Статья: «Система контроля и оценки учебных достижений в государственном профессиональном образовательном учреждении»
статья на тему

Кудинов Юрий Витальевич

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от преподавателя к студенту и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях студентами в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для преподавателя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального про-движения и развития студента. Не менее важна обратная связь для обучающихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. На основе обратной связи преподаватель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Система контроля и оценки учебных достижений в государственном профессиональном образовательном учреждении»

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т. е. та информация, которая поступает от преподавателя к студенту и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях студентами в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для преподавателя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального про-движения и развития студента. Не менее важна обратная связь для обучающихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию. На основе обратной связи преподаватель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок.

Проверка — процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Контроль — операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Учет — фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых. Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки — определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образовательной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитывающей и развивающей, контрольной. Образовательная функция заключается в том, что проверка, контроль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, сколько способствовать научению, исправить ошибки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении. Стимулирующая функция как продолжение и дополнение образовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорганизовывал деятельность студента, а вдохновлял его, вселял уверенность в достижимости новых целей. Воспитывающая и развивающая функции связаны с формированием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способностей и черт характера. Контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и итоговый. Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития студентов вновь скомплектованных групп, в которых преподаватель начинает обучение. а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта. Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изучения темы. Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа. Его формы — зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, экзамены. В государственном профессиональном образовательном учреждении для оценки уровня знаний студентов применяют как традиционную четырехбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», так и рейтинговую систему.

         Рейтинговая система связана с определением удельного веса (рейтинга) каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершенного вида заданий. Принципом рейтинговой системы оценки качества обучения является распределение программ учебных дисциплин определенного цикла подготовки или отдельного учебного предмета на блоки и модули.

 "Блок" определяется как дидактически обоснованная и методически организованная часть учебной дисциплины или совокупности учебных дисциплин, которая обеспечивает достижение однородных обобщенных целей конкретного предметного обучения.

"Модуль" — это часть блока, усвоение которой является предметом обязательной оценки соответственно целям учебных тем, которые составляют этот модуль. Оптимальное количество модулей блока за семестр — от 6 до 10 (реализация, методическое обеспечение).

Такое представление учебной информации позволяет практически реализовать преемственность и межпредметную координацию на всех этапах и уровнях системы непрерывного образования, перейдя, таким образом, от обучения учебной дисциплине к обучению профессии.

Оценка каждого модуля является составляющей оценки соответствующего блока:

  • оценка блока — составляющая оценки дисциплины;
  • оценивание обучения по дисциплине осуществляется по стобальной шкале;    
  • набранные баллы превращаются в четырехбальные оценки на основе приведенных в таблице соотношений.

                     

Шкала итогового результата рейтинга

Оценка:       Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо     Отлично

Пределы:              0 — 59                       60—70                    71—85          86—100

Накопление баллов (рейтинга) за весь спектр учебно-познавательной деятельности обучаемого позволяет осуществлять диагностирование и прогнозирование качества подготовки, а также вырабатывать рекомендации по совершенствованию учебного процесса.

Технология реализации рейтинговой системы:

1. Каждый студент в начале семестра получает модульную программу учебной дисциплины, в которой указан суммарный рейтинг по каждому модулю, и оформляет для себя рейтинговую таблицу.

2. Рейтинговая таблица включает названия модулей учебной дисциплины, виды контроля, сроки выполнения индивидуальных заданий, сроки отчета за теоретическую часть разделов, штрафные санкции, возможности повышения рейтинга, установленные баллы за различные виды деятельности.

3. Суммарный рейтинг, в зависимости от вида контроля, формируется следующим образом:

  • текущий контроль проводится по тестам, самостоятельным работам на практических занятиях и лекциях, по индивидуальным домашним заданиям, по контрольным работам;
  • рубежный контроль проводится по теоретическому материалу и по задачам в форме письменного или устного экзамена, по содержанию целого модуля;
  • итоговый контроль проводится в конце семестра и состоит из рейтинга текущего и рубежного контроля, а также из рейтинга за творческую работу. Творческими заданиями являются: решение дополнительных задач повышенной сложности, написание реферата, выступление на лекции, участие в олимпиаде, участие в дидактических играх, помощь преподавателю в составлении тестов, опорных конспектов и др.

Предполагается, что студенты, успешно прошедшие ступени рейтинга, получают зачет автоматически. Студенты группы, имеющие самый низкий рейтинг, сдают зачет по материалу всего семестра, независимо от того, за сколько разделов они отчитались по зачетной сессии. Это условие является мощным стимулом равномерной работы, так как штрафы в основном вводятся за несвоевременное предъявление выполненных заданий и пропуски занятий. В семестре, и итогом которого является экзамен, условия рейтинга более жесткие. Только студенты, получившие за рубежный контроль "отлично", могут быть освобождены от соответствующего модуля на экзамене. Получившие "хорошо" могут быть освобождены лишь от практического задания на экзамене. Все остальные студенты сдают экзамен на общих основаниях. Условием допуска к экзамену является рейтинг на основе выполнения всех индивидуальных заданий.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.: «Мастерство», 2002.

2.        Кудинов Ю.В. Основы психологии и педагогики. - Учебное пособие –                             Алчевск, ДонГТУ, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательно - профилактическая работа в общежитии Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинельский государственный техникум»

Проведение воспитательно-профилактической работы в общежитии ГБОУ СПО КГТ (далее Техникума) предполагает тесное взаимодействие коллектива общежития с государственными и общественными структурами по во...

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области «Губернский профессиональный колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДА НАТЮРМОРТА В ТЕПЛОЙ ГАММЕ

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования московской области«Губернский профессиональный колледж»     МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВА...

Статья: «Дистанционное обучении в государственном профессиональном образовательном учреждении»

В образовательную систему в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования - дистанционное, обеспечивающий непрерывность образования граждан. Если существующая система в опре...

Доклад на тему: «Самостоятельная работа студента в государственном профессиональном образовательном учреждении»

Основой специального образования является самостоятельная работа студента. Именно она формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возмо...

Положение о студенческом Совете общежития №2 в государственном профессиональном образовательном учреждении «Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

Разработано в соответствии с концепцией воспитательной работы колледжа.Совет общежития   является общественным постоянно действующим органом студенческого самоуправления и создается в общежи...

Требования к учебной слесарной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях

Требования к учебной слесарной мастерской в профессиональных образовательных учреждениях...