Методическая разработка урока по дисциплине "Техническая механика" Тема: "Основные понятия кинематики"
методическая разработка
Материал содержит методическую разработку урока по механике в арт-технологии по теме "Основные понятия кинематики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_pronina_n.v.doc | 701 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Заволжский автомоторный техникум»"
Конкурс
«Мое лучшее учебное занятие»
Методическая разработка
урока
по дисциплине: «Техническая механика»
тема: «Основные понятия кинематики»
курс: II
Cоставитель:
преподаватель Пронина Н.В.
г. Заволжье
2017 год
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для проведения занятия по дисциплине «Техническая механика» при изучении темы «Основные понятия кинематики» для студентов 2 курса специальностей «Автомобиле - и тракторостроение» и «Технология машиностроения».
Мотивация темы и формы проведения занятия: Тема занятия предусмотрена рабочей программой, составленной в соответствии с учебным планом специальности.
Форма проведения занятия способствует активизации интереса обучающихся к изучению механики методом привлечения литературных произведений, живописи и музыки.
Выбор формы проведения занятия обусловлен необходимостью обращения к искусству, располагающему неисчислимыми возможностями оживления и обогащения учебного процесса. Искусство со своими многочисленными жанрами способно реабилитировать внутренние силы обучающихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, соединить дух, душу и тело мыслящего человека.
Занятие построено в соответствии с арт - технологией, где наравне с техническим материалом присутствует анализ художественных произведений. Цель такого анализа – выявить характеристики, закономерности, классификации основных кинематических параметров движения, заложенные в стихотворных, живописных и музыкальных произведениях.
Данная технология выбрана для проведения урока не случайно, так как концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности.
Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания. Решая поставленную познавательную задачу, обучающийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Обучающиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Уроки, проведенные с применением арт - технологии, приносят огромное моральное удовлетворение. Смена ролей, функций, стилей общения значительно активизирует резервные возможности наших обучающихся. Учитель, применяющий арт - технологию на уроках, имеет возможность переходить в своей образовательной деятельности на уровень личностно - ориентированного, коммуникативно - ориентированного обучения, что повышает эффективность учебного процесса.
Проведение уроков с использованием арт - технологий – это мощный стимул в обучении и воспитании. Использование арт - технологий даёт возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся. Является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса. Уроки с использованием арт - технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
Данный урок опробовался в группах различного уровня подготовки и его результатом всегда был эмоциональный, духовный подъем и активизация творческой активности обучающихся.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Цели занятия:
- Обучающие:
обобщить знания о кинематических параметрах механического движения.
- Воспитательные:
воспитать внимательность, умение слушать и выступать перед аудиторией.
- Развивающие:
развивать логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
Вид занятия: повторительно-обобщающее
Междисциплинарные связи: Литература, физика.
Учебное оснащение занятия: Доска, экран, проектор.
Наглядные пособия: слайды со стихами, репродукция картины, использование видеоряда и музыки.
Критерии диагностики эффективности занятия: Оценка за ответы на уроке.
В конце урока обучающийся должен:
иметь представление:
- о механическом движении
знать:
- характеристики механического движения
Используемые источники:
1 Аркуша А.И. Техническая механика -М.: Высшая школа, 2002
- Олофинская В.П. Техническая механика - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007
3 borisovna.ru sedu.net
Технологическая карта занятия
№ п/п | Время | Содержание | Содержание деятельности обучающихся | Методы и приемы обучения | Средства обучения | Формы и методы контроля качества обучения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационная часть | |||||
5 | Учитель приветствует студентов, отмечает в журнале отсутствующих. | Размещаются в аудитории. | ||||
2 | 5 | Сообщение преподавателя | ||||
Преподаватель вводит обучающихся в тему занятия, ставит вопрос о нахождении общего между картиной, стихотворением, и кинематическим уравнением скорости. «ВЫЗОВ» | Обучающиеся слушают, отвечают, обобщают. | Постановка проблемного вопроса Беседа | Картина И.Левитана «Утро в Сокольниках» (прил.2) Стихотворение Б.Пастернака «Июль» (прил.3) Уравнение скорости | Зрительная оценка активности студентов | ||
3 | 20 | Обобщение знаний по теме с помощью чувственно – эмоционального и научно – аналитического способа | ||||
1.Преподаватель просит дать определения основным понятиям кинематики 2. Заполняет на доске опорный конспект 3. Читает отрывки стихов, предлагает прочесть стихи обучающимся и выписать глаголы, характеризующие движение 4. Предлагает дать классификацию движения и найти виды движения в стихах при просмотре видеоряда. 5. Предлагает построить графики скорости и ускорения для разных глаголов 6. Предлагает рассмотреть картину, сделать вывод о характере движения, сравнить с графическим способом. «ОСМЫСЛЕНИЕ» | Обучающиеся дают определения механического движения, скорости, ускорения. Читают заранее подготовленные стихи, анализируют параметры движения в стихах. Дают определения равномерного и переменного движения. Анализируют соответствующие глаголы. Строят графики, сравнивают их. Выявляют достоинства и недостатки обоих способов познания мира | Актуализация знаний в виде вопросов Составление опорного конспекта Актуализация знаний в виде вопросов Дискуссия Дискуссия | Опорный конспект ( прил.1) Стихотворение Б.Пастернака «По грибы»; А. Пушкина «Бесы» (прил.4) Видеоряд «Июль» Опорный конспект (прил.1) | Проверка ранее полученых знаний Зрительная оценка активности студентов | ||
4 | 15 | Обобщение характеристик движения | ||||
1.Преподаватель возвращается к поставленному вопросу 2. Для закрепления предлагает прослушать музыкальный отрывок и изобразить процесс движения «РЕФЛЕКСИЯ» 3. Подведение итогов занятия | Обучающиеся формулируют ответ на вопрос, обобщают характеристики движения Слушают музыку, отображают свои впечатления рисунком или словами | Дискуссия | Видео с муз. пьесой «Аврора» | Зрительная оценка активности студентов Выставление оценок |
Приложение 1
Приложение 2
И.Левитан «Утро в Сокольниках»
Приложение 3
Б. Пастернак, «По грибы»
Плетемся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы
Налево и направо.
С широкого шоссе
Идем во тьму лесную
По щиколотку в росе
Плутаем в рассыпную.
А. Пушкин, «Бесы»
Мчатся тучи, вьются тучи:
Невидимкою луна
Освещает снег летучий:
Мутно небо, ночь мутна.
Приложение 4
Б. Пастернак, «Июль»
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтёрши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"
Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"...
Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"
В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....
Методическая разработка урока по дисциплине: Правовое обеспечение профессиональной деятельности "Понятие, содержание и стороны трудового договора"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по дисциплине: Трудовое право и охрана труда "Понятие, содержание и стороны трудового договора"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока "Понятие, элементы договора перевозки"
Для достижения целей в учебном процессе применяются множества различных технологий проведения уроков. На своем уроке я использовала игровые технологии. Игровые технологии постепенно приобщают учащихся...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...
Методическая разработка урока «Понятие компьютерных преступлений и их классификация»
Методическая разработка урока составлена в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОП.14 Информационные технологии в профессиональной деятельности, разработанной в соответствии с требован...