Конфликтологическая компетентность профкультуры педагога
статья по теме

Свиридова Ирина Александровна

Согласно современной конфликтологической концепции Конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать, оправдывая свою несдержанность «естественным состоянием». Данная концептуальная позиция основывается на знании особенностей природы человека. Действительно, личность конфликтогенна, то есть обладает определённым потенциалом противоречий. Это, с одной стороны, даёт возможность развиваться личности и обществу, а с другой – создаёт непростые взаимоотношения между людьми и сообществами. Отсюда вытекает вывод о том, что конфликт в обществе выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции. Правда, для перехода конфликта в конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека.

        Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.

       Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования  ПУ-32 г.Чехова

 Московской области

Конфликтологичекая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Выполнила:

Свиридова Ирина Александровна,

учитель физики и информатики

ГБОУ НПО ПУ-32, г. Чехов


Содержание

Введение ______________________________________________________________1

  1. Конфликтологичекая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога.

1.1 Понятие конфликта.__________________________________________________2

1.2 Противоречие- основа конфликта.______________________________________4

1.3 Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов.__________5

1.4 Конфликт и соревнование.____________________________________________6

2 Практическая часть

Проведение диагностики уровня конфликтологической культуры педагогов._____7

Выявление стратегий поведения в конфликте._______________________________7

Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии_________7

Заключение.___________________________________________________________11

Список литературы_____________________________________________________12

Приложения


Введение.

Начало третьего тысячелетия отмечено значительным усложнением и нестабильностью общественной жизни в России. Подобные изменения сопровождаются повышением социально-психологической напряженности, что, в свою очередь, приводит к росту конфликтности общества.

Развитие современной отечественной педагогики напрямую связано с глобальными переменами, происходящими во всех сферах жизнедеятельности и вызванными меняющимися потребностями общества. Вследствие чего современный педагогический социум также можно отнести к области повышенного напряжения.

Столкновения субъектов педагогического процесса являются частью учебно-воспитательных ситуаций, в которых конфликтность является отображением закономерности педагогического взаимодействия субъектов образования. Одна из трудностей педагогического взаимодействия состоит в его высокой конфликтности. Педагог, работая с коллективом учащихся, как правило, находится в сильном психическом напряжении, поскольку он должен эффективно регулировать как свое поведение, так и поведение своих воспитанников в различных ситуациях. Необходимость снижения конфликтности в педагогическом взаимодействии обостряет актуальность изучения проблемы педагогического конфликта.

Конфликт обычно ассоциируется с агрессией, спорами, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями. Но конфликт также помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную энергию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. В действительности, нет необходимости в устранении конфликтов, однако целесообразно стараться снизить уровень конфликтного противостояния путем педагогически рационального их разрешения, выводящего на новый уровень личностного развития субъектов взаимодействия и, как следствие, на предупреждение конфликтов.

В процессе педагогического взаимодействия наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса: учениками, учителями, родителями. Однако наиболее типичными являются противоречия, возникающие в процессе взаимодействия учителя и ученика. Это обусловлено характером взаимоотношений педагогов и их воспитанников: «Проблема поколений извечна, во все времена разные поколения людей проявляли известное непонимание друг друга: старшее в отношении младшего, младшее в отношении старшего. Межпоколенческие отношения приобретают новые характеристики, новые аспекты, которые совершенно не исследованы ни в психологии, ни в социологии, ни в педагогике» (Д.И. Фельдштейн).

