Фрагмент вводного занятия по дисциплине ОП 04 «Электротехника и электронная техника» основной профессиональной образовательной программы СПО 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
фрагмент вводного занятия по электротехнике | 654.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «МАСТЕР ГОДА-2012»
Номинация: Преподаватель предметов профессиональной подготовки
Фрагмент вводного занятия
по дисциплине ОП 04 «Электротехника и электронная техника»
основной профессиональной образовательной программы СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Преподаватель
ГБОУ СПО «ШАХУНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Медведева Елена Николаевна
Согласовано Утверждено |
в методическом совете методическим объединением педагогических работников ГБОУ СПО ШАПТ
|
ГБОУ СПО ШАПТ
|
_______________ |
(дата, протокол) по специальности 110809 |
Зам.директора по УМР «Механизация с/х» |
_________/Созинова Т.Л. протокол №______________________ председатель:_________/ Смирнов Е.А. |
Фрагмент вводного учебного занятия (45 минут) по теме «Электрическая энергия, её свойства и применение»
для дисциплины ОП-04 «Электротехника и электронная техника» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства» разработан преподавателем и рекомендован для участия в третьем этапе областного конкурса «Мастер года-2012». Интересен опыт организации проблемной лекции с использованием инфорационно-коммуникационных технологий, в том числе мобильного электронного лабораторного оборудования. Представлен вариант организации рефлексии учебной деятельности студентов на различных этапах занятия с использованием системы электронного голосования VOTUM, других средств.
Автор:
Медведева Е.Н.- преподаватель предметов профессиональной подготовки ГБОУ СПО «Шахунский агропромышленный техникум» (ГБОУ СПО ШАПТ)
Рецензенты:
Смирнов Е.А.- председатель методического объединения педагогических работников ГБОУ СПО ШАПТпо специальности 110809 «Механизация с/х»
Созинова ТЛ.- заместитель директора ГБОУ СПО ШАПТ по учебно-мето идической работе
Содержание
с.
Пояснительная записка………………………………………………………….4
Сценарий фрагмента учебного занятия по теме «Электрическая энергия, её свойства и применение»………………………………………………………….5
Список литературы……………………………………………………………..9
Приложения
Пояснительная записка
В методической разработке предоставлен фрагмент вводного учебного занятия (УЗ) по теме «Электрическая энергия, её свойства и применение» (45 минут) для дисциплины ОП-04 «Электротехника и электронная техника» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства». УЗ открывает раздел «Электротехника», на который отводится 164 часа, в том числе 42 часа на внеаудиторную работу.
Эффективность УЗ, организованного в форме проблемной лекции с активной обратной связью , обеспечивается использованием проблемно-поисковых методов, приёмов и средств обучения:
- самостоятельная индивидуальная и групповая работа на учебном занятии (постановка и совместный поиск эффективных способов решения проблем, опытно-экспериментальная работа в группах, оформление и представление (защита) результатов работы с использованием рабочих листов (опорных конспектов), самооценка, взаимооценка и коррекция результатов работы );
- использование информационно-коммуникационных (ИКТ) технологий (работа с интерактивной доской, демонстрация и обсуждение опыта с использованием мобильной электронной лаборатории, использование системы интерактивного голосования VOTUM для организации рефлексии);
- использование элементов психологического тренинга (тестирование, бейджи, цветные стикеры и т.п.) на первом занятии позволяет снять напряжение, создать доброжелательную атмосферу, помочь при распределении ролей в ходе организации групповой работы.
