Конспект урока "Понятие морфемы как значимой части слова"
план-конспект урока
Конспект урока по теме "Понятие морфемы как значимой части слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._gaan_m.docx | 762.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по русскому языку
Тема учебного занятия «Понятие морфемы как значимой части слова»
Цели урока:
Деятельностная: способствовать развитию умения разграничивать словообразовательные и формообразовательные морфемы, производить морфемный анализ слова;
способствовать совершенствованию орфографических навыков, навыков аналитического мышления, коммуникативных навыков;
способствовать развитию навыков самоанализа и самокоррекции деятельности и деятельности товарищей через работу в группах, по заданному алгоритму;
способствовать развитию и дальнейшему совершенствованию связной речи учащихся, памяти, познавательной активности;
Содержательная: обобщить и систематизировать знания по морфемике и словообразованию как уровнях русского языка.
Планируемые результаты:
Предметные | Личностные | Метапредметые |
Повторить понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. | Адекватное распознавание ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм при работе со словом. осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности. | Умение анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. |
Формы и виды учебной деятельности, организуемые на учебном занятии, обеспечивающие достижение планируемых результатов: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа с карточками, тестирование; устный опрос.
Информационно-методическое обеспечение занятия:
Учебно-методические раздаточные материалы:
Плакат-таблица по теме «Морфемы», карточки с заданиями, тест для проверки знаний.
Учебное пособие:
Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для студ. учреждений сред. проф.образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – 2-е издание. – М.: Издательский дом «Академия», 2017. – 416 с.
Структура занятия:
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Примечания |
Мотивационный (2 мин.) | Приветствует студентов, проверяет готовность к занятию. Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека: телефон, компьютер, интернет, самолеты и т.д. Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, это язык. Без языка невозможны жизнь человека, людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Вы согласны со мной? Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться. Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли. | Приветствуют педагога, включаются в общение, реагируют на реплики педагога, согласно коммуникативной задаче. На слайде выражение: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Иван Сергеевич Тургенев | 1 слайд |
Актуализация знаний (2 мин.) | - Ребята, вспомните, какие разделы русского языка мы с вами изучили? - Как вы думаете, какой раздел языка мы будем с вами изучать следующий? Задает вопросы: Что такое морфемика? Что изучает морфемика? Какие морфемы вы помните? Сколько всего морфем в русском языке? Какие формообразующие морфемы вы знаете? | Слушают преподавателя, отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы студентов:
| 2-3-4 слайд |
Предъявление практической задачи и фиксация затруднения, выявление места и причины затруднения (1 мин.) | Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами два слова: Вонзить Сверхизысканный. Сделайте морфемный разбор слова. Какие трудности возникли у вас при выявлении морфем у данного слова? | Студенты делают морфемный разбор двух слов. Возможны разногласия у студентов при выявлении той или иной морфемы. | 5 слайд |
Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.) | Подводит к цели урока: О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Для чего нужно изучать морфемы? Давайте определим план работы на занятии. Фиксирует план работы. - изучить/повторить понятие морфемы; - изучить/повторить основные способы образования слов; -изучить/повторить правильность написания той или иной части слова. | Определяют цель урока: изучить морфемы как наименьшие значимые части слова, чтобы верно определять способы образования слов и правильность написания той или иной части слова. Самостоятельно составляют план работы и предлагают свои варианты, согласованный вариант выносится на доску. | 6-7 слайд |
Реализация построенного проекта (17 мин.) | Предлагает ознакомиться с материалом параграфа 23 (стр.128). Проверить правильность ответов на заданные ранее вопросы. Предлагает разделиться студентам на 4-6 команды, выбрать модератора группы. Студенты выполняют задания - квест в соревновательной форме. Задания даются в форме карточек и выводятся на экран. Задание 1: Какой морфемой является -ЕЙ в следующих словах? Дождей, сыновей, друзей, саней, родней, воробей, сеней, степей, красивей, змей. Задание 2: Выделите в словах основу, формообразующие суффиксы и окончания в словах: коней, озеленить, вчетвером, прочитайте, свергая, медвежий, тоньше, поскользнуться, вымок, семей. Задание 3:
