«Методы формирования умений и навыков обучающихся на начальном периоде практического обучения"
статья
Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство.
Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенствующаяся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности. Для квалифицированного рабочего, специалиста, владеющего профессиональным мастерством, характерна также способность быстро переключаться с одних условий труда на другие, оперативно приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям. При этом в условиях подготовки квалифицированных рабочих, специалистов в учебных заведениях начального профессионального образования речь может идти только о формировании основ профессионального мастерства учащихся, ибо настоящее профессиональное мастерство приходит со временем, по мере накопления разностороннего профессионального, производственного опыта, которого пока еще нет у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_varfolomeeva.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ»
ВАРФОЛОМЕЕВА Н.И.,
мастер производственного обучения
ГБПОУ «БРИТ»
Актуальность. Основой, ведущим показателем компетентности квалифицированного рабочего, специалиста является его профессиональное мастерство.
Под профессиональным мастерством понимается высокая и постоянно совершенствующаяся степень овладения определенным видом профессиональной деятельности. Для квалифицированного рабочего, специалиста, владеющего профессиональным мастерством, характерна также способность быстро переключаться с одних условий труда на другие, оперативно приспосабливаться к новым требованиям и перестраивать характер своей деятельности сообразно меняющимся производственным ситуациям. При этом в условиях подготовки квалифицированных рабочих, специалистов в учебных заведениях начального профессионального образования речь может идти только о формировании основ профессионального мастерства учащихся, ибо настоящее профессиональное мастерство приходит со временем, по мере накопления разностороннего профессионального, производственного опыта, которого пока еще нет у учащихся.
Объект: учебно-воспитательный процесс на занятиях учебной практики.
Предмет: Методика формирования умений и навыков обучающихся на занятиях учебной практики.
Цель работы: разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях токарной мастерской на примере работы в группе ТУ-516.
Задачи:
- Изучить теоретические основы формирования умений и навыков обучающихся.
- Провести анализ организации практической деятельности обучающихся в условиях токарной мастерской.
- Создать методические рекомендации по организации практической деятельности обучающихся по профессии «Токарь-универсал» в учебной мастерской.
.
Для процесса обучения характерны основные закономерности, которыми необходимо руководствоваться при организации учебного процесса:
- обучение, воспитание и развитие учащихся, студентов происходит только в процессе их деятельности;
- результаты обучения зависят от осознания обучающимися целей обучения, значимости для них содержания изучаемого;
- результаты обучения в решающей степени определяются в зависимости от уровня познавательной и учебно-производственной активности обучающихся;
- успешность обучения зависит от владения обучающимися учебными умениями;
продуктивность усвоения знаний пропорциональна объему их практического применения; - результативность усвоения знаний и умений зависит от мотивации учения, интереса и внимания обучающихся;
- результаты усвоения учебного материала зависят от индивидуальных способностей и склонностей обучающихся, развития их памяти и особенностей мышления;
- качество знаний и умений обучающихся зависит от эффективности управления учебным процессом со стороны педагога.
В учебном процессе наиболее важным является не отнесение методов к той или иной классификации, а глубокое знание преподавателем, мастером производственного обучения их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.
Упражнения как метод производственного обучения должны удовлетворять следующим основным требованиям:
1) упражнения - это не только повторение, но и движение вперед, очередной шаг в овладении профессией;
2) каждое упражнение должно иметь четкую цель: учебную - чему научиться, что освоить, отработать, закрепить, усовершенствовать, развить, чего достигнуть и т. д. и производственную - что, как и сколько сделать в процессе упражнений. Цели должны сочетаться, причем достижение производственной цели является средством достижения учебной цели. Цели должны быть четко доведены до учащихся и осознаны ими;
3) упражнения выполняются под руководством мастера производственного обучения. Цель мастера при руководстве упражнениями должна быть и целью учащихся. Корректировка деятельности учащихся в процессе упражнений должна производиться прежде всего с позиций реализации учебной цели;
4) выполняя упражнения, учащийся должен иметь прочную сознательную ориентировочную основу своих действий, четко знать, что, как и почему именно так надо выполнять учебно-производственные задания;
5) высокая эффективность упражнений обеспечивается наличием интереса и позитивной мотивацией учебно-производственной деятельности учащихся;
6) в процессе выполнения упражнений учащиеся должны иметь четкие ориентиры для контроля и самоконтроля хода и результатов своих действий (зрительный образ действия, рабочий чертеж, эталон, технические требования, сигнал тренажера и т. п.);
7) на каждом этапе выполнения упражнения учащийся должен четко представлять, каких результатов он добился.
