Компетентность педагога среднего образования
статья по теме
В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.
Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnost.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Компетентность педагога среднего образования
В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.
Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Компетенции — опредмеченные в деятельности компетентности педагога, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен, круг полномочий и прав.
Таким образом, компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Мы рассматриваем знания, умения, способности и личностные качества педагога с позиции профессиональной компетентности.
В работе «Профессиональный стандарт педагогической деятельности» доктор психологических наук, профессор, академик РАО Шадриков В.Д., основываясь на европейских исследованиях, выделяет следующие профессиональные компетентности педагога:
• базовые (личностные, постановка целей и задач педагогической деятельности, мотивация учебной деятельности, организация учебной деятельности, информационная, разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений)
• специальные (формируются согласно уровню профессиональной подготовленности и специализации педагога).
Владение на высоком уровне базовыми и специальными компетентностями позволяет педагогу построить индивидуальный маршрут профессионального развития и стать конкурентоспособной личностью на рынке образовательных услуг.
В последние годы интерес педагогов к совершенствованию профессиональной деятельности растет. Появилось много работ, авторами которых являются Поташник М.М., Селевко Г.К., Ильенко Л.П., Кларин М.В. и др., в которых раскрываются различные аспекты развития профессиональной компетентности педагогов.
Однако высокий научно-теоретический потенциал не снимает трудности педагогов-практиков, испытывающих сложности в организации работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, особенности в области дополнительного образования.
Этим определяется актуальность выбранной нами темы «Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов».
Цель исследовательской деятельности: Выявление актуальных направлений модернизации работы по развитию профессиональной компетентности педагога с учетом специфики создаваемых и внедряемых в в ЯТЭК ПК. Проведено психолого-педагогическое исследование профессиональной компетентности, в котором приняли участие педагоги ЯТЭК ПК.
Результаты диагностики показывают, что педагоги испытывают затруднения:
• в области психолого-педагогической теории
• в области методики проведения учебных теоретических занятий.
Анализируя результаты диагностики, были определены следующие психологические барьеры, препятствующие инновационной деятельности:
• низкая самооценка
• отсутствие способностей оценить результат своей деятельности
• боязнь инноваций и ряд др.
Таким образом, был выявлен ряд противоречий:
• старый опыт — новый статус, неготовность педагогов ЯТЭК ПК к осмыслению своего опыта, отбору инновационных форм содержания дополнительного туристско-краеведческого образования детей;
• старые представления о профессиональной деятельности и новые требования.
Вышеуказанные противоречия и проблемы потребовали поиска путей модернизации научно-методического обеспечения образовательного процесса, которое рассматривается как обогащение педагогов, методистов дидактическими, методическими знаниями, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики.
Таким образом, Программа исследовательской деятельности направлена на:
• обеспечение возможностей педагогами постоянно повышать профессиональное мастерство, удовлетворять свои образовательные потребности
• освоение эффективных педагогических технологий, позволяющих достигать положительных результатов профессиональной деятельности
• совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Этапы реализации программы:
1 этап 2010-2011 гг. — режим вхождения в эксперимент
2 этап 2011-2012 гг. — определение научно-методической основы исследования, уточнение гипотезы.
3 этап 2012-2013 гг. — подведение итогов экспериментальной деятельности.
Мы уверены, что уже сегодня исследовательская деятельность помогла нам сконструировать адаптивную систему организации эффективной работы по развитию профессиональной компетентности педагогов центра.
Основные направлений повышения профессиональной деятельности:
• исследование, разработка и распространение инновационных идей через цикл лекций, обучающие семинары и практикумы;
• социальное взаимодействие через создание творческих объединений педагогов;
• организация помощи в решении педагогической проблемы путем проведения серии тренингов личностного роста;
• индивидуальная работа каждого педагога по повышению профессиональной компетентности;
• аттестация.
Реализация основных направлений повышения профессиональной деятельности осуществляется с учетом специфики и уровня подготовленности педагогических работников:
1 — начинающие (молодые специалисты)
2 — педагоги без категорий
3 — педагоги 2 кв. категории
4 — педагоги 1 и высшей кв. категории
Формы работы по повышению профессионального мастерства:
• Школа молодого специалиста
• Фестиваль идей и достижений
• Научно-практические конференции
• Профессиональные конкурсы и смотры.
За время реализации программы ЯТЭК ПК достиг следующих результатов:• ежегодно проводятся региональные научно-практических конференции;
• ведется активная деятельность по разработке и внедрению инновационных образовательных программ и проектов дополнительного туристско-краеведческого образования детей;
• выпущены сборники материалов научно-практических конференций, контрольно-измерительных материалов, профессиональных конкурсов, диагностической программы изучения деятельности ЯТЭК ПК, инновационных образовательных программ;
• активное участие педагогов в конкурсах различных уровней и рангов;
• ведется тьютерское сопровождение участников профессиональных конкурсов;
• премию мэрии Якутска.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа и система повышения профессиональной компетентности педагогов позволила нашему учреждению повысить качество образовательного процесса и стать конкурентоспособным на рынке образовательных услуг Якутска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах
В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....
Педагогам среднего профессионального образования
Новые возможности для обмена опытом открыло виртуальное общение в сети интернет....
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования»
выступление на МО...
Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования
Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся стан...
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...