Утвердил, дальний, чист, шоссе, лисий, знание, по-волчьи, оформитель, колье, жизнь, сплошь, тополиный, прабабушкин, смотан, тонок, крепкий, румяный, повыше, семь, рассказал, высланный Задание 4: Составьте как можно больше однокоренных слов, в том числе и сложных, с использованием корней следующих слов: учить, сердце, преподаватель, душа. Укажите морфемный состав всех слов. Задание 5: Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции. бесприданница, бессонница; запущенный, заброшенный; возрождение, После решения заданий, студентам предлагается поменяться листочками между группами для проверки выполненных заданий. Правильные ответы выводятся на экран. | Выполняют предлагаемые задания: читают материал параграфа, отвечают на вопросы. Делятся на группы, выполняют задания квеста. Задание 1. Ответ: В словах дождей, саней, степей сыновей, друзей - ей является окончанием; в словах, красивей -ей является суффиксом; в словах сшей, воробей, змей -ей является частью корня. Задание 2. Коней – корень «кон», окончание –«ей», основа слова – «кон». Озеленить – приставка - «о», корень – «зелен», окончание – «ить», основа слова – «озелен». Вчетвером - приставка – «в», корень – «чет», суффикс – «ер», окончание – «ом», основа слова – «вчервер». Прочитайте – приставка – «про», корень – «чит», суффикс – «а», суффикс –«й», окончание – «те», основа слова – «прочита». Свергая – корень – «сверг», суффикс – «а», суффикс – «я». Основа слова – «сверга» (Формообразующие суффиксы деепричастий не входят в основу глагола). Медвежий – корень – «медвеж», суффикс – «ий», нулевое окончание, основа слова – «медвежий». Тоньше – корень – «тонь», суффикс –«ше», основа слова – «тонь» (Формообразующий суффикс сравнительной степени не входит в основу прилагательного). Поскользнуться – приставка – «по», корень – «скольз», суффикс – «ну», окончание – «ть», постфикс – «ся», онова слова – «поскользну». Вымок – приставка – «вы», корень – «мок», нулевое окончание, основа слова – «вымок». Семей – корень – «сем», окончание – «ей», основа слова – «сем». Задание 3. Состоит только из корня: шоссе, колье, сплошь, семь, чист. Состоит из корня и окончания: крепкий, лисий, румяный. Состоит из корня, суффикса и окончания: дальний, знание, жизнь, тополиный, тонок. Состоит из приставки, корня, суффикса и окончания: по-волчьи, смотан, повыше. Состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания: оформитель, прабабушкин, рассказал, высланный. Задание 4. Благо – благовоние, благодеяние, благодушие, благообразие, благодарение, благосостояние и др. Сердце – добросердечие, добросердечность, сердцебиение, сердцеед. Человек – сверхчеловек, человеколюбие, недочеловек, человекоподобный и др. Душа – душевнобольной, малодушие, великодушный, душегуб. Задание 5. Безобразница - корень – безобраз, суффикс – ниц, окончание – а, основа слова – безобразниц. Бесприданница - приставка – бес, приставка –при, корень – да, суффикс – н, суффикс – ниц, окончание –а, основа слова – бесприданниц. Бессонница – приставка – бес, корень – сон, суффикс – ниц, окончание – а, основа слова – бессониц. Запущенный – приставка – за, корень – пущ, суффикс – енн, окончание – ый, основа слова – запущен. Заброшенный – приставка – за, корень – брош, суффикс – енн, окончание – ый, основа слова – заброшен. Возрождение – приставка – воз, корень – рожд, суффикс – ени, окончание – е, основа слова – возрождении. | 8-9-10-11-12 (теория) слайды 13-14-15 (практические задания) 17-18-19 (эталоны ответов и критерии оценивания к заданиям |
Закрепление материала (2 мин.) | Предлагает тест для индивидуальной работы на закрепление материала. После решения теста, студентам предлагается проверить себя. Правильные ответы и критерии оценивания выводятся на экран. После выполнения теста студентам предлагается вернуться к заданию, которое выполняли в начале урока. На экран выводится эталон ответа, обсуждается правильность выполнения задания студентами. | Индивидуально выполняют задания. Самопроверка. Студенты проверяют выполненное задание в начале урока. Если сделаны ошибки – исправляют их (комментируют ошибку). | 19 слайд (тест) 20 слайд (ответы и критерии оценивания) 21-22 слайд – проверка задания |
Рефлексия занятия (6 мин.) | Подводит итог урока. На экран выводится план работы на занятие. Студенты отвечают на вопрос, все ли мы выполнили на занятии? Предлагает продолжить фразы: Сегодня на уроке я узнал (а)…. Для меня стало открытием… Для меня оказалось новым… Сегодня на уроке мне было… (трудно, легко, интересно) работать. Сегодня на уроке мне было интересно узнать… Из сегодняшнего урока я запомнил(а)…. Теперь я могу рассказать о… Теперь я могу отличить … 2.. Выставляются оценки. 3.Задаётся домашнее задание: стр.132, № 68 выполнить письменно. | Отвечают на вопросы преподавателя. Продолжают фразы преподавателя, составляют вопросы и задают их соседу по парте. Осуществляют самооценку. | 23-24 слайд |
Приложение 1.