1

Проблемы общей теории конфликта исследовались в рамках философии, социологии и психологии. В трудах отечественных (А.Я.Анцупов, Ф.М.Бородкин, Н.В.Гришина, В.Н.Кудрявцев, Л.А.Петровская, Е.И.Степанов, А.И.Шипилов и др.) и зарубежных (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, Э. Дюркгейм, Л. Козер, Х. Корнелиус, Дж. Скотт и др.) конфликтологов раскрыты сущность, структура, динамика конфликта, описаны способы управления конфликтами. В исследованиях М. Дойча, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, Э. Эриксона, Ж. Пиаже, З. Фрейда, К. Хорни и др. конфликт рассматривается исходя из понимания природной конфликтности личности. Особое внимание уделялось проблемам в межличностных, межгрупповых отношениях (Б.Т. Лихачёв, Б.Ф. Ломов, А.Г. Здравомыслов, Д.П. Зеркин, Л. Козер, В.Н. Кудрявцев и др.).Педагогическая конфликтология как отрасль педагогического знания находится в стадии становления: предприняты попытки описать теоретические основы педагогической конфликтологии (С.В. Баныкина, Г.И. Козырев, Н.В. Самсонова), выявлены фактологические основы конфликта в педагогическом процессе (Г.Л. Воронин, В.И. Журавлев). К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах. Педагогами и психологами исследуются структура и динамика конфликта, психотехника разрешения конфликта (А.С. Белкин, Ф.М. Бородкин, Е.Е. Вендров, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина, Н.М. Коряк, Л.А. Петровская, Н.В. Самоукина и др.), конфликт в процессе педагогического общения (Ш.А. Амонашвили, Н.П. Аникеева, Н.В. Жутикова, В.А. Кан-Калик, М.М. Рыбакова, И.И. Рыданова и др.), причины конфликта (Л.А. Петровская, А.И. Донцов, Г.А. Полозова, Н.В. Гришина и др.), конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива (Б.И. Хасан и др.), конфликтологическая культура специалиста (Н.В. Самсонова) и конфликтологическая компетентность педагогов (Г.С. Бережная).

Проблема отношений в педагогическом процессе в современной отечественной педагогической науке разрабатывается в теоретическом плане. В теории педагогики вопросы, связанные с взаимодействием педагогов и воспитанников, рассматриваются как неотъемлемая составляющая педагогического процесса Л.Ю. Гординым, В.А. Сластениным, Н.Е. Щурковой. Различные аспекты взаимодействий субъектов педагогического процесса исследовались Ю.П. Азаровым, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулавой, О.С. Богдановой, Л.Ю. Гординым, И.Д. Демаковой, В.М. Коротовым, Б.Т. Лихачевым, И.С. Марьенко, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой и др.

1.1  Понятие конфликта.

Ввиду многообразия видов конфликтов и различий в их определении в первую очередь необходимо дать такую дефиницию конфликта, которая являлась бы общей для всех его видов. Это в свою очередь предполагает выявление сущности конфликта и его понятия.

2

Понятие конфликта.Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает:

«борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.»

Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп.

В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

Л.Г. Здравомыслов: Итак, конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Ю.Г. Запрудский: Социальный конфликт — это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

3

Несмотря на все достоинства, выражающиеся в фиксации многообразных атрибутов социального конфликта, приведенным определениям присущ, на наш взгляд, один существенный недостаток. Они не включают внутриличностный конфликт и не оставляют для него “места”. Речь идет лишь о сторонах конфликта, начиная от “борьбы между индивидами” и выше. Но существует борьба и на уровне отдельного индивида, противоборство между элементами внутренней структуры личности, которое и находит свое выражение во внутриличностном конфликте. Этот конфликт — проявление противоречий не на уровне социальных групп или целых народов, а на личностном уровне, но от этого он не делается менее актуальным.Сложившаяся ситуация, возможно, объясняется тем, что, по мнению некоторых авторов, внутриличностный конфликт не относится к социальному конфликту, а представляет собой лишь психологический конфликт, не охватываемый объемом понятия “социальный” и не имеющий к социальному конфликту прямого отношения. Но такая точка зрения вызывает возражение, в котором мы солидарны с позицией Г. И. Козырева:

Личность, — пишет он, — устойчивая система социально – значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида. Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом'. Можно привести и другие определения конфликта. Важнее сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.

В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения функций и динамики. Дальнейшее изложение общей теории конфликта, в том числе и его понятия, и будет посвящено объяснению этих вопросов. При этом также, как и автор “Общей теории” конфликта К. Боулдин, мы убеждены, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития и что именно изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении. 

1.2 Противоречие – основа конфликта

4

Прежде всего следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом. Кроме того, противоречия могут вообще существовать в бесконфликтной форме. Примером может служить противоречие между мужчиной и женщиной. Это противоречие было и будет всегда, но лишь в определенной социальной ситуации оно может приобретать конфликтную форму. Наконец, существует множество противоречий, которые к конфликту вообще не имеют никакого отношения. Таковы, например, противоречия между человеком и природой, производством и потреблением.

