Обучение химии по многовариантным карточкам
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogovariantnye_kartochki.doc | 738.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
Введение.
В предлагаемом пособии представлены 5 типов многовариантных карточек, составленных по отдельным темам органической, общей и неорганической химии. Каждый тип карточки сопровождается вариантами вопросов для фронтального опроса, тестовых и творческих заданий.
Многовариантные карточки могут быть использованы на различных этапах обучения для достижения следующих целей:
- объяснения и закрепления нового материала;
- текущего контроля усвоения темы путем быстротечного фронтального опроса;
- итогового контроля знаний учащихся по тестовым заданиям на примере конкретного вещества из карточки.
Многовариантные карточки содействуют повышению активности учащихся на уроках, удобны в обращении и позволяют рационально использовать учебное время. Важно, что при работе по многовариантным карточкам задействована вся аудитория, а контроль знаний осуществляется по индивидуальным вариантам, но по единой схеме, достаточно лишь указать № соединения (например, II вариант, № 6). При этом предоставляется возможность многоуровневого обучения. Сложность заданий варьируется как выбором анализируемого вещества, так и объёмом выполняемого задания.
Содержание
Тема 1 «Введение в органическую химию. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова» 2
Тема 2 «Углеводороды 4
Тема 3 «Кислородсодержащие органические соединения» 6
Тема 4 «Типы химической связи» 9
Тема 5 «Основные классы неорганических веществ» 11
Тема 1. “Введение в органическую химию. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова”
I. Вопросы для фронтального опроса.
- Назовите №№ формул:
а) молекулярных б) электронных в) структурных.
- Найдите формулы, отображающие одно и тоже вещество.
- Перечислите №№ изомерных веществ.
- Назовите №№, где использована условная запись органического вещества. Объясните, в чем заключается условность.
II. Тестовый опрос (на примере одной из формул Карточки А).
А1 Элементы-органогены в заданной формуле:
1 | отображены не все |
2 | углерод и водород |
3 | только углерод |
4 | только водород |
А2 Формула, используемая для отображения данного органического вещества:
1 | молекулярная |
2 | структурная |
3 | электронная |
4 | “углеродный скелет” |
А3 Заданная формула:
1 | дает полную информацию о строении вещества |
2 | не дает никакой информации о соединении |
3 | может соответствовать нескольким веществам |
4 | определяет только состав соединения |
А4 На основании данной формулы:
1 | можно определенно прогнозировать свойства вещества |
2 | ничего конкретного о свойствах вещества сказать невозможно |
3 | можно предположить лишь некоторые свойства, общие для органических веществ |
4 | можно определить, что вещество не относится к органическим соединениям |
В1 Установите соответствия:
А) органические соединения 1) вещества с одинаковым составом, но разным
Б) гомологи строением
В) изомеры 2) значительно малочисленнее
Г) неорганические соединения 3) вещества с похожим строением и похожими свойствами
4) как правило, горючи и слабополяризованы
5) производные соединений углерода
А | Б | В | Г |
В 2 Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.
Теория химического строения органических соединений:
1) была предложена А.М. Бутлеровым;
2) основана на положении о 2-х валентном состоянии атома углерода в органических соединениях;
3) объяснила существование веществ с одинаковым составом, но с различными свойствами;
4) позволяет прогнозировать строение вещества на основании его свойств;
5) в настоящее время почти не развивается, т.к. прошло более ста лет со дня ее открытия.
Ответы: ________________
С1 Составьте все типы формул для предложенного соединения, реакцию его горения.
С2 Составьте структурные формулы 2х гомологов заданного вещества и 1 изомера (если возможно, если нет - объясните, почему?).
Тема 2. “Углеводороды”
- Вопросы для фронтального опроса.
- Найдите представителей углеводородов:
а)предельных б)непредельных в)ароматических.
- Перечислите №№:
а) алканов б) алкенов в) алкинов г) алкадиенов д) аренов г) циклоалканов.
- Назовите соединения по систематической номенклатуре (выборочно).
- Какие из веществ будут вступать в реакции замещения? Присоединения? И замещения, и присоединения?
II. Тестовый опрос (по конкретному соединению Карточки Б).
А 1 Заданное соединение относится к:
1 | непредельным углеводородам |
2 | предельным углеводородам |
3 | ароматическим углеводородам |
4 | циклоалканам |
А 2 Общая формула ряда, к которому относится заданное соединение
1 | CnH 2n+2 |
2 | CnH 2n |
3 | CnH 2n-2 |
4 | CnH 2n-6 |
A 3 В заданном соединении присутствуют:
1 | только s -связи |
2 | несколько s - и одна p- связь |
3 | несколько s- и несколько p- связей |
4 | s- связи и p-система |
А 4 Заданное соединение может вступать:
1 | в реакции присоединения, окисления, полимеризации |
2 | в реакции замещения, разложения, изомеризации |
3 | в реакции и замещения, и присоединения |
4 | во все типы реакций |
А 5 В заданном соединении атомы углерода находятся:
1 | только в sp3-гибридном состоянии |
2 | в негибридном состоянии |
3 | в sp- и sp3 –гибридных состояниях |
4 | в sp2- и sp3 -гибридных состояниях |
А 6 Изомерия, свойственная заданному соединению:
1 | углеродного скелета и положения кратной связи |
2 | углеродного скелета и межклассовая изомерия |
3 | не имеет изомеров (или не предложен варианта ответа) |
4 | положения заместителей |
В1 Установите соответствия.
