Обучение химии по многовариантным карточкам
методическая разработка на тему

Ачкасова Наталья Анатольевна
В материале представлены 5 типов многовариантных карточек, составленных по отдельным темам органической, общей и неорганической химии. Каждый тип карточки сопровождается вариантами вопросов для фронтального опроса, тестовых и творческих заданий. Многовариантные карточки могут быть использованы на различных этапах обучения для достижения следующих целей: 1)объяснения и закрепления нового материала; 2)текущего контроля усвоения темы путем быстротечного фронтального опроса; 3)итогового контроля знаний учащихся по тестовым заданиям на примере конкретного вещества из карточки. Многовариантные карточки содействуют повышению активности учащихся на уроках, удобны в обращении и позволяют рационально использовать учебное время. Важно, что при работе по многовариантным карточкам задействована вся аудитория, а контроль знаний осуществляется по индивидуальным вариантам, но по единой схеме, достаточно лишь указать № соединения (например, II вариант, № 6). При этом предоставляется возможность многоуровневого обучения. Сложность заданий варьируется как выбором анализируемого вещества, так и объёмом выполняемого задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogovariantnye_kartochki.doc738.5 КБ

Предварительный просмотр:

        -  -

Введение.

В предлагаемом пособии представлены 5 типов многовариантных карточек, составленных по отдельным темам органической, общей и неорганической химии. Каждый тип карточки сопровождается вариантами вопросов для фронтального опроса, тестовых и творческих заданий.

Многовариантные карточки могут быть использованы на различных этапах обучения для достижения следующих целей:

  1. объяснения и закрепления нового материала;
  2. текущего контроля усвоения темы путем быстротечного фронтального опроса;
  3. итогового контроля знаний учащихся по тестовым заданиям на примере конкретного вещества из карточки.

Многовариантные карточки содействуют повышению активности учащихся на уроках, удобны в обращении и позволяют рационально использовать учебное время. Важно, что при работе по многовариантным карточкам задействована вся аудитория, а контроль знаний осуществляется по индивидуальным вариантам, но по единой схеме, достаточно лишь указать № соединения (например, II вариант, № 6). При этом предоставляется возможность многоуровневого обучения. Сложность заданий варьируется как выбором анализируемого вещества, так и объёмом выполняемого задания.

Содержание

Тема 1 «Введение в органическую химию. Теория строения органических  соединений А.М.Бутлерова»        2

Тема 2 «Углеводороды        4

Тема 3 «Кислородсодержащие органические соединения»        6

Тема 4 «Типы химической связи»        9

Тема 5 «Основные классы неорганических веществ»        11

Тема 1. “Введение в органическую химию. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова”

        I. Вопросы для фронтального опроса.

  1. Назовите №№  формул:

а) молекулярных        б) электронных        в) структурных.

  1. Найдите формулы, отображающие одно и тоже вещество.
  2. Перечислите №№  изомерных веществ.
  3. Назовите №№, где использована условная запись органического вещества. Объясните, в чем заключается условность.

        II. Тестовый опрос (на примере одной из формул Карточки А).

А1         Элементы-органогены в заданной формуле:

1

отображены не все

2

углерод и водород

3

только углерод

4

только водород

А2         Формула, используемая для отображения данного органического вещества:

1

молекулярная

2

структурная

3

электронная

4

“углеродный скелет”

А3         Заданная формула:

1

дает полную информацию о строении вещества

2

не дает никакой информации о соединении

3

может соответствовать нескольким веществам

4

определяет только состав соединения

А4         На основании данной формулы:

1

можно определенно прогнозировать свойства вещества

2

ничего конкретного о свойствах вещества сказать невозможно

3

можно предположить лишь некоторые свойства, общие для органических веществ

4

можно определить, что вещество не относится к органическим соединениям

В1                Установите соответствия:

А) органические соединения        1) вещества с одинаковым составом, но разным

Б) гомологи                строением

В) изомеры        2) значительно малочисленнее

Г) неорганические соединения        3) вещества с похожим строением и похожими   свойствами

                4) как правило, горючи и слабополяризованы

                5) производные соединений углерода

А

Б

В

Г

В 2        Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.