Этапы урока:
- Приветствие
- Знакомство (установление типологии личности для лучшего восприятия материала) (5 минут)
- Постановка целей урока (5 минут)
- Основная часть:
- Регистрация в системе VOTUM (небольшой тест -загадки), подведение результата. (5 минут)
- История развития (презентация) (5 минут)
- Проведение опытов для понимания понятия электричество (2 опыта вручную, третий-демонcтрация действия тока с помощью тренажёра PTS-3140) (10 минут)
- Работа в парах (исключение из различных картинок неэлектрических приборов) (5 минут)
- Рефлексия (тест в системе VOTUM) и обсуждение (5 минут)
- Домашнее задание (5 минут)
Итого: 45 минут
1.Приветствие
Здравствуйте! Меня зовут Елена Николаевна Медведева. Я преподаватель «Электротехники и электронной техники». Эта дисциплина изучается студентами специальности «Механизация сельского хозяйства» на втором курсе.
2.Знакомство
Все мы с вами разные, по-разному воспринимаем информацию. Кому-то легче писать лекции, кто-то лучше воспринимает визуальную информацию. Мне очень интересно узнать, какие вы, для того, чтобы материал урока всем был понятен и доступен. Обратите внимание на слайд, на нём отражена характеристика двух типов личности. По-простому она называются правополушарники и левополушарники. То есть у кого-то больше развито левое или правое полушарие. Соответственно, возможности и способности таких людей различные. Вы видите, что правополушарники легче воспринимают визуальную информацию (презентации, фильмы), а левополушарникам больше нравится писать лекции и слушать преподавателя. Проведём небольшой и несерьёзный тест.
1.Сцепите ладони в замок.(выполняют) Посмотрите, какой палец оказался сверху. Если правый, в опорный конспект в табличку №1 поставьте букву П, если левый, то букву Л.
2.Хлопните в ладоши. (хлопают) Посмотрите, какая ладонь сверху. Если правая, ставьте букву П, левая-букву Л.
3. Положите ногу на ногу (выполняют). Посмотрите, какая нога сверху. Буквы ставьте аналогично.
4. Зажмурьте глаз (выполняют). Определите, какой глаз зажмурен. В табличку поставьте соответствующую букву.
5. Скрестите локти вот так (показываю), определите, какой локоть сверху и в табличку поставьте соответствующую букву.
6.Ну и последнее, представьте, что вы копаете картошку. Какую ногу вы поставите на лопату? Если правую, то ставьте букву П, левую- букву Л.
Наш небольшой тест закончен. Подсчитайте количество букв Л и П. У кого больше букв Л, тот левополушарник. П- правополушарник. Давайте проверим? Поднимите, пожалуйста, руку те, у кого больше букв Л. Спасибо. А теперь поднимите руку те, у кого больше букв П.
Спасибо.
Сейчас я вас прошу написать на бейджиках свои имена и надеть их.
Итак. Я сегодня постараюсь применить такие формы работы по данному материалу, чтобы нам было комфортно работать вместе.
3.Постановка целей урока
Сегодня я расскажу вам о роли электричества в нашем быту и в современной экономике, о том, как появляется и проявляется электрический ток. Мы вместе попробуем провести несложные опыты и убедиться в том, что без электричества на сегодняшний день нам просто не обойтись.
Основная часть
1. Регистрация в системе VOTUM
Для удобства работы мы с вами применим систему интерактивного голосования VOTUM, которая позволит вам быстро ответить на вопросы, а мне проконтролировать правильность ваших ответов. Вы сами можете увидеть свои оценки и проанализировать допущенные ошибки.
Для начала вам необходимо зарегистрироваться в системе. Каждому из вас присвоен индивидуальный номер, который записан на ваших рабочих листах
У вас на столах лежат пульты. Вы должны набрать свой номер и нажать кнопку send. Загорится зелёная лампочка. Результат регистрации отобразится на доске. У каждого на столе лежит инструкция о правилах регистрации. Вы можете её использовать.
