РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
рабочая программа
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:
Директор ГБПОУ МО «Можайский техникум» Зам. директора по УПР
______________ Новиков В.А. ____________ Триполитова А.С.
«29» августа 2019 г. «29» августа 2019 г.
РАССМОТРЕНО
на методическом объединении
Председатель МО
_________________ Шведова Н.А.
«29» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
для специальности естественнонаучного профиля:
43.02.10 Туризм
по программе базовой подготовки
Можайск 2019 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.10 Туризм укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Можайский техникум»
Разработчики:
Шитакова Татьяна Алексеевна, преподаватель высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по русскому языку и культуре речи по специальности 43.02.10 Туризм укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» относится к циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Русский язык и культура речи» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
- формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
- совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
- готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
- навыков самоорганизации и саморазвития;
- информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
- владение языковыми средствами −умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
- овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка и культуры речи;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов - 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов - 60 часов;
самостоятельной работы студентов - 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа студентов (всего) | 30 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой | - |
в том числе: | |
- подготовка сообщений | 4 |
- подбор текстов разных жанров | 3 |
- работа с учебной и справочной литературой | 4 |
- работа с разными видами словарей | 4 |
- написание творческих работ | 4 |
- построение разных типов текстов | 3 |
- подготовка докладов, рефератов | 4 |
- анализ текстов | 2 |
- написание статьи в газету; | 2 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Ведение. Культура речи. Современный статус русского языка. | 21 | |||
Тема 1. Современный статус русского языка. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. | Язык и речь. Основные единицы и функции языка. | 1 | 2 | |
2. | Понятие о литературном языке и языковой норме. Виды норм. Этапы становления и развития русского литературного языка. | 1 | 2 | |
3. | Нормативные аспекты культуры речи. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов | - | |||
Самостоятельная работа обучающихся: - эссе «Русский язык в моей будущей профессиональной деятельности». | 2 | |||
Тема 2. Функциональные стили речи. | Содержание учебного материала | 8 | ||
1. | Структура языка. | 1 | 2 | |
2. | Функциональные стили современного русского литературного языка. | 1 | 2 | |
3. | Научный стиль. Его признаки и особенности. | 1 | 2 | |
3. | Официально-деловой стиль. Его признаки и особенности. | 1 | 2 | |
4. | Публицистический стиль речи. Его признаки и особенности. | 1 | 2 | |
5. | Разговорный стиль речи. Его признаки и особенности. | 1 | 2 | |
6. | Стиль художественной литературы. Его основные признаки и сфера использования. | 1 | 2 | |
7. | Основы ораторского искусства. Способы оформления публичного выступления. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | - | i | ||
Практические занятия: | 2 | |||
1. Стилевое единство текста | ||||
2. Нормы стилистического оформления. | ||||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: - написание официально-деловых бумаг: заявление, доверенность, автобиография; - написание статьи в газету; - редактирование текста; - подготовка публичного выступления на заданную тему. | 6 | |||
Раздел 2. Лексика и фразеология | 17 | |||
Тема 3. Лексика и фразеология. | Содержание учебного материала | 11 | ||
1. | Язык, речь, слово. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | 1 | 2 | |
2. | Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | 1 | 2 | |
3. | Лексические и фразеологические единицы русского языка. | 1 | 2 | |
4. | Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. | 1 | 2 | |
5. | Акцентологические нормы. | 1 | 2 | |
6. | Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. | 1 | 2 | |
7. | Лексика с точки зрения употребления. Активный и пассивный словарный запас. | 1 | 2 | |
8. | Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. | 1 | 2 | |
9. | Иноязычная лексика. Старославянизмы. | 1 | 2 | |
10. | Иноязычная лексика. Тюркизмы. Грецизмы. Латинизмы. | 1 | 2 | |
11. | Нейтральная межстилевая лексика. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия: | 2 | |||
1. Лексические ошибки. | ||||
2. Использование изобразительно-выразительных средств языка.. | ||||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: - работа со словарными статьями; - коррекция деформированных текстов с наличием явлений тавтологии и плеоназма; - анализ средств выразительности в данных текстах. | 4 | |||
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Морфемика. Словообразование. Орфография. | 52 | |||
Тема 4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. | Содержание учебного материала: | 4 | ||
1. | Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения. | 1 | 2 | |
2. | Орфоэпические нормы русского литературного языка. | 1 | ||
3. | Орфография. | 1 | 2 | |
4. | Графика. | 1 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. Определение орфоэпических норм по словарю | ||||
2. Классификация ошибок в произношении и словесном ударении. | ||||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: - отработка выразительности чтения: дикция, сила голоса; - выполнение упражнений. | 4 | |||
Тема 5. Морфемика. Словообразование. | Содержание учебного материала | 3 | ||
1. | Морфема как значимая часть слова. | 1 | 2 | |
2. | Правописание морфем. | 1 | ||
3. | Способы и стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: - выявление речевых недочетов в предложениях; - образование форм глагола, формы множественного числа родительного падежа имен существительных. | 2 | |||
Тема 6. Морфология. Морфологические нормы. | Содержание учебного материала | 9 | ||