А) алканы 1) являются сырьём для получения красителей и лекарств
Б) алкены 2) являются основной составной частью природного газа и нефти
В) алкины 3) применяют для высокотемпературной сварки металлов
Г) арены 4) являются сырьём для получения полиэтилена и полипропилена
А | Б | В | Г |
В 2 Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.
Свойства углеводородов:
1) определяются только составом молекул;
2) зависят от типа связи между атомами углерода в соединении;
3) не зависят от того, какие заместители имеются в молекуле;
4) включают в себя реакцию горения.
5) не связаны с областями применения веществ;
Ответы: ________________
С1 Назовите заданное соединение по систематической номенклатуре. Запишите три уравнения реакций, характерных для этого вещества.
С2 Выберите ошибочные предложения, относящиеся к заданному веществу, запишите исправленный вариант.
В заданном соединении имеются только σ-связи. Оно часто встречается в природе, входит в состав нефти и природного газа. Соединение легко вступает в реакции замещения. Реакции, в которые вступает это вещество, сопровождаются разрывом кратных связей. Необходимое условие протекания этих реакций - облучение светом.
Тема 3. “Кислородсодержащие органические соединения”
I. Вопросы для фронтального опроса.
- Что общего у всех приведенных соединений?
- Определите №№ соединений, относящихся к классам
а) спиртов б) альдегидов в) кислот г) сложных эфиров д) простых эфиров.
- Найдите соединения, имеющие смешанные функции.
- Назовите соединения по систематической номенклатуре (выборочно).
- Найдите №№ соединений, которые могут быть определены с помощью качественных реакций.
- Назовите практическое применение некоторых соединений.
II. Тестовый опрос (по заданному соединению Карточки В).
А 1 Заданное соединение относится к классу:
1 | спиртов |
2 | альдегидов |
3 | карбоновых кислот |
4 | не предложено нужного варианта |
А 2 Название функциональной группы данного соединения:
1 | карбоксильная |
2 | карбонильная |
3 | гидроксильная |
4 | бифункциональная |
А 3 Связи между атомами функциональной группы в соединении:
1 | сильно поляризованы, и образуются межмолекулярные водородные связи |
2 | слабо поляризованы |
3 | неполярные |
4 | крайне поляризованы, и в результате образуются ионы |
А 4 Наиболее характерными реакциями соединения являются реакции:
1 | окисления |
2 | и окисления, и восстановления |
3 | замещения и обмена |
4 | гидролиза |
А 5 Качественная реакция на данное вещество:
1 | отсутствует / не предложена в вариантах ответа |
2 | реакция со свежеприготовленным раствором Cu(OH)2 |
3 | реакция «серебряного зеркала» |
4 | реакция с индикатором |
В1 Установите соответствия:
А) спирты 1) ацетаты
Б) альдегиды 2) глицерин
В) сложные эфиры 3) фенол
Г) ароматическое соединение 4) формалин
А | Б | В | Г |
В 2 Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.
Фенол:
1) можно определить качественной реакцией с раствором хлорного железа;
2) имеет в структуре бензольное кольцо и гидроксо-группу;
3) является ароматическим соединением;
4) менее сильная кислота, чем этанол;
5) используется в качестве растворителя;
6) обладает бактерицидным свойствами.
Ответы: ________________
С1 Назовите заданное соединение по систематической номенклатуре.
Составьте и решите органический переход, демонстрирующий генетическую связь органических веществ, в котором было бы задействовано данное соединение (возможно, с привлечением веществ из соответствующего варианта карточки).
С2 Приведите три реакции, характеризующие свойства данного соединения
Тема 4. “Типы химической связи”
I. Вопросы для фронтального опроса.
- Определите вещества, в которых осуществляется следующий тип связи:
а) металлическая б) ионная в) ковалентная полярная
г) ковалентная неполярная.
- Укажите №№ органических соединений. Какой тип связи характерен для них?
- Найдите соединения с:
а) σ-связями б) π-связями в)π-системой.
- Определите №№ веществ, у которых обобществленные электроны в одинаковой степени принадлежат атомам, образующим связи.
- Назовите №№ соединений, способных образовывать водородные связи.
