Компетентность педагога среднего образования
статья по теме

Егорова Екатерина Михайловна

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.

Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnost.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Компетентность педагога среднего образования

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.

Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Компетенции — опредмеченные в деятельности компетентности педагога, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен, круг полномочий и прав.

Таким образом, компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Мы рассматриваем знания, умения, способности и личностные качества педагога с позиции профессиональной компетентности.

В работе «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» доктор психологических наук, профессор, академик РАО Шадриков В.Д., основываясь на европейских исследованиях, выделяет следующие профессиональные компетентности педагога:

• базовые (личностные, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, организация учебной деятельности, информационная, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений)

• специальные (формируются согласно уровню профессиональной подготовленности и специализации педагога).

Владение на высоком уровне базовыми и специальными компетентностями позволяет педагогу построить индивидуальный маршрут профессионального развития и стать конкурентоспособной личностью на рынке образовательных услуг.

В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов.

Однако высокий научно-теоретический потенциал не снимает трудности педагогов-практиков, испытывающих сложности в организации работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, особенности в области дополнительного образования.

Этим определяется актуальность выбранной нами темы «Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов».

Цель исследовательской деятельности: Выявление актуальных направлений модернизации работы по развитию профессиональной компетентности педагога с учетом специфики создаваемых и внедряемых в в ЯТЭК ПК. Проведено психолого-педагогическое исследование профессиональной компетентности, в котором приняли участие педагоги ЯТЭК ПК.

Результаты диагностики показывают, что педагоги испытывают затруднения:
• в области психолого-педагогической теории

• в области методики проведения учебных теоретических занятий.

Анализируя результаты диагностики, были определены следующие психологические барьеры, препятствующие инновационной деятельности:

• низкая самооценка

• отсутствие способностей оценить результат своей деятельности

• боязнь инноваций и ряд др.


Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

• старый опыт — новый статус, неготовность педагогов ЯТЭК ПК к осмыслению своего опыта, отбору инновационных форм содержания дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

• старые представления о профессиональной деятельности и новые требования.

Вышеуказанные противоречия и проблемы потребовали поиска путей модернизации научно-методического обеспечения образовательного процесса, которое рассматривается как обогащение педагогов, методистов дидактическими, методическими знаниями, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.

Таким образом, Программа исследовательской деятельности направлена на:

• обеспечение возможностей педагогами постоянно повышать профессиональное мастерство, удовлетворять свои образовательные потребности
• освоение эффективных педагогических технологий, позволяющих достигать положительных результатов профессиональной деятельности

• совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности.

Этапы реализации программы:

1 этап 2010-2011 гг. — режим вхождения в эксперимент

2 этап 2011-2012 гг. — определение научно-методической основы исследования, уточнение гипотезы.

3 этап 2012-2013 гг. — подведение итогов экспериментальной деятельности.
Мы уверены, что уже сегодня исследовательская деятельность помогла нам сконструировать адаптивную систему организации эффективной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов центра.

Основные направлений повышения профессиональной деятельности:

• исследование, разработка и распространение инновационных идей через цикл лекций, обучающие семинары и практикумы;

• социальное взаимодействие через создание творческих объединений педагогов;

• организация помощи в решении педагогической проблемы путем проведения серии тренингов личностного роста;

• индивидуальная работа каждого педагога по повышению профессиональной компетентности;

• аттестация.

Реализация основных направлений повышения профессиональной деятельности осуществляется с учетом специфики и уровня подготовленности педагогических работников:

1 — начинающие (молодые специалисты)

2 — педагоги без категорий

3 — педагоги 2 кв. категории

4 — педагоги 1 и высшей кв. категории


Формы работы по повышению профессионального мастерства:

• Школа молодого специалиста

• Фестиваль идей и достижений

• Научно-практические конференции

• Профессиональные конкурсы и смотры.

За время реализации программы ЯТЭК ПК достиг следующих результатов:• ежегодно проводятся региональные научно-практических конференции;
• ведется активная деятельность по разработке и внедрению инновационных образовательных программ и проектов дополнительного туристско-краеведческого образования детей;

• выпущены сборники материалов научно-практических конференций, контрольно-измерительных материалов, профессиональных конкурсов, диагностической программы изучения деятельности ЯТЭК ПК, инновационных образовательных программ;

• активное участие педагогов в конкурсах различных уровней и рангов;

• ведется тьютерское сопровождение участников профессиональных конкурсов;

• премию мэрии Якутска.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа и система повышения профессиональной компетентности педагогов позволила нашему учреждению повысить качество образовательного процесса и стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг Якутска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Педагогам среднего профессионального образования

Новые возможности для обмена опытом открыло виртуальное общение в сети интернет....

Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования

Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся стан...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...