Теория химического строения органических соединений:

1) была предложена А.М. Бутлеровым;

2) основана на положении о 2-х валентном состоянии атома углерода в органических соединениях;

3) объяснила существование веществ с одинаковым составом, но с различными свойствами;

4) позволяет прогнозировать строение вещества на основании его свойств;

5) в настоящее время почти не развивается, т.к. прошло более ста лет со дня ее открытия. 

Ответы: ________________

С1        Составьте все типы формул для предложенного соединения, реакцию его горения.

С2        Составьте структурные формулы 2х гомологов заданного вещества и 1 изомера (если возможно, если нет - объясните, почему?).

Тема 2. “Углеводороды”

  1. Вопросы для фронтального опроса.
  1. Найдите представителей углеводородов:

 а)предельных         б)непредельных         в)ароматических. 

  1. Перечислите №№:

а) алканов        б) алкенов        в) алкинов        г) алкадиенов        д) аренов         г) циклоалканов.

  1. Назовите соединения по систематической номенклатуре (выборочно).
  2. Какие из веществ будут вступать в реакции замещения? Присоединения? И замещения, и присоединения?

II.        Тестовый опрос (по конкретному соединению Карточки Б).

А 1        Заданное соединение относится к:

1

непредельным углеводородам

2

предельным углеводородам

3

ароматическим углеводородам

4

циклоалканам

А 2        Общая формула ряда, к которому относится заданное соединение

1

CnH 2n+2

2

CnH 2n

3

CnH 2n-2

4

CnH 2n-6

A 3        В заданном соединении присутствуют:

1

только s -связи

2

несколько s - и одна p- связь

3

несколько s-  и несколько  p- связей

4

s- связи и p-система

А 4        Заданное соединение может вступать:

1

в реакции присоединения,  окисления, полимеризации

2

в реакции замещения, разложения, изомеризации

3

в реакции и замещения, и присоединения

4

во все типы реакций

А 5        В заданном соединении атомы углерода находятся:

1

только в sp3-гибридном состоянии

2

в негибридном состоянии

3

в sp- и sp3 –гибридных состояниях

4

в sp2- и sp3 -гибридных состояниях

        

        А 6        Изомерия, свойственная заданному соединению:

1

углеродного скелета и положения кратной связи

2

углеродного скелета и межклассовая изомерия

3

не имеет изомеров (или не предложен варианта ответа)

4

положения заместителей

В1                Установите соответствия.

А) алканы        1) являются сырьём для получения красителей и лекарств

Б) алкены        2) являются основной составной частью природного газа и нефти

В) алкины        3) применяют для высокотемпературной сварки металлов

Г) арены                4) являются сырьём для получения полиэтилена и полипропилена                

А

Б

В

Г

В 2        Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.

Свойства углеводородов:

1) определяются только составом молекул;

2) зависят от типа связи между атомами углерода в соединении;

3) не зависят от того, какие заместители имеются в молекуле;

4) включают  в себя реакцию горения.

5) не связаны с областями применения веществ;

Ответы: ________________

С1        Назовите заданное соединение по систематической номенклатуре. Запишите три уравнения реакций, характерных для этого вещества.

С2        Выберите ошибочные предложения, относящиеся к заданному веществу, запишите исправленный вариант.

        В заданном соединении имеются только σ-связи. Оно часто встречается в природе, входит в состав нефти и природного газа. Соединение  легко вступает в реакции замещения. Реакции, в которые вступает это вещество, сопровождаются разрывом кратных связей. Необходимое условие протекания этих реакций  - облучение  светом.

