Моделирование уроков различных типов в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Методическая статья
Моделирование уроков различных типов
в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ
Аверина Елена Петровна,
методист
ГАПОУ СО «СКИПО
для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что соответствует требованиям современности, подразумевает собой постоянную мобильность и творчество педагогов СКИПО.
Накопленный практический опыт в профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате, постоянное обновление содержания, адаптация учебных программ по дисциплинам по всем профессиям учреждения в соответствии с заболеваниями поступающих на профессиональное обучение учеников, обновляемая учебно-материальная база комплекса-интерната делают педагогическое творчество каждого преподавателя и мастера производственного обучения учреждения нормой жизни и деятельности.
Современное профессиональное образование инвалидов имеет своей целью осуществление подготовки востребованных специалистов конкурентоспособных на рынке труда. Это повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы педагогов комплекса-интерната. Следствием этих перемен стал переход от объяснительно иллюстративного метода обучения к деятельностным методам, при котором обучающиеся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья становится активными субъектами мотивированной, сознательной учебной деятельности.
Именно поэтому наши педагоги должны владеть методами моделирования уроков различных типов с применением разнообразных педагогических технологий.
В педагогической деятельности комплекса-интерната актуальны следующие педагогические технологии:
- игровые
- проблемного обучения
- с элементами критического мышления
- профессионального обучения
- ИКТ
- Личностно ориентированного обучения
- Здоровьесберегающие технологии
Все технологии строятся на развитии способности обучающихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.
Таким образом, ведущим и эффективным в образовательном пространстве является деятельностный подход с учётом индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ на основе уровневой дифференциации, личностно-ориентированных подходов в обучении, с элементами критического мышления.
Моделирование уроков в различных технологиях в комплексе-интернате для инвалидов и лиц с ОВЗ стало необходимым в соответствии с требованиями нашего времени.
Простым этот процесс считать нельзя, так как преподаватели или мастера производственного обучения комплекса-интерната так проектируют каждый свой урок, что становятся применимыми различные стратегии и подходы, методы и приёмы Это позволяет сформировать у подготавливаемых специалистов способность и стремление к постоянному самообучению и саморазвитию, обучаемость и мобильность - это требования рынка труда в наши дни.
Моделирование урока – это современные подходы в моделировании современной педагогической деятельности педагога и обучающегося.
Педагог в первую очередь должен:
- Правильно выбрать педагогическую цель урока
- Выбрать формы и методы организации учебно- производственной деятельности
- Включить обучающихся в разные виды деятельности на уроке, соответствующие целям и задачам урока
От того, насколько преподаватель, мастер производственного обучения правильно, четко, логично и грамотно продумал структурные элементы урока напрямую зависит его эффективность и продуктивность. Для этого наши педагоги отбирают нужный оптимальный материал к уроку, планируют деятельность обучающихся на всех этапах урока.
Успешность урока в целом зависит от его моделирования.
Моделирование урока – это технология преобразования его содержательного компонента в средство для реализации основных целей.
Технология моделирования учебного содержания базируется на таких основных принципах, как:
- приоритет развивающей цели обучения;
- согласование образовательных целей посредством содержания;
- достижение целей урока через принцип деятельностного подхода в обучении.
Образовательные принципы деятельностного подхода сформулировал голландский психолог Ван Парререн для того, чтобы:
- вызвать у обучающихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, которая может основываться на личном опыте;
- учить диалогично, т.е. в сотрудничестве;
- учить диагностично: требуется постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями, в случае необходимости осуществляя коррекцию и поддержку;
- разделять содержание образования на подходящие единицы и задачи, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу их учебной мотивации;
- обеспечивать учебное содержание (действие – обучающая модель) на разнородных уровнях;
- обучать инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствующем темпе, используя подходящие средства и личностно – ориентированный подход в обучении;
- развивать способности к рефлексии и оцениванию самими учениками своего прогресса;
- стимулировать инициативу творчества для того, чтобы обучающиеся инвалиды овладели предметным содержанием гораздо глубже;
- способствовать формированию субъектности, которая выражается в положительном отношении обучающихся к учебным дисциплинам по профессии, в особенности самоопределения учеников с учётом их физических возможностей;
- обеспечивать условия для благоприятного микроклимата в учебной группе, ведущего к формированию социально-интегрированной личности обучающегося.
Таким образом, и преподаватели, и мастера производственного обучения должны обладать или выработать у себя следующие способности:
- аналитические (результативность каждого урока и его этапа – результат учебной деятельности);
- прогностические;
- проектировочные (сформировать у себя теоретическое мышление);
- психологические;
- организаторские (владеть коллективом учебной группы).
Данные способности являются непременным условием профессионализма преподавателя (мастера п/о).
Моделирование урока – это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат.
Основой моделирования урока является «технологическая карта урока».
Моделируя урок, также необходимо придерживаться следующих правил:
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данной учебной группе, разнообразные виды деятельности обучающихся и педагога на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью обучающихся.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Моделирование уроков и использование различных дидактических моделей их проведения с применением интерактивного оборудования и интернет ресурсов направлены на развитие творческо-поисковой деятельности обучающихся по добыванию и конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений; повышают мотивацию учебной деятельности; способствуют индивидуализации учебного процесса; разработка педагогами СКИПО электронных учебных пособий для инвалидов и лиц с ОВЗ позволяет при моделировании уроков учитывать разнообразные виды учебной деятельности обучающихся, а также представить большой объём учебной информации, чётко структурированной и последовательно организованной; способствуют развитию активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся; наличие мультимедийных объектов (аудио-, видеофайлы, различный иллюстративный материал, динамические модели и т.п.) позволяет усилить визуальное восприятие учебного материала, тем самым облегчая его усвоение. Выводы:
- урок – важнейшая форма развития и становления личности обучающегося с инвалидностью;
- моделирование - определяющий метод эффективности и продуктивности учебной деятельности при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ОВЗ.
Список использованной литературы
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1984 год
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970 г.
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
- В.М. Петруленко. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. М., «ВАКО» 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
Общие направления педагогики поддержки в профессиональном самоопределении инвалидов в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
Главной целью профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате является формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, умений, навыков свободно ориент...
План конспект открытого урока физвоспитания в ГАПОУ СО «СКИПО» для инвалидов и лиц с ОВЗ на 1 курсе в группе: оператор швейного оборудования
Тема урока: Лёгкая атлетика. Обучение техники метания мяча на дальность двумя руками. Цель: развитие устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой, коррекция и компенсация нарушений физического ра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/21/picture-373886-1469101812.jpg)
Презентация деятельности методических объединений в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
В учреждении функционируют два методических объединения: 1.Учебно-воспитательное методическое объединение, объединяющее четырёх мастеров производственного обучения групп по профессиям «Оператор шв...
Интегрированный урок с обучающимися в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ" на тему:Физическая культура в профессиональной деятельности
Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии обучения, в сочетании с технологий проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения и информационно - коммуникативной технологи...
Статья “Основы здорового образа жизни обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ», с различными заболеваниями”
Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей, в первую очередь, двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множест...