МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока проверки и оценки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
методическая разработка на тему
В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением элементов технологий личностно - ориентированного, проблемного обучения, игровой, информационно - коммуникационной технологии, здоровье сберегающей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока проверки и оценки знаний, умений и навыков
по учебной дисциплине
«Метрология, стандартизация и сертификация»
Специальность 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Из опыта работы
Преподавателя
спец. дисциплин
Красильниковой И.Н.
г. Курганинск, п. Красное Поле, 2017 г.
В представленной методической разработке изложена методика проведения урока проверки и оценки знаний, умений и навыков с применением элементов технологий личностно - ориентированного, проблемного обучения, игровой, информационно - коммуникационной технологии, здоровье сберегающей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 | |
1 | Основная часть: | |
| 5 | |
| 7 | |
| 9 | |
| 11 | |
2 | Заключение | 14 |
3 | Приложения | 15 |
Введение
В профессиональной педагогической деятельности очень часто возникает проблема активизации учебного процесса, решение которой, в использовании таких форм обучения, которые, прежде всего, стремятся к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности. Главным средством формирования и продуктивного усвоения умений и отработки навыков выступает практическая деятельность обучающихся.
В методической разработке урока представлена попытка активизации практической деятельности через превращение обычной традиционной формы проведения практических занятий в активную нетрадиционную форму, использовав для этого элементы игровой, проблемной технологии, ИКТ и здоровье сберегающей. Такая форма проведения урока по теме «определение предельных отклонений, расчет посадок с гарантированным зазором. Натягом и переходных» выбрана для того чтобы, наиболее полно реализовать требования ФГОС по учебной дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» и сформировать одно из умений
При разработке такого урока в целях повышения эффективности и результативности учебного процесса предлагается использовать такие активные методы обучения как опрос с элементами демонстрации, самостоятельная работа с элементами проблемного обучения, тестовый опрос, решение задач, анализ и самоанализ деятельности, рефлексия. Основой данных методов является создание преподавателем в течении урока проблемных ситуаций и самостоятельная работа обучающихся в решении их с выработкой умений на основе уже имеющихся теоретических знаний.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 14
Учебная дисциплина: Метрология, стандартизация и сертификация.
Тема занятия: Определение предельных отклонений, расчет посадок с гарантированным зазором, натягом и переходных.
Тип занятия: урок проверки и оценки знаний, умений и навыков
Вид занятия: практическая работа
Педагогическая технология: игровая, технология проблемного обучения, ИКТ, личностно-ориентированного обучения, здоровье сберегающая.
Цели:
Дидактическая: обеспечить формирование умений обучающихся, систематизацию изученного материала по теме «Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений».
Развивающая: способствовать развитию критического мышления, групповой самоорганизации, самостоятельной мыслительной деятельности, умения сотрудничать и работать в команде, самостоятельно принимать решения.
Воспитательная: создавать условия для воспитания дисциплинированности, внимательности, чувства ответственности.
Деятельностная: уметь планировать свою деятельность, выполнять задания.
Умения приобретаемые студентами: выработать умения по расчету различных типов посадок, определению ремонтных размеров с использованием универсальных измерительных средств.
Норма времени: 2 часа /90мин/
Место проведения: лаборатория ГАПОУ КАТТ
Межпредметные связи: охрана труда, инженерная графика, техническая механика, МДК01.01; МДК 01.02.
Обеспечение занятий:
- комплект измерительных материалов по теме «Система допусков и посадок гладких цилиндрических соединений»
- таблицы ГОСТов /приложение 1/
- измерительные средства /микрометры МК 25-50, МК- 50-75/, /штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2/
- коленчатые валы автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор
Литература:
- Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски посадки и технические измерения в машиностроении: Учебник для начального проф. Образования – М: Издательский центр «Академия» 2012
- Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студентов СПО - И.А. Иванов, С.В. Урушев и др. – М; Издательский центр «Академия», 2009
Интернет ресурсы:
- gosthelp.ru – ГОСТ 25347-82 Единая система допусков и посадок.
- Razvitie-pu.ru Допуски и посадки. Основные определения. Взаимозаменяемость.
Технические средства обучения: мультимедийная установка, ПК.
