Требования к учебной слесарной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях
проект
Требования к учебной слесарной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_organomika_efimov_a.a.docx | 32.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Требования к учебной слесарной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
- Оснащение учебной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях………………………………………………………………4
- Оснащение учебной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях (слесарная мастерская)……………………………………7
- Обеспечение безопасности в учебной слесарной мастерской…………9
Список источников……………………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Оснащение учебных мастерских профессиональных образовательных учреждений играет важную роль в подготовки специалиста среднего звена.
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций по рабочим специальностям происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов, и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.
Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.
В данной работе более подробно рассматриваются требования к оснащению учебной слесарной мастерской на примере СПб ГБПОУ «Петровский колледж».
- Оснащение учебной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях
Согласно «Методическим рекомендациям по оснащению организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования», утверждённым 31.01.2019 г., мастерская – это структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, оснащенное современной материально-технической базой по одной из профессий (компетенций) для обеспечения практической подготовки обучающихся в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями, в том числе стандартами Ворлдскиллс Россия.
Современная мастерские, оснащенные передовой материально-технической базой, должна обеспечивать реализацию следующих функций:
- образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки) на уровне, соответствующем мировым стандартам, в том числе стандартам Ворлдскиллс Россия, реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей и взрослых;
- обеспечение условий для оценки компетенций и квалификаций обучающихся и слушателей;
- сопровождение профориентационных мероприятий обучающихся образовательных организаций, в том числе обучение первой профессии.
Давайте рассмотрим общие требования к оснащению мастерской в профессиональных образовательных учреждении.
В учебных мастерских формируются профессиональные умения, навыки и практический опыт обучающихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (компетенции) оборудования, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь обучающиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий (компетенций)отличаются друг от друга. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей образовательного учреждения, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.
Как правило, учебные мастерские располагаются с торца здания образовательного учреждения на 1 – 2 этажах со звукопоглощающими стенами. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.
Зонирование помещений мастерских осуществляется в соответствии с выбранным направлением (компетенцией), а также с учетом требований, предъявляемых к помещениям, в которых осуществляется образовательная деятельность, в соответствии с действующими нормативными документами.
Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому обучающемуся самостоятельное рабочее место (12 – 15 рабочих мест) для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего и индивидуального пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности по выбранному направлению (компетенции). В связи с особенностями образовательного процесса и большой физической активностью обучающихся во время занятий площадь рабочего места на одного обучающегося должна быть увеличена на 25-40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.
Номенклатура и количество оборудования общего пользования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в образовательном учреждении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения. Расположение оборудования (станков, машин, механизмов, верстаков и пр.) должно соответствовать образовательному процессу, нормам расстановки оборудования и условиям его работы.
Большое значение для создания комфортной среды образовательного процесса имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности. А также обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.
Документация учебных мастерских включает паспорт учебной мастерской, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, инструкции по пожарной безопасности и охране труда, журнал трехступенчатого контроля.
- Оснащение учебной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях (слесарная мастерская)
Материально – техническая база:
В учебной слесарной мастерской располагаются оборудование индивидуального и общего пользование. Оборудованием индивидуального пользования являются верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся:
- сверлильные и простые заточные станки (точильно - шлифовальные станки),
- разметочная и проверочная плита,
- плита для правки, винтовой пресс,
- рычажные ножницы,
- вальцовочный, листогибочный, трубогибочный станки.
Для размещения заготовок и деталей, приспособлений и инструментов, вспомогательных материалов имеются специализированная мебель и системы хранения:
- групповые инструментальные шкафы,
- стеллажи,
- столы и подставки для плит,
- тара для деталей стружки.
Индивидуальное рабочие место оснащено:
- набор надфилей;
- набор напильников;
- ножницы по металлу;
- набор отверток;
- тиски слесарные поворотные;
- плоскогубцы комбинированные;
- набор плашек;
- набор сверл спиральных;
- циркуль разметочный;
- метр складной металлический;
- набор линеек металлических;
- набор угольников;
- штангенциркуль;
- электродрель;
- электроудлинитель;
- заклепочник;
- болгарка.
Для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы каждое рабочее место должно быть оборудовано сиденьями (приставными, выдвижными или откидными).
