Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
методическая разработка по теме
Методическое пособие для преподавателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proverka_i_ocenka_znaniy_umeniy_i_navykov.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
начального профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Покачевское профессиональное училище»
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся
(методическое пособие для преподавателей)
Разработала:
преподаватель Мельник О.И.
г. Покачи
2012 г.
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Проверка и оценка усвоения учащимися учебного материала, сформированности умений и навыков являются необходимым компонентом процесса обучения. Это не только контроль результатов обучения, но и руководство познавательной деятельностью учащихся на разных стадиях учебного процесса.
Образовательное значение проверки и оценки знаний состоит в том, что и преподаватель, и учащиеся получают качественную характеристику усвоения учебного материала. Преподавателю становится ясно, что учащийся знает и чего не понимает, какой материал усвоен хорошо, какой в недостаточной степени или вовсе не усвоен. Это является основанием для организации познавательной деятельности учащихся и управления ею. Преподаватель критически оценивает преимущества и недостатки своей работы. Он вносит дополнения, изменения в методы работы, успешнее находит пути и средства индивидуального подхода. Ему становится очевидным, какие вопросы, правила, понятия, законы усваиваются с трудом, какие легче. Это является основанием для творческой подготовки преподавателя к урокам и проведения учебных занятий.
Учащемуся также становится понятным, что он усвоил в учебном материале хорошо, что удовлетворительно, а что плохо. Без проверки знаний учащийся не в состоянии глубоко, всесторонне и правильно оценить свои знания. Проверка выявляет степень понимания, запоминания, осознанности учащимися изучаемого материала. Учащийся получает качественную характеристику своих знаний, возможность совершенствовать свой стиль работы, развивать положительное, ликвидировать недостатки в знаниях, умениях и навыках.
Воспитательное значение проверки и оценки знаний, умений и навыков в том, что у учащихся формируется отношение к учебе, к своим успехам и неудачам, желание преодолеть трудности. Оценка всегда вызывает определенное отношение к себе как к ученику, как к личности. Это отношение, эти чувства учащегося к самому себе преподаватель может умело использовать для формирования волевых качеств характера, коллективизма, взаимопомощи.
Требования к проверке знаний. Проверка и оценка знаний должны удовлетворять определенным дидактическим требованиям:
◙ систематичность, регулярность проверки и контроля обязательны. Нарушение этого требования ухудшает отношение учащихся к учебе, отрицательно влияет на качество знаний. Учащиеся должны готовиться к уроку ежедневно. К этому их побуждает регулярность контроля преподавателя.
◙ Оценка знаний носит индивидуальный характер. Каждый учащийся должен знать, что оцениваются его знания, его умения и навыки. Состояние готовности к ответам на вопросы и задания преподавателя возникает, если проверка и оценка знаний является необходимым компонентом учебного процесса, входит составным элементом в его структуру.
◙ Знания, умения и навыки проверяются и оцениваются с точки зрения выполнения государственных учебных программ. Качество усвоения содержания программ – основной критерий оценки знаний.
◙ Проверяя и оценивая усвоение учащимися теоретического и фактического материала, нужно видеть влияние получаемых знаний на общее и умственное развитие учащихся, на формирование качеств личности, на отношение к учебе. Проверка знаний помогает преподавателю видеть процесс развития учащегося, процесс формирования умственных, моральных, эмоциональных и волевых качеств личности.
◙ Формы проверки знаний, умений и навыков учащихся самые разнообразные. Иногда преподаватель применяет длительное время одни и те же способы проверки знаний. У него формируется определенная привычка спрашивать, задавать вопросы, мотивировать отметку. Учащиеся приспосабливаются к такой проверке, им заранее известно, в какой форме будет спрашивать преподаватель. Они начинают отвечать только для него. Разнообразие форм проверки сосредоточивает учащихся на своих знаниях, на их воспроизведении.
Внимание учащихся
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Непреложен следующий важнейший закон: «если внимание от чего-то отключается, значит оно переключилось на что-то другое».
Виды внимания
Непроизвольное внимание – возникает без всякого напряжения, без заранее поставленной цели, само по себе. Оно не требует волевых усилий и возникает в том случае, когда внешние воздействия полностью соответствуют внутренним потребностям учащегося.
Произвольное внимание – требует волевого преднамеренного усилия, определяет успешность формирования важной черты личности – внимательности. Произвольное внимание должно сочетаться с непроизвольным, и это сочетание проявляется, когда уже есть «затравка» для мышления, т.е. когда учащийся, слушая и наблюдая, думает.