Порядок проведения занятия
Ориентировочное время | Содержание элемента занятия | Формы и методы обучения |
2/ | Организационная часть:
| Организационная проверка готовности группы |
5/ | Вступительное слово преподавателя планирование деятельности
| Беседа объяснительно-иллюстрационный метод |
7/ | Актуализация знаний по теме «Универсальные измерительные инструменты», «Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений» | Опрос с элементами демонстрации |
15/ 2/ 20/ 20/ | Самостоятельная работа | |
| Тестовый опрос индивидуальная самостоятельная работа | |
| ||
| Решение задач индивидуальная самостоятельная работа | |
| Элементы проблемного обучения решение ситуационных профессиональных задач работа в малых группах | |
15/ 2/ 2/ | Заключительный этап:
| Экспертная оценка беседа анализ деятельности обучающихся |
| Объяснение | |
| самоанализ деятельности |
Преподаватель __________ /Красильникова И.Н/
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Время | Содержание деятельности | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Форма и методы контроля качества | |
преподавателя | студентов | |||||
1. Организационный момент | 2/ | Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Проверка отсутствующих. Проверка внешнего вида студентов, готовности к учебному занятию. Организация внимания. | Приветствие преподавателя. Готовность к занятию (наличие рабочих тетрадей для выполнения лабораторно-практических работ, канцелярские принадлежности). | Визуально. Письменный доклад ответственного за посещаемость в группе. | Рапортичка | Организация внимания, включение всех студентов в деловой ритм. Готовность группы к активной работе на уроке. |
2. Вступительное слово преподавателя планирование деятельности | 8/ | Доводит до студентов тему и цель занятия, демонстрируя её на экране. Выдаёт инструкционно-технологические карты. Определяет профессиональную значимость данной темы, планирует предстоящую деятельность, знакомит с содержанием отчета. Назначает группу экспертов, которые, работая с экспертными оценочными картами, определяют степень индивидуальной работы на уроке. | Студенты внимательно слушают, осмысливают тему и цели урока, планируют предстоящую деятельность. Знакомятся с методическим обеспечением урока. Изучают содержание инструкционно-технологических карт и отчета. | Объяснительно иллюстративный метод. Репродуктивный диалог Беседа | ПК, мультимедийный проектор методическое обеспечение урока | Вопросно-ответная деятельность |
| ||||||
3. Самостоятельная работа | 25/ | Преподаватель знакомит с объектами и объемом работы, объясняет основные базисные реанимационные мероприятия при проведении сердечно-легочной реанимации и порядок оказания первой медицинской помощи при обструкции дыхательных путей с применением мультимедийной презентации и тренажеров /макетов/ для выполнения практической работы, организует подводящий диалог к работе над проблемными ситуациями в процессе самостоятельной работы студентов. | Студенты слушают преподавателя, в процессе объяснения идет закрепление, усвоение и осмысление знаний. Знакомятся с комплектом тренажеров /манекенов/ для проведения сердечно-легочной реанимации. | Объяснительно- иллюстрационный метод беседа Перекрёстный устный опрос | П.К., мультимедийный проектор, методический раздаточный материал, | Вопросно-ответная деятельность работа с экспертной картой |
В ходе объяснения материала проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте. Демонстрирует манипуляции проведения сердечно-легочной реанимации и оказания первой помощи при обструкции дыхательных путей с применением тренажеров. В процессе выполнения манипуляций проверяет усвоения изложенного материала путем перекрестного опроса. | Во время демонстрации студенты отвечают на вопросы, закрепляя и углубляя знания по оказанию первой медицинской помощи при проведении сердечно-легочной реанимации и оказанию первой помощи при обструкции дыхательных путей. Работают с микро плакатами«Последовательность действий при проведении сердечно – лёгочной реанимации». | |||||
4. Самостоятельная работа | 40/ | Организует самостоятельную работу студентов.Выдает задания /проблемные ситуации/, решение которых происходит в процессе самостоятельной работы студентов. В ходе самостоятельной работы проводит текущий инструктаж и ведет контроль за выполнением задания, проводя по необходимости индивидуальные консультации. | Студенты знакомятся с проблемными ситуациями и решают их в процессе самостоятельной работы выполняя практические действия на тренажере. Работают с отчетом записывая в него алгоритмы своих действий. Консультируются с преподавателем. | Самостоятельная работа студентов элементы проблемного обучения решение ситуационных задач | микро плакаты инструкционно – технологическая карта, отчет по практической работе, тренажёр (манекен) «МАКСИМ III-01» | Индивидуальные консультации |
