второму - бражки,
Третьему - пивца,
Четвертому - винца,
А пятому не досталось ничего.
Шу, шу! Улетела, на головку села.
Воспринимая через такую потешку первоначальный счет, ре бенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это - в другой потешке:
Кто соску не сосет,
Молочко кто не пьет,
Того - бу-у! - забоду!
На рога посажу!
Назидательный смысл потешки подчеркивается обычно интонацией, жестикуляцией. В них вовлекается и ребенок. Дети того возраста, которым предназначаются потешки, сами еще не могут выразить в речи все то, что они чувствуют и воспринимают, поэтому они стремятся к звукоподражанию, к повторам слов взрослого, к жесту. Благодаря этому воспитательный и познавательный потенциал потешек оказывается весьма значительным. К тому же в сознании ребенка происходит движение не только к овладению прямым смыслом слова, но и к восприятию художественного оформления.
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.
Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, глаза выпучила,
Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.
Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?
Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмо ванное. Развлекательные стишки и песенки-прибаутки существуют и вне игры (в отличие от потешек). Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Ти мошка на кошке - туды ж по дорожке».
3. Календарный детский фольклор.
К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как
заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).
Заклички(«закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться»)
Что же можно просить, звать?
Ответы.
Обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка-колоколнышка.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.
Божья коровка, улети на небко,
Там твои детки кушают конфетки.
Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем и языческими праздниками. Это относится и к близким к ним по смыслу и употреблению приговоркам. Если первые со держат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то вторые - к птицам и животным. Эти магические заклинания пе решли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приоб щались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.
В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя за клички, приговорки явно просматриваются следы древ ней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.
Произведения детского календарного фольклора исполнены веры во всемогущие силы природы. Произнесение их приобщало крестьянских детей к жизни и труду взрослых, наполняло верой и надеждой на обильный урожай, достаток.
4. Игровой детский фольклор.
Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как
игровые припевы и приговоры,
жеребьёвые сговорки,
считалки,
дразнилки,
поддёвки,
перевёртыши.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Значение игровых припевов, приговоров – прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит и на нас глядит.
«Да» и «нет» не говорите,
Чёрно с белым не носите,
Букву «Р» не выговаривайте.
Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Счи талки родились в игре и неразрывно с нею связаны.
Современная педагогика отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре уста навливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хао са и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил по ведения в будущей взрослой жизни.
Таря-Маря в лес ходила,
Шишки ела, нам велела,
А мы шишки не едим,
Таре-Маре отдадим.
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Архип – старый гриб.
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек.
Мишка-кубышка, Около уха - шишка.
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
Скажи двести.
Двести.
Голова в тесте!
-Скажи петух.
-Петух.
-Ты протух!
Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора.
Как вы думаете, почему?
Ответы.
Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме высокого эстетического уровня они легко запоминаются детьми.
Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического именно как эстетической категории. Этот вид прибаутки называют еще «поэзией парадокса». Педагогическая ценность ее состоит в том, что, смеясь над абсурдностью не былицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире.
Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную ра боту, назвав ее «Лепые нелепицы». Он считал этот жанр чрезвычайно важным для стимулирования познавательного отношения ребенка к миру и очень хорошо обосновал, почему нелепица так нравится детям. Ребенку постоянно приходится систематизировать явления действительности. В этой систематизации хаоса, а также и беспорядочно приобретенных клочков, обломков знаний ребенок доходит до виртуозности, наслаждаясь радостью познания. Отсюда его повышенный интерес к играм и опытам, где процесс систематизации, классификации выдвинут на первое место. «Перевертыш» в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы со вмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе.
Подобный жанр бытует и у других народов, в том числе у англичан. Название «Лепые нелепицы», данное Чуковским, соответствует английскому «Topsy-turve rhymes» - буквально: «Стишки вверх дном».
Чуковский считал, что жажда играть в «перевертыши» присуща почти каждому ребенку на определенном этапе его развития. Интерес к ним, как правило, не угасает и у взрослых - тогда на первый план выходит уже не познавательный, а комический эффект «лепых нелепиц».
Середи моря овин горит.
По чисту полю корабль бежит.