Демонстрационные учебно-наглядные пособия:
- комплект таблиц по слесарному делу;
- комплект наглядных пособий для постоянного использования.
Учебно – методические материала:
- рабочая программа профессионального модуля;
- рабочая программа учебной и производственной практик;
- методические рекомендации по выполнению всех видов операции;
- рабочие чертежи на типичные учебно – производственный работы;
- комплект контрольно – оценочных средств.
- Обеспечение безопасности в учебной слесарной мастерской
Рабочее место обучающегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая при проведении учебных занятий.
Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения заданий, запрещается.
Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, - внутри ее.
Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (из сетки с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.
На одноместных универсальных столах-верстаках, предназначенных для школьных комбинированных мастерских 8-летних школ, допускается съемное защитное устройство размером поверхности, обеспечивающей улавливание осколков по вертикальной плоскости 45°, а по горизонтальной -96°. Поверхность защитного устройства должна обеспечивать хорошее гашение скорости осколков.
Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметь несработанную насечку.
Обучающиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию
инструмента, должны быть предварительно проинструктированы. Первоначальные работы проводятся под наблюдением мастера производственного обучения, преподавателя.
Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую
поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки.
Ручки молотков, кувалд изготовляются из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.). Применение ручек из мягких или крупнослойных пород дерева (ель, сосна) запрещается. Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусенцев и сучков.
На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента. Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или с неисправными (имеющими трещины, отколы и т. д.) ручками запрещается.
При работах зубилом и крейцмейселем для защиты
глаз обучающихся от отлетающих осколков должны применяться защитные очки. Мастера производственного обучения, преподаватели обязаны следить за их обязательным применением.
Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.
Все приспособления (кондукторы, делительные головки и пр.), применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.
Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками. Использованный обтирочный материал, стружки,
мусор должны убираться после каждого занятия.
Масса переносимых вручную тяжестей, когда на это затрачивается не более 1/3 рабочего времени, не должна превышать согласно трудовому законодательству: для юношей 15 лет - 8,2 кг, для девушек 15 лет - 5,0 кг, для юношей 16-18 лет -16,4 кг, для девушек 16-18 лет - 10,2 кг.
Обучающийся во время прохождения учебной практики, а также мастера производственного обучения, преподаватели, должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой, предохранительными приспособлениями согласно действующим нормам.
Учебная слесарная мастерская должна быть полностью обеспечена средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.
Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.
Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.
Обучающие обязаны: соблюдать требования, нормы и правила по пожарной безопасности, электробезопасности, технику безопасности при выполнении слесарных работ, правила поведения в учебной слесарной мастерской, строго выполнять указания по технологии и практические задания мастера производственного обучения (преподавателя) только по теме занятия, немедленно докладывать мастеру производственного обучения (преподавателя) о замеченных недостатках, нарушениях, о плохом самочувствии, поддерживать порядок, чистоту, бережливо относится к материалам, инструменту, оборудованию, наглядным пособиям.
Список источников
- Макиенко, Н.И. Общий курс слесарного дела: Учебник для ПТУ. – 3-е издание [Текст] / Н.И. Макиенко – М.: Высш. Шк. 1999. – 335 с.
- Покровский, Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. Образования [Текст] / Б.С. Покровский – М.: ОИЦ «Академия», 2007. – 272 с.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 465 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Построение учебного процесса по формированию у подростков универсальных учебных действий в рамках среднего профессионального образовательного учреждения.
В статье показана необходимость индивидуализация подростков старшего возраста в современных условиях, раскрыта сущность понятий «индивидуализация» студ...
«К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Краткая характеристика технологии и условия реализации ее на занятиях...
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений
Методика проведения установочных занятий со студентами-заочниками средних профессиональных образовательных учреждений...
Программа экономического и финансового воспитания «Экономика и ты» государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Еланский аграрный колледж»
Программа воспитания призвана:· реализовать программу адаптации студентов первого года обучения, программы, направленные на формирование здоровог...
Становление молодого специалиста в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении «Кунгурский техникум-интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема профессионального становления личности. Нашей страны нужны современно образованные, нравственн...
Организация производственного обучения учащихся в условиях среднего профессионального образовательного учреждения
Из опыта работы...
Статья: «Система контроля и оценки учебных достижений в государственном профессиональном образовательном учреждении»
В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от преподавателя к студенту и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях сту...