«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования»
методическая разработка
Методическое пособие
«Создание положительной мотивации
как средство повышения качества образования»
| Автор-составитель: Чаплыгина Елена Анатольевна
|
Санкт-Петербург
2019
Аннотация:
Данное методическое пособие содержит теоретический и практический материал по проблеме мотивации, а также накопленный опыт педагогов Центра по формированию положительной мотивации обучающихся. Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, психологов, методистов, заведующих структурными подразделениями.
Содержание
1. Основные понятия. ……………………………………………………...4
2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности ……..4
3. Общие подходы к проблеме мотивации. ………………………………4
4. Технологические операции создания ситуаций успеха. ……………5
II. Формирование мотивации (практический аспект) ………………………..6
5. Способы создания ситуации успеха. ………………………………….6
6. Диагностическое исследование мотивации. …………………………..8
9. Развитие внутренней мотивации спортсменов в ДЮСШ……..…..11
IV. Литература………………………………………………………………….12
I.Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования (теоретический аспект)
1.Основные понятия
По разным источникам:
- Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
- Мотив – устойчивая, внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Развитие мотивации сегодня – необходимое условие педагогической деятельности. Это закреплено в нормативных документах.
2.Компетентность в области мотивации учебной деятельности
Компетентность в области мотивации учебной деятельности является одной из шести базовых компетенций, представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» и определяется во время проведения экспертизы практической деятельности при аттестации (Новый Порядок её проведения утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014).
Данная компетентность раскрывается через три ключевых показателя:
- умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;
- умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);
- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
3.Общие подходы к проблеме мотивации
Мотивация – это мощный механизм, который обязательно приведёт к успеху и завершенности в любой сфере.
Мотивация является ключом в реализации всех ваших целей. Независимо от того, сколько лет вы проводите за учёбой, независимо от вашего социального статуса или образа жизни, мотивация является общим фактором среди тех факторов, которые помогают достичь высоких целей.
Положительная мотивация в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Положительная мотивация – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. Главный смысл положительной мотивации состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
4.Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.
Технологически такая помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
II.Формирование мотивации (практический аспект)
5.Способы создания ситуации успеха
- Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной» радости:
- прием «Лестница».
Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
- прием «Даю шанс».
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
- прием «Исповедь» или «Когда педагог плачет».
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Данный прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение к лучшим чувствам детей получит понимание.
- Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Рассмотрим приемы «общей» радости.
- прием «Следуй за нами».
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».
Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
- прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
- прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
- Радость познания.
Развитие познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
- прием «Эврика».
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя новое задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
- прием «Линия горизонта».
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, учащийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
6.Диагностическое исследование мотивации
Тест – опросник «Оценка настроения»
Автор: Карелин А.А.
Инструкция: В этом опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить, выбрав один из трех вариантов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент обследование: обычное, эйфорическое или негативное. Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов.
Вопросы:
1. Чувствую себя бодро.
2. Другие учащиеся очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее закончились бы занятия.
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости каждого кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Оценка результатов:
Проводится по следующим критериям.
Настроение: 9 баллов -20 ответов «нет»; 8 баллов -19 ответов «нет»; 7 баллов - 18 ответов «нет»; 6 баллов -16-17 «нет»; 5 баллов -13-15 «нет»; 4 балла -10-12 «нет»; 3 балла - 8-9 «нет»; 2 балла - 6-7 «нет»; 1 балл - 5 и менее ответов «нет».
Негативное состояние: ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов -1-2 ответа; 8 баллов - 3; 7 баллов - 4; 6 баллов - 5-6; 5 баллов - 7-8; 4 балла - 9-10 ответов; 3 балла - 11-13 ответов; 2 балла – 14-15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий):
9 баллов - 6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7 баллов - 8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3 балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.
III.Опыт развития мотивации обучающихся в структурных подразделениях нашего Центра
7.Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста
Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения, может и должно осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно - через личностно значимых субъектов (педагога, родителей).
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.
Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.
Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития внутренней мотивации дошкольников на осуществление познавательной успешности:
- Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности (путешествие в сказку, викторина по сказкам, «Поле чудес», конкурс загадок).
- Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей:
- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- перенесение акцентов на поисковую деятельность;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Пример использования:
- Чем человек отличается от животных? Дети активно предлагают решение, в результате которых приходят к выводу, что речью и мышлением.
- Принцесса попадает в современный мир, но не знает многих вещей - телефон, электричество и др. В результате дают определение простым вещам.
- Принцесса не знает вежливых слов. Давайте ей поможем.
- Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. Дети пытаются научить Незнайку рифмовать слова, но сначала эти рифмы неправильные.
8.Развитие внутренней мотивации учащихся на осуществление активного участия в общественной жизни
Вопрос участия в общественной жизни наиболее актуален для учащихся среднего и старшего школьного возраста. В военно-спортивном отделе педагогами был накоплен опыт мотивирования учащихся к активному участию в общественной жизни.
- Личный пример участия педагогов в различных мероприятиях и конкурсах, что сближает педагога и учащихся, ставя их по одну сторону баррикад. Девиз работы педагогов – «Делай как я!»
- Формирование и пополнение портфолио курсантов делает успехи достижения видимыми и результативными.
- Внешняя огласка достижений курсантов в ЮВПШ «Юный десантник», «Рота почетного караула», «Школа будущего офицера» (стенды с результатами достижений, грамотами, дипломами) показывает преимущества над другими курсантами.
- Встречи с выпускниками – наиболее мощный стимул мотивации, показывающий важность портфолио при поступлении в ВУЗ военной направленности (при равном количестве баллов предпочтение отдадут тому, у кого имеется опыт участия в различных конкурсах и соревнованиях и результативность). Дополнительным стимулом служит то, что рассказывает об этом не педагог, а курсант-выпускник, обучавшийся в этой школе.
9.Развитие внутренней мотивации спортсменов в ДЮСШ
В развитии внутренней мотивации спортсменов выделено несколько факторов:
- Мотивирующая поддержка родителей.
- Личный пример тренера в стремлении к здоровьесбережению.
- Положительный эмоциональный контакт тренера со спортсменом.
- Культура взаимоотношений тренера с учащимися.
- Влияние системы взаимоотношений «тренер-спортсмен». Каждый спортсмен в процессе занятий оценивает профессиональные качества своего тренера. Если спортсмен оценивает их низко, и свои возможности в достижении спортивных результатов тоже оценивает как низкие. Что в дальнейшем снижает мотивацию к занятиям. Чем выше спортсмен оценивает тренера, тем выше считает и свои возможности.
- Удовлетворенность своими спортивными результатами.
IV.Литература
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2006.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2012. – С. 41–42.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2009.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010.
- Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408.
- Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
«Создание положительной мотивации
как средство повышения качества образования»
Автор-составитель: Чаплыгина Елена Анатольевна |
Санкт-Петербург
2019
Аннотация:
Данное методическое пособие содержит теоретический и практический материал по проблеме мотивации, а также накопленный опыт педагогов Центра по формированию положительной мотивации обучающихся. Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, психологов, методистов, заведующих структурными подразделениями.
Содержание
1. Основные понятия ……………………………………………………...4
2. Компетентность в области мотивации учебной деятельности ……..4
3. Общие подходы к проблеме мотивации ………………………………4
4. Технологические операции создания ситуаций успеха. ……………5
II. Формирование мотивации (практический аспект) ………………………..6
5. Способы создания ситуации успеха ………………………………….6
6. Диагностическое исследование мотивации …………………………..8
9. Развитие внутренней мотивации спортсменов в ДЮСШ……..…..11
IV. Литература………………………………………………………………….12
Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования (теоретический аспект)
Основные понятия
По разным источникам:
- Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
- Мотив – устойчивая, внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Развитие мотивации сегодня – необходимое условие педагогической деятельности. Это закреплено в нормативных документах.
Компетентность в области мотивации учебной деятельности
Компетентность в области мотивации учебной деятельности является одной из шести базовых компетенций, представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» и определяется во время проведения экспертизы практической деятельности при аттестации (Новый Порядок её проведения утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014).
Данная компетентность раскрывается через три ключевых показателя:
- умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной (воспитательной) деятельности;
- умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся (воспитанников);
- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся (воспитанников).
Общие подходы к проблеме мотивации
Мотивация – это мощный механизм, который обязательно приведёт к успеху и завершенности в любой сфере.