Плакат по теме «Морфемы»
Ф.И.О. участников группы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1:
Какой морфемой является -ЕЙ в следующих словах?
Дождей –
Сыновей -
Друзей -
Саней -
Родней -
Воробей -
Сеней -
Степей -
Красивей -
Змей -
Задание 2:
Выделите в словах основу, формообразующие суффиксы и окончания в словах:
Коней
Озеленить
Вчетвером
Прочитайте
Свергая
Медвежий
Тоньше
Поскользнуться
Вымок
Семей
Задание 3:
- Сгруппируйте слова по их морфемному составу: а) состоят только из корня; б) состоят из корня и окончания; в) состоят из корня, суффикса и окончания; г) состоят из приставки, корня, суффикса и окончания; д) состоят из приставки, корня, двух суффиксов и окончания.
Утвердил, дальний, чист, шоссе, лисий, знание, по-волчьи, оформитель, колье, жизнь, сплошь, тополиный, прабабушкин, смотан, тонок, крепкий, румяный, повыше, семь, рассказал, высланный.
Состоят только из корня | Состоят из корня и окончания | Состоят из корня, суффикса и окончания | Состоят из приставки, корня, суффикса и окончания |
|
Задание 4:
Составьте как можно больше однокоренных слов, в том числе и сложных, с использованием корней следующих слов: учить, сердце, преподаватель, душа. Укажите морфемный состав всех слов.
Учить_____________________________________________________________Сердце____________________________________________________________Преподаватель______________________________________________________Душа______________________________________________________________
Задание 5:
Разберите слова по составу, добавьте свои той же конструкции.
Безобразница,
Бесприданница,
Бессонница;
Закрученный,
Запущенный,
Заброшенный;
Возобновление,
Воссоединение,
Возрождение,
Несовместимость;
Обесцвечивание,
Обезвоживание,
Обезболивание.
Тест по теме «Морфема как значимая часть слова»
1. В каком слове нет окончания?
а) гремя б) сказала в) тебя г) синему
2. В каком ряду во всех словах есть приставки?
- измена, придорожный, разукрасить, звонкий
- вприсядку, выкрикнуть, поштучно, сыщик
- попусту, предсказание, сморщить, пригодный
- вкусный, проезд, розыгрыш, сводит
3. Укажите ряд, во всех словах которого есть один суффикс.
- плачущий, столик, счастливый, сахаристый
- осмотрел, настойчивость, лебединый, бревенчатый
- налево, рученька, зайчик, побелил
- нападение, смеялся, виноградник, борьба
4. В каком ряду во всех словах есть два корня?
1) свободомыслие, самоуправление, древнерусский, несбыточный
2) единоборство, светомузыка, обезболивающий, рыжебородый
3) приобрести, бледнолицый, одноклассник, благословить
4) высоколобый, старославянский, старослужащий, старожил
5. Найдите слово, в котором пять морфов.
а) наступает б) поспешным в) рассмотреть г) свеситься
6. Какое из слов не является однокоренным?
а) потолковать б) толковый в) столковаться г) столетний
7. Укажите слово, образованное суффиксальным способом?
а) пригорок б) пароход в) котенок г) вычитать
8. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
а) совладелец б) лисичка в) ледоход г) бездорожье
9. В каком слове есть окончание -0-
а) засветло б) налево в) сильно г) перо
10. Укажите ряд, во всех словах которого есть приставка, корень, суффикс, окончание
1) беспристрастный, приусадебный, заготовки, досадливый
2) переписываешь, уложенный, перестройка, приближение
3) закрыла, смоделируем, побледневший, недовольство
4) умиротворение, почувствуете, обрушение, непроглядный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Право социального обеспечения часть 1, часть 2. ПМ. 01. «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»
Конспект лекций написан в соответствии с рабочей программой профессионального модуля «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты» ПМ 1., МДК. 01.01. «Право...
Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...
Конспект профориентационной экскурсии в пожарную часть
Конспект занятия имеет форму экскурсии, т.к. экскурсия является одним из видов профориентационной деятельности, оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии и сочетает в себе наглядн...
Презентация к уроку "Понятие морфемы как значимой части слова"
Презентация к уроку "Понятие морфемы как значимой части слова"....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Суффикс как часть слова», 2 класс
На уроке "Суффикс как часть слова" испльзуется технология проблемного обучения. Ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователе...
план-конспект уч.занятия средства дежурных частей
план-конспект уч.занятия средства дежурных частей...
Конспект урока "Правописание согласных в корне слова. Типы орфограмм"
Конспект урока по русскому языку...