Рабочая программа по физике для профессии 110809 "Механизация сельского хозяйства"
методическая разработка на тему
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Россииот 29.05.2007 № 03-1180).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_spo.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
«ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
для профессии
среднего профессионального
образования
110809
«МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
Составитель: Сорокина М. В. – преподаватель физики ГБОУ СПО РМЭ «ТМСХ» п. Мари-Турек
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
(для специальностей среднего профессионального образования)
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) физика изучается в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля физика изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях СПО – 169 часов.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
В программе по физике, реализуемой при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля, профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
Программа содержит тематические планы, отражающие количество часов, выделяемое на изучение физики в учреждениях СПО при овладении обучающимися профессиями и специальностями технического профиля.
В тематические планы включены физический практикум, предусматривающий выполнение лабораторных работ и решение более сложных задач на материале того раздела физики, который связан с получаемой профессией, а также резерв учебного времени, предоставляющий преподавателю возможность внести в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Программа учебной дисциплины «Физика» служит основой для разработки рабочей программы, в которой уточняется последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
Технический профиль
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание обучения в учреждениях СПО (169 час.)
Введение
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
- МЕХАНИКА
Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов в классической механике. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условие равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА
Возникновение атомистической теории гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
- ЭЛЕКТРОДИНАМИКА
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.
Демонстрации
Электрометр
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Счетчик ионизирующих частиц.
5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез.
Образование планетных систем. Солнечная система.
Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Резерв свободного учебного времени (10 часов)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Количество часов |
Технический профиль | |
СПО | |
169 | |
Введение | 2 |
1. Механика | 36 |
2. Молекулярная физика. Термодинамика | 31 |
3. Электродинамика | 52 |
4. Строение атома и квантовая физика | 30 |
5. Эволюция Вселенной | 8 |
Физический практикум | – |
Резерв учебного времени | 10 |
Итого | 169 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Физика» обучающийся должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
- смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
- отличать гипотезы от научных теорий;
- делать выводы на основе экспериментальных данных;
- приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
- применять полученные знания для решения физических задач.
- определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
- измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Мякишев Г. Я. Физика. Учебник для 10 класса средней школы. М., 1996 г.
- Рымкевич А. П. , Рымкевич П. А. Сборник задач по физике для 8 – 10 классов средней школы. М., 1983.
- Кимбар Б. А., Качинский А. М., Заикина Н. С. Сборник самостоятельных и контрольных работ по физике. (VI – X). Мн., 1985
- Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы. Т.1 Механика, теплота, основы электродинамики. Под ред. А. А. Покровского. Пособие для учителей. Изд. 3-е, переработанное. М., 1978
- Качинский А. М., Кимбар Б. А. Задания и лабораторные работы практикума по физике, VIII – X классы, Мн., 1981
- Контрольные работы по физике в VI – X классах средней школы. Дидактический материал. Под редакцией Э. Е. Эвенчик, С. Я. Шамаша. Пособие для учителя. М., 1986
7. Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10—11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
8. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2004.