Мотивация является ключом в реализации всех ваших целей. Независимо от того, сколько лет вы проводите за учёбой, независимо от вашего социального статуса или образа жизни, мотивация является общим фактором среди тех факторов, которые помогают достичь высоких целей.
Положительная мотивация в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Положительная мотивация – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. Главный смысл положительной мотивации состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
1. Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
2. Авансирование успешного результата | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «У вас обязательно получиться..» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате». |
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с…..» «Выполняя работу, не забудьте о…..» |
4. Внесение мотива | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…» |
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.
Технологически такая помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Формирование мотивации (практический аспект)
Способы создания ситуации успеха
- Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога.
Рассмотрим некоторые приемы «неожиданной» радости:
- прием «Лестница».
Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
- прием «Даю шанс».
Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
- прием «Исповедь» или «Когда педагог плачет».
Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение педагога к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Данный прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение к лучшим чувствам детей получит понимание.
- Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Рассмотрим приемы «общей» радости.
- прием «Следуй за нами».
Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
- прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел».
Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово педагога рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
- прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно.
Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты «обмена ролями», превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».
- прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано».
В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
- Радость познания.
Развитие познавательного интереса и есть предмет заботы педагога, формирующего радость познания.
- прием «Эврика».
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя новое задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
- прием «Линия горизонта».
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, учащийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Диагностическое исследование мотивации
Тест – опросник «Оценка настроения»
Автор: Карелин А.А.
Инструкция: В этом опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует ответить, выбрав один из трех вариантов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент обследование: обычное, эйфорическое или негативное. Тест привлекает краткостью, простой формой вопросов и ответов.
Вопросы:
1. Чувствую себя бодро.
2. Другие учащиеся очень мне надоели.
3. Испытываю какое-то тягостное чувство.
4. Скорее закончились бы занятия.
5. Оставили бы меня в покое, не беспокоили бы.
6. Состояние такое, что готов горы свернуть.
7. Оценка, полученная мною, вызывает чувство неудовлетворенности.
8. Удивительное настроение: хочется петь, плясать, целовать от радости каждого кого вижу.
9. Вокруг меня очень много людей, способных поступить неблагородно, сделать зло. От любого человека можно ожидать неблаговидного поступка.
10. Все здания вокруг, все постройки на улицах кажутся мне неудачными.
11. Каждому, кого встречаю, способен сказать грубость.
12. Иду радостно, не чувствую под собой ног.
13. Никого не хочется видеть, ни с кем не хочется разговаривать.
14. Настроение такое, что хочется сказать: «Пропади все пропадом».
15. Хочется сказать: «Перестаньте меня беспокоить, отвяжитесь!».
16. Все люди мне кажутся чрезвычайно благожелательными, хорошими. Все они без исключения мне симпатичны.
17. Не вижу впереди никаких трудностей. Все легко и доступно.
18. Мое будущее мне кажется очень печальным.
19. Бывает хуже, но редко.
20. Не верю даже самым близким людям.
21. Автомашины гудят на улице резко, но зато эти звуки воспринимаются как приятная музыка.
Оценка результатов:
Проводится по следующим критериям.
Настроение: 9 баллов -20 ответов «нет»; 8 баллов -19 ответов «нет»; 7 баллов - 18 ответов «нет»; 6 баллов -16-17 «нет»; 5 баллов -13-15 «нет»; 4 балла -10-12 «нет»; 3 балла - 8-9 «нет»; 2 балла - 6-7 «нет»; 1 балл - 5 и менее ответов «нет».
Негативное состояние: ответы «да» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20; ответы «наоборот» в вопросах 1, 6, 8, 12, 16, 17. Чем меньше указанных ответов, тем лучше состояние: 9 баллов -1-2 ответа; 8 баллов - 3; 7 баллов - 4; 6 баллов - 5-6; 5 баллов - 7-8; 4 балла - 9-10 ответов; 3 балла - 11-13 ответов; 2 балла – 14-15 ответов.