Работает с экспертами. | Экспертная группа оценивает самостоятельную работу фиксируя в экспертной карте. | Оценивание результатов | Экспертная карта | Экспертная деятельность | ||
5. Заключительный этап | 5/ | Организует тестовый опрос, проверяя приобретенные умения при выполнении практической работы. | Студенты обдумывают тесты, выбирают правильные варианты ответов, записывают их в бланк. Эксперты проверяют ответы студентов по шаблону и фиксируют в экспертной карте. | Тестирование самостоятельная работа | Тесты Экспертная карта | Тестовый опрос |
8/ | Дает комментарий к выполнению задания для самостоятельной работы во внеурочное время для закрепления полученных умений и навыков. | Студенты слушают, и фиксируют задание в рабочей тетради. | Рассказ | Таблица рейтинга | Экспертиза деятельности | |
Организует с экспертами обсуждение допущенных ошибок. Проводит анализ деятельности студентов. | Эксперты проводят анализ и оценку деятельности студентов. Осуществляют взаимоконтроль и оценку деятельности других. | Анализ и самоанализ | ||||
2/ | Выступает с заключительным словом. Подводит итоги. Предлагает инициировать и интенсифицировать рефлексию студентов по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с преподавателем и одногруппниками. | Внимательно слушают преподавателя, осмысливают сказанное. Рефлексируют | Рефлексия | Анкета | Анкетирование |
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Краснодарского края
«Курганинский аграрно-технологический техникум»
ИНСТРУКЦИОННО–ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по выполнению практической работы № 1
Учебная дисциплина: Метрология, стандартизация и сертификация
Тема занятия: Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений.
Наименование работы: Определение предельных отклонений, расчет посадок с гарантированным зазором, натягом и переходных.
Цель занятия: обеспечить формирование умений обучающихся, систематизацию изученного материала по теме «Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений».
Норма времени: 2 часа.
Место проведения: лаборатория № 47
Умения и навыки, приобретаемые студентами:
выработать умения по расчету различных типов посадок, определению ремонтных размеров шеек коленчатых валов с использованием универсальных измерительных средств.
Оснащение рабочего места:
инструкционные карты
отчет по практической работе
комплект измерительных материалов по теме «Система допусков и посадок гладких цилиндрических соединений»
таблицы ГОСТов /приложение 1/
измерительные средства /микрометры МК 25-50, МК- 50-75/, /штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2/
коленчатые валы автомобилей ЗИЛ - 130 и ГАЗ-24
Правила техники безопасности: работу выполнять, соблюдая правила по охране труда в соответствии с инструкцией.
Содержание работы и последовательность выполнения операций:
- Решение тестовых заданий по индивидуальным вариантам.
- Выполнение расчетно-графического задания /расчет посадок гладких цилиндрических соединений по индивидуальным заданиям/ с занесением полученных результатов в таблицу 1. Для выполнения задания использовать приложение 1 выборка из ГОСТов
- Проведение измерений размеров коренных и шатунных шеек, определение степени износа шеек коленчатого вала двигателей ЗИЛ-130 и ГАЗ – 53, расчет конусности и определение ремонтного размера шеек коленчатого вала, с занесением результатов измерений в таблицу 2.
- Собрать групповой отчет по выполнению практической работы.
- Подведение анализа результатов работы /эксперты/.
Литература:
- Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски посадки и технические измерения в машиностроении: Учебник для начального проф. Образования – М: Издательский центр «Академия» 2012
- Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студентов СПО - И.А. Иванов, С.В. Урушев и др. – М; Издательский центр «Академия», 2009
- ГОСТ ЕСДП
Время выполнения задания - 20 мин.
Оборудование и инструмент: |
микрометр с пределами измерений 50-75 мм |
коленчатый вал двигателя ЗИЛ-130; ГАЗ-53 |
обтирочный материал. |
Коленчатые валы автомобильных двигателей изготавливают из углеродистых и легированных сталей или из высокопрочного магниевого чугуна. Коренные и шатунные шейки подвергаются закалке ТВЧ на глубину 1,5-3 мм, твердость шеек НЯС 50-62.