Пути и способы возбуждения, поддержания и развития внимания и внимательности учащихся
Установка на внимание и внимательность на уроке. Выделение главного, основного в изучаемом материале.
Четкая организация занятий, положительный общий стиль учебной работы, рабочий деловой ритм, динамичное ведение занятий, яркость и образность изложения, выразительная речь педагога, сочетание эмоциональности и логичности.
Оптимальный темп ведения занятий: замедленный – рассеивает внимание, снижает активность; ускоренный – утомляет учащихся, ослабляет и рассеивает их внимание.
Перемена видов деятельности учащихся в процессе урока.
Исключение возможностей излишней возбудимости учащихся, так как в возбужденном состоянии внимание учащихся сосредоточено не на содержании изучаемого, а на причине эмоционального возбуждения.
Посильность выполняемой работы – работа должна быть выполнимой, но требующей определенного напряжения.
Положительный стиль и такт педагогической деятельности преподавателя – недопустимы проявления раздражения, окрики, публичные выговора, недоброжелательность.
Интерес учащихся
Интерес – это особый эмоциональный настрой мыслей, сопутствующий процессу овладения знаниями и умениями. Интерес – один из доминирующих мотивов учения.
Интерес учащихся обеспечивается их мыслительной активностью – без активного умственного труда не может возникнуть ни интерес, ни внимание учащихся. В то же время, конкретная деятельность может быть активной лишь при наличии интереса к ней.
Виды интереса
Непосредственный – интерес, который возникает к самому процессу и содержанию учебной деятельности.
Опосредованный – интерес к результатам деятельности, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению.
Пути и условия развития интереса к учению
Интересное содержание изучаемого материала побуждает учащихся к познанию нового, к новому пониманию уже известного, позволяет применять получаемые знания в жизни, учебе, на практике.
Высокий уровень педагогического мастерства преподавателя, его педагогический стиль, такт, педагогическая техника.
Положительная обстановка ведения занятий: дух оптимизма, доброжелательности.
Использование «эффекта новизны» - сталкивание учащихся с новым, неожиданным, интересным.
Использование «эффекта удивления» - рассмотрение необычных случаев, явлений, парадоксальных и проблемных ситуаций.
Использование внутренней и внешней занимательности (но не развлекательности) изучаемого материала.
Общий эмоциональный тонус занятий и т.п.
Когда интересно учиться
Когда учащийся уверен, что полученные знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них, т.е. когда личные потребности и устремления совпадают с задачами обучения.
Когда учащийся знает, как учиться, и умеет это делать.
Когда учащийся понимает то, что он изучает, когда ему ясна связь изучаемого с уже известным, с тем, что он умеет. Когда все, что он делает, выполняется осознанно, а не только потому, что это задание преподавателя.
Каждый учащийся открывает для себя новое, еще неизвестное. Этим новым могут быть не только ранее неизвестные факты, события, явления, законы и закономерности, но и иные аспекты уже изученного.
Когда то, что делает учащийся, у него получается, т.е. когда он чувствует свои силу, умение, успех, победу в преодолении трудностей, свое поступательное движение в овладении знаниями и умениями.
Когда процесс опирается на активную мыслительную деятельность учащегося, когда процесс учения заставляет его думать.
Когда учащегося не опекают по мелочам и на каждом шагу, когда дают ему возможность самостоятельно применить свои знания и умения, т.е. когда ему доверяют, его уважают как личность, когда замечают и оценивают его успехи.
Интересно учиться вместе с товарищами, в общении с ними, когда успех каждого является частью общего успеха, когда учащийся может сравнить свои успехи с успехами своих товарищей, когда он является полноценным членом ученического коллектива со своими правами и обязанностями.
Интересно учиться у интересного преподавателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...
Информация по теме "Разработка инструментария контроля знаний, умений и навыков обучающихся"
Информация по самообразованию...
Выступление на V окружной научно-практической конференции работников профобразования Ненецкого автономного округа "Самостоятельная работа студентов как средство контроля знаний, умений, навыков".
Материал предназначен для преподавателей СПО, педегогических специальностей....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением элементов технологий личностно - ориентированного, проблемног...
Тесты, как форма контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Тестирование: виды, применение, требования к составлению....
Средства проверки знаний, умений, ПК и ОК обучающихся
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине «Организация и технология розничной торговли» и контрольно-оценочные средства по профессиональным модулям профессии СПО 3...
Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....