1.3 Конфликт как социальное взаимодействие социальных субъектов

Всякий конфликт — это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфликтом. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые противоречия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи.

Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить о том, что конфликт — это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно. В этой связи следует, на наш взгляд, критически отнестись к чрезмерно широкому толкованию конфликта, которое встречается в литературе. Так, К. Боулдинг полагает, что многочисленные конфликты существуют не только в обществе и в живой природе, но даже в неорганическом мире наподобие “бесконечной войны моря против суши и одних форм земной породы против других”.

5

На самом деле при такой трактовке конфликта теряется сама его специфика, ибо он отождествляется с любым взаимодействием, в том числе и в неживой природе. Действительно, разве можно сказать, происходит ли между морем и сушей “война” или “любовные связи”? Поэтому взаимодействие между ними можно назвать с таким же основанием “конфликтом”, как и “сотрудничеством” или даже “любовью”.С указанных методологических позиций следует рассматривать и все другие виды взаимодействий, когда речь идет о конфликте. Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе — это “modus vivendi” животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах. В этом мире отношения между отдельными особями характеризуются либо антагонизмом, либо сосуществованием. И это положение вещей не основано ни на каких сознательных целях и интересах. Оно вечно, как сама природа. И “компромисс” в “конфликте” между волком и ягненком недостижим пока они находятся в естественной среде.

Справедливости ради следует однако отметить, что по вопросу о наличии конфликтов в животном мире имеется и другая точка зрения, признающая зооконфликты. Такова, например, позиция А. Я. Анцупова и А.И. Шепилова. Для ее обоснования они включают в понятие социального взаимодействия и “взаимодействие между животными”. Но в таком случае теряется само качество социального взаимодействия, его специфика. С другой стороны, если социальное взаимодействие понимать “в широком смысле”, о чем пишут авторы, то и конфликт, следуя их логике, также необходимо понимать в узком и широком смысле. Но это ведет к неопределенности самого объекта исследования, к невозможности сформулировать общие принципы и способы предупреждения и разрешения конфликтов и т.д.

...Конфликты возникают только при социальном взаимодействии. При этом если социальное взаимодействие понимать в широком смысле, то в него целесообразно включить и взаимодействие между животными... Поэтому в объект конфликтологии, по нашему мнению, необходимо включить зооконфликты — конфликты в животном мире. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 81).

1.4 Конфликт и соревнование

6

Следующий аспект рассмотрения специфики сущности конфликта касается его соотношения с такими близкими по форме явлениями, как различного рода соревнования: спортивные, культурные, рациональные. Когда команды или отдельные индивиды участвуют в спортивной игре, в конкурсе на лучшую песню, в математической олимпиаде, что это — конфликт или не конфликт? По форме вроде бы конфликт, ибо здесь налицо такие его атрибуты, как взаимодействие, конкуренция, стремление к достижению своих целей. Однако назвать эти явления конфликтом, видимо, нельзя.Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его проведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода правилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил, процедур и соглашений. И с этими, заранее установленными, правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие последнего от конфликта. Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти в конфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. Но это (конфликтное) взаимодействие возникнет уже совсем по другому поводу.

Второй момент, который необходимо учитывать при разграничении конфликта и соревнования, состоит в том, что последнее или полностью представляет собой игру или включает в себя множество ее элементов. Но всякая игра — это такая деятельность, которая характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности, имеет эстетическую природу, является свободной и бескорыстной. Она обособлена и строго фиксирована во времени и пространстве. Наконец, игра есть “упразднение обыденной жизни”. Эти и другие качества игры, определяющие ее сущность и значение и отличающие ее от конфликта, выделяет в своем классическом труде “Человек играющий” известный теоретик И. Хейзинга.

Как видно, несмотря на некоторые сходные черты, по своей сущности соревнование и игра во многом противоположны конфликту. Конфликт — это не упразднение “обыденной” жизни, а напротив, утверждение “прозы” жизни; это не переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций и т.д. Конфликт — это не игра. Конфликт — это всегда серьезно!