В процессе работы на коленчатый вал воздействуют силы трения, вибрации, знакопеременные нагрузки, среда и др. Это вызывает (см. рис. 1) износ шатунных и коренных шеек (∆изн 0,1 мм), они изнашиваются неравномерно:
по длине принимают форму конуса, по диаметру -овала(Лнецилдо 0,08 мм); нарушение качества поверхности шеек (задиры, риски, коррозия); механические повреждения (трещины, дефекты резьбы); прогиб коленчатого вала (Абиения до 0,150 мм);
износ отверстий во фланце подподшипник ведущего вала коробки передач. Прогиб коленчатого вала приводите нарушению перпендикулярности оси вала к оси цилиндра, вследствие чего условия смазки сопряженных поверхностей ухудшаются, масляная пленка на трущихся поверхностях разрушается, появляется граничное или сухое трение.
Рисунок 1 - Основные дефекты коленчатого вала на примере двигателя ЗИЛ-130:
1-изгиб вала: 2 -износ наружной поверхности фланца: 3-биение торцевой поверхности, фланца: 4-износ маслосгонных канавок: 5-износ отверстия под подшипник: 6 износ отверстий под болты крепления маховика: 7-износ коренных и шатунных шеек: 8-износ шейки под шестерню и ступицу шкива; 9-износ шпоночной канавки по ширине; 10-увеличение длины передней коренной шейки: 11-увеличение длины шатунных шеек.
- Осмотреть видимые дефекты коленчатого вала. Перечень возможных дефектов указан на рисунке 1.
- Замерить шатунные и коренные шейки коленчатого вала согласно схеме замеров (рис. 2).
- Осмотреть видимые дефекты коленчатого вала. Перечень возможных дефектов указан на рисунке 1.
- Замерить шатунные и коренные шейки коленчатого вала согласно схеме замеров (рис. 2).
- Осмотреть видимые дефекты коленчатого вала. Перечень возможных дефектов указан на рисунке 1.
- Замерить шатунные и коренные шейки коленчатого вала согласно схеме замеров (рис. 2).
а) б)
Рисунок 2 - Схема измерения шеек коленчатого вала: а)коренных; б)шатунных
Измерение каждой шейки провести в поясах I -I; II -II и двух взаимно перпендикулярных плоскостях А-А и Б -Б (А -А для всех коренных шеек принимается в плоскости кривошипа первой шатунной шейки). Пояса находят- сяу концов шейки на расстоянии, равном 1/4 от ее обшей длины, первый поясб- лиже к носку вала. Результаты замеров шеек записать в таблицу2
Рассчитать нецилиндричность (овальность и конусность), мм:
Дов ^А А ^Ыэ^коп'- ^АДтах ^БЬтт-
Для каждой шейки получить два значения овальности и дваконусообразно- сти, наибольшее значение занести в таблицу2.
Габлица 1 - Ремонтные размеры шеек коленчатого вала ЗИЛ - 130
ОТЧЕТ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № 1 (2 часа)
Учебная дисциплина: Метрология, стандартизация и сертификация.
Тема занятия: Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений.
Наименование работы: Определение предельных отклонений, расчет посадок с гарантированным зазором, натягом и переходных.
Цель занятия: обеспечить формирование умений обучающихся, систематизацию изученного материала по теме «Система допусков и посадок для гладких цилиндрических соединений».
Норма времени: 2 часа.
Место проведения: лаборатория ГАПОУ КК КАТТ
Умения и навыки, приобретаемые студентами:
выработать умения по расчету различных типов посадок, определению размеров коренных и шатунных шеек коленчатых валов с использованием универсальных измерительных средств.
Оснащение рабочего места:
инструкционные карты
отчет по практической работе
комплект измерительных материалов по теме «Система допусков и посадок гладких цилиндрических соединений»
таблицы ГОСТ 25347-82 /приложение 1/
измерительные средства /микрометры МК 25-50, МК- 50-75/, /штангенциркули ШЦ-1, ШЦ-2/
коленчатые валы автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-24
Правила техники безопасности: работу выполнять, соблюдая правила по охране труда в соответствии с инструкцией.
Содержание работы:
- Решение тестовых заданий по индивидуальным вариантам.
- Выполнение расчетно-графического задания /расчет посадок гладких цилиндрических соединений по индивидуальным заданиям/ с занесением полученных результатов в таблицу 1. Для выполнения задания использовать приложение 1 выборка из ГОСТов
- Проведение измерений размеров коренных и шатунных шеек, определение степени износа шеек коленчатого вала двигателей ЗИЛ-130 и ГАЗ – 53, расчет конусности и определение ремонтного размера шеек коленчатого вала, с занесением результатов измерений в таблицу 2.
