Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий в образовании
статья
Социально – педагогическая деятельность как одна из здоровьесберегающих
технологий в образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_deyatelnost.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – педагогическая деятельность, как одна из здоровье сберегающих
технологий в образовании
У кого есть здоровье –
у того есть надежда,
У кого есть надежда –
у того есть все.
Восточная мудрость.
Эта восточная мудрость определяет два главных принципа, на которых строится основа человеческого бытия:
первый – здоровье дает предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;
второй – чем выше ценится здоровье человека в коллективном создании общества, тем выше ресурс и потенциал самого общества.
Что представляет понятие «здоровье»? Согласно ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Выделяют различные взаимосвязанные аспекты здоровья человека:
- соматическое
- психическое
- социальное.
Соматическое здоровье
Соматическое (биологическое, физическое) здоровье – отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, ограничивающих дееспособность человека.
Для оценки здоровья детей, подростков существуют 3 критерия:
- соответствие процесса роста и развития биологическим законам и социальным потребностям;
- достигнутый уровень физической работоспособности, отражающий функциональные возможности организма;
- наличие хронических заболеваний и физических дефектов;
- степень резистентности (сопротивляемости) организма.
Важный показатель здоровья – это оценка физического развития.
По данным ученых, наблюдается негативные тенденции в состоянии здоровья выпускников школ: снижение массы тела, уменьшение роста на 1,5 см. низкий уровень здоровья.
Астенические состояние (частые заболевания)
У детей после болезни (отменяется низкая работоспособность, утомляемость, плаксивость, раздражительность).
Главной помощью для них:
- организация щадящего режима;
- организация полноценного сна, отдыха;
- снижение учебной нагрузки.
Психическое здоровье
В психологическом словаре понятие «психическое здоровье» определяется как состояние душевного покоя, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватным условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности».
Проблема психического здоровья населения самая актуальная в России. По данным официальной статистики в психиатрические и наркотические поликлиники обратились 4,5% подросткового населения и 3,1% детского населения РФ. А сколько не обратилось?
Не годны для службы в армии 22,5% юношей, имеющие психические заболевания.
Социальное (личностное) здоровье.
Соматическое здоровье – способы взаимодействия инвалида с внешней средой.
Критерии социального здоровья детей и подростков.
- Адаптация в референтных общностях;
- Овладение ведущими видами деятельности;
- Уравновешенность процессов социализации и индивидуализации;
- Овладение нормативным поведением;
- Выработка индивидуального стиля поведения;
- Наличие самоконтроля поведения;
- Общая средовая адаптация, интеграция в общество.
Реферантная группа – микрогруппа, законы и поведения которой воспринимаются как свои, как эталон для подражания на ценностные ориентации и при самооценке.
Россия на одном из первых мест по числу самоубийств.
Вредные привычки:
- курение (в 13 лет 17% подростков, в 17 лет – более 50%);
- алкоголь (в 13 лет – 50%, девушки выпивают чаще (54%), чем юноши (45%).
Существует здоровый образ жизни и нездоровый образ жизни.
Постулаты здорового образа жизни.
- чередуйте умственный и физический труд.
- больше двигайтесь.
- занимайтесь физкультурой и спортом.
- берегите нервы.
- чаще улыбайтесь.
- закаляйтесь физически и нравственно.
- соблюдайте правила личной гигиены.
- не курите.
- не употребляйте алкоголь, наркотики.
- не объедайтесь.
- не злоупотребляйте удовольствиями.
- соблюдайте экологическую чистоту.
Для формирования физически здоровой личности необходимо:
- оптимальная организация учебного дня, недели
- не допускать перегрузок
- участие в спортивных секциях
- формировать здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни:
- рационально организованный, физиологически оптимальный труд,
- нравственно – гигиеническое воспитание,
- выполнение правил и требований психогигиены,
- рациональное питание и правила личной гигиены,
- активный двигательный режим,
- систематическое занятие физической культурой,
- эффективное закаливание,
- отказ от вредных привычек.
Если руководствоваться школьной программой по физической культуре, то необходимо ввести следующее:
- школьная зарядка до уроков,
- физкультурные паузы во время уроков,
- подвижные перемены,
- школьные секции.
Задача школы, прежде всего учителей физической культуры сделать все возможное, чтобы обеспечить необходимый уровень физической активности школьников в соответствии с рекомендациями врача.
Модель управления здоровьем детского населения России.
Федеральный уровень | ||
Региональный уровень | Местный уровень (образовательные учреждения) | |
Индивидуальный уровень (семья – ребенок) |
Федеральный уровень:
- политика приоритета;
- законодательство;
- целевое финансирование. Региональный уровень
- региональная специфика;
- финансирование (местное);
- взаимодействие служб;
- материальное и кадровое обеспечение;
- активное использование СМИ.
Местный уровень (образовательное учреждение):
- здоровье сберегающие технологии;
- медицинское обеспечение;
- благоприятные условия (ГСЭН);
- физическое воспитание;
- рациональное питание;
- гигиеническое воспитание;
- гигиеническое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- финансирование (спонсоры и благотворительные взносы).
Семейный уровень:
- образ жизни семьи;
- духовные воспитания ребенка;
- условия быта.
Социальный педагог к личностному здоровью детей подходит комплексно, т.е. работает с семьей, учащимися, педагогами, медицинскими службами и социальными и т.д. Семья создает воспитательные возможности, ее отношение к здоровому образу жизни (см.схема 1). Вопросам охраны и укрепления здоровья детей уделяется внимание со стороны государства.