Мужики на улице заколы бьют,
Они заколы бьют - рыбу ловят.
По поднебесью медведь летит,
Длинным хвостиком помахивает!
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
5. Дидактический фольклор.
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
К жанрам дидактического фольклора относятся скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
От топота копыт пыль по полю летит.
Проворонила ворона воронёнка.
Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая со ставной частью в веселые праздничные развлечения народа. Многие из скороговорок, отвечающие эстетическим потребностям ребенка и его стремлению преодолевать трудности, закрепились в детском фольклоре, хотя явно пришли из взрослого.
Сшит колпак,
Да не по-колпаковски.
Кто бы тот колпак
Перевыколпаковал?
Скороговорки всегда включают в себя нарочитое скопление труднопроизносимых слов, обилие аллитераций («Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил»). Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитате лями и медиками
Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно преполагается как вопрос для отгадывания.
В 1865 году в Удмуртии стали организовывать вечера, где старые загадывали загадки молодым по темам.
Значение загадок – развивают ум, дают возможность точно определять предмет.
Художественное своеобразие загадок:
1) олицетворение - наделение неодушевленных предметов качествами живых существ:
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
разные формы сравнения: прямое, косвенное, отрицательное.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Прямое сравнение: Длинна, как дорога,
Коротка, как блоха. (жизнь)
Я, как песчинка, мал и землю покрываю,
Я из воды, и сам её рождаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу при солнечных лучах. (снег)
Косвенное сравнение: Золотое решето чёрных домиков полно.
(подсолнух)
Отрицательное сравнение: Не рубашка, а сшита,
Не человек, а разговаривает.(книга)
Строение загадок:
загадка - краткое сообщение из одного предложения:
Стоит Антошка на тонкой ножке.
загадка – рассказ:
Шла девка с гор, несла на себе семь кож,
а как её раздевали, все над ней рыдали. (лук)
3. загадка – описание:
Хвост с узорами, сапоги со шпорами. (петух)
загадка – вопрос:
Кто родится с усами? (кот)
загадка – задача:
Сидит в комнате по углам по кошке, напротив каждой кошки – кошка. Сколько всего кошек?
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Волков бояться – в лес не ходить.
Хочешь кататься – люби и саночки возить.
До пота поработаешь – со вкусом поешь. (каз.)
Кто трудится, тот и сыт. (каз.)
Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла.
Дело мастера боится.
Цыплят по осени считают.
О джигите судят по его делам.
ТРИ СЕКРЕТА ЗАГАДКИ
предмет, о котором загадывается загадка, не называется;
говорится о похожем на него предмете;
называются такие признаки загадываемого предмета, по которым его можно узнать.
Закрепление изученного материала.
Студенты разбиваются на 3 подгруппы.
Сейчас мы с вами представим, что участвуем в конкурсе «Лучший по профессии» - это конкурс педагогического мастерства для воспитателей.
Игровые задания:
Кто больше знает загадок?
Определите пословица или поговорка.
Из представленных на карточка примерах определить жанр.
В заключении выявляется победитель.
Подведение итога. Информация о домашнем задании. Оценивание.
Литература по теме.
1.Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М, 1997.
2.Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.
3.Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"
Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Рабочая программа дисциплины Детская литература страны изучаемого языка для специальности: 050704 Дошкольное образование
Входит в цикл специальных дисциплин в раздел дисциплин углубленной подготовки.Реализация данной дисциплины дает возможность представить адекватную картину развития детской литературы Велико...
Детская литература страны изучаемого языка
Лекции разработаны и систематизированы при изучении дисциплины дополнительной подготовки "Детская литература страны изучаемого языка" для студентов специальности "Дошкольное образование" СПО....
Семинары по детской литературе
Вопросы к семинарским занятиям...
проект "Говорушки"Развитие речи детей второй группы раннего возраста средствами малого русского фольклора
развитие речи детей 2 группы раннего возраста...
Технологическая карта занятия по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» на тему: «Сказки А.С. Пушкина в круге детского чтения»
Занятие по методике преподавания литературного чтения направлено на реализацию методов, приемов, форм организации работы по определению отличия народных и литературных сказок, ...