Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"
презентация к уроку по теме
Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».
Цель:
1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и поговорках.
2. Рассказать о сходствах и различиях между ними, о их значении в жизни людей и воспитании детей.
3. Показать, как пословицы и поговорки можно применять при работе над развитием речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей.
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл
О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.
Из истории пословиц Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы. Они возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.
Притчи, басни, сказки, народные песни, загадки, пословицы и поговорки - неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10-й век до н.э.). Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, неоплатонической философ Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы - это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности».
Более точными и достоверными считаются такие сборники как "Письмовник" Н.Курганова, изданный в 1769 году (он переиздавался ещё не раз, вплоть до 1837 года), "Собрание 4291 древних российских пословиц", изданный Московским университетом в 1770 году. Его автором считается А. А. Барсов.
Владимир Иванович Даль (22.10.1801-04.10.1872) Исключительно большую роль в собирании и публикации русских народных пословиц и поговорок сыграл В. И. Даль (1801—1872). Он записал сам среди крестьян, ремесленников и солдат около 25 тысяч пословиц и поговорок. В. И. Даль составил сборник, в который включил пословицы и поговорки, собранные им самим и заимствованные из печати, — всего около 30 тысяч
Поговорка - меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия. Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.
Принципы разграничения пословицы и поговорки При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать: во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества; во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно ; в-третьих, признаки, дифференцирующие их.
Общие признаки пословиц и поговорок: а) краткость (лаконичность), б) устойчивость (способность к воспроизведению), в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи), г) принадлежность к искусству слова, д ) широкая употребляемость . И пословицы, и поговорки в связи со сказанным мы можем определить как поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие выражения.
Отличия пословицы и поговорки: Существует мнение, что для пословицы характерна двусоставность , двухчастность , тогда как поговорка всегда одночленна, неделима на части. Действительно, многие пословицы двучленны. но далеко не все. «Береги платье снову , а честь смолоду»— двухчастная пословица, а пословица «Яйца курицу не учат»—одночастная. Как увидим далее, пословицы могут быть и трех-, и четырехчастными .
Вывод: Пословица - всегда законченное предложение, а поговорка— лишь часть его.
Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую . Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".
Пословицы и поговорки бывают разные. Хочется есть, да не хочется лезть.
О труде «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.» Имеется ввиду, что ничто не может быть достигнуто без усилий, стараний; не потрудившись, никакого дела не сделаешь.
О дружбе «Для друга и семь вёрст не околица» Имеется ввиду, что ради близкого, дорогого человека и длинный, окольный путь кажется коротким.
Б лагодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в начальной школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов.
- У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, повышается и обогащается словарный запас. - Через пословицы и поговорки развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность учащихся. -Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по различным темам.
Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Таким образом, начинаю работу над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом.
Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:
Какая пословица лишняя? «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.» «Один за всех и все за одного.» «Для друга и семь вёрст не околица.» «Труд – кормит, а лень – портит.»
Соедини начало и окончание пословиц. С грамотой вскачь, С книгой поведешься- Кто грамоте горазд, Ученье – свет, ума наберешься. не ученье –тьма. без грамоты, хоть плачь. тому не пропасть.
Нарисуй картину по пословице «Придёт осень, за всё спросит»
(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.) ИГРА «Собери пословицу»
КОНЕЦ- ДЕЛУ ВЕНЕЦ!
Ресурсы: Разумов А.А. Мудрое слово. Пословицы и поговорки. Москва, 1957; Круглов Ю.М. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. М., 1990; Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2002. Волина В.В. Поговорки для Егорки : Учебное пособие. М.,1999 . http://www.pedlib.ru http ://www.topauthor.ru http ://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей".
"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/17/picture-1008709-1521304046.jpg)
Собственная Методическая разработка «Роль детской книги в речевом развитии детей»
Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...
Су-Джок терапия как средство речевого развития детей
Все мы знаем, что хорошо развитая речь – важна для всестороннего полноценного развития детей. Еще В.А Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1266625-1599471247.jpg)
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/07/picture-1392190-1646641981.jpg)
Консультации по речевому развитию детей для кандидатов на Школе приемных родителей (ШПР).
Консультации для кандидатов на Школе приемных родителей в Службе замещающих семей. Информация об особенностях развития речи у детей, воспитывающихся в учреждениях ЦССУ. Нормы развития речи у детей. На...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-747746-1454410604.jpg)
Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»
В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников характеризуется как неудовлетворительный, эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...