- Подведение анализа результатов работы /эксперты/.
Литература:
- Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски посадки и технические измерения в машиностроении: Учебник для начального проф. Образования – М: Издательский центр «Академия» 2012
- Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник для студентов СПО - И.А. Иванов, С.В. Урушев и др. – М; Издательский центр «Академия», 2009
- Таблицы ГОСТ ЕСДП.
Бланк ответов для тестового задания
по учебной дисциплине
«Метрология, стандартизация и сертификация»
Студента ________ группы
Ф.И.О. ______________________________________________
Вариант ___
Инструкция к выполнению тестового задания
На выполнение задания отводиться 15 минут. Задание состоит из тестов закрытой формы в количестве 15 вопросов направленных на усвоение знаний теоретического материала и предполагает найти один правильный ответ из предложенных вариантов.
Номера вопросов | Итог _____ | |||||||||||||||
Варианты ответов | ||||||||||||||||
Количество баллов по каждому уровню |
Ф.И.О. студента ____________________________________
Группа № _____
Вариант № ___________
Таблица 1. Результаты расчета расчетно- графического задания.
Основные понятия, выявляемые при чтении размеров | _________ | |
Номинальный размер, мм | ||
отверстие | вал | |
Верхнее предельное отклонение (ЕS, es), мм | ||
Нижнее предельное отклонение (EI, ei), мм | ||
Наибольший предельный размер, мм Dmax=Dn+ES, dmax=dn+es | ||
Наименьший предельный размер, мм Dmin=Dn+EI, dmin=dn+ei | ||
Допуск, мм TD = Dmах — Dmin Td = dmax — dmin | ||
Графическое изображение поля посадки | ||
Группа посадки (с зазором, с натягом, переходная) | ||
Посадка задана в системе (основного отверстия, основного вала) | ||
Величина зазоров или натягов, мм Smax= Dmax – dmin, Smin =Dmin – dmax Nmax =dmax—Dmin, Nmin=dmin- Dmax | ||
Допуск посадки, мм ТS=Smax – Smin TN=Nmax – Nmin TS(TN) = Smax + Nmax | ||
Проверка ТS= TN= TD + Td |
Заключение эксперта
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись эксперта _________ /______________________/
Команда № ___
Результаты измерений шеек коленчатого вала, определение овальности, конусности
для автомобилей ГАЗ-24
Объект измерения | Пояс измерения | Плоскость измерения | Номер шеек | ||||
I | II | III | IV | V | |||
Коренные шейки | I-I | А-А | |||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
II-II | А-А | ||||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
Конусность, мм | А-А | ||||||
Б-Б | |||||||
Шатунные шейки | I-I | А-А | |||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
II-II | А-А | ||||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
Конусность, мм | А-А | ||||||
Б-Б |
Ремонтный размер ________________
Подпись эксперта ________________ /____________________________/
Команда № ___
Результаты измерений шеек коленчатого вала, определение овальности, конусности
для автомобилей ЗИЛ-130
Объект измерения | Пояс измерения | Плоскость измерения | Номер шеек | ||||
I | II | III | IV | V | |||
Коренные шейки | I-I | А-А | |||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
II-II | А-А | ||||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
Конусность, мм | А-А | ||||||
Б-Б | |||||||
Шатунные шейки | I-I | А-А | |||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
II-II | А-А | ||||||
Б-Б | |||||||
Овальность, мм | |||||||
Конусность, мм | А-А | ||||||
Б-Б |
Ремонтный размер ________________
Подпись эксперта ________________ /__________
Задание для конкурсов
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 1
№ вопроса | Вопрос теста | Варианты ответов |
I уровень сложности | ||
Размер, полученный конструктором при проектировании машины в результате расчетов, называется: | а) номинальным | |
Линейный размер - это: | а) произвольное значение линейной величины | |
Предельное отклонение – это: | а) алгебраическая разность между предельным и номинальным размером | |
Горизонтальную линию, соответствующую номинальному размеру, от которой откладывают отклонения, называют: | а) начальной линией | |
ЕСДП – это: | а) единственная система допусков и посадок | |
II уровень сложности | ||
Чему равно верхнее отклонение: 50-0,39 ? | а) +0,39 | |
Зона, заключенная между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему предельным отклонениям, называется: | а) полем допуска | |
Стандартом разработаны следующие посадки: | а) с натягом, с зазором, переходные; б) прессовые, ходовые, плотные; в) прессовые, подвижные, комбинированные; г) с гарантированным натягом, с гарантированным зазором; д) комбинированные. | |
Укажите формулу для расчета допуска размера вала: | а) TS = Smax - Smin б) TS(TN) = Smax + Nmax в) TD=ES-EI; г) Td=es-ei; д) TN = TD + Td | |
Укажите посадку, где основным считается и вал и отверстие: | а) H9/e8; б) H8/f7; в) H7/h6. | |
