Особенности построения уроков различного типа
методическая разработка на тему
Методическое пособие для преподавателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_postroeniya_urokov_razlichnogo_tipa.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ
Особенности построения уроков различного типа
(методическое пособие для преподавателей)
Составила:
преподаватель Мельник О.И.
г. Покачи
2016 г.
Особенности построения уроков различного типа
В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие имеют вспомогательное значение или вовсе отсутствуют. Возникают особенности в построении различных типов урока.
Структура урока сообщения новых знаний
1. Организация начала урока.
2. Цель и задачи урока.
3. Подготовительная работа к объяснению нового (проверка домашних заданий, воспроизведение ранее изученного и др.).
4. Объяснение.
5. Итоги урока и задание на дом.
Главная часть – объяснение, однако успех урока зависит от всех других компонентов. Единство структуры означает, что каждый элемент содействует успеху урока. Например, уже в начале урока можно сосредоточить внимание на тех положениях нового материала, которые носят воспитывающий характер, привлечь внимание учащихся. При проверке домашнего задания следует воспроизвести те положения, правила, факты, которые имеет отношение к объяснению нового. Поэтому домашнее задание, данное на предыдущем уроке, должно было носить подготовительный характер.
На уроке объяснения нового материала закрепление играет вспомогательную роль и проводится преимущественно с диагностической целью. Преподаватель получает информацию о том, как учащиеся поняли и усвоили новые знания. Поэтому закрепление лучше не выделять в самостоятельную часть, а включать ряд упражнений, специальных вопросов и заданий, доступных самостоятельных работ в систему объяснения. Эти упражнения и задания подбираются таким образом, чтобы в них был представлен в основном новый материал.
Итоги урока преподаватель подводит с точки зрения выполнения образовательных и воспитательных задач. Он указывает на положительные и негативные моменты в работе учащихся. Связывает итоги урока с указанием на то, как нужно выполнить домашнее задание.
Структура урока закрепления
1. Организация начала урока.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Закрепление.
4. Итоги и задание на дом.
В начале урока нужно проверить готовность каждого учащегося к работе, подготовить учебные принадлежности и т.д. Именно организованное проведение начала урока создает рабочую обстановку и обеспечивает успешное проведение всего урока.
При постановке цели урока преподаватель напоминает основные положения и правила, которые будут лежать в основе практической учебной деятельности.
Проверку домашнего задания целесообразно совместить с закреплением. Урок приобретает более строгую последовательность и систему.
Основная часть урока – практические задания, разрешение проблемных ситуаций и вопросов, тренировочные упражнения, самостоятельные работы. Успех урока зависит от подбора упражнений с учетом особенностей учащихся данной группы.
Главное здесь в том, чтобы правильно найти степень трудности упражнения, - слишком трудные не дают удовлетворения. Учащиеся затрачивают на них много сил и времени, но не видят ощутимых результатов. Слишком легкие – слабо содействуют закреплению теоретического материала. Упражнения должны соответствовать силам и знаниям учащихся. Однако целесообразно включить и легкие задания, чтобы воспитывать уверенность в силах, и несколько трудных, чтобы дать возможность проявить творческие способности.
При подведении итогов урока, помимо практических выводов, нужно отметить работоспособность и усердие учащихся.
Структура урока обобщения, или повторения
1. Организация начала урока.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Обобщение и систематизация учебного материала.
4. Итоги урока и задание на дом.
Особенность и сложность проведения этого типа урока в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выделить основные идеи, понятия, правила, положения, подобрать соответствующие упражнения.
При повторении усиливается внимание к воспитывающей стороне урока. Учебный материал здесь в большей степени связан с интересными фактами, событиями, впечатлениями.
Одна из особенностей систематизации и обобщения состоит в том, что преподаватель сам объясняет мало, он преимущественно руководит познавательной деятельностью учащихся. Большое внимание уделяется теоретическому анализу, который приводит к обобщенным выводам и способствует развитию логически правильного мышления.
Подведение итогов урока удобно связать с домашним заданием, которое дается с целью закрепления основных идей и понятий изучаемого материала.
Структура комбинированного урока
Этот тип урока представляет собой комбинацию всех элементов. Причем каждая часть имеет равноценное значение среди других. Структура урока сообщения новых знаний напоминает внешне структуру комбинированного урока. Однако там все подчинено объяснению нового материала. Все элементы урока по отношению к этой задаче играют вспомогательную роль.
В комбинированном уроке объяснению также уделяется большое внимание. Однако и другие части урока имеют не менее важное значение. Например, проверка домашнего задания обычно выполняется как самостоятельный элемент структуры, который иногда трудно связать непосредственно с изучением нового. Закрепление, или повторение, а также проверка знаний являются относительно самостоятельными частями урока. Однако преподавателю нужно видеть и распространенные в практике недостатки: слишком изолированно и самостоятельно порой выглядят структурные части комбинированного урока. Нужно стремиться к тесной взаимосвязи и взаимозависимости частей урока. Комбинированный урок – это как бы соединение преимуществ других типов урока в одном учебном занятии.
Структура контрольного урока
1. Объяснение цели проверки и инструкция об организации работы. Проверка готовности учащихся к выполнению задания.
2. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Предварительное подведение итогов урока.
Начало урока, по существу, состоит в инструкции и проверке готовности учащихся к работе. Сразу нужно пояснить характер контрольной работы, какие знания, по какой теме проверяются.
Преподаватель говорит спокойным, уверенным, доброжелательным тоном, чтобы создать деловую атмосферу без излишних волнений и нервозности.
Далее преподаватель напоминает о том, какое правило, понятие будут проверяться. Говорит о том, в какой форме будет проводиться контрольная работа. Преподаватель указывает путь мыслительной деятельности учащихся: как следует использовать теоретический анализ, как связать теорию с практической работой, какие могут быть способы самоконтроля.
Нужно напомнить в каких случаях в ходе работы учащиеся могут обратиться к преподавателю.
Предварительный анализ итогов состоит в том, чтобы сказать, как учащиеся работали, быстро или медленно, спокойно или слишком волновались. Можно спросить, какие наибольшие трудности вызвало контрольное задание. Преподаватель выясняет, кто из учащихся не успел закончить работу.
Как правило, домашнего задания учащиеся не получают. Однако можно им рекомендовать дополнительную литературу, близкую к изучаемым темам, или отдельные задания поискового, творческого характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование уроков различных типов в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что соответствует требованиям современности, подр...
Методические основы моделирования уроков различных типов Презентация
Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что соответствует требованиям современности, подр...
Рабочая программа ПМ 02 "Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды" Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство с учетом компетенции WorldSkills
Рабочая программа ПМ 02 "Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды" Специальность 43.02.02 Парикмахерское...
Рабочая программа ПМ 02 "Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды" Специальность 43.02.02 Парикмахерское искусство (базовая подготовка)
Рабочая программа ПМ 02 "Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды" Специальность 43.02.02 Парикмахерское...
Фонд оценочных средств ПМ. 02 «Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды» 43.02.02 Парикмахерское искусство (базовая подготовка)
Фонд оценочных средств ПМ. 02 «Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды» 43.02.02 Парикмахерское искусст...
Контрольно-оценочные средства ПМ.02 Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды 43.02.02 Парикмахерское искусство (базовой подготовки)
Контрольно-оценочные средства ПМ.02 Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды 43.02.02 Парик...
Особенности построения урока по программе "Истоки"
Тренинги - активные формы обучения, подразделяются на этапы: подготовительный, основной, рефлексия. Бывают 2-х видов: развивающие и оценивающие....