9. Мякишев Г. Я. Физика. Учебник для 11 класса средней школы .М., 1996
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО РМЭ «ТМСХ»
__________________ Ф. Ф. Садыков
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа студента | |
Введение | 2 | 2 | |||
Раздел 1 | Механика | 55 | 36 | 19 | |
Тема 1.1. | Кинематика | 15 | 11 | 4 | |
Тема 1.2. | Динамика | 14 | 10 | 4 | |
Тема 1.3. | Законы сохранения в механике | 13 | 9 | 4 | |
Тема 1.4. | Статика | 6 | 2 | 4 | |
Тема 1.5 | Релятивистская механика | 7 | 4 | 3 | |
Раздел 2 | Молекулярная физика и термодинамика | 47 | 31 | 16 | |
Тема 2.1. | Основы молекулярно-кинетической теории | 9 | 6 | 3 | |
Контрольное тестирование по темам 1 семестра. | 2 | 2 | |||
Тема 2.2 | Температура. Энергия теплового движения молекул. | 7 | 4 | 3 | |
Тема 2.3 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | 6 | 4 | 2 | |
Тема 2.4 | Взаимные превращения жидкостей и газов | 8 | 5 | 3 | |
Тема 2.5 | Твердые тела | 6 | 4 | 2 | |
Тема 2.2. | Основы термодинамики | 8 | 5 | 3 | |
Раздел 3 | Электродинамика | 79 | 52 | 27 | |
Тема 3.1. | Электростатика | 21 | 14 | 7 | |
Тема 3.2. | Законы постоянного тока | 17 | 11 | 6 | |
Тема 3.3. | Магнитное поле | 12 | 8 | 4 | |
Тема 3.4. | Электрический ток в различных средах | 14 | 9 | 5 | |
Тема 3.5. | Электромагнитная индукция | 15 | 10 | 5 | |
Раздел 4 | Строение атома и квантовая физика | 45 | 30 | 15 | |
Тема 4.1. | Световые кванты | 14 | 9 | 5 | |
Тема 4.2. | Атомная физика | 5 | 3 | 2 | |
Тема 4.3 | Физика атомного ядра | 26 | 18 | 8 | |
Раздел 5 | Эволюция Вселенной | 12 | 8 | 4 | |
Тема 5.1 | Солнечная система | 9 | 6 | 3 | |
Тема 5.2 | Единая физическая картина мира | 1 | 1 | - | |
Тема 5.3 | Физика и научно-техническая революция | 2 | 1 | 1 | |
Повторение | 6 | 6 | |||
Контрольное тестирование по темам 2 семестра. | 2 | 2 | |||
ИТОГО | 250 | 169 | 81 |
Рассмотрен на заседании ПЦК общеобразовательных предметов
Протокол №
Председатель ПЦК: Н. В. Смирнова
Составитель: М. В. Сорокина
Поурочное планирование по предмету «Физика»
1 курс
1-2 ПОВТОРЕНИЕ. «Входной контроль»
Раздел 1. МЕХАНИКА
Глава 1.1. Кинематика
3. Введение. Что такое механика. Единицы физических величин.
4. Движение точки и тела. Положение точки в пространстве.
5. Способы описания движения. Система отсчета. Траектория.
6. Перемещение. Скорость равномерного прямолинейного движения.
7. Уравнение равномерного прямолинейного движения точки. Решение задач.
8. Ускорение. Движение с постоянным ускорением. Единицы ускорения.
9. Скорость при движении с постоянным ускорением свободного падения.
10. Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения.
11. Поступательное движение тел. Вращательное движение. Угловая и линейная скорости вращения.
12. Решение задач.
13. Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
Глава 1.2. Динамика.
14. Основное утверждение механики. Принцип относительности Галилея.
15. Первый закон Ньютона.
16. Сила. Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона.
17. Третий закон Ньютона.
18. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.
19. Решение задач.
20. Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Первая космическая скорость.
21. Сила тяжести и вес. Невесомость.
22. Решение задач.
23. Контрольная работа №2 по теме «Динамика».
Глава 1.3. Законы сохранения в механике
24. Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса.
25. Реактивное движение. Успехи России в освоении космического пространства.
26. Работа силы. Мощность.
27. Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.
28. Работа силы тяжести. Работа сил упругости.
29. Потенциальная энергия.
30. Закон сохранения в механике.
31. Решение задач.
32. Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике»
Глава 1.4. Статика
33. Равновесие тел. Условие равновесия твердого тела.
34. Момент силы. Второе условие равновесия твердого тела.
Глава 1.5. Релятивистская механика
35. Постулаты теории относительности. Относительность времени.
36. Релятивистский закон сложения скоростей.
37. Взаимосвязь массы и энергии.
38. Контрольная работа №4 по разделу «Механика»
Раздел 2. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМРДИНАМИКА.
Глава 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории.
39. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул.
40. Масса молекул. Количество вещества.
41. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.
42. Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул.
43. Основное уравнение МКТ газа.
44. Решение задач
Глава 2.2. Температура. Энергия теплового движения молекул.
45. Температура и тепловое равновесие. Определение температуры.
46. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул.
47. Измерение скорости молекул. Решение задач.
48. Решение задач.
Глава 2.3. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
49. Уравнение состояния идеального газа.
50. Изопроцессы.
51. Решение задач.
