«Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии»
материал
Доклад на тему: «Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2023god.docx | 489.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
на тему: «Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии»
Мастер п/о Ермолов С.И.
г. Новомосковск 2023г.
Оглавление
Введение | 3 |
Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии | 4 |
Заключение | 6 |
Список используемой литературы | 7 |
Введение
Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Проблема формирования учебной мотивации обучающихся в настоящее время приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
В период развития информационных технологий возрастает роль и значение мотивов в поведенческих установках обучающихся, в прогнозировании тенденций образовательного процесса.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Изучение мотивов учебной деятельности обучающихся было выбрано потому, что именно эта деятельность является ведущей, а, следовательно, мотивы, побуждающие её, должны иметь существенное значение для обучающихся педагогической направленности. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования обусловлен многими факторами, среди которых существенным является мотивация обучающихся.
В современном обществе перед образованием стоит задача подготовки будущих специалистов, способных эффективно работать, решая сложные проблемы, как в процессе обучения, так и в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, вопрос о мотивации – это, по существу, вопрос о качестве учебной деятельности. Мотивы к профессиональной деятельности в значительной мере определяют отношение обучающегося к решению поставленных перед ним профессиональных задач, создают предпосылки эффективности и результативности самой профессиональной деятельности.
Повышение мотивации обучающихся к изучению профессии
Для повышения мотивации в учебе со стороны мастера производственного обучения можно указать несколько рекомендаций.
1. Мастер обязан убедить своих обучающихся в востребованности и важности преподаваемого предмета и его практического применения в их будущей профессии. Главное, стимулировать обучающихся на результат, открыть для них широкие возможности практического использования знания.
Как пишет Крылова М.Н., «педагогический работник, чтобы мотивировать обучающегося на успешное обучение профессии, необходимо доказывать и показывать на практических примерах, что знания, умения, навыки и компетенции, сформированные на его дисциплине, действительно будут нужны в его будущей профессиональной деятельности, тем самым постоянно стимулируя интерес к изучению дисциплины».
2. Мастерам необходимо овладеть современными формами и технологиями проведения занятий. Лекции не должны быть монотонными, скучными, с сухим изложением фактов, а должны быть интересными, в виде живой беседы и диалогов. Занятия должны быть наполнены различными по уровню сложности заданиями, тестами, креативными техниками и многими другими приемами, потому что они формируют необходимые для профессии умения и навыки. Надо уметь выбрать именно ту технологию обучения, которая в данной ситуации наиболее целесообразна, и, главное, обеспечить высокую действенность ее реализации в работе с обучающимися. Это позволит им оказаться в среде будущей профессии.
3. В процессе обучения использовать активные и интерактивные методы, способствующие повышению активности и высокой мотивированности участников образовательного процесса. К таким методам мотивации можно отнести: проектный метод, «мозговой штурм», проблемные лекции и семинары, конференции, анализ конкретных ситуаций, моделирование, интервью, дискуссии и др. Данные методы способствуют развитию коммуникативных, организаторских, творческих способностей обучающихся, умению находить свой подход к решению задачи, формируют навыки самостоятельной работы и независимость собственных суждений. Они учатся думать, оценивать, принимать решение и нести ответственность, а также работать в постоянно меняющихся условиях.
4. Для повышения мотивации к новым знаниям важно сформировать диаду – «мастер-обучающийся», создать атмосферу доверительного сотрудничества, ведущую к раскрытию внутреннего потенциала обучающегося. Для обучающихся важно видеть в мастере наставника, к которому можно обратиться за помощью, обсудить проблемы, поспорить, получить одобрение, осуществлять совместную творческую работу. Мастер должен использовать эффективную форму мотивации – укреплять уверенность в собственных силах обучающихся. Мастер должен во время учебной деятельности за хорошо выполненное задание хвалить, одобрять успехи обучающихся, демонстрировать их достижения. Такая установка, как вера в успех, формирует позитивное отношение обучающихся к предмету, у него появится стремление к активной учебной работе.
5. Важную роль в развитии учебной мотивации играют личностные качества мастера. Мастер должен быть доброжелательным, уравновешенным, уважительно относиться к своим обучающимся, быть ответственным, тактичным. Быть требовательным, но справедливым, проявлять настойчивость, твердость. Уметь советовать, быть внимательным, честным, порядочным. Быть оптимистичным. Кстати, оптимизм мастера передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, отчаяния, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности. Демократический стиль общения мастера с обучающимися должен создать положительный микроклимат в группе, необходимо найти индивидуальный подход к каждому.
Важная миссия мастера – уметь организовать и проконтролировать процесс обучения. Авторитет мастера является тоже одним из важных факторов, побуждающих обучающихся к учебной деятельности. Поэтому каждый мастер должен стремиться завоевать авторитет у своих обучающихся, но это возможно только честным и упорным трудом. От качества подготовки мастера и его личностных качеств зависит успех в образовательной деятельности.
Заключение
Таким образом, можно отметить, что мотивация – это один из эффективных способов, влияющих на образовательный процесс и результат обучения.
Осознанный выбор профессии – залог успешного обучения и мотивации к самостоятельной профессиональной деятельности. Главной задачей повышения мотивации к приобретению профессиональных знаний– организовать учебный процесс, направленный на раскрытие внутреннего потенциала обучающегося, создать максимально благоприятные условия для его профессионального развития.
На учебную мотивацию влияют психологические особенности обучающихся, а также формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, применяемые методики и технологии, личностные качества мастера производственного обучения, стиль педагогической деятельности мастера и другие факторы.
Список используемой литературы
1. Веремчук А.С. О мотивации обучающихся как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2020.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова. // Педагогика-Пресс.- 2018;
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию
В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка ....
Педагогический проект по теме: «Рейтинговая система контроля и оценки знаний как фактор повышения мотивации обучающихся»
Цель педагогического проекта: определение условий использования бально-рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.Задачи педагогического проекта:проанализировать проб...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Презентация к выступлению "Повышение мотивации обучающихся к изучению иностранного языка посредством творческих заданий"
В презентации представлены примеры творческих заданий, которые могут быть использованы преподавателями иностранного языка с целью повышения мотивации обучающихся на учебном занятии....