ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
статья на тему

Чиркунова Людмила Александровна

Одна из   развивающих стратегий, которую  используется мною в  работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического эксперимента изучение химии  невозможно. Известный химик и педагог И.А.Каблуков подчеркивал, что лучше вовсе не преподавать химию, чем преподавать ее только по книжке.Как показывает мой  личный опыт, исследовательская работа  имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик справляется с учебной проблемой, значит и в настоящей жизни он окажется более приспособленным. К тому же,  сегодняшний школьник – это завтрашний студент и основы исследовательской деятельности, полученные в школе, сослужат добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chirkunova_l.a._statya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Л.А.Чиркунова

Учитель химии

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ    В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ  РАБОТЫ

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е.Тимирязев.

Важнейшая задача современной школы - органичное сочетание обучения, воспитания и развития. Химия – это интересная наука, однако изучение химии – это кропотливый труд (иногда увлекательный, а иногда и скучный!). Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой к возникновению интереса к химической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, позволяют усваивать учебную информацию активно, эмоционально, творчески

В ФГОС основного общего образования отмечено, что

«Изучение предметной области «Естественно-научные предметы»  должно обеспечить:

формирование целостной научной картины мира;

Целостность научной картины мира в сознании обусловлена наличием логических связей между отдельными ее элементами. Недостаток звеньев приводит к разрыву логических связей. Необходимость приобретения конкретного знания для придания целостности субъект определяет самостоятельно. Учащийся ориентируется на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивает и выбирает информационный материал, переводит знания, умения, навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий. В настоящее время главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления.

Исследовательская активность ребенка имеет сложную структуру, в ней выделяется мотивационный компонент, связанный с интересом, желанием ребенка вести исследовательский поиск решения проблемы и проявлением настойчивости в достижении цели; содержательный компонент, связанный с представлениями о возможных способах и средствах осуществления исследовательского поиска решения проблемы; операциональный компонент, отражающий опыт практического использования школьником исследовательских умений для решения проблемы в процессе решения  проблемной ситуации.

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы

Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности (Словарь.— М.: УЦ «Перспектива». Е.А. Шашенкова. 2010.)

При обучении естественным предметам исследовательский метод обучения реализуется через систему экспериментальных работ, для которой характерно, с одной стороны постепенное усложнение содержания познавательных задач, с другой – увеличение степени самостоятельности учащихся в их решении. Первые посильные для учащихся  элементы исследования, как правило, связаны с наблюдениями различных явлений с целью установления некоторых фактов, необходимых для первоначальных обобщений. Более сложные исследовательские работы предполагают решение познавательных задач путем постановки и проведения опытов, сопровождающихся выдвижением гипотез.

Одна из   развивающих стратегий, которую  используется мною в  работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического эксперимента изучение химии  невозможно. Известный химик и педагог И.А.Каблуков подчеркивал, что лучше вовсе не преподавать химию, чем преподавать ее только по книжке.

Никто не станет спорить, что действенным средством развития интереса к предмету является химический эксперимент и практические работы, когда сами учащиеся проводят различные опыты. Они непременно должны видеть в этой работе еще и особый тренинг, развивающий у них наблюдательность, память, умение критически мыслить, анализировать ситуацию в контексте имеющихся знаний, делать выводы, заключения, проецировать формируемые учебные знания на собственную жизнь.

При решении экспериментальных задач учащиеся последовательно овладевают следующими этапами исследования: постановка проблемы - построение гипотезы - проектирование опыта -  составление плана эксперимента - осуществление эксперимента - оформление результатов эксперимента - формулирование ответа.

К середине 9  класса многие практические работы преобразуются в исследовательские, то есть предполагают специальную организацию деятельности учащихся по определению цели экспериментальной работы, планированию ее состава и прогнозированию ожидаемого результата.

На уроках химии может возникнуть неподдельный интерес к изучаемым веществам. Такие исследования позволяют расширить кругозор учащихся. Например, так выбрали темы для исследования девятиклассники Семкина Дарья:  «Такой нужный уксус»; Епифанов Егор, Павловская Злата: «Сода – знакомая незнакомка», десятиклассник Григорьев Михаил «Такой нужный иод»

 Учащихся интересуют окружающие объекты и материалы, и поэтому тематика научно-исследовательских работ часто имеет практическую направленность, включает в себя  изучение веществ и предметов повседневной жизни. Болтова Соня и  Ходакова Настя так обосновали выбор темы своей исследовательской работы «Шоколадная химия» во введении к работе: «У нас появилось желание узнать больше о шоколаде, т.к. мы - обычные покупатели, приобретая этот продукт, даже не задумываемся о составе и  возникновении  самой обычной плитки шоколада.  Поэтому, мы решили рассмотреть некоторые его свойства с точки зрения химии. Поездка на фабрику имени Крупской  помогла нам в выборе темы. Именно после неё мы начали своё исследование». А сестра Сони - Даша Болтова выбрала тему «Жевательная резинка» после изучения темы «Полимеры» в 9 классе.

Катализатором возникновения темы исследовательской работы может быть и всем известная реклама. Литвина Ольга написала исследовательскую работу по теме: «Исследование моющего действия наиболее распространенных и широко рекламируемых моющих средств (о стиральных порошках)»

Как показывает мой  личный опыт, исследовательская работа  имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик справляется с учебной проблемой, значит и в настоящей жизни он окажется более приспособленным. К тому же,  сегодняшний школьник – это завтрашний студент и основы исследовательской деятельности, полученные в школе, сослужат добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения английскому языку»

Лингвокультурологический подход к изучению иностранного языка, основанный на лингвокультурологии – науке, занимающейся исследованием исторических и современных языковых фактов через призму духов...

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Что такое самостоятельная учебная деятельность? Какими мотивами она побуждается? Как правильно организовать учебный процесс, чтобы сформировать самостоятельную учебную деятельность?...

Тема: «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения химии»

Пример формирование УУД в процессе обучения химии в различных класса...

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект....

Рефлексия как механизм формирования профессиональных компетенций в процессе обучения математике

В статье описан опыт формирования профессиональных компетенций на уроках математики....

Методическая разработка по теме: «Приёмы и методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике»

Методическая разработка адресована  преподавателям математики, работающим в системе СПО и НПО.В данной разработке описаны, приемы, методы и значимость активизации познавательной  деятельност...

Внеклассная деятельность в процессе обучения иностранным языкам

Статья "Внеклассная деятельность в процессе обучения иностранным языкам"...