Глава 2.4. Взаимное превращение жидкостей и газов.
52. Фазовый переход пар – жидкость. Испарение. Конденсация.
53. Насыщенный пар. Зависимость движения насыщенного пара от температуры. Кипение.
54. Влажность воздуха. Определение влажности воздуха с помощью психрометра.
55. Решение задач.
Глава 2.5. Твердые тела.
56. Кристаллизация и плавление твердых тел.
57. Структура твердых тел. Кристаллическая решетка.
58. Виды деформаций твердых тел.
59. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость.
60. Решение задач.
Глава 2.6. Основы термодинамики.
61. Внутренняя энергия.
62. Работа в термодинамике.
63. Количество теплоты.
64. Первый закон термодинамики.
65. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.
66. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.
67. Принцип действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.
68. Решение задач.
69. Контрольная работа №5 по разделу «Молекулярная физика»
Раздел 3. ЭЛЕКТРОДИНАМИКА.
Глава 3.1. Электростатика.
70. Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела.
71. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда.
72. Закон Кулона – основной закон электростатики. Единица заряда.
73. Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле.
74. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей.
75. Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара.
76. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков.
77. Потенциональная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.
78. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.
79. Связь между напряженностью электрического поля и разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности.
80. Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.
81. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
82. Решение задач.
83. Контрольная работа №6 по теме «Электростатика»
Глава 3.2. Законы постоянного тока.
84. Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока.
85. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.
86. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
87. Лабораторная работа «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
88. Лабораторная работа «Определение удельного сопротивления проводника»
89. Работа и мощность постоянного тока. Закон Джоуля-Ленца.
90. Электродвижущая сила.
91. Закон Ома для полной цепи.
92. Лабораторная работа «Измерение ДВС и внутреннего сопротивления источника тока»
93. Решение задач.
94. Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока»
Глава 3.3. Магнитное поле.
95. Взаимодействие токов. Магнитное поле.
96. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции.
97. Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.
98. Электроизмерительные приборы. Применение законов Ампера. Громкоговоритель.
99. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца.
100. Магнитные свойства вещества.
101. Решение задач.
102. Контрольная работа №8 по теме «Магнитное поле»
Глава 3.4. Электрический ток в различных средах.
103. Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.
104. Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей.
105. Электрический ток через контакт полупроводников р- и п-типов. Полупроводниковый диод. Транзисторы.
106. Электрический ток в вакууме. Диод. Электрические пучки. Электронно-лучевая трубка.
107. Электрический ток в жидкостях.
108. Закон электролиза.
109. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный разряды.
110. Решение задач.
111. Контрольная работа №9 по теме «Электрический ток в различных средах»
Раздел 3.5. Электромагнитная индукция.
112. Открытие электромагнитной индукции.
113. Магнитный поток.
114. Направление индукционного тока. Правило Ленца.
115. Закон электромагнитной индукции.
116. Вихревое электрическое поле.
117. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Электродинамический микрофон.
118. Самоиндукция. Индуктивность.
119. Энергия магнитного поля тока.
120. Решение задач.
121. Контрольная работа №10 по теме « Электромагнитная индукция»
Раздел 4. СТРОЕНИЕ АТОМА И КВАНТОВАЯ ФИЗИКА.
Глава 4.1. Световые кванты
122. Фотоэффект.
123. Теория фотоэффекта.
124. Фотоны.
125. Решение задач.
126. Применение фотоэффекта.
127. Давление света.
128. Химическое действие света.
129. Решение задач.
130. Контрольная работа №11 по теме «Световые кванты»
Глава 4.2. Атомная физика.
131. Строение атома. Опыты Резерфорда.
132. Квантовые постулаты Бора.
133. Лазеры.
Глава 4.3. Физика атомного ядра.
134. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
135. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения.
136. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада.
137. Период полураспада.
138. Изотопы. Открытие нейтрона.
139. Строение атомного ядра. Ядерные силы.
140. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.
141. Деление ядер урана.
142. Цепные ядерные реакции.
143. Ядерный реактор.
144. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии.
145. Получение радиоактивных изотопов.
146. Три этапа в развитии физики элементарных частиц.
