Статья: "Конфликтологическая компетентность педагога"
статья по теме
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oktyabr_2016_konfliktologicheskaya_kompetentnost_pedagoga.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конфликтологическая компетентность педагога.
Гиль Анна Сергеевна, методист
ОГБПОУ «Ульяновский колледж
культуры и искусства»
Конфликт в рамках современной конфликтологической парадигмы рассматривается как объективное явление социального взаимодействия, т. к. представляет собой форму предельного обострения естественных противоречий, характерных для общества. Не являются исключением и общеобразовательные учреждения. Педагогическая конфликтология – теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения.
Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне естественное для такого динамичного социума, каким является современное образовательное учреждение. Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Однако, слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса.
Рекомендации по упреждению и разрешению конфликтных ситуаций с учетом особенностей образовательной среды, по формированию благоприятного морально-психологического климата, методика индивидуального консультирования, учет личностного компонента в конфликте крайне необходимы сегодня педагогам.
Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта. Существует достаточно много методов управления конфликтами:
- Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.
- Противоборство характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей.
-Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.
- Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы.
- При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему:
1. Признать существование конфликта.
2. Определить возможность переговоров.
3. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.
4. Реализовать принятое решение на практике.
Однако педагогу приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и особенно часто в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести руководителю с "конфликтной личностью"? Существует единственное средство - "подобрать ключик". Для этого необходимо попытаться увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку уже трудно изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы.
Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с «трудным человеком» следует использовать такой подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным обстоятельствам и при котором вы могли бы чувствовать себя наиболее комфортно.
Профилактика образования конфликтов (лучше, конечно, до конфликта не доводить, а разрядить напряженную ситуацию):
1. Подавление собеседника выдержкой и спокойствием.
2. Насилие над собственным мнением.
3. Неожиданное решение.
4. Авансированная похвала.
Подводя итог, хочется отметить, что, по прогнозам ученых, конфликтность в обществе в XXI веке будет возрастать. Потому еще более актуальной становится задача: поставить определенные ограничительные рамки проявлению конфликтности в обществе, находя для этого приемлемые способы и средства; научиться жить с конфликтом, быть успешным, для того, чтобы быть здоровым как психически, так и физически. Но для этого необходимо понимать, как сохранить здоровье, как быть успешным и какие средства необходимо использовать для решения проблемных, а часто конфликтных ситуаций.
Источники:
1. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/ [Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза как педагогическое условие эффективного управления педагогическими конфликтами]
2. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/ [Конфликтологическая компетентность педагога –Психология образования в XXI веке: теория и практика]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность педагога среднего образования
В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе професси...
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Профессиональная компетентность педагога в системе СПО
Одной из основных задач методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...
Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"
В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...
Презентация "Инновационное пространство как фактор повышения профессиональной компетентности педагога"
Цель: обосновать роль инновационного пространства в повышении профессиональной компетентности.Задачи:1. Раскрыть понятия инновационное пространство и профессиональная компетентность.2. Рассмотреть ком...