В ст.2 Федерального закона «Об образовании» выдвигается приоритет жизни и здоровья человека.
Ст.51 предусматривает создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся, реализуемые на всех уровнях (см.схему 2).
Оценка здоровья учащихся на первом этапе школьного обучения
Принято учитывать:
- уровень достигнутого психического и физического развития
- наличие и отсутствие психических заболеваний
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям
- степень социального благополучия семьи и школы.
Различают пять групп здоровья:
- дети редко болеющие. Их всего 10%
- дети, имеющие различные функциональные нарушения
- дети, имеющие хронические заболевания
- – V. дети, имеющие серьезные нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением в школе.
Методы по содержанию проводимой работы:
- социально – экономические
- организационные
- психолого-педагогические.
Социально – педагогические методы - работа социального педагога.
Организационные методы направлены на организацию коллектива, помощи личности, семье.
Психолого-педагогические методы – исследование, наблюдение, беседа, интервью.
Методы лечебной педагогики.
«Не навреди здоровью ребенка», «Научись заботиться о своем здоровье».
- Убеждение
- Помощь в формировании навыков самодисциплины, самоанализа
- Укрепление здоровья средствами искусства
- Секции
- Воспитание на положительных примерах.
Критерии, определяющие «группу риска» детей и подростков по медицинским показателям:
- III группа здоровья;
- Проблемы с органами слуха, зрения, речи;
- Часто болеющие;
- Состоят на учете у психоневролога;
- Перенесли сложные операции;
- Перенесли стрессы.
Педагогу необходимо это знать и учитывать в работе с детьми, чтобы не привести ребенка к срыву.
На различных этапах школьного обучения обращения по школьным проблемам разнообразны. Проблема отношений: «учитель – ученик» и «учитель – класс».
Самая «большая» из всех проблем психолого-педагогического характера.
Проблема межличностных конфликтов в школе, где одна из сторон учитель видится как «болевая точка школы, которая препятствует созданию благоприятного психологического процесса».
Сегодня школа нуждается в учителе – человековеде, учителе – духовном наставнике, он должен уметь переводить разрушительный конфликт в конструктивный.
Социальный педагог берет на себя функцию максимальной эмоциональной защиты ребенка, т.е. одна из технологий социально – педагогической деятельности по охране здоровья детей и подростков.
Социальный педагог выступает в роли координатора, организатора, посредника при решении оздоровительных задач:
- рациональная организация учебно-воспитательного процесса;
- оптимизация физического воспитания;
- гигиеническое и половое просвещение;
- лечебно – профилактическая работа;
- социально – психологическая поддержка учащихся.
Деятельность социального педагога может быть направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса.
Социально – педагогическая помощь семье (совместно с психологом и классным руководителем):
- содействие формированию здорового образа жизни семьи;
- обучение способам профилактики эмоциональных расстройств и конфликтов;
- гуманизация семейных отношений.
Оптимизация физического воспитания (совместно с учителем физкультуры):
- расширения программы физического воспитания;
- учет индивидуальных способностей и состояния здоровья учащихся;
- организация активного отдыха на переменах и после уроков.
Гигиеническое и половое воспитание (с учителем биологии и классным руководителем):
- расширение знаний о половозрастных и индивидуальных особенностях организма;
- обучение навыкам доврачебной помощи и профилактике заболеваний;
- привлечение внимания к проблемам здорового образа жизни.
Рациональная организация учебно-воспитательного процесса (с администрацией и педагогами):
- адаптация содержания обучения по состоянию здоровья;
- учет психофизиологических особенностей школьников;
- улучшение условий обучения.
Лечебно – профилактическая работа (с медицинским персоналом):
- контроль за санитарно – гигиеническими условиями обучения;
- профилактика отклонения состояния здоровья.
Социально – психологическая поддержка (совместно с психологом):
- исследование социальной ситуации развития учащихся;
- определение состояния психико-эмоционального и социального статуса;
- групповая и индивидуальная работа с учащимися «группы риска» по преодолению социально – педагогических трудностей;
- социально – педагогическая реабилитация учащихся «группы риска» в семье и школе.
В нашей стране был принят ряд государственных программ, направленных на охрану здоровья детей. По общему мнению специалистов эффективность их невелика.
Государственная политика укрепления здоровья детского и подросткового населения в ближайшие годы должна быть направлена на решение трех приоритетных задач:
- Профилактика травм, несчастных случаев и отравлений, которые являются причиной высокой смертности среди детского и подросткового населения.
- Профилактика заболеваний с учетом региональных особенностей.
- Необходимость решения комплекса социально – экономических проблем, обеспечивающих нормальное физическое развитие растущего организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - педагогическая деятельность в контексте правовой защиты несовершеннолетних
Социально - педагогическая деятельность в контексте правовой защиты несовершеннолетних.Ежегодно увеличивается количество совершенных правонарушений, поэтому тенденции подростковых правонар...
Проектно-исследовательская деятельность как одна из технологий повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС
Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и...
Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...
«Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности»
laquo;Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности»...
Презентация Российская социальная сеть работников образования( Nsportal.ru) как инструмент для трансляции опыта педагогической деятельности.
Презентация была представлена на итоговой методической конференции преподавателей ГБПОУ ДЗМ "МК №6"...
Социально-педагогическая деятельность по диагностике и коррекции межличностных отношений подростков
Подростковый возраст очень важный и ответственный период в развитии личности, поскольку именно в это время закладываются и формируются разнообразные социальные установки, такие как нравственность, отн...