Инструкция по правилам пользования системой интерактивного голосования VOTUM. |
1.При регистрации: на пульте набрать свой индивидуальный номер, нажать кнопку send. При этом замигает зелёная лампочка. Если мигает красная лампочка, повторите ввод номера. 2. При выполнении теста: на пульте выбираете вариант ответа и нажимайте кнопку send. 3. Если ответ в виде текста, нажимайте по одному разу на кнопки пульта, пульт работает в режиме Т9, после ввода слова нажимайте кнопку send. |
Начнём регистрацию. (проводят регистрацию)
Ну что ж, регистрация завершена успешно. Теперь немного о правилах выполнения теста. Тест включен в режиме оценки. Для ответа вам нужно нажать на номер правильного варианта и отправить его с помощью кнопки send. Пульты работают в режиме Т9, поэтому для ответа в виде текста вы нажимаете один раз на кнопку, набирая слово и отправляете его с помощью кнопки send.
Всё понятно? Есть вопросы?
Начнём тест:
№ вопроса | Вопрос | Правильный вариант ответа |
1 | Выберите правильный ответ Какой из этих приборов не работает на электрическом токе? телевизор холодильник компьютер керосиновая лампа | Керосиновая лампа |
2 | Выберите правильный ответ Электрический ток-это поток… воды электрических зарядов тепла ионов | Электрических зарядов |
3 | Выберите правильный ответ На какое напряжение рассчитаны бытовые приборы? 220 вольт 5 вольт 1000 вольт 50 вольт | 220 вольт |
4 | Выберите правильный ответ Внутренние органы человека хорошо проводят электрический ток, поэтому даже небольшие разряды являются болезненными. Человек-это.. проводник диэлектрик изолятор | проводник |
5 | Выберите правильный ответ Электроны- это … заряженные частицы положительно отрицательно нейтрально | отрицательно |
6 | Отгадайте загадку Гладит всё, чего касается, А дотронешься- кусается! | утюг |
Давайте посмотрим результаты в отчёте и разберём допущенные ошибки. Полученную оценку проставляем в рабочий лист.
Все молодцы, успешно справились с работой, я очень рада.
История появления электрической лампы.
(В классе темно).
Презентация.
- Что ты делаешь, войдя в темную комнату? Ну, конечно же, включаешь СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА. Но так было не всегда. Какие источники света вы можете назвать?
В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА. (Слайд)
Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ. (слайд)
Как ты думаешь, удобно ли было пользоваться факелом? Мне кажется, что нет! Да и в доме такая штука не просто неудобна, но и опасна: ведь может случиться пожар! Поэтому в домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки, ЛУЧИНЫ. Ставили лучину на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Как вы думаете, на какое слово похоже слово "светец"? правильно! Ну, конечно же, на слово "свет". Под светец ставили специальную ванночку с водой: ведь в деревянном доме даже маленькая искорка, упавшая на пол, может привести к настоящему пожару! (слайд)
Но пожары все равно случались, да и света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Словом, не очень-то было удобно!
Что же было делать? А люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал горящий фитиль. (слайд)
Конечно, масляная лампа поудобнее лучины, но все же, и она давали мало света, а масло часто проливалось. А что если вместо жидкого масла использовать твердое сало - подумали люди. В специальную форму положили нитяной фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось. Вы, наверное, уде угадали, что придумали люди? Ну, конечно же, СВЕЧКУ. А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной.
Пока не изобрели ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ. Кто знает, какой учёный изобрёл электрическую лампочку? Затрудняетесь? Сейчас узнаем.
В создании обычной лампы накаливания приняли участие многие учёные-изобретатели. У истоков стоят и наши соотечественники. Яблочков Павел Николаевич изобрёл электрические свечи, но они горели всего полчаса. Его изобретение улучшил Лодыгин Александр Николаевич и запатентовал в 1876 г. Он добавил нить накаливания и откачал из лампочки воздух, поэтому она стала гореть ярче и дольше. Но окончательно, «до ума», довёл лампочку Томас Эдисон. И теперь мы её видим такой же, как 200 лет тому назад.
Сегодня любой из нас может щелкнуть выключателем, и... загорится свет!
Включаем свет!!
А как еще нам помогает электричество? В каких отраслях народного хозяйства используется электрическая энергия?
