Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии
материал по теме

Макарова Анна Анатольевна

В материале отражена информация об оптической дисграфии, указаны формы и основные направления работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_optich._disgrafiya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы при коррекции оптической дисграфии.

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит и 90%- что делает.

Дисграфия – частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких , повторяющихся ошибках.

Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
Чаще всего при оптической дисграфии заменяются графически сходные рукописные буквы.
Выделяют
литеральную форму оптической дисграфии, при которой наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной форме оптической дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, но при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

-Состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве:

          в, д

Смешение элементов букв б,д. При анализе письменных работ замечено, что почти всегда вместо буквы б ученики пишут букву д и крайне редко -наоборот.

В сточных буквах русского алфавита элемент, опускающийся ниже строки

 (  ), встречается значительно чаще , чем элемент, поднимающийся выше строки   , причем у буквы д нижний элемент является удобным для написания – он завершается на строке и непрерывен. Между тем верхний элемент буквы б, более сложен для написания- он заканчивается над строкой и не имеет соединения с другими буквами. Поэтому при письме завершение овала элементом буквы д является более удобным и привычным. Ученики младших классов, не имея еще достаточной графической практики, механически заменяют верхний элемент на нижний, как более привычный и удобный  

- включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами

  И- ш, п- т, х- ж , л- м

 - зеркальное написание букв

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковые элементы

- лишние

- и неправильно расположенные элементы

Иногда наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв.

Основные направления работы:

1Коррекция зрительно- пространственного восприятия ребенка.

1.Формирование знаний о схеме собственного тела

В результате этой работы у ребенка  должны быть сформированы следующие понятия:

-верх- низ(голова- ноги)

- спереди- сзади (лицо, животик- спина)

- Справо- слево (формируется с опорой на ведущую руку)

1) анализируются функции ведущей руки

2) дается словесное обозначение

3) затем объясняется , что предметы находящиеся ближе к этой руке расположены справо.

4) на основе ведущей руки выделяется и называется вторая рука

5) аналогично анализируются другие части тела ( уши, ноги и т.д.)

6) после этого выделение частей левой половины тела.

На основе самого ребенка, других людей находящихся рядом.

Обратить внимание на схему лица. ( Ребенок с сохранным интеллектом в 5 лет)- рисует лицо человека - уши на подбородке, брови под глазами, как «рожки»

2 определение места расположения предмета относительно самого ребенка с опорой на ведущую руку.

Графические диктанты Справо квадрат, слева круг, в центре…. Чертежи по клеточкам

3. определение взаиморасположения предметов относительно друг друга.

Положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги….

4. Ориентация в объектах повернутых на 180 градусов.

Слево от меня , спереди.., сзади…..

Работа начинается с выделения ведущей руки у человека сидящего напротив. Сначала реальное перекрещивание рук, затем мысленное.

5. формирование зрительного восприятия предметов и их признаков:

Задания:

-назвать контурные изображения предмета

-определить , что неверно нарисовано

- узнавание наложенных, перечеркнутых, пунктирных изображений.

-различение предметов по признакам, форме, величине, цвету, количеству элементов.

- временные представления ( времена года, месяцы, дни недели, сутки)

- составление разрезных картинок ( из 2-5 частей)

- конструирование фигур из палочек по образцу и по памяти

- нахождение сходств и различия по предъявляемым рисункам

- распределить изображения предметов по их реальной величине.

- дорисовывание симметричных изображений (проводится работа с предлогами, обозначающие пространственные отношения)

2 Организация праксиса руки ребенка.

Работа над мелкой моторикой ребенка:

  1. Раскрашивание
  2. Штриховка
  3. Рисование
  4. Лепка из пластилина и соленого теста
  5. Песочная терапия
  6. Игры с мелкими предметами
  7. Игры на базе любого конструктора
  8. Игры руками (театр теней)
  9. Мозаика и др.

3 Формирование графических навыков начертания букв.

Ребенка обучают к зрительному анализу графического образа буквы.

  1. выделение количества элементов буквы.
  2. определение качества выделенных элементов
  3. пространственное взаиморасположение

Проанализированные буквы закрепляются в самых разнообразных упражнениях:

-прорисовывание буквы пунктиром.

- узнавание буквы среди букв сходных по величине, по цвету, количеству элементов, по качеству элементов, разным шрифтом.

- обвести, раскрасить, вырезать,вылепить по заданному образцу

-конструирование на основе изученной буквы других букв.

- добавить недостающий элемент букв.

- выделить буквы, наложенные друг на друга.

      4. Связь звука и буквы.

При связи звука и буквы особое внимание обращается на обыгрывание графического образа буквы.

Плакаты (белка- дятел, чайка- цепь…)

Упражнения:

- списывание с печатного варианта

- списывание с рукописного варианта

- письмо по слуху

- по вставке пропущенной буквы в словах

- по нахождению буквы в печатном и рукописном тексте.

К каждой изученной букве следует вернуться несколько раз.

4.Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

1 Игра «Чего не стало?»

2. Запомнить буквы, фигуры, а затем выбрать их среди других.

3. «Что изменилось?» и т.д.

При полной зеркальности время и объем работы увеличивается.

Вводятся следующие дополнения:

1.усиливается работа по опоре на правую руку.

2.обращается особое внимание на пространственную ориентацию буквы.

3. сравниваются и анализируются правильное и зеркальное написание букв.

4. ребенка специально обучают медленному передвижению руки слева – направо при письме

       

  Литература:

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской   М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  2. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. –– М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1995. – С. 261.
  3. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда М.: Просвещение, 1991. — 239 с.

5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.

  1. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006
  2. Логопедия в школе: практический опыт

Под редакцией: Кукушина В.С. Издательство: Феникс, 2010

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997

Макарова Анна Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления в работе с ансамблем

   Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой и...

«Основные направления работы с родителями »

Совместная работа учебного заведения и родителей обусловлена многофакторным характером процесса формирования личности обучающихся. Социальная среда имеет большое влияние  на молодых людей и подро...

Здоровьесбережение - одно из основных направлений учебно-воспитательной работы в современном образовательном учреждении

Принцип «не навреди» сегодня одинаково актуален как для медицины, так и для педагогики. Сохранение физического и психического здоровья обучающихся сегодня является одним из важнейших ориентиров в совр...

АЛАЛИЯ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка....

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лично...

План урока на тему "Основные направления работы при разборе камерного произведения" 21.03.2014г.

План открытого урока по дисциплине "Изучение репертуара камерного ансамбля". По учебному плану на данную дисциплину отводится 1 час в неделю на 4 курсе. В соответствии с рабочей программой в...

статья на тему : "Основные направления работы методического кабинета"

Статья на тему "Основные направления работы методического кабинета"...