III уровень сложности | ||
Условие годности действительного размера – это: | а) если действительный размер не больше наибольшего предельного размера и не меньше наименьшего предельного размера, и не равен им | |
Если действительный размер оказался меньше наименьшего предельного размера, для внутреннего элемента детали, то: | а) брак исправимый | |
Чем допуск больше, тем требования к точности обработки детали: | а) больше | |
На основании условного обозначения посадки O25D8/h8 укажите, в какой системе задана посадка: | а) в системе отверстия; б) в системе вала; в) внесистемная посадка. | |
Запись на чертеже для размера 30h9, означает поле допуска: | а) вала; б) диаметра внутреннего кольца подшипника; в) среднего диаметра внутренней резьбы; г) отверстия. |
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 2
№ вопроса | Вопрос теста | Варианты ответов |
I уровень сложности | ||
Обеспечение заданных показателей качества без дополнительных подгоночных операций в процессе сборки при изготовлении или ремонте машин и их узлов | а) неполная взаимозаменяемость | |
Линейные размеры делятся на: | а) мм, см и м | |
Предельный размер – это: | а) размер детали с учетом отклонений от номинального размера | |
Допуском называется: | а) разность между верхним и нижним предельными отклонениями | |
Нулевой линией называют: | а) горизонтальную линию, соответствующую номинальному размеру, от которой откладывают предельные отклонения размеров | |
II уровень сложности | ||
Какой тип посадки получается, если размер отверстия больше размера вала | а) зазор в) переходная | |
Так обозначается наибольший предельный размер отверстия | а) Dmin | |
Из записи на чертеже определить чему равно верхнее отклонение 120 ± 0,1 | а) 120 в) - 0,1 | |
По какой формуле производиться расчет допуска на обработку вала | а) TD = Dmах — Dmin= ЕS-EI б) Td = dmax — dmin=es-ei в) ТS=Smax - Smin | |
Допуск на изготовление детали может быть: | а) только отрицательным; б) только положительным; в) как отрицательным, так и положительным. | |
III уровень сложности | ||
Если номинальный размер и предельные отклонения D = 35 мм, ES = +31 мкм, EI = –31 мкм, то D max равен:
| а) 35,031; б) 35,31; в) 35,0003; г) 35,1. | |
Запись на чертеже для размера 30Н9, означает поле допуска: | а) вала; б) диаметра внутреннего кольца подшипника; в) среднего диаметра внутренней резьбы; г) отверстия; д) среднего диаметра наружной резьбы. | |
На основании условного обозначения посадки ø25Н8/е8 укажите, в какой системе задана посадка: | а) в системе отверстия; б) в системе вала; в) внесистемная посадка. | |
Укажите вариант ответа, где наибольший предельный размер вала dmax равен номинальному размеру dн: | а) 85+0,2; б) 85+0,1+0,4; в) 85±0,2; г) 85-0,5. | |
В условном обозначении посадки ø50 Н6/е5 сочетание е5 означает: | а) поле допуска отверстия; б) поле допуска основного вала; в) поле допуска вала; г) поле допуска основного отверстия |
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 3
№ вопроса | Вопрос теста | Варианты ответов |
I уровень сложности | ||
Термин, условно применяемый для обозначения наружных (охватываемых) элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы. | а) отверстие б) вал в) соединение | |
Размер, который установлен при измерении, допустимой погрешностью называется? | а) номинальным; б) действительный; в) предельный. | |
Алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами - это: | а) верхнее отклонение; б) действительное отклонение; в) нижнее отклонение; г) основное отклонение. | |
Два предельно допустимых размера, между которыми должен находиться или которым должен быть равен действительный размер, называются: | а) предельными размерами; б) совокупными размерами; в) номинальными размерами | |
Натяг (N) - это | а) разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала меньше размера отверстия; б) разность размеров вала и отверстия до сборки, если размеры вала и отверстия равны; в) разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. | |
II уровень сложности | ||
Чем допуск меньше, тем деталь изготовить: | а) проще | |
Номинальные размеры соединяемых поверхностей вала и отверстия должны быть: | а) одинаковыми; б) номинальный размер вала меньше номинального размера отверстия; в) номинальный размер вала больше номинального размера отверстия. | |
Как графически изображается номинальный размер? | а) отклонениями б) нулевой линией; в) полем допуска. | |
В зависимости от расположения относительно нулевой линии (номинала) отклонения могут быть: | а) только отрицательными; б) только положительными; в) положительными и отрицательными. | |
Неподвижное соединение характеризуется наличием: | а) зазора; б) натяга; в) наибольшего зазора и наибольшего натяга. | |