Методика формирования навыка эффективна, особенно на начальном этапе, если при проведении упражнений осуществляется активизация мышления обучающихся. Основным методом формирования навыков считается упражнение. Это не просто многократное повторение отрабатываемых действий. Например, большинство взрослых людей пишет почти каждый день, но почерк и грамотность от этого не улучшаются. Упражнение, построенное как механическое, многократное повторение действий, становится похожим на зубрежку, дрессировку, а поэтому малоэффективно. Подлинное упражнение — многократное, сознательное повторение действия с целью усовершенствования его выполнения. Формирование навыка идет эффективнее, когда обучающиеся знают, что и как надо улучшить при очередном упражнении, стремятся до тонкостей разобраться в технике действия, вникнуть в причины трудностей и ошибок. Стимулировать мысленную активность призван преподаватель.
Итак, во время проведения практических занятий в группе обучающихся по профессии токарь-универсал я, как мастер производственного обучения, ориентируюсь прежде всего на достижение конечного результата у обучающихся в процессе освоения профессии. При этом, мною используются все вышеперечисленные приемы и методы, имеющиеся в арсенале классической педагогики. Подтверждением качества подготовки специалистов данного направления служат положительные отзывы социальных партнеров – работодателей на период производственной практики. Основными социальными партнерами для этой профессии, много лет являются такие крупные предприятия города Улан-Удэ, как АО « Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод – филиал АО «Желдорреммаш» и АО «Приборостроительное производственное объединение». Благодаря использованию перечисленных приемов и методов обучения, выпускники техникума по профессии токарь-универсал имеют высокую востребованность на указанных предприятиях.
Библиографический список
- В.А.Скакун Организация и методика профессионального обучения
учебное пособие, 2007 - Основы педагогического мастерства/ под ред. И.А. Зязюна. — м., 2009.
- Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, С.П. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - м., 2007.
- Прутченков А. С. Методические разработки социально-психологических тренингов. — М., 2000.
- Психология и этика делового общения. 3-е изд. / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. — М., 2000.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — Спб., 2009. Разд. «Педагогическое общение».
- Смит Мануэль . Тренинг уверенности в себе. — Спб., 2000.
- формирование профессиональных навыков у студентов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование умений и навыков на занятиях производственного обучения по профессии электрогазосварщик."
доклад на педагогические чтения...
Организация и проведение общеразвивающих и коррегирующих упражнений при формировании умений и навыков метания мяча в цель в 1-4 классах.
Методика обучения метания мяча в цель 1- 4 классов....
Сообщение о проведении открытого урока формирования умений и навыков по дисциплине "Страховое дело" на тему:"Решение задач по страхованию ответственности"
Урок формирования умений и навыков проводится после изучения важной темы "Страхование ответственности" по дисциплине "Страховое дело"...
Информация по теме "Разработка инструментария контроля знаний, умений и навыков обучающихся"
Информация по самообразованию...
Методическая разработка Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения профессии «Сварщик»
Материалы методической разработки могут быть полезны как преподавателям, так и мастерам производственного обучения вне зависимости от профессиональной направленности для использования в урочной ...
Доклад «Формирование умений и навыков на занятиях учебной практики по профессии электрогазосварщик.»
Доклад служит помощью мастеру производственного обучения при ведении методической работы....
Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике
В статье говорится о методах обучения, формирующих навыки общения с природой, о том как можно увеличить воздействие природы и какие существуют методы наблюдения и опыты....