Формирование здоровьесберегающей среды в процессе педагогической деятельности.
статья по теме
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства - одно из важнейших направлений в развитии российского образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающей среды в процессе педагогической деятельности.
«Здоровьесберегающая среда», понимается как совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей детей, факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья.
Рассматривая факторы, негативно влияющие на здоровье можно выделить основные группы:
факторы, связанные с образовательным процессом и образовательным учреждением (их часто называют «внутришкольными»);
сопутствующие или общепатогеные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье ребенка.
Внутришкольные факторы:
I. Гигиенические факторы
шум, освещенность, температурный режим, влажность
размер помещений, кубатура
видео-экологические факторы (дизайн, цвет стен)
используемые стройматериалы, краска
мебель: размеры, размещение в помещении
видео-экранные средства – компьютеры, телевизоры
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
качество питьевой воды, используемой в школе
экологическое состояние прилегающей к школе территории
состояние сантехнического оборудования.
II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации учреждения)
интенсификации учебного процесса (объем учебной нагрузки) и ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям ребенка
режим учебного процесса и распределение нагрузки
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
режим двигательной деятельности и объем физической нагрузки
особенности устава школы и норм жизни учебного заведения
медицинское и психологическое обеспечение учебного заведения
участие родителей учащихся в жизни учебного заведения
стиль управления администрации и психологический климат педагогического коллектива
интегрированность школы в окружающем социуме, влияние администрации района и других организаций на жизнь учебного заведения
наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога)
антистрессовая педагогическая тактика
стиль педагогического общения учителя с учащимися
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
степень реализации индивидуального подхода к ребенку (особенно, из группы риска)
особенности работы с «трудными подростками» и одаренными учащимися в классе
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках
личные, психологические особенности педагога, его эмоциональных проявлений
состояние здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью
способность психо-эмоционального переключения педагога
степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности
валеологическая грамотность педагога по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Общепатогенные факторы:
Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
«Забалтывание» проблемы здоровья и сужение понятия здоровья.
Воздействие неблагоприятных экологических факторов.
Воздействие неблагоприятных антропогенных и техногенных факторов.
Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения.
Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.
Отсутствие интегративности
Низкий уровень санитарно – гигиенической, просветительской работы
Ценностная ориентация на здоровье.
Низкий уровень культуры отдыха.
Несовершенство законодательной, нормативно – правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста.
Несформированность культуры здоровья у педагога, неблагополучие его состояния здоровья.
Исходя из вышеизложенных факторов, под здоровьесбережением участников образования следует понимать решение образовательных задач с учетом состояния их здоровья и с целью его сохранения, а, по возможности, укрепления. Здоровьесбережение, с одной стороны, является частью образовательного процесса, а с другой - условием, обеспечивающим реализацию образовательных программ на основе сохранения здоровья участников образовательного процесса и самореализации учащихся.
Процесс формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения будет результативным, если:
- осуществляется сохранение и развитие здоровья учащихся исходя из влияния на него социальных и педагогических факторов;
- реализуется пролонгированная комплексная диагностика здоровья детей, коррекция выявленных нарушений уровня физического развития и физической подготовки, психофизиологической адаптации, показателей физического, психического и социального здоровья ребенка;
- здоровьесберегающая среда общеобразовательного учреждения создаст оптимальный режим для реализации двигательной активности ребенка, сохранения и развития их здоровья, отношений партнерства ученика и педагога и т.д.;
Технологии бывают:
Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания
Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж.
Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла.
Воспитание культуры здоровья - занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т.д.
Особенности здоровьесберегающего пространства:
сутью здоровьесберегающего пространства является его позитивная основа, заинтересованность всех процессов и ресурсов, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся
инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся
направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения
Проблема формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы многогранна, динамична, её разрешение зависит от многих аспектов:
образовательный аспект формирует систему представлений о себе, здоровье, здоровом образе жизни как интегративном показателе личностного развития учащихся, формирует компетенции успеха;
социальный аспект представлен ориентацией на формирование позитивных нравственных ценностей, таких как выбор здорового образа жизни;
психологический аспект ориентирован на профилактику дезадаптации, формирование стрессоустойчивости, навыков адекватных выборов в трудных жизненных ситуациях;
медицинский аспект предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса, использование средств медицинской профилактики и поддержание здоровья.
Многоаспектность реализуется в сочетании с принципами комплексности, фундаментальности, целостности, системности различных направлений целевой педагогической деятельности.
Экспериментально подтверждено, что применение научно разработанной комплексной оценки и мониторинга здоровья школьников в условиях общеобразовательной школы способствует прогнозированию развития здоровьесберегающей среды, эффективной её коррекции как адаптивно-оздоровительно-образовательной среды жизнедеятельности школьника.
Критериями и показателями эффективности формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения:
- познавательный, эмоционально-волевой и деятельностный аспекты;
- оценка разработки и реализации образовательных программ, направленных на формирование у школьников ценностного отношения к здоровью, умений, навыков, деятельности по сохранению и развитию своего здоровья;
- формирование установок на здоровый образ жизни, ценностное
отношение ребенка к здоровью.
Выявлены профессиональные компетенции, необходимые педагогу для реализации здоровьесберегающего образования: научные знания о здоровье и практические умения учитывать параметры здоровья ребенка при организации процессов воспитания и обучения; отношение к здоровью как приоритетной личностной ценности и категории профессионального качества; владение педагогическими технологиями личностно-ориентированного образования, проектно-деятельностного обучения, гуманистической направленности.
Мой сайт преподавателя анатомии на nsportal.ru
http://nsportal.ru/user/136515
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование патриотизма у студентов в рамках в рамках образовательного процесса педагогического колледжа
Статья, посвщенная формированию патриотизма...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...
Педагогическая статья на тему: "«Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»
статья на тему «Формирование профессиональных компетенций в процессе освоения юридических дисциплин по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»...
Статья о научно-практической конференции по теме «Применение педагогических технологий для формирования экологического мышления студентов» с целью обмена практическими наработками и накопленного опыта, мнениями в педагогической деятельности.
В России 2017 год объявлен президентом ГОДОМ ЭКОЛОГИИ. Процессом поиска эффективных путей формирования экологического мышления у студентов занимаются в настоящее время во многи...
Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий в образовании
Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающихтехнологий в образовании...
"Значимость здоровьесберегающей технологии в состоянии здоровья студентов в процессе учебной деятельности"
здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям: термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать ...
Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
Здоровьесбережение – это организация...