1. | Морфологические нормы русского языка. Ошибки в формообразовании слов. | 1 | 2 | |
2. | Употребление форм имени существительного. Род имен существительных. | 1 | ||
3. | Окончания именительного и родительного падежа существительных множественного числа. | 1 | 2 | |
4. | Склонение имен существительных собственных. | 1 | ||
5. | Употребление форм имени прилагательного. | 1 | 2 | |
6. | Употребление форм имени числительного. | 1 | ||
7. | Склонение количественных и порядковых числительных. | 1 | 2 | |
8. | Употребление местоимений, глаголов и глагольных форм. | 1 | 2 | |
9. | Употребление наречий. Употребление предлогов. | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. Анализ грамматических форм разных частей речи в тексте и их применение. | ||||
2. Работа с дидактическим материалом | ||||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: Проработка конспектов занятий; Подготовка рефератов на темы: - «Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи». - «Речевое мастерство. Правильная речь. Ораторское искусство». - «Основные характеристики письменной речи». - «Основные характеристики устной речи». - «Какую роль в нашей жизни играют союзы и предлоги». - «Употребление междометий в повседневной речи». Работа со словарем; | 6 | |||
Тема 7. Этические нормы языковой культуры. | Содержание учебного материала | 12 | ||
1. | Основные единицы речевого общения. | 2 | 2 | |
2. | Организация вербального взаимодействия. | 2 | 2 | |
3. | Эффективность речевой коммуникации. | 2 | 2 | |
4. | Способы словесного оформления публичного выступления. | 2 | 2 | |
5. | Невербальные средства коммуникации. | 1 | 2 | |
6. | Речевой этикет. | 2 | 2 | |
7. | Лаконичность речи | 1 | 2 | |
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | 2 | |||
1. Составление плана доклада на научную тему по избранной профессии. | ||||
2. Обсуждение сообщений на тему: «Что нужно знать и как готовиться к публичным выступлениям». | ||||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: - работа с деформированным текстом; - выполнение упражнений, расстановка знаков препинания в тексте; - работа со словарем. | 6 | |||
Всего | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по числу студентов (30)
- рабочее место преподавателя (1)
- рабочая доска (1)
- раздаточные опорные карточки по разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- ноутбук
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык. Учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования. – М., 2017.
- Воителева Т.М. Русский язык. Сборник упражнений. Учебное пособие для учреждений нач.и сред.проф.образования. – М., 2017.
3. Лекант П. А., Маркелова Т. В., Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи. Серия: Среднее профессиональное образование. – М.: «Дрофа» , 2017.
Дополнительные источники:
- Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
- Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
- Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
- Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
- Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
- Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
- Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
- Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
- Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. М., 2011.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2018.
3. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2017.
4. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2017.
5. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В. В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2017.
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2017.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2018.
8. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2017.
9. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2017.
10. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2017.
11. Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2010.
12. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2017.
Интернет – источники:
- http://www.gramota.ru «Русский язык». Справочно-информационный портал.
- http://www.vedu.ru/ExpDic/ Толковый словарь русского языка.
- http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека
- http://www.ruscenter.ru/ Центр развития русского языка. Информация о Центре; его проектах; новостях в области обучения русскому языку; публикации центра; информация об истории и современном русском языке, нескучные уроки и много другой полезной и интересной информации.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные:
|
интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения рабочей программы. участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях. внеклассные мероприятия. |
Метапредметные:
| контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося. защиты проектных работ; наблюдение за ролью обучающегося в группе. семинары; подготовка рефератов, докладов. |
Предметные:
| контрольное тестирование, домашние работы (тестирование), экспертная оценка контрольной работы, экспертная оценка защиты реферата, опрос по индивидуальным заданиям, индивидуальное проектное задание, различные формы опроса на аудиторных занятиях, составление сравнительных таблиц, фронтальный и индивидуальный опрос во время аудиторных занятий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность21.02.05 «Земельно-имущественные отношения»...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) для заочного отделения...
Рабочая программа учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» специальность 101101 «Гостиничный сервис» (углубленной подготовки)
Рабочая программа учебной дисциплины«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»специальность101101 «Гостиничный сервис»(углубленной подготовки)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык и культура речи по специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качеств...
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» является частью основной профессиональной образовательной программы социально-экономического профиля...
Программа по учебной дисциплине "Русский язык и культура речи"
Программа составлена для специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений". Программа опирается на знания студентов, полученные на занятиях по учебному предмету "Русский ...