Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»
статья

Колесникова Любовь Юрьевна

Здоровьесбережение – это организация

                                                                                              самого процесса обучения и

                                                                                              воспитания, комплекс мер и

                                                                                              системных мероприятий, которые

                                                                                              обеспечивают здоровьесберегающую

                                                                                              образовательную среду, условия для  

                                                                                              сохранения и укрепления здоровья,

                                                                                              формирование ценности здоровья и

                                                                                              здорового образа жизни.

                                                                                                                                      Безруких М.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon СТАТЬЯ77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Л.Ю. Колесникова, Н.Н.Макарова,

                                                                    преподаватели спец. дисциплин        

                                                                    ГБПОУ «СТТ»

Формирование здоровьесберегающей образовательной среды

в ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»

                                                                                             Здоровьесбережение – это организация

                                                                                              самого процесса обучения и

                                                                                              воспитания, комплекс мер и

                                                                                              системных мероприятий, которые

                                                                                              обеспечивают здоровьесберегающую

                                                                                              образовательную среду, условия для  

                                                                                              сохранения и укрепления здоровья,

                                                                                              формирование ценности здоровья и

                                                                                              здорового образа жизни.

                                                                                                                                      Безруких М.М.

Существенные изменения, происходящие в социально-политической и экономической жизни нашего общества, предъявляют качественно новые требования к воспитанию современного человека.

Так как гармоничное развитие личности предполагает не только достижение высокого уровня образованности, но и сохранение, а по возможности и укрепление, здоровья, встает вопрос о значимости здоровьесберегающей деятельности в практике образования.

Здоровьесберегающие технологии в сфере среднего профессионального образования – это комплексное понятие, к которому относятся и здоровьесберегающие образовательные технологии, и здоровьесберегающие медицинские технологии, и здоровьесберегающие технологии административной работы в техникуме, и здоровьесберегающие технологии семейного воспитания. Все эти технологии взаимосвязаны в единую систему работы нашего учебного заведения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются  качественными  характеристиками любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Цели  здоровьесберегающего  образовательного процесса заключаются в следующем:

- направленность на процессы и ресурсы педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья обучающихся (позитивная основа); 

- формирование и реализация всех усилий по здоровьесбережению с использованием индивидуального подхода к каждому обучающемуся (инновационно-творческая основа); 

- направленность на вовлечение самих обучающихся в деятельность по оптимизации этого пространства. 

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности студента, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю). Становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Основные функции здоровьесберегающих технологий представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Функции здоровьесберегающих технологий

Определение

Функция

Формирующая

осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде

Адаптивная

воспитание у студентов направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию студентов к социально-значимой деятельности.

Диагностическая

заключается в мониторинге развития обучающихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым студентом

Информативно- коммуникативная

обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни

Интегративная

объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения

Рефлексивная

заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать утомление.

Каждое занятие для студента – это работа, протекающая в условиях почти полной неподвижности, поэтому педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в кабинете и лаборатории: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей. Рассматривая воздушную среду с точки зрения здоровьесберегающего образовательного пространства образовательного учреждения, особое внимание уделяется растениям.

Польза выращивания в учебных учреждениях комнатных растений многогранна и связана, прежде всего, с сохранением и укреплением здоровья: обогащают воздух кислородом, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие городского шума, фитонциды губительно действуют на болезнетворные микробы. В помещении растения создают психо- эмоциональный комфорт, поглощают излучения  компьютеров;

2) негативное влияние на психику обучающихся оказывает преобладание  унылых цветовых гамм. Поэтому для нейтрализации унылости интерьера рекомендуется  в совокупности с учебно-наглядные пособиями и портретами деятелей науки и искусства использовать рисунки, картины;

3) контролировать число видов учебной деятельности: опрос студентов, конспектирование лекций, слушание, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от студентов дополнительных адаптационных усилий. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности ориентировочно составляет 7-10 минут;

4) использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку студентов, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у студентов, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения;

5) создание благоприятного психологического климата на уроке, обеспечение психологического комфорта студента во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления обучающихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого студента.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция преподавателя на желание студента выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.). Активные методы (студенты в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент  как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы студентов, чередование поз;

9) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение студентам знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

10) темп и особенности окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы студентов, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания, задержка студентов  после звонка (на перемене). – не допустимо;

- спокойное завершение урока: студент имеют возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом, попрощаться со студентами - только приветствуется.

На лекционных  занятиях возможно использование следующих упражнений:

Упражнение для глаз:

  1. вертикальные движения глаз вверх-вниз
  2. горизонтальные движения вправо-влево
  3. вращение глазами по часовой стрелке и против
  4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее
  5. на доске до начала урока начертить какую-либо кривую и предложить «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Упражнения на релаксацию:

Студенты поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем студенты выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

 

Упражнение для формирования правильной осанки:

Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

 

Дыхательная и звуковая гимнастика:

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.

Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.

Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями ,убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

Электронные ресурсы:

  1. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
  2. Каталог образовательных интернет-ресурсов. Распорядительные и нормативные документы системы российского образования: http://www.orto.ru/ru/education.shtml
  3. Кафедра охраны здоровья детей и подростков ПОИПКРО: http://edu.perm.ru/poipkro/val/n-issldey.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая образовательная среда в условиях СПО.

Одним  из важнейших направлений развития современного образования, является процесс гумманизации. Он подразумевает ориентацию образовательного процесса на сотрудничество учащихся и педагого...

Статья: "Формирование развивающей образовательной среды"

Тенденции развития современного профессионального образования свидетельствуют о приоритетном значении среды как фактора подготовки будущих специалистов, активизирующего потенциал творчества, компетент...

Формирование инновационной образовательной среды как фактор повышения качества дополнительного образования

Современное дополнительное образование находится в процессе динамических изменений, вызываемых социально-экономическими преобразованиями, которые расширяют возможности человека, предлагая большую своб...

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования" разработала преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ "Троицкий технологический техникум" Мумбаева С.Ю.

презентация к семинару на тему: "Интерактивные методы обучения как условие повышения качества образования", разработала преподаватель спец.дисциплин Мумбаева С.Ю....

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»

Статья на тему: Формирование предпринимательской культуры обучающихся в условиях ГБПОУ «Троицкий технологический техникум»...