  1. Практическая часть.

Проведение диагностики уровня конфликтологической культуры педагогов

Для  выявления уровня конфликтологической культуры  существует множество методик, тестов, опросников. В своем проекте я использую тест «Насколько вы конфликтны?» ( см. Приложение  № 1) и  « Стратегия поведения в конфликте»  (см. Приложение № 2)

После проведения теста « Стратегия поведения в конфликте»   в коллективе училища получены результаты: 11 баллов стратегия компромисса, сотрудничество и избегание по 7 баллов, соперничество- 4 и приспособление 2.(см.диаграмму)

Вывод: наиболее выражены стратегии компромисса, сотрудничество и избегание, что конфликтным поведение не является. Т.е. ярко выраженной субъективной предрасположенности к конфликтам у опрашиваемых не выявлено.

Повышение знаний педагогов в области психологии и конфликтологии.

7

     Для чего необходима профессиональная, в том числе и конфликтологическая  компетентность педагогу? Для того, чтобы быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.     Так какие же знания необходимы педагогу?

  1. В первую очередь – это знание возрастных особенностей ребенка и специфику возрастных ученических конфликтов. К конфликтам «школьного» возраста можно отнести: конфликт «младшего школьника», конфликт подросткового возраста, конфликт юности.

     В младшем школьном возрасте можно выделить следующие конфликты:

  1. Конфликты эмоционального неблагополучия – связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.
  2. Конфликты самооценки проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.                                                 
  3. Адаптационные конфликты – связаны с изменением социального окружения.
  4. Конфликты саморегуляции.
  5. Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.
  6. Конфликты детской зависимости, которые  связаны с изменением роли ближайшего окружения в жизни ребенка.

Основные конфликты подросткового возраста:

  1. Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград. У подростка формируются внутренние критерии, имеются альтернативы – это суть деятельностного конфликта в подростковом возрасте.
  2. Мотивационные конфликты – связаны со следующими мотивами: обособление и объединение.
  3. Эмоциональный конфликт – связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.
  4. Конфликт отношений – связан с взаимоотношениями со сверстниками и изменением внутрисемейных отношений, а именно формирование эго-идентичности – ролевого смешения (по Э.Эриксону).
  5. Конфликт самостоятельности и ответственности.

Конфликты юности представлены следующими конфликтами:

  1. Ценностно-смысловые конфликты
  2. Морально-нравственные конфликты.

8

Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.Такая классификация конфликтов способна помочь педагогу распознать причину «плохого» поведения ребенка

  1.  Учителю необходимо понимание мотивов такого поведения. Рудольф Дрейкурс выделил четыре основных мотива «плохого» поведения: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Любой мотив можно рассмотреть по схеме, предложенной С.В. Кривцовой, выделив следующие критерии: социальные причины, сущность поведения, «сильные стороны» поведения, реакции учителя: эмоции и импульс, реакции ученика, способы предотвращения.

Для удобства представим их в виде таблицы. (см. Приложение № 3)

  1. Педагогу так же необходимо знать  причины возникновения конфликтов.

Причин для конфликтов может быть великое множество, но основными из них являются:

  1. борьба за внимание;
  2. борьба за власть;
  3. желание отомстить за причиненные обиды;
  4. неадекватная самооценка: завышенная или заниженная (соответствен но излишняя амбициозность или отстраненность).

        Указанные причины характерны для любых возрастных категорий, т. к. в конфликте каждый старается достичь той или иной цели.

  1. Необходимы учителю знания об особенностях конфликтов в педагогическом процессе.

Конфликты, возникающие в педагогическом процессе, имеют целый ряд особенностей, к которым относятся:

  1. ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, поскольку школа - модель общества, где ученики усваивают нормы взаимоотношений между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт"глазами учителя" и"глазами ученика"видится по-разному), поэтому учителю не всегда, удается понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
  5. присутствие других учеников превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

9

  1. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу и  в его разрешении и на первое место поставить интересы ученика;всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие ученики.