Тема 3. “Кислородсодержащие органические соединения”

I.        Вопросы для фронтального опроса.

  1. Что общего у всех приведенных соединений?
  2. Определите №№ соединений, относящихся к классам

а) спиртов         б) альдегидов         в) кислот        г) сложных эфиров         д) простых эфиров.

  1. Найдите соединения, имеющие смешанные функции.
  2. Назовите соединения по систематической номенклатуре (выборочно).
  3. Найдите №№ соединений, которые могут быть определены с помощью качественных реакций.
  4. Назовите практическое применение некоторых соединений.

II.        Тестовый опрос (по заданному соединению Карточки В).

А 1        Заданное соединение относится к классу:

1

спиртов

2

альдегидов

3

карбоновых кислот

4

не предложено нужного варианта  

А 2        Название функциональной группы данного соединения:

1

карбоксильная

2

карбонильная

3

гидроксильная

4

бифункциональная

А 3        Связи между атомами функциональной группы в соединении:

1

сильно поляризованы, и образуются межмолекулярные водородные связи

2

слабо поляризованы

3

неполярные

4

крайне поляризованы, и в результате образуются ионы

А 4        Наиболее характерными реакциями соединения являются реакции:

1

окисления

2

и окисления, и восстановления

3

замещения и обмена

4

гидролиза

А 5        Качественная реакция на данное вещество:

1

отсутствует / не предложена в вариантах ответа

2

реакция со свежеприготовленным раствором Cu(OH)2

3

реакция «серебряного зеркала»

4

реакция с индикатором

В1                Установите соответствия:

А) спирты        1) ацетаты

Б) альдегиды        2) глицерин

В) сложные эфиры        3) фенол

Г) ароматическое соединение        4) формалин

        

А

Б

В

Г

В 2        Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.

Фенол:

1) можно определить качественной реакцией с раствором хлорного железа;

2) имеет в структуре бензольное кольцо и гидроксо-группу;

3) является ароматическим соединением;

4) менее сильная кислота, чем этанол;

5) используется в качестве растворителя;

6) обладает бактерицидным свойствами.

Ответы: ________________

С1         Назовите заданное соединение по систематической номенклатуре.

Составьте и решите органический переход, демонстрирующий генетическую связь органических веществ, в котором было бы задействовано данное соединение (возможно, с привлечением веществ из соответствующего варианта карточки).

С2         Приведите три реакции, характеризующие свойства данного соединения

Тема 4. “Типы химической связи”

I. Вопросы для фронтального опроса.

  1. Определите вещества, в которых осуществляется следующий тип связи:

 а) металлическая         б) ионная         в) ковалентная полярная        

г) ковалентная неполярная.

  1. Укажите №№ органических соединений. Какой тип связи характерен для них?
  2. Найдите соединения с:

а) σ-связями        б) π-связями        в)π-системой.

  1. Определите №№ веществ, у которых обобществленные электроны в одинаковой степени принадлежат атомам, образующим связи.
  2. Назовите №№ соединений, способных образовывать водородные связи.

II. Тестовый опрос (по конкретному веществу Карточки Г). 

А 1        Вещество состоит из атомов:

1

металла

2

одинаковых неметаллов

3

различных неметаллов

4

и металла, и неметалла

        А 2        Для этого вещества характерен следующий тип связи:

1

ионная

2

металлическая  

3

ковалентная полярная

4

ковалентная неполярная

А 3        Эта связь образована в результате:

1

передачи электронов от одного атома к другому

2

обобществления электронов соседних атомов

3

образования “электронного газа”

4

межмолекулярного взаимодействия

А 4        В образовании химической связи задействованы электроны:

1

первого электронного слоя

2

средних электронных слоев

3

последнего электронного слоя

4

всех электронных слоев

А 5        Заданное вещество:

1

образует межмолекулярные водородные связи

2

имеет в структуре кратные связи

3

содержит π-электронную систему

4

не предложен вариант ответа

        В1                Установите соответствия:

А) электронный газ        1) сильные электролиты

Б) ионы        2) низкие температуры плавления

В) молекулы        3) высокая теплопроводность

Г) кристаллы        4) тугоплавкость

        А

Б

В

Г

В 2        Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.