Представьте, что электричество исчезло…Что изменится в нашей жизни? (отвечают).
Сейчас появилось много аналогов электрической лампочки. На слайде вы видите их сравнительную характеристику.
Наименование | Характеристика | Стоимость, руб/шт. |
Электрическая лампа накаливания | 95% тепла+5% света | 15 |
Энергосберегающая лампа (люминесце́нтная лампа) | 92% света+8% тепла | 104 |
Светодиодные лампы | 90% света+10% тепла | 195 |
Как вы думаете, почему стоимость этих ламп различна? (отвечают) какую вы лампочку станете использовать у себя дома?
Наименование | Изображение |
Электрическая лампа накаливания | |
Энергосберегающая лампа (люминесце́нтная лампа) |
|
Светодиодные лампы |
Каким образом получают электрическую энергию, как вы думаете? (отвечают)
Давайте ответим на этот вопрос вместе. Перед вами в рабочих листах небольшая табличка с названиями и определениями станций выработки электроэнергии. Необходимо определить соответствие между определением и названием станции. Выполняем индивидуально, время выполнения 2 минуты. Итак, проверим? На слайде вы видите правильные ответы.
Критерии оценивания:
«5»-0 ошибок
«4»-1 ошибка
«3»-2 ошибки
Наименование станции | Определение |
Гидроэлектростанция (ГЭС) | Электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счет преобразования химической энергии топлива в механическую энергию вращения вала электрогенератора. |
Атомная станция (АС) | Электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. |
Теплоэлектростанция (ТЭС) | Ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимыми работниками |
Все успешно справились с заданием, молодцы. Продолжим далее.
Электричество. Древние греки очень любили украшения из янтаря, названного им за его цвет и блеск "Электрон" - что значит солнечный камень. Отсюда и произошло и само слово Электричество. Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Так греки убедились, что янтарь притягивает легкие предметы. Вы тоже можете повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.
Предлагаю вам разбиться на группы по 4 человека для проведения опытов. Просто повернитесь друг к другу. Спасибо. Для того, чтобы вам легче было работать, предлагаю такое распределение ролей. В начале урока мы определяли свой тип личности, давайте работать согласно этому определению.
Роли:
Для правополушарников:
1. Подопытный
2. Экспериментатор
Для левополушарников:
3. Секретарь
4. Отвечающий
Если в группе неравное количество типов личности, распределите роли сами по желанию (таблички?) Даю вам 1 минуту.
Опыт № 1. Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги.
Опыт №2. Потрите воздушный шарик о волосы. Что заметили?
Результаты опытов занесите в рабочие листы.
На расческе есть электрический заряд. (слайд) Электрические заряды вы наблюдаете и в природе. Подумайте и назовите природные явления, доказывающие, что электрические заряды существуют. Спасибо. Молния, некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения
Ну вот мы с вами убедились в присутствии электрических зарядов на нас с вами, так называемом статическом электричестве.
А как же всё-таки загорается электрическая лампочка? Давайте вместе попробуем собрать электрическую цепь и включить обыкновенную лампу накаливания.
Цепь простая, состоит из источника тока, переключателя, драйвера (элемента управления) и потребителя- лампочки. Схему цепи вы можете посмотреть в рабочих листах.
С помощью учебного тренажёра PTS 3340 я покажу, как загорается лампочка, когда вы нажимаете на выключатель. (собираю, показываю).
Необходимо взять с собой: тренажёр PTS 3340, провода, зарядное устройство.
Итак, в начале урока определили цели учебного занятия. Я предлагаю вам выполнить несложное задание: по карточкам, находящимся у вас на столах, предлагаю определить неэлектрический прибор и выписать правильный ответ. Время выполнения 2 минуты. (выбирают, выписывают ответ). Итак, все готовы? Меняемся карточками, смотрим правильные ответы. (в презентации правильные ответы). За правильный ответ поставьте 5 баллов. Поднимите руку, кто ответил правильно? Кто допустил ошибку? Спасибо. Молодцы!