147. Открытие позитрона. Античастицы.
148. Лабораторная работа «Изучение треков заряженных частиц»
149. Решение задач.
150. Физика и научно-техническая революция.
151. Контрольная работа №12 по теме «Физика атомного ядра»
Раздел 5. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ.
Глава 5.1. Солнечная система.
152. Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик.
153. Большой взрыв.
154. Возможные сценарии эволюции Вселенной.
155. Эволюция и энергия горения звезд.
156. Термоядерный синтез.
157. Образование планетных систем. Солнечная система
Глава 5.2. Единая физическая картина мира
158. Единая физическая картина мира.
Глава 5.3. Физика и научно-техническая революция.
159. Физика и научно-техническая революция.
160 – 169. Повторение. Контрольные тестирования по итогам семестров. Подготовка к итоговой аттестации.
Составила: преподаватель физики М. В. Сорокина
Внеаудиторные самостоятельные работы (81 ч.)
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса, связанного с изучением дисциплины «Физика» и включает в себя следующие формы ее проведения:
- Подготовка к аудиторным контрольным работам (тестам), зачетам и экзамену.
- Самостоятельное решение задач
- Выполнение домашних контрольных работ.
- Самостоятельная проработка отдельных тем дисциплины, вынесенных на самостоятельное изучение.
Самостоятельная работа №1:
Тема 1 «Скорость света. Экспериментальные основы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна».
Тема 2 « Относительность одновременности событий. Относительность понятий длины и промежутка времени».
Форма отчетности: тема 1 – конспект в тетради для внеаудиторных занятий;
тема 2 – реферат, оформленный согласно предъявленным требованиям.
Самостоятельная работа №2:
Тема 1 «Понятие релятивистской массы (зависимость массы от скорости). Основной закон релятивистской динамики материальной точки».
Форма отчетности: тема 1 - конспект в тетради для внеаудиторных занятий.
Самостоятельная работа №3:
Тема 1 « Закон взаимосвязи массы и энергии».
Форма отчетности: тема 1- доклад.
Самостоятельная работа №4:
Тема 1 « Решение задач по теме»
Форма отчетности: тема 1 – решение домашней контрольной работы в тетради для внеаудиторных занятий
Самостоятельная работа №5:
Тема 1 - «Предсказательная сила законов в классической механике. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики»
Форма отчетности: тема 1 – доклад
Самостоятельная работа №6:
Тема 1 «Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Скорости движения молекул и их измерение. Понятие вакуума».
Форма отчетности: тема 1 - конспект в тетради для внеаудиторных занятий.
Самостоятельная работа №7:
Тема 1 «Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества»
Форма отчетности: тема 1 – конспект в тетради для внеаудиторных занятий.
Самостоятельная работа №8:
Тема 1 «Решение задач на газовые законы»
Форма отчетности: тема 1 – решение домашней контрольной работы в тетради для внеаудиторных занятий.
Самостоятельная работа №9:
Тема 1 «Понятие фазы вещества. Взаимодействие атмосферы и гидросферы. Критическое состояние вещества».
Тема 2 «Ближний порядок. Внутреннее трение в жидкости, вязкость. Дальний порядок».
Форма отчетности: тема 1 – конспект в тетради для внеаудиторных занятий.
Тема 2 – реферат, оформленный согласно предъявляемым требованиям
Самостоятельная работа №10:
Тема 3 «Типы связей в кристаллах. Виды кристаллических структур».
Форма отчетности: тема 1 – конспект в тетради для внеаудиторных занятий.
Самостоятельная работа №11:
Тема 1 «Материальность электромагнитного поля. Диэлектрическая проницаемость среды».
Форма отчетности: тема 1 – конспект в тетради для внеаудиторных занятий.
Самостоятельная работа №12:
Тема 1 «Решение задач на закон Ома»
Форма отчетности: тема 1 – решение домашней контрольной работы в тетради для внеаудиторных занятий
Самостоятельная работа №13:
Тема 1 «Определение удельного заряда. Магнитосфера Земли. Радиационные пояса Земли».
Форма отчетности: тема 1 – доклад.
Самостоятельная работа №14:
Тема 1 «Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце. Энергия электромагнитного поля (волны)».