III уровень сложности | ||
Если предельные отклонения ES = 4 мкм, E I= 0 мкм, то допуск равен: | а) 4; б) 3; в) 5; г) 8. | |
На чертеже вала размер обозначен так – O 24+0,012+0,027, dmax равен: | а) 24,00; б) 24,027; в) 24,039; г) 24,012. | |
В какой системе выполнении посадка Ø50 | а) отверстия б) вала в) переходная | |
Если действительный размер оказался больше наибольшего предельного размера, для наружного элемента детали, то: | а) брак исправимый | |
Чему будет равно ЕS в следующем сопряжении ? | а) -0,01; б) +0,01; в) +0,04. г) - 0,06 |
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 4
№ вопроса | Вопрос теста | Варианты ответов |
I уровень сложности | ||
Какой вид взаимозаменяемости требует дополнительные технологические операции при сборке и ремонте? | а) полная б) неполная в) внешняя г) внутренняя | |
Что называется посадкой? | а) алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами; б) характер соединения деталей, определяется размером получающихся в нем зазоров и натягов.; в) термин, условно применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей. | |
Как называется размер, полученный конструктором при проектировании машины в результате расчета на жесткость, прочность, изгиб? | а) номинальный; б) действительный; в) предельный. | |
Зазор (S) - это | а) разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала меньше размера отверстия б) разность размеров вала и отверстия до сборки, если размеры вала и отверстия равны в) разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия | |
Алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами. | а) посадка б) поле допуска в) нижнее отклонение г) верхнее отклонение | |
II уровень сложности | ||
Как обозначается верхнее предельное отклонение для отверстия? | а) es; б) EI; в) ЕS. г) еi | |
Чему равно нижнее отклонение: 75+0,030 ? | а) +0,030 | |
Размер, полученный в результате обработки детали | а) отличается от номинального | |
Как обозначают поля допусков основных отверстий? | а) IT б) H в) h | |
Укажите допуск размера вала | а) Dmax, б) Dmin, в) Td г) TD | |
III уровень сложности | ||
Посадка, при графическом изображении которой всегда поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала | а) посадка б) посадка с натягом в) посадка переходная г) посадка с зазором | |
Чему равен допуск отверстия ? | а) 0,06 б) 0,04 в) 0,02 | |
В какой системе задана посадка 126 | а) отверстия б) вала | |
Какая посадка задана в схеме? | а) с зазором б) с натягом в) переходная | |
Если валпо чертежу должен быть Ø100+0,25+0,12 , а его выточили с размером Ø100,15, то такой вал | а) годен б) является исправимым браком в) является неисправимым браком |
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 5
№ вопроса | Вопрос теста | Варианты ответов |
I уровень сложности | ||
Верно ли утверждение , что основным источником появления отклонений от заданных размеров и формы изделий являются погрешности? | а) да б) нет | |
Зазор - это | а) разность размеров отверстия и вала б) разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала в) разность между сопрягаемыми поверхностями | |
Как называется посадка, при которой возможно получение в соединении, как зазора, так и натяга? | а ) скользящая посадка б) подвижная посадка в) неподвижная посадка г) переходная посадка | |
В каких единицах измерения проставляют предельные отклонения на чертежах? | а) в микрометрах б) в миллиметрах в) в сантиметрах г) в метрах | |
Какая из систем является наиболее предпочтительной в машиностроении? | а) система отверстия б) система вала в) обе предпочтительны | |
II уровень сложности | ||
Какому размеру соответствует нулевая линия при графическом изображении поля допуска? | а) наибольшему предельному размеру б) наименьшему предельному размеру в) среднему размеру г) номинальному размеру | |
Какое из обозначений соответствует нижнему отклонению отверстия: | а) es б) EI в) ES г) ei | |
Как расположены поля допусков отверстия и вала в посадках с натягом? | а) поле допуска отверстия расположено ниже поля допуска вала б) поле допуска отверстия расположено выше поля допуска вала в) поле допуска отверстия и поле допуска вала частично перекрываются г) поле допуска отверстия и поле допуска вала полностью совпадают | |
Какой квалитет в системе допусков и посадок является самый грубым? | а) 18 б) 1 в) 0 г) 01 | |
Какой буквой обозначается поле допуска основного отверстия? | а) буквой H б) буквой h в) буквой А г) буквой О | |
III уровень сложности | ||
По какой формуле вычисляется допуск посадки с зазором, если известны наибольший и наименьший зазоры? | а) TS(TN) = Smin + Smax б) TS = Smax - Smin в) TS = Smax + Smin | |
Для вала с размером 58+0,013 найдите годные размеры | а) 58,000 б) 58,016 в) 58,019 г) 57,984 | |