Используя систему VOTUM, ответьте на вопросы и оцените личный уровень достижения этих целей. Правда, уже не на оценку, а режиме голосования. (провожу рефлексию)
№ вопроса | Вопрос |
1 | Как вы оцениваете значение электрической энергии в современной жизни? Высокая Средняя Низкая Затрудняюсь ответить |
2 | Удалось ли вам эффективно использовать ИКТ на учебном занятии? Да Нет Затрудняюсь ответить |
3 | Получили ли Вы опыт эффективного общения в команде (друг с другом и в команде)? Да Нет Затрудняюсь ответить |
4 | Какой из этапов урока Вам больше всего понравился? Работа в системе VOTUM Просмотр презентации Проведение опытов Самостоятельная работа |
5 | Хотели бы вы изучать дисциплину «Электротехника и электроника»? Да Нет Не знаю |
6 | Понравился ли вам урок в целом? Да Нет Затрудняюсь ответить |
Итак, домашнее задание! Оно дифференцированное. 1-для всех: прочитать параграф 1.1. учебника «Электротехника и электроника», Петленко Б.И., и заполнить таблицу «Определение основных областей дисциплины». Шаблон оформления представлен на слайде.
Наименование области | Определение |
Электротехника | |
Электроника | |
Электроэнергетика |
И задание 2- простое и на любителя☺
Многие любят хот-доги, но не у всех есть дома микроволновая печка, а ведь хот-дог можно приготовить и без неё! Достаточно иметь электричество)
Опыт состоит в следующем: Вам понадобится сосиска, 2 стальные вилки, USB-шнур, 2 крокодильчика.
1. Обрезаете шнур и зачищаете его
2. Прикрепляете к проводам крокодильчики
3.Берёте пару вилок и цепляете к крокодильчика.
4.Вставляете вилки в сосиску, после нагревания места, где втыкали вилку, обрезаете.
5.Добавляете приправы, горчицу..приятного аппетита!
….а чтобы удивить любимого и накормить вкусным хот-догом, в сосиску можно вставить светодиоды..
Вот такая романтика может получится при использовании простой сосиски и электричества..
Напряжение в сосиске достаточно низкое, но не забывайте о технике безопасности! Не стоит её трогать при включенном питании!
Ссылку на данный опыт вы можете найти на нашем сайте. Спасибо за внимание!
У вас на столах лежат стикеры разных цветов, в рабочих листах дана их характеристика. Я прошу Вас ответить для себя на вопрос: Понравился ли вам урок?- И выбрать стикер, который Вы считаете для себя наиболее приемлемым, а на обратной стороне стикера напишите почему понравился или не понравился урок. Карандаши у вас на столах так же. (выполняют)
Зелёный стикер | Красный стикер | Белый стикер |
Понравился | Не понравился | Затрудняюсь ответить |
Спасибо за внимание и работу. Мне очень понравилось с вами сотрудничать. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе среднего (полного) и общего образова
Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе основного общего образования Норматив
Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ УП.01. 01. «Пленэр (учебная практика)» основной профессиональной образовательной программы по специальности
Учебно-методический комплекс по учебной практике пленэр, которая является частью Основной профессиональной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02. Декоративно-прикладное искусс...
Рабочая программа 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 35.02.16 "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности Специальность 35.02.07 « Механизация сельского хозяйства»35.02.08 &l...
Программа дисциплины ОП.04 Электротехника и электронная техника
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельско...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПМ.02 РАЗВЕДЕНИЕ И СЕЛЕКЦИЯ СОБАК основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15. «КИНОЛОГИЯ»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНАПМ.02 РАЗВЕДЕНИЕ И СЕЛЕКЦИЯ СОБАКосновной профессиональной образовательной программыпо специальности 35.02.15. «КИНОЛОГИЯ»...