Водородные связи:

1) существуют во всех соединениях;

2) образуются между неполярными молекулами;

3) образуются между молекулами, имеющими поляризованные группы атомов;

4) являются причиной повышенной температуры кипения воды;

5) поддерживают первичную структуру молекулы ДНК;

6) поддерживают вторичную структуру молекулы ДНК.

Ответы: ________________

С1        Распишите механизм образования химических связей в заданном веществе. Выберите из таблицы вещества, в которых присутствует такой же тип связи.

С2        Опишите физические свойства, которые можно предположить у заданного вещества, исходя из его строения.

С3        Приведите пример реакции (или реакций) с заданным веществом. Какой тип связи у продуктов реакции?

Тема 5. “Основные классы неорганических веществ”

I.        Вопросы для фронтального опроса.

  1. Назовите №№ веществ, являющихся:

а) металлами        б) неметаллами        в) оксидами        г) основаниями                д) кислотами        е) солями.

  1. Какие из веществ относятся к простым, а какие – к сложным?
  2. Найдите №№ кислотных оксидов и №№ соответствующих им кислот; №№ основных оксидов и №№ соответствующих им оснований.
  3. Перечислите №№ солей и назовите №№ реагентов, с помощью которых они могут быть получены (из представленных на карточке).
  4. С какими из приведенных веществ будет реагировать:

а) фосфорная кислота?         б) металлический натрий?         в) гидроксид калия?

  1. Дайте названия отдельным соединениям.

II                Тестовый опрос (по заданному веществу Карточки Д).

А 1        Заданное вещество является:

1

сплавом

2

простым веществом

3

сложным веществом

4

механической смесью

А 2        Вещество заданного варианта относится к:

1

оксидам

2

гидроксидам

3

солям

4

простым веществам

        А 3        Тип химической связи в заданном веществе:

1

металлическая

2

ковалентная неполярная

3

ковалентная полярная

4

ионная

А 4        Заданное вещество генетически связано с рядом:

1

металлов

2

неметаллов

3

двойственных свойств

4

ни металлов, ни неметаллов

А 5                Это вещество способно реагировать с растворами:

1

разбавленных кислот

2

щелочей

3

и кислот, и щелочей

4

ни кислот, ни щелочей

        

В1                Установите соответствия:

А) основный оксид        1) ZnO

Б) одноосновная кислота        2) NaHCO3

В) кислая соль        3) HCl

Г) амфотерный оксид        4) H2SO4

                5) CaO

        А

Б

В

Г

В 2        Запишите номера верных утверждений в алфавитном порядке.

Щёлочи:

1) это растворимые основания;

2) образуются при взаимодействии активных металлов с водой;

3) едкие вещества;

4) изменяют окраску лакмуса на синий цвет;

5) изменяют окраску индикатора на красный цвет;

6) не растворяются в воде.

Ответы: ________________

С1        Дайте название заданному веществу. Приведите три уравнения реакций, характерных для заданного вещества.

С2        Составьте и осуществите цепочку превращений, иллюстрирующую генетическую связь неорганических веществ с участием заданного вещества (можно воспользоваться веществами, приведенными в одном вариантном столбце).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания - карточки по химии

дидактический материал по химии...

Карточки-задания по Производственному обучению, Профессия НПО Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (ТХО)

Карточки-задания по Производственному обучению, Профессия НПО Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию (ТХО)Предназначались для беглого опроса в производственных условиях....

Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.

Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....

Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»

Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Одна из   развивающих стратегий, которую  используется мною в  работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического экспе...

Деятельностно компетентностный подход к обучению химии

Презентация-сопровождение выступления на педсовете...

инструктивные карточки по химии

рекомендации к выполнению практических работ...