II. Тестовый опрос (по конкретному веществу Карточки Г).
А 1 Вещество состоит из атомов:
1 | металла |
2 | одинаковых неметаллов |
3 | различных неметаллов |
4 | и металла, и неметалла |
А 2 Для этого вещества характерен следующий тип связи:
1 | ионная |
2 | металлическая |
3 | ковалентная полярная |
4 | ковалентная неполярная |
А 3 Эта связь образована в результате:
1 | передачи электронов от одного атома к другому |
2 | обобществления электронов соседних атомов |
3 | образования “электронного газа” |
4 | межмолекулярного взаимодействия |
А 4 В образовании химической связи задействованы электроны:
1 | первого электронного слоя |
2 | средних электронных слоев |
3 | последнего электронного слоя |
4 | всех электронных слоев |
А 5 Заданное вещество:
1 | образует межмолекулярные водородные связи |
2 | имеет в структуре кратные связи |
3 | содержит π-электронную систему |
4 | не предложен вариант ответа |
В1 Установите соответствия:
А) электронный газ 1) сильные электролиты
Б) ионы 2) низкие температуры плавления
В) молекулы 3) высокая теплопроводность
Г) кристаллы 4) тугоплавкость
А | Б | В | Г |
В 2 Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.
Водородные связи:
1) существуют во всех соединениях;
2) образуются между неполярными молекулами;
3) образуются между молекулами, имеющими поляризованные группы атомов;
4) являются причиной повышенной температуры кипения воды;
5) поддерживают первичную структуру молекулы ДНК;
6) поддерживают вторичную структуру молекулы ДНК.
Ответы: ________________
С1 Распишите механизм образования химических связей в заданном веществе. Выберите из таблицы вещества, в которых присутствует такой же тип связи.
С2 Опишите физические свойства, которые можно предположить у заданного вещества, исходя из его строения.
С3 Приведите пример реакции (или реакций) с заданным веществом. Какой тип связи у продуктов реакции?
Тема 5. “Основные классы неорганических веществ”
I. Вопросы для фронтального опроса.
- Назовите №№ веществ, являющихся:
а) металлами б) неметаллами в) оксидами г) основаниями д) кислотами е) солями.
- Какие из веществ относятся к простым, а какие – к сложным?
- Найдите №№ кислотных оксидов и №№ соответствующих им кислот; №№ основных оксидов и №№ соответствующих им оснований.
- Перечислите №№ солей и назовите №№ реагентов, с помощью которых они могут быть получены (из представленных на карточке).
- С какими из приведенных веществ будет реагировать:
а) фосфорная кислота? б) металлический натрий? в) гидроксид калия?
- Дайте названия отдельным соединениям.
II Тестовый опрос (по заданному веществу Карточки Д).
А 1 Заданное вещество является:
1 | сплавом |
2 | простым веществом |
3 | сложным веществом |
4 | механической смесью |
А 2 Вещество заданного варианта относится к:
1 | оксидам |
2 | гидроксидам |
3 | солям |
4 | простым веществам |
А 3 Тип химической связи в заданном веществе:
1 | металлическая |
2 | ковалентная неполярная |
3 | ковалентная полярная |
4 | ионная |
А 4 Заданное вещество генетически связано с рядом:
1 | металлов |
2 | неметаллов |
3 | двойственных свойств |
4 | ни металлов, ни неметаллов |
А 5 Это вещество способно реагировать с растворами:
1 | разбавленных кислот |
2 | щелочей |
3 | и кислот, и щелочей |
4 | ни кислот, ни щелочей |
В1 Установите соответствия:
А) основный оксид 1) ZnO
Б) одноосновная кислота 2) NaHCO3
В) кислая соль 3) HCl
Г) амфотерный оксид 4) H2SO4
5) CaO
А | Б | В | Г |
В 2 Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.
Щёлочи:
1) это растворимые основания;
2) образуются при взаимодействии активных металлов с водой;
3) едкие вещества;
4) изменяют окраску лакмуса на синий цвет;
5) изменяют окраску индикатора на красный цвет;
6) не растворяются в воде.
Ответы: ________________
С1 Дайте название заданному веществу. Приведите три уравнения реакций, характерных для заданного вещества.
С2 Составьте и осуществите цепочку превращений, иллюстрирующую генетическую связь неорганических веществ с участием заданного вещества (можно воспользоваться веществами, приведенными в одном вариантном столбце).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания - карточки по химии
дидактический материал по химии...
Карточки-задания по Производственному обучению, Профессия НПО Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (ТХО)
Карточки-задания по Производственному обучению, Профессия НПО Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (ТХО)Предназначались для беглого опроса в производственных условиях....
Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.
Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....
Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»
Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Одна из развивающих стратегий, которую используется мною в работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического экспе...
Деятельностно компетентностный подход к обучению химии
Презентация-сопровождение выступления на педсовете...
инструктивные карточки по химии
рекомендации к выполнению практических работ...