Условием для повышения уровня знаний педагогов по данной проблеме является наличие соответствующей информационной базы в ОУ : тематическая литература, научные статьи, лекции специалистов и т.д.

10


Заключение.

Итак, согласно современной конфликтологической концепции. Конфликт считается нормальным и естественным состоянием общества. Однако это совсем не означает, что нужно всегда и всюду конфликтовать, оправдывая свою несдержанность «естественным состоянием». Данная концептуальная позиция основывается на знании особенностей природы человека. Действительно, личность конфликтогенна, то есть обладает определённым потенциалом противоречий. Это, с одной стороны, даёт возможность развиваться личности и обществу, а с другой – создаёт непростые взаимоотношения между людьми и сообществами. Отсюда вытекает вывод о том, что конфликт в обществе выполняет не только деструктивные, но и конструктивные функции. Правда, для перехода конфликта в конструктивное русло необходимо, чтобы члены общества обладали соответствующими навыками, были способны отделить проблему от человека.

        Научный подход к проблеме конфликтов позволяет утверждать, что они в принципе управляемы, регулируемы, решаемы.

       Для овладения конфликтологической компетентностью педагогу требуется осознанное изучение человека и условий его развития, позволяющее в конкретных взаимоотношениях в полной мере реализовать опыт гуманистического взаимодействия с людьми.

        Предупреждение конфликтов требует от человека  напряжения собственных творческих сил, заставляет его становиться более наблюдательным, сообразительным, находчивым и ответственным. Это путь к личному творчеству и возможность помочь тому, кто находится рядом.

Таким образом, реализация данного проекта, поможет педагогу более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много в училище, а значит, сможет повысить свою профессиональную компетентность и конфликтологическую компетентность в частности.

11


Список литературы.

  1. Анцупов А.Я. - Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  2. Бережная Г.С. - Технология формирования конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательного учреждения Пенза 2008 г.
  3. Бережная Г.С. - Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Калининград, 2009. – 46 с.
  4. Буртовская Т.В. – Конфликтология. Учебное пособие, 2002г.
  5. Гришина Н.В. -  Психология конфликта. – СПб., 2000.
  6. Гильманов С. -  Творческая индивидуальность педагога («Школьная практика» 2004 г. № 4.)
  7. Карелина  А.. -  Энциклопедия психологических тестов, М., Издательство АСТ, 1997, 299 с.
  8. Лукьянова Л.Н. -  Школьные конфликты: риск или благоприятные возможности («Классный руководитель» №7 2009г.)
  9. Педагогический конфликт: теория и технология / Общ. ред. А.С. Гусевой. – М., 1996.
  10. Под редакцией Сластенина В.А. - Формирование профессиональной культуры учителя Москва 2000 г.
  11. Харханова Г.С .  - Педагогическая конфликтология» Калининград 2003 г.
  12.  Харханова Г.С. -  Модель формирования конфликтологической компетентности педагога-психолога  Челябинск «Образование» 2004 г.

12


  1. Приложение №1.Представьте, что в общественном транспорте начинается спор на повышенных тонах. Вы:
  1. Избегаете вмешиваться;
  2. Можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
  3. Всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
  1. На собрании (совещании и т.д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
  1. Нет;
  2. Да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
  3. Всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и тех кто его защищает.
  1. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
  1. Только если они необидчивы и эти споры не портят ваших отношений;
  2. Да, но только по принципиальным, важным вопросам;
  3. Вы спорите со всеми и по любому поводу.
  1. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваши действия:
  1. Не замечаете такой пустяк;
  2. Молча возьмете солонку;
  3. Не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажитесь от еды.
  1. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:
  1. С возмущением посмотрите на обидчика;
  2. Сухо сделаете замечание;
  3. Выскажитесь, не стесняясь в выражениях.
  1. Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:
  1. Промолчите;
  2. Ограничитесь кратким тактичным комментарием;
  3. Устроите скандал из-за пустой траты денег.
  1. Не повезло в лотерее. Как вы воспринимаете это?
  1. Постараетесь быть равнодушным, но в душе дадите себе слово никогда в ней больше не участвовать;
  2. Не скроете досаду, но отнесетесь к произошедшему с юмором, пообещаете взять реванш;
  3. Билет без выигрыша надолго испортит настроение.

