Статья "Творческая деятельность педагога на уроке в детском музыкальном театре" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.
статья
Развитие творческих способностей детей, их рост, развитие и потенциал начинаются с создания творческой образовательной среды.
"Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия". В. Г. Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_statya_tvorcheskaya_deyatelnost_pedagoga_na_uroke_v_detskom_muzykalnom_teatre.docx | 22.62 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Статья
Творческая деятельность педагога на уроке в детском музыкальном театре.
Составители:
педагог дополнительного образования
Ларина Татьяна Альбертовна,
педагог дополнительного образования
Такмакова Ирина Александровна,
концертмейстер
Муралева Мария Геннадьевна
Санкт-Петербург
2023
Учитель - главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только занятиями, выполнением учебных программ и норм. Слова Льва Николаевича Толстого ярко подчеркивают роль учителя в образовательном процессе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не будет иметь любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Детский музыкальный театр – это определённый вид музыкально-театральной исполнительской деятельности, где каждый его участник должен быть исполнителем и актером одновременно, должен уметь танцевать и пластически выражать музыкальное действие. Все эти условия предполагают наличие музыкально-театральных (творческих) способностей и их развитие. Музыкально - театральное направление представляет собой курс актёрского мастерства, сценической речи и вокала. Оно направлено на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые педагогом образы и ситуации, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами). На занятиях по вокалу, дети выполняют упражнения на артикуляцию, дикцию, работают над дыханием. Занятия вокалом очень раскрепощают детей, они освобождаются от стеснения и страха перед оценкой окружающих. Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом, которые ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы. На танцевальных занятиях разучиваются хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля, а также идет постоянная подготовка отдельных танцевальных номеров для спектакля. Творческие способности – это фундамент развития любых способностей, это умение человека находить особый взгляд на привычные вещи или задачи. Творческая личность обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой стороны, закрытой ото всех стороны, и как следствие – умение открывать в этих предметах и явлениях что-то новое и необычное. Соответственно, творческий человек - своеобразно мыслящий человек, способный на нестандартные решения.
Конечно, способность к творческим решениям проявляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать. Путем творческих усилий и труда педагог находит и развивает возможности ученика, создает благоприятные условия для развития и самосовершенствования личности ребенка. Так же творческое решение построения урока и подбора материалов, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывая у них познавательный интерес. Для того чтобы творчески подходить к учебному процессу, педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи, строить свою деятельность с учетом различных социальных и других условий, уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, в ходе которого он овладевает новыми знаниями, методами своей деятельности. Вся деятельность воображения проявляется в создании нового из элементов прежнего опыта. Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания именно на решении какой-либо проблемы, а не во внешних ее стимулах: награждении, поощрении и т.д. Если занятие проходит в такой творческой атмосфере, у ребенка не только развиваются творческие способности, но и появляется отличное настроение, прилив сил, желание познавать еще больше, развивается наблюдательность, интуиция, снимаются психологические зажимы, голос звучит увереннее, ярче, улучшается физическое состояние, ребенок начинает по-новому ощущать свое тело. Появляется внутренняя свобода, желание творить, и удовольствие от того, что делаешь. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, ведь творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Условно можно выделить три сферы творческой деятельности педагога:
- Методическая. Связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно подбирать материал и строить занятия, применять накопленный педагогический опыт в своей практике.
- Коммуникативная. Связано с взаимодействием с детьми, с общением как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией.
- Творческая. Определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования.
Любой творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и аналитически мыслить. Для развития творческих способностей в музыкальном театре необходимым условием является формирование вокально-хоровых навыков.
Для формирования этих навыков можно применить некоторые творческие задания:
- Задания для развития ритмического чувства. (на заданный ритм придумать слова, фразы и передать его хлопками, прищелкиванием пальцев, «перевертыши» услышанного ритмического мотива. Сочинить ритмический ответ на вопрос, построенный на характерном ритмическом мотиве марша, польки, колыбельной.
- Задания для развития ладового и звуковысотного слуха. (сочинить интонацию, или выразительные мотивы для игры «Эхо», например, зов птиц, сигналы гудка паровоза, пожарной машины, перекличка птиц. Сочинить ответ на мелодическое приветствие учителя).
- Задания для развития интонационного слуха. (передать в интонации разные чувства: грусть, радость, злость, ласку. Определить характер предложенной учителем вокальной миниатюры, где есть яркая смена эмоционального содержания).
- Задания для развития исполнительских способностей. (самостоятельно определить эмоционально-образное настроение песен, которые могут быть подчёркнуты характерным звучанием какого-то конкретного инструмента. Попробовать исполнить эти фразы. Придумать инструментальное сопровождение для музыкальной характеристики каждого образа по эмоционально-изобразительной стороне произведения (например, к песне В. Калинникова «Тень-тень»), объяснить свой выбор: характер звучания выбранного инструмента, способ звукоизвлечения, динамику, характер ритмического рисунка).
- Задания для развития творческого восприятия музыки. (попробовать передать темп, ритм, состояние произведения во время его звучания определенным жестом, движением тела или изобразить графически в пространстве).
Важно не забывать, что без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности, особенно в искусстве, где всё пронизано творческим началом, ведь оно и воспитывает, и вызывает в человеке творческую фантазию и безусловно занимает, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему самосовершенствования человека. Всё творчески усвоенное детьми, становится прочным их достоянием и жизнь ребенка обогащается новыми чувствами и красками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...
Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.
ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...
Статья - "Специфика работы концертмейстера в театральном коллективе" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.
В статье идет речь о грамотности концертмейстера и специфики работы в театральном коллективе, как в одном целом организме, о равноправном участии в процессе творчества....
Методическая разработка сценария концерта «Музыкальные зарисовки» авторы :Такмакова И.А, Ларина Т.А.
: Отчетные концерты очень важны для детей. Ведь здесь они могут максимально тонко прочувствовать выразительность и поэтичность слова, и музыки, глубже понять смысл и красоту музыкального языка, у них ...
Методическая разработка сценария праздничного представления «Дикие гитары на новогодней ёлке» авторы:Такмакова И.А., Ларина Т.А.
Новый год - самый любимый праздник у детей. Подготовка к празднику, письма Деду Морозу, украшение ёлки, поиски костюма, и долгожданные подарки под ней. Как помочь Снегурочке? Когда придет Дедушка Моро...
Статья-"Форма и важность взаимосвязи: педагог – родитель – ученик" Составители:МуралеваМ.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.
quot;Чтобы быть хорошим преподавателем - нужно любить тех, кому преподаешь, и любить то, что преподаешь..." В.О.Ключевский...