Для варианта 55±0,016 выбрать вариант расположения поля допуска |
| |
Какие из предложенных обозначений относятся к посадкам в системе отверстия? | а) 50 б) 70 в) 100 | |
Дополните правила обозначения посадок: в обозначение посадки входит 1 размер, общий для соединения; за ним следует дробь, в числителе которой указывается поле допуска 2, а в знаменателе – поле допуска 3. | а) 1- действительный, 2 - вала, 3 – отверстия. б) 1- номинальный, 2 – вала, 3 – отверстия. в) 1 – номинальный, 2 – отверстия, 3 - вала |
Эталоны ответов на тестовые задания
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1 | а | б | а | б | б | б | а | а | г | в | б | а | б | б | а |
2 | б | в | а | а | а | а | в | б | б | б | а | г | а | г | в |
3 | б | б | а | а | в | б | а | б | в | б | а | б | а | а | в |
4 | б | б | а | а | в | в | б | а | б | в | г | б | б | а | а |
5 | а | б | г | б | а | г | б | а | а | а | б | а | б | а | в |
Экспертное заключение: в результате выполнения тестового задания ___ команда оказалась на первом месте набрав максимальное количество баллов ____, на втором месте команда ___ с результатом ____ баллов, третье место у команды ___ с результатом ____ баллов и 4 место у команды ___ набравшей ___ баллов. Наибольшее количество ошибок допущено в заданиях ___ и ____ уровня, которые содержат вопросы касающиеся _______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 уровень | основные понятие и определения в системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. | 1 балл |
2 уровень | расчетные формулы и обозначения, | 2 балла |
3 уровень | определение посадок в ЕСДП, условия годности размеров, определение основной детали системы | 3 балла |
ВАРИАНТ 1.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 50 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 2.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 70 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 3.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 224 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 4.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 100 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 5.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 113 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 6.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 68 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 7.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 15 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 8.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 79 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 9.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 25 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 10.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 165 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 11.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 45 группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
ВАРИАНТ 12.
Проанализируйте данное задание и определите для сопряжения 15группу посадки, систему, отклонения (приложение 1), предельные размеры, допуски на обработку, допуски посадки и построите схему полей допусков.
Произведите необходимые расчёты. Запишите в таблицу 1 результаты произведенных действий. Выполните необходимую проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" для специальности СПО
Одобрена цикловой комиссиейтехнических дисциплинПротокол №__ от «___»____________2012г.Председатель комиссии:__________________ Г.М. Мосунов...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля иоценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программуучебной дисциплины «Метролог...
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"; Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине; Экзаменационные вопросы и практические задания по дисциплине
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация";Комплект оценочных средств для проведения аттестации по учебной дисциплине;Экзаменационные вопросы и практические задан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Метрология, стандартизация и сертификация» (2 курс СПО)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Метрология, стандартизация и сертификация. Специальность 15.02.08 "Технология машиностроения".
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения» б...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ" ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 Техниче...
Методические рекомендации по проведению промежуточной аттестации (дифференцированного зачета) по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация
Данные рекомендации разработаны с целью оценки уровня освоения и качества подготовки обучающихся по учебной дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 23.02.06 Техническая ...