Состояние эйфории: ответы «да» на вопросы 1, 6, 8, 12, 16, 17; ответы «наоборот» на вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 13, 14, 15, 18, 19, 20. Чем больше указанных ответов, тем более выражено эйфорическое состояние (неадекватно восторженная оценка событий):
9 баллов - 6ответов и ниже; 8 баллов – 7; 7 баллов - 8-9 ответов; 6 баллов – 10-11; 5 баллов – 12-13; 4 балла – 14-15; 3 балла – 16-17; 2 балл – 18-19; 1 балл – 20 ответов и более.
Опыт развития мотивации обучающихся в структурных подразделениях нашего Центра
Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста
Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения, может и должно осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно - через личностно значимых субъектов (педагога, родителей).
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и педагоги должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.
Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.
Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития внутренней мотивации дошкольников на осуществление познавательной успешности:
- Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности (путешествие в сказку, викторина по сказкам, «Поле чудес», конкурс загадок).
- Моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей:
- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- перенесение акцентов на поисковую деятельность;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Пример использования:
- Чем человек отличается от животных? Дети активно предлагают решение, в результате которых приходят к выводу, что речью и мышлением.
- Принцесса попадает в современный мир, но не знает многих вещей - телефон, электричество и др. В результате дают определение простым вещам.
- Принцесса не знает вежливых слов. Давайте ей поможем.
- Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций. Дети пытаются научить Незнайку рифмовать слова, но сначала эти рифмы неправильные.
Развитие внутренней мотивации учащихся на осуществление активного участия в общественной жизни
Вопрос участия в общественной жизни наиболее актуален для учащихся среднего и старшего школьного возраста. В военно-спортивном отделе педагогами был накоплен опыт мотивирования учащихся к активному участию в общественной жизни.
- Личный пример участия педагогов в различных мероприятиях и конкурсах, что сближает педагога и учащихся, ставя их по одну сторону баррикад. Девиз работы педагогов – «Делай как я!»
- Формирование и пополнение портфолио курсантов делает успехи достижения видимыми и результативными.
- Внешняя огласка достижений курсантов в ЮВПШ «Юный десантник», «Рота почетного караула», «Школа будущего офицера» (стенды с результатами достижений, грамотами, дипломами) показывает преимущества над другими курсантами.
- Встречи с выпускниками – наиболее мощный стимул мотивации, показывающий важность портфолио при поступлении в ВУЗ военной направленности (при равном количестве баллов предпочтение отдадут тому, у кого имеется опыт участия в различных конкурсах и соревнованиях и результативность). Дополнительным стимулом служит то, что рассказывает об этом не педагог, а курсант-выпускник, обучавшийся в этой школе.
Развитие внутренней мотивации спортсменов в ДЮСШ
В развитии внутренней мотивации спортсменов выделено несколько факторов:
- Мотивирующая поддержка родителей.
- Личный пример тренера в стремлении к здоровьесбережению.
- Положительный эмоциональный контакт тренера со спортсменом.
- Культура взаимоотношений тренера с учащимися.
- Влияние системы взаимоотношений «тренер-спортсмен». Каждый спортсмен в процессе занятий оценивает профессиональные качества своего тренера. Если спортсмен оценивает их низко, и свои возможности в достижении спортивных результатов тоже оценивает как низкие. Что в дальнейшем снижает мотивацию к занятиям. Чем выше спортсмен оценивает тренера, тем выше считает и свои возможности.
- Удовлетворенность своими спортивными результатами.
Литература
- Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2006.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 2012. – С. 41–42.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М., 2009.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 2010.
- Немов Р.С. Психология: учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М., 2010.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408.
- Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г.
Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 2011.
Интернет-источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: "Педагогические технологии как средство повышения качества образования обучающихся НПО"
Ни для кого не секрет, что у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро...
Информационно-коммуникационные технологии и электронные образовательные ресурсы как средство повышения качества образования
Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в...
тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»
Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....
Презентация "Использование в образовательной деятельности ЭОР как средства повышения качества образования"
Для повышения эффективности образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий теоретического обучения использую информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурс...
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные во...
"Профессиональная направленность при обучении иностранному языку как средство повышения качества образования".
В статье рассматриваются вопросы использования профессионального аспекта при обучении иностранному языку....
Научная статья "Дистанционное обучение, как средство повышения качества образования в начальной школе"
Данная статья предназначена для учителей начальных классов...