Обработка результатов: каждый ответ «а» оценивается в 4 балла;

«б»- 2 балла; «в»- 0 баллов.

Если набрали: от20 до 28 баллов- вы тактичны, не любите конфликтов, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих.

от 10 до 18 баллов- о вас говорят, что вы- конфликтная личность, но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода, и все средства исчерпаны. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это отразится на вашем положении, при этом не выходите за рамки корректности. За это вас и уважают.

8 и менее- вы ищите повод для споров, большая часть которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только тогда, когда это выгодно вам. Вы стремитесь навязывать свое мнение, даже если не уверены, что правы.

Приложение №2.

«Стратегия поведения в конфликте»

Каждый пункт методики оценивается следующим способом:

«совсем не согласен»- 1 балл;

«не согласен» - 2 балла;

«скорее согласен»- 3 балла;

«согласен»- 4 балла;

«полностью согласен»- 5 баллов;

  1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции.
  2. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если я точно знаю, что прав.
  3. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения.
  4. для мня важнее сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами.
  5. Я отзываюсь на  предложение других, но сам не склонен проявлять инициативу.
  6. Из любого конфликта я выхожу победителем.
  7. Я избегаю напряженных ситуаций, хотя дело от этого может пострадать.
  8. Пересматриваю свою точку зрения, почувствовав в ходе обсуждения свою неправоту.
  9. Много времени я уделяю проблемам других и часто забываю о себе.
  10. Я легко соглашаюсь уступить, если и другой поступит также.
  11. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не вынужден будет принять мою точку зрения.
  12. Я добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера.
  13. С удовольствием проявляю инициативу в примирении сторон.
  14. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем.
  15. Часто я соглашаюсь на первое же условие, которое ведет к урегулированию проблемы в отношениях.

Рядом с цифрой поставьте соответствующий балл и подсчитать сумму.

Стратегия поведения

№№ утверждений

Сумма баллов

Соперничество

1,6,11

Избегание

2,7,12

Сотрудничество

3,8,13

Приспособление

4,9,14

Компромисс

5,10,15

Стратегия поведения в конфликтной ситуации считается выраженной, если сумма баллов превышает 10.


Результаты тестирования.


Приложение № 3

Таблица для рассмотрения мотивов « плохого поведения» по схемеС.В. Кривцовой

Мотивы «плохого» поведения

Привлечение внимания

Власть

Месть

Избегание неудачи

Социальные причины

Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется «плохому», а не хорошему поведению

Мода на «сильную личность», отсутствие примеров конструктивного подчинения в окружении ребенка

Рост насилия в обществе

Слишком высокие требования родителей и учителей

Сущность поведения

Получать особое внимание

«Ты мне ничего не сделаешь»

Вредить  в ответ на обиду

Не буду и пробовать, все равно не получится

«Сильные стороны» поведения

Потребность в контакте со взрослым

Смелость, сопротивление влиянием

Способность защищать себя от боли и обид

Нет

Реакции учителя: эмоции

Раздражение, негодование

Гнев, негодование, может быть страх

Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху

Профессиональная беспомощность

Реакции учителя: импульс

Сделать замечание

Прекратить выходку с помощью физического действия

Немедленно ответить силой или уйти из ситуации.

Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста.

Реакции ученика

Временно прекращают

Прекращают выходку, когда сами решат

Прекращают выходку, когда сами решат

Попадают в зависимость от учителя. Продолжают ничего не делать

Способы предотвращения

Учить детей просить внимания приемлемыми способами. Оказывать внимание за хорошее поведение.

Уходить от конфронтации. Отдавать часть своих организационных функций.

Строить отношения с учеником по принципу заботы о нем.

Поддержка ученика, чтобы его установка «Я не могу»: сменилась на: «Я могу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность педагога среднего образования

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе професси...

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Развитие конфликтологической компетентности как условие воспитания толерантности воспитанников Суворовского военного училища.

Идея толерантности исторически связана с идеей конфликта. В обществе, во взаимоотношениях воспитанников Суворовского военного училища всегда есть предпосылки конфликта. Кроме того, у каждого человека ...