Интегрированные уроки как средство развития личностных компетенций учащихся
учебно-методическое пособие на тему
Интегрированные уроки в системе среднего профессионального образования способствуют личностному и профессиональному росту студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_uroki_kak_sredstvo_razvitiya_lichnostnyh_kompetenciy_uchashchihsya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные уроки как средство развития личностных компетенций учащихся
Гуманизация и гуманитаризация образования опираются на развитие главной ценности – человека, раскрытие его внутреннего потенциала, способностей, которые позволяют не только адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, но и обеспечивают возможности личностного и профессионального роста. Важное место в этом процессе играет формирование образовательных компетенций учащихся.
Этому способствует один из главных принципов современного образования - принцип интеграции. Он позволяет объединять образовательные системы, подходы, содержание образовательных программ, уроков и их компонентов, мероприятий.
Обращаясь к «Энциклопедии образовательных технологий» Г.К. Селевко, можно сказать, что в российском образовании сегодня реализуются следующие концепции и технологии интеграции на базе общего образования:
- интеграция содержания образования, уменьшение многопредметности, укрупнение образовательных областей (концепция В.В. Серикова);
- генерализация содержания учебных предметов (концепция внутрипредметной интеграции – В.И. Загвязинский);
- укрупнение дидактических единиц (П.М. Эрдниев);
- технологии интегрирования учебных предметов (физика + химия – А.И.Гуревич);
- объединение в одних пространственно-временных координатах различных технологий, методов, приёмов (концепция синтеза дидактических систем – Л.А. Артемьева, В.В. Гаврилюк, М.И. Махмутов);
- соединение в единое целое воспитания и обучения, обучения и труда, усилий школы и общества (концепция интеграции воспитательных сил общества – В.В. Семёнов);
- экологическое воспитание;
- глобальное образование;
- холистическое, целостное образование;
- гражданское образование;
- новые информационные (компьютерные) технологии и др.
Нетрадиционными остаются интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. Они создают условия для развития личности, позволяют развивать мышление, гибкость ума, самоанализ и самооценку, коммуникативность, влияют на эмоционально - ценностные установки ученика, помогают формировать многомерную картину мира и видеть себя в этом мире.
Особое значение интегрированные уроки приобретают в образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования (СПО). Именно в подростковом возрасте значимость собственной личности, осознание себя в окружающем мире, подготовка к самостоятельной жизни становятся очень актуальными. Важное место в этом процессе занимают уроки гуманитарного цикла. Так, например:
Интеграция предметного содержания истории и литературы позволяет учащимся на основе знаний полученных в школе участвовать в семинарах, вести дискуссии о роли и значении в истории отдельной личности и целого народа, формировать личностную значимость учащихся в истории, обращаясь не только к историческим источникам, но и к художественным произведениям.
Интеграция предметного содержания истории и информатики позволяет разнообразить виды индивидуальной работы (работа с анимационными и контурными картами, создание презентаций), создаёт дополнительные возможности для изучения учебного материала.
Интеграция предметного содержания истории и физкультуры даёт практическую возможность познакомиться с народными играми и национальными видами спорта, историей развития спорта у разных народов.
Интеграция предметного содержания истории и географии создаёт возможности для совершенствования знаний по истории экономики и политики разных стран, пониманию мира как единой системы, воспитанию толерантности, попытки участвовать в решении глобальных проблем современности (практическая разработка проектов решения этих проблем).
Не меньшее значение придаётся межсистемной интеграции. Межсистемная интеграция «урок–экскурсия» приводит ОУ к тесному сотрудничеству с музеями города, объединяет в единый процесс обучение и воспитание (эту же функцию выполняет урок - путешествие): знакомство с жизнью писателей, композиторов, актёров, учёных, политических и общественных деятелей позволяет учащимся скоординировать свои жизненные принципы, наметить приоритеты. Работа в архивах музеев создаёт чувство сопричастности к истории своей страны, стремление узнать что-то новое для себя из первоисточников. Участвуя в играх, организованных музеями, студенты прикасаются к истории, задумываются о сохранении исторических памятников для следующих поколений.
Всё это вырабатывает у учащихся навыки общения с людьми, умение формулировать и отстаивать своё мнение, работать в коллективе, раскрыть свои внутренние возможности, свой потенциал, чувствовать свою личностную значимость. Как отмечают в анкетах сами студенты: «Работая в архиве, я поняла – сколько ещё неизвестных страниц в истории Великой Отечественной войны. Никогда не думала, что на территории Ленинградской области мог действовать детский партизанский отряд. Они были нашими ровесниками. А я смогла бы так?», «После урока, посвящённого блокаде Ленинграда, стал по-другому смотреть на пожилых людей, живущих в нашем городе», «Участие в игре «Я выбираю, нас выбирают» в Музее политической истории позволило мне преодолеть внутреннее смущение, раньше я боялся выступать на публике. Теперь представляю, как проходят предвыборные кампании и как иногда депутаты «заманивают» невыполнимыми обещаниями».
Развитие личностных компетенций позволит студентам СПО наиболее полно осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции; овладевать разнообразными гуманитарными способами деятельности, что будет выражаться в их непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.
В конечном итоге интегрированные уроки гуманитарного цикла являются важной составляющей частью нравственного и гражданского воспитания, так как они решают вопросы патриотического воспитания, формирования культуры межнационального общения, правовой культуры. Помогают формировать опыт деятельности на благо общества, осознание своей принадлежности к государству, личную ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку
Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...
Методическая разработка мастер-класса по теме "КОЗ как средство формирования ключевых компетенций учащихся в рамках реализации ФГОС "
Цель мастер-класса: трансляция опыта работы учителей по использованию на уроках КОЗ посредством современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС. Задачи мастер-класса:...
Методическая разработка комплекса упражнений для развития лексической компетенции учащихся 8 класса и 1 курса СПО (начальный уровень)
ВведениеЦелью обучения лексической стороне устной речи является овладение строительным материалом для осуществления устно-речевого общения, т.е. прямыми средс...
Интегрированный урок как средство позитивной мотивации и развития креативности у детей
Методическое пособие разработано с целью оказания информационно-методической помощи преподавателям и студентам-практикантам о современных технологиях интегрированных уроков. В методическом пособии дан...
Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность
Формирование и развитие исследовательских компетенций учащихся через учебно-исследовательскую деятельность...
Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»
Доклад «Использование проектного метода в СПО как средство развития личностного потенциала студентов»...