Форма отчетности: тема 1 – реферат.
Самостоятельная работа №15:
Тема 1 «Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение»
Форма отчетности: тема 1 – конспект в тетради для внеаудиторных занятий
Самостоятельная работа №16:
Тема 1 «Опыты П.Н.Лебедева. Понятие о корпускулярно-волновой природе света».
Форма отчетности: тема 1 – доклад
Самостоятельная работа №17:
Тема 1 «Объяснение образования фраунгоферовых линий в спектрах Солнца и звезд. Люминесценция».
Тема 2 «Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронов».
Тема 3 «Принцип действия и области применения квантовых генераторов. Виды космического излучения. Поглощение космического излучения в земной атмосфере».
Форма отчетности: тема 1, 2 – конспект.
тема 3 – реферат
Самостоятельная работа №18:
Тема 1 «Понятие о классификации частиц и их взаимодействиях. Античастицы. Взаимные превращения вещества и поля».
Форма отчетности: тема 1 – доклад
Самостоятельная работа №19:
Тема 1 «Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной»
Форма отчетности: тема 1 – доклад
Самостоятельная работа №20:
Тема 1 «Понятие о парниковом эффекте».
Форма отчетности: тема 1 – доклад
Перечень работ вынесенных на самостоятельное изучение студентов
№ п/п темы | Наименование темы | Наименование работы |
1 | 2 | 3 |
Тема 1.1. | Кинематика | Тема 1 «Скорость света. Экспериментальные основы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна». |
Тема 2 « Относительность одновременности событий. Относительность понятий длины и промежутка времени». | ||
Тема 1.2. | Динамика | Тема 1 «Понятие релятивистской массы (зависимость массы от скорости). Основной закон релятивистской динамики материальной точки». |
Тема 1.3. | Законы сохранения в механике | Тема 1 «Закон взаимосвязи массы и энергии». |
Тема 1.4. | Статика | Тема 1 « Решение задач по теме» |
Тема 1.5 | Релятивистская механика | Тема 1 «Предсказательная сила законов в классической механике. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики» |
Тема 2.1. | Основы молекулярно-кинетической теории | Тема 1 «Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Скорости движения молекул и их измерение. Понятие вакуума». |
Тема 2.2 | Температура. Энергия теплового движения молекул. | Тема 1 «Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества» |
Тема 2.3 | Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. | Тема 1 «Решение задач на газовые законы» |
Тема 2.4 | Взаимные превращения жидкостей и газов | Тема 1 «Понятие фазы вещества. Взаимодействие атмосферы и гидросферы. Критическое состояние вещества». |
Тема 2 «Ближний порядок. Внутреннее трение в жидкости, вязкость. Дальний порядок». | ||
Тема 2.5 | Твердые тела | Тема 1 «Типы связей в кристаллах. Виды кристаллических структур». |
Тема 2.6 | Основы термодинамики | Тема 3 «Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве и охрана природы». |
Тема 3.1. | Электростатика | Тема 1 «Материальность электромагнитного поля. Диэлектрическая проницаемость среды». |
Тема 3.2 | Законы постоянного тока | Тема 1 «Решение задач на закон Ома» |
Тема 3.3. | Магнитное поле | Тема 1 «Определение удельного заряда. Магнитосфера Земли. Радиационные пояса Земли». |
Тема 3.4. | Электрический ток в различных средах | Тема 1 «Роль магнитных полей в явлениях, происходящих на Солнце. Энергия электромагнитного поля (волны)». |
Тема 3.5. | Электромагнитная индукция | Тема 1 «Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение» |
Тема 4.1. | Световые кванты | Тема 1 «Опыты П.Н.Лебедева. Понятие о корпускулярно-волновой природе света». |
Тема 4.2. | Атомная физика | Тема 1 «Объяснение образования фраунгоферовых линий в спектрах Солнца и звезд. Люминесценция». |
Тема 2 «Гипотеза Луи де Бройля. Дифракция электронов». | ||
Тема 3 «Принцип действия и области применения квантовых генераторов. Виды космического излучения. Поглощение космического излучения в земной атмосфере». | ||
Тема 4.3 | Физика атомного ядра | Тема 1 «Понятие о классификации частиц и их взаимодействиях. Античастицы. Взаимные превращения вещества и поля». |
Тема 5.1 | Солнечная система | Тема 1 «Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной» |
Тема 5.2 | Единая физическая картина мира | - |
Тема 5.3 | Физика и научно-техническая революция | Тема 1 «Понятие о парниковом эффекте» |
Вопросы к зачету №1
Кинематика материальной точки.
Какой раздел физики называют механикой?
- Из каких разделов состоит механика?
- Что изучает кинематика?
- При каких условиях тело можно считать материальной точкой?
- Как определяют положение точки в пространстве?
- Что называется траекторией и какие траектории бывают?
- Какие величины в физике называются векторными и какие скалярными? Какие векторы называются равными? Что можно сказать о проекциях равных векторов?
- В чем различие между перемещением и пройденным путем при прямолинейном движении?
- Как производят сложение и вычитание векторов?
- Как выражается уравнение равномерного движения математически, словесно и графически?
- Какая имеется связь между скоростью движущегося тела и изменением его положения в пространстве? Изобразите ее графически.
- Как найти перемещение и скорость тела относительно неподвижной системы отсчета, если тело находится в подвижной системе координат?
- Что такое ускорение переменного движения и для чего его нужно знать?
- Как определяется скорость точки, движущейся равноускоренно с начальной скоростью, равной нулю?
- Как определяется перемещение точки, движущейся равноускоренно с начальной скоростью, не равной нулю?
- Выразите графически зависимость скорости от времени для равноускоренного движения (υ0=0).
- Выразите графически зависимость скорости от времени для равноускоренного движения (υ00).
- Какая существует связь между перемещением и скоростью при равноускоренном движении?
- Какое движение называют свободным падением?
- Какие формулы применяются для описания свободного падения тела?
- Как направлена скорость движения тела в любой точке криволинейной траектории?
- Как направлено ускорение при равномерном движении по окружности? Как его называют?
- Как линейная скорость точки при ее равномерном движении по окружности связана с угловой скоростью? Что такое период и частота вращения?
- Как связано центростремительное ускорение с другими величинами, характеризующими движение по окружности?
Вопросы к зачету №2
Динамика материальной точки.
- В чем заключается первый закон Ньютона?
- Какие опыты служат для обоснования второго закона Ньютона?
- Каково содержание третьего закона Ньютона?
- Что является причиной ускорения тела?
- Для характеристики каких свойств вводится понятие массы?
- Что можно сказать об ускорении двух взаимодействую щих тел?
- Всегда ли выполняется второй закон Ньютона?
- Какова связь между ускорением и силой? массой и уско рением?
- В каких единицах измеряется масса в СИ?
- В каких единицах измеряется сила в СИ?
- На тела одинаковой массы действуют разные силы: 1 и 2. Какая существует зависимость между силами и уско рениями, сообщенными телам этими силами?
- На тела разных масс действует одна и та же сила. Какая существует зависимость между массами тел и полученными этими телами ускорениями?
- Тело движется с некоторой постоянной скоростью. Как оно станет двигаться после того, как к нему будут приложены две одинаковые по модулю и противоположные по направлению силы?
- Какие вы знаете примеры проявления инерции тел в бы товых явлениях и в простейшей технике?
- Почему пассажиры любого вида транспорта при внезап ной остановке наклоняются вперед, а при резком увеличении скорости движения — назад?
- На столике в вагоне поезда лежит коробка конфет и яблоко. Почему, когда поезд тронулся с места, яблоко покати лось назад (относительно поезда), а коробка конфет осталась в покое?
- Упавший на пол мяч подскочил вверх. Под действием какой силы мяч падал? Под действием какой силы мяч подско чил?
- Какое свойство тел называют инерцией?
- Какие системы отсчета называют инерциальными?
- Растягивая пружинный динамометр, два ученика могут развить силу по 200 Н каждый. Что покажет динамометр?
- Двое учащихся тянут за динамометр в противоположные стороны. Каково показание динамометра, если первый уча щийся может развить силу 650 Н, а второй — 300 Н?
- Автомобиль стоит на мосту. Какая сила уравновешивает силу тяжести, действующую на автомобиль? Как возникает эта сила?
- Всегда ли трение скольжения больше трения качения?
- Что легче: удержать тело на наклонной плоскости или двигать его по наклонной плоскости равномерно вверх?
- Почему брусок, положенный на доску, не сразу начинает скользить по ней при подъеме одного конца доски?
- Груз равномерно тянут за привязанную к нему веревку по горизонтальной поверхности. Какая сила уравновешивает силу упругости нити?
- Почему быстро идущий пешеход, переходя с шерохова той дороги на скользкую, может упасть назад, а при переходе с гладкой на шероховатую наклоняется вперед?
Вопросы к зачету №3
Законы сохранения.
- Что называется импульсом тела?
- В каких единицах измеряется импульс?
- В чем состоит закон сохранения импульса?
- Какая существует связь между силой и импульсом?
- В чем заключается принцип действия реактивного дви жения?
- Почему при выстреле из ружья рекомендуется сильнее прижимать его к плечу?
- Два шара одинакового объема, деревянный и свинцовый,
движутся с одинаковыми по модулю скоростями. Какой шар обладает большим импульсом? - Два шара движутся с одинаковыми по модулю скоростя ми навстречу друг другу по одной прямой. Что произойдет после их неупругого столкновения? Рассмотрите случаи одина ковых и разных масс шаров.
- Снаряд массой m1, движущийся со скоростью 1 парал лельно рельсам, ударяет в неподвижную платформу с песком массой m2 и там застревает. С какой скоростью 2 станет дви гаться платформа?
- Что такое механическая работа?
- Как определяется работа, если перемещение тела проис ходит по направлению силы?
- Как вычисляется работа в случае, когда перемещение тела составляет угол с направлением силы?
- Когда сила, действующая на тело, не производит работы при его перемещении?
- Какая единица служит для измерения работы в СИ?
- Как определяется мощность?
- В каких единицах измеряют мощность?
- Чему равна работа всех сил, действующих на тело, кото рое движется равномерно?
- Тело свободно падает с некоторой высоты. Одинаковую
ли работу совершает сила тяжести за последовательные рав ные промежутки времени? - Какая формула служит для определения кинетической энергии тела?
- По какой формуле можно подсчитать потенциальную энергию поднятого над Землей тела?
- Какое существует соотношение между произведенной над телом работой и полученной телом кинетической энергией?
- В чем заключается закон сохранения и превращения энергии?
- Почему расходуется больше бензина при езде автомоби ля с ускорением, чем при езде с постоянной скоростью?
- Какие превращения энергии происходят при выстреле из орудия? При запуске ракет?
Вопросы к зачету №4
Постоянный электрический ток
- Что называется электрическим током?
- Выполнение каких условий необходимо для существования электрического тока?
- По каким явлениям мы можем судить о наличии электрического тока в проводнике?
- Какие величины характеризуют электрический ток?
- Что называется силой тока?
- Из каких опытов следует, что ток в металлах обусловлен направленным движением свободных электронов?
- Как включаются в электрическую цепь амперметр и вольтметр?
- Как сила тока, проходящего через сечение проводника, связана с числом движущихся носителей и с их зарядом?
- Что называется вольт-амперной характеристикой провод ника?
- В чем заключается закон Ома для участка цепи?
- Что такое сопротивление проводника и в каких единицах оно измеряется?
- Что такое проводимость?
- Как зависит сопротивление проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала?
- Как зависит сопротивление проводника от температуры?
- Длину проволоки вытягиванием увеличили вдвое. Как изменилось ее сопротивление?
- Как можно объяснить, исходя из электронных представлений, увеличение сопротивления проводника при его нагрева нии?
- Какое соединение проводников называется последовательным? Начертите его схему.
- Какое соединение проводников называется параллельным? Начертите его схему.
- Чему равна работа постоянного тока на участке цепи?
24. В каких единицах измеряется работа электрического тока? - . Чему равна мощность постоянного электрического тока и в каких единицах она измеряется?
- В чем заключается закон Джоуля — Ленца?
- В цепь включены параллельно медная и железная проволоки равной длины и сечения. В какой из проволок выделит ся большее количество теплоты за одно и то же время?
- В чем состоит закон Ома для замкнутой цепи?
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ФИЗИКЕ В ГБОУ СПО РМЭ «ТМСХ» для группы ТМ-1
- Механическое движение. Относительность движения. Система отчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость. Ускорение. Равномерное и равноускоренное движение.
- Взаимодействие тел. Сила. Законы Ньютона.
- Импульс тела. Закон сохранения импульса тела. Проявление закона сохранения импульса в природе и его использование в технике.
- Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.
- Превращение энергии при механических колебаниях. Свободные и вынужден ные колебания. Резонанс.
- Опытное обоснование основных положений молекулярно-кинетической теории
строения вещества. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро. - Идеальный газ. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа. Температура и ее измерение. Абсолютная температура.
- Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева-Клапейрона).
Изотермический, изобарный, изохорный процессы. - Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность
воздуха. Измерение влажности воздуха. - Кристаллические и аморфные тела. Упругие и пластические деформации
твердых тел. - Работа в термодинамике. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики.
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. - Взаимодействие заряженных тел. Закон кулон. Закон сохранения электрического заряда.
- Конденсаторы. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.
- Работа и мощность в цепи постоянного тока, электродвижущая сила. Закон
Ома для полной цепи. - Магнитное поле, условие его существования. Действие магнитного поля на
электрический заряд, и опыты иллюстрирующие это действие. Магнитная индукция. - Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. Полупроводниковые приборы.
- Электромагнитная индукция. Магнитный ток. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.
- Явление самоиндукции. Индуктивность. Электромагнитное поле.
- Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный кон
тур и превращение энергии при электромагнитных колебаниях. Частота и период колебаний. - Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и примеры их
практического использования. - Волновые свойства света (интерференция, дифракция, поляризация). Электромагнитная теория света.
- Фотоэффект и его законы. УравнениеЭйнштейна для фотоэффекта и пояснения Планка. Применение фотоэффекта в технике.
- Опыты Резерфорда по рассеянию частиц. Ядерная модель атома.
- Квантовые постулаты Бора. Испускание и поглощение света атомами. Спектральный анализ.
- Состав ядра атома. Изотопы. Энергия связи ядра атома. Цепная ядерная реакция, условия ее существования. Термоядерные реакции.
- Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений и методы их регистрации, биологическое действие ионизирующих излучений.
- Солнечная система. Звезды и источники их энергии.
- Галактика. Строение и эволюция Вселенной.
- Единая физическая картина мира.
- Физика и научно-техническая революция.
Разработал преподаватель физики: ______________ /М. В. Сорокина/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент вводного занятия по дисциплине ОП 04 «Электротехника и электронная техника» основной профессиональной образовательной программы СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
Фрагмент вводного учебного занятия (45 минут) по теме «Электрическая энергия, её свойства и применение» для дисциплины ОП-04 «Электротехника и электронная техника» основной профессиональной образовате...
Рабочая программа производственного обучения по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства" с 2-ух годичным сроком обучения
Рабочая программа производственного обучения предназначена для организации практических занятий по основным видам профессиональной деятельности в КГБОУ НПО «ПУ №62 имени А.Ф.Вепрева» при подготовке кв...
Рабочая программа по производственному обучению Профессия: электрогазосварщик Код по перечню рабочих профессий: 19756
Данная программа предназначена для воспитанников достигших 14 лет и не имеющих основного общего образования.Программа профессиональной подготовки по профессии «Электрогазосварщик». При сос...
Рабочая программа по физике по профессии "Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП" СПО
Рабочая программа учебного предмета разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и на основе примерной рабочей програм...
Рабочая программа по физике углубленная lдля профессий СПО
РП содержит развернутый ктп и уточненные личностные и метапредметные результаты по физике на 2022 год...
Рабочая программа по физике базовая для профессий СПО
РП по физике с подробным ктп и уточненными личностными и метапредметными результатами на 2022 год...
Рабочая программа по физике для профессии машинист дорожных и строительных машин
Рабочая программа по физике для профессии машинист дорожных и строительных машин – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требова...
Комментарии
Прекрасная рабочая программа
Прекрасная рабочая программа по данной теме, полезная